реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения - (контрольная)

реферат

Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения - (контрольная)

Дата добавления: март 2006г.

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

    Самарская Государственная Экономическая Академия
    Кафедра социально-политических наук
    Контрольная работа
    По дисциплине: “ Социология”

Тема: “Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения”.

    Выполнил: Неудахин Д. Б.
    IV курс, факультет ВВиДО
    Специальность: ФиКР
    Проверил: Бондарев С. И.
    Самара 2001
    План
    Предмет экономической социологии как отрасли социологии

Метод социометрических измерений. Сущность и область применения

    1. Предмет экономической социологии как отрасли социологии

Социология по области своих исследований является одной из наиболее “общих” среди общественных наук. В поисках общих признаков и закономерностей, проявляющихся в различных социальных связях, социология должна действовать также в таких сферах и объектах, для изучения которых имеется собственная область пауки. Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и преподаванием; экономика изучает хозяйственные механизмы, учение о государстве — политические события и закономерности, психология —психологические феномены. Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология.

Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким наукам относятся также философия, история и антропология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях. Как выше уже отмечалось, социология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и теперь естественную связь со своими истоками.

Наиболее близкой к социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называемая “социальной антропологией”. Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека, а также различным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследованиям социологии. Предмет социальной антропологии — ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом социальная антропология и социология совпадают. В этом совпадении нет, однако, ничего методологически порочного, такие случаи известны и в других смежных науках, например, изучение психической системы человека и в психологии и в психиатрии и др. В подобных случаях речь может идти только о совпадении, смежности, но не о дублировании, так как каждая из научных систем акцентирует в одном и том же объекте все-таки разные его стороны для разных же научных и практических целей. Дополняя друг друга, смежные науки и обогащают друг друга. Одним из макрообъектов социологии является духовная культура современного общества. Общее название “общественные и социальные науки”, которое употребляется по отношению к исследованию социальных общностей и социальных отношений, применяется иногда узко только к социологии из-за ее обширности. Однако нормально социология считается лишь одной из общественных наук.

Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется прежде всего социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией. Связи социологии с экономикой и экономическими основами традиционно весьма тесны. Маркс и Вебер являются, пожалуй, самыми известными из исследователей этих связей. Многие социологи, особенно в бывших социалистических странах, вышли из сферы экономики. С точки зрения марксистской социологии и согласно материалистическому пониманию истории, важнейшим содержанием общественного бытия людей является производство материальных благ, благодаря которому удовлетворяются их разнообразные материальные и другие потребности. В конечном счете“способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще”. Он в разной степени воздействует на развитие указанных сфер жизни общества. В этом смысле способ производства выступает как материальная основа существования и развития общества–системообразующее начало, связывающее в единое целое все проявления общественной жизни.

Способ производства предстает как единство двух его основных сторон: производительных сил и производственных отношений.

В сегодняшнем обществе есть и “аутсайдеры”, люди “не у дел”, и люди, попавшие в “ловушку бедности”, и так называемые “новые бедные”, появившиеся в результате непредвиденной потери работы, неспособности справиться с квартирными долгами и т. п. “Рекордная” безработица — тяжелое бремя для национальной экономики. Естественно, что такие перемены прямо или косвенно затрагивают каждого гражданина и каждую сферу общества. Существующие структуры и повседневная деятельность претерпевают изменения, приобретая новые формы, подчиняясь новым требованиям. Новая ситуация требует от индивида и от общества в целом известной гибкости, пересмотра ценностей и адаптации действий соответственно новой обстановке. Такие глобальные проблемы могут решаться только на уровне общества. Экономическая реальность требует целенаправленных усилий хотя бы для отдаления трудностей.

Экономический рост и повышение жизненного уровня —чрезвычайно многогранные показатели качества жизни, включающие в себя компоненты“твердой технологии”(т. е. технологии, на которую индивид не может оказывать влияние; механизмы, станки, машины) и составляющие“мягкой технологии”: экология, сельская и городская община, местная культура, удовлетворительная работа, взаимосвязь труда и досуга, дружеские отношения и др. Таким образом, в условиях благополучия, когда твердая технология стабилизируется, становятся релевантными и показатели мягкой технологии, как то: “направленность к окружающей среде”, “центральное место человека” и “гражданская воля”. Факторы перемен экономической жизни. Глубокие экономические изменения происходят сегодня как на национальном уровне, так и в масштабе мировой экономики. Следующие факторы оказывающие на это влияние: — увеличится зависимость от внешних обстоятельств (вне страны); — станет более разнообразной промышленная структура;

    — увеличится значение ЕС (Европейского сообщества);
    — усилится разделение труда и специализаци

— так называемые “мягкие” ценности и поз ции приобретут большее значение; — усилится значение качества окружают” среды;

—по мере повышения образования людей буд возрастать их социальная и политическая акти ность, стремление участвовать в принятии реш ний; формы этого участия станут более разное разными;

—возрастет техническая вооруженность, а значит, люди станут еще более зависимыми от техн логического уровня их повседневной жизни;

    — усилится значение средств массовой инфо мации;
    — изменится структура населения и рабочей силы;
    — увеличится гибкость рабочего времени;
    — возрастут требования к качеству;

—продолжится безработица и, казалось бы, взаимоисключающее явление - нехватка рабочей сил (работников высокой квалификации, дефицитных профессий); - все большее значение будут приобретать переквалификация и дополнительное образование;

    — возрастет удельный вес энергетических решений;
    еще более повысится роль научных исследований;

возрастут требования к качеству производимой продукции, и применение новых технологий поможет в достижении требуемого уровня качества;

— некоторые новые отрасли вытеснят устаревшие традиционные. Изложенные выше взгляды прогнозируют многосторонние изменения как в социальной отрасли, так и в различных отраслях производства и науки. Развитие международной экономики скажется стремительными изменениями в различных сферах и на разнообразных уровнях общества. От людей потребуется адаптация к переменам, чему может способствовать образование и переквалификация. Гибкость и адаптация требуют социальных знаний и даже социальной квалификации —это новая черта времени. Возможно, что владение социальной квалификацией, highsos, станет в будущем даже важнее, чем владение техникой, hightech.

2. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения. Успешность решения проблемы измерения является одной из главных компонент, составляющих понятие качества социологического исследования. Однако далеко не каждый социолог об этом задумывается. Более того, как показывает опыт, само выражение "проблемы измерения" часто вызывает недоумение: а существуют ли такие проблемы? В чем, собственно, они состоят? Дадим некоторые предварительные определения.

Эмпирическая система (ЭС) интересующая исследователя – это совокупность реальных (эмпирических) объектов с выделенными соотношениями между ними. Последние часто можно выразить в виде некоторых отношений между объектами (любое отношение есть соотношение, но не наоборот), и тогда говорят об эмпирической системе с отношениями (ЭСО). Пример ЭСО —совокупность сотрудников какого-то завода, рассматриваемых как "носителей" удовлетворенности своим трудом с заданным бинарным (т. е. определенным на парах объектов) отношением: "респондент А больше удовлетворен работой, чем респондент Б". Для одних пар это отношение может выполняться, для других нет. Но мы полагаем, что, каких бы респондентов мы ни взяли, разговор о выполнении этого отношения будет осмысленным (ниже мы будем подробнее обсуждать вопрос о подобной осмысленности). Подчеркнем, что ЭС отражает представление исследователя об; изучаемой реальности, процесс ее формирования по существу является моделированием. С учетом этого ЭС можно считать фрагментом реальности.

Математическая система (МС) – это совокупность математических объектов (чаще всего в качестве таковых выступают числа и тогда МС называется числовой) с выделенными соотношениями между ними. Когда последние задаются в виде некоторых отношений между объектами, говорят о математической системе с отношениями или о числовой системе с отношениями (МСО и ЧСО). Измерение отображение некоторой ЭС в МС.

Подчеркнем, что измерение - это всегда моделирование и осуществляется оно как бы в два этапа: сначала мы строим ЭС, затем математическую модель этой системы. Цель такого моделирования —обеспечение возможности использования математики для решения социологических задач.

Шкала –это правило, определяющее, каким образом в процессе измерения каждому изучаемому объекту ставится в соответствие некоторое число или другой математический конструкт. Каждый такой конструкт будем называть результатом измерения объекта, или его школьным значением. Процесс получения шкальных значений называется шкалированием. Нередко понятие шкалы связывают только с использованием числовых МС. Подчеркнем, что в соответствии с нашим пониманием измерения совокупность шкальных значений — это определенная модель реальности. Общим местом стало рассмотрение в качестве основной специфической черты социологического измерения активное использование номинальных, порядковых, интервальных шкал. Предположим, что мы приписываем респонденту число как обозначение, код его профессии. Ясно, что, анализируя полученные числа, мы можем судить лишь об их равенстве или неравенстве: из того, что два респондента закодированы одним числом, следует, что они имеют одинаковую профессию; разным числам отвечают разные профессии. Выражения типа 3 < 5 в таком случае становятся бессмысленными: они не отражают ничего реального. Это — номинальная шкала.

Ясно, что она отвечает отображению ЭСО с заданным отношением равенства в соответствующую ЧСО. Если же, например, каждому респонденту приписано число от 1 до 5 в соответствии с тем, как он ответил на вопрос типа: "Удовлетворены ли Вы своей работой? " (с вариантами ответов от "совершенно не удовлетворен" до "полностью удовлетворен", закодированными цифрами от 1 до 5 соответственно), то мы, кроме равенства и неравенства, можем судить также и о некотором порядке между полученными числами: если одному респонденту приписано число 3, а другому —5, то считаем, что первый меньше удовлетворен работой, чем второй. Но соотношения типа 5—4=2— 1 остаются бессмысленными с содержательной точки зрения. Это — порядковая шкала. ЭСО в данном случае содержит два отношения — равенства и порядка. Совокупность эмпирических отношений, отражаемых с помощью интервальной шкалы, богаче, она дает возможность отразить еще и порядок расстояний между шкалируемыми объектами. Предположим, например, что мы измерили отношение студентов к учебе и в результате получили, что четырем респондентам у4, Бу Ви /"оказались приписанными соответственно числа 1, 2, 3 и 8. Если мы знаем, что была использована порядковая шкала, то, интерпретируя результаты измерения, можно бытьуверенными только в том, что респондентА хуже всех относится к учебе, респондент Б —получше и т. д. При использовании же интервальной шкалы мы можем получить дополнительную информацию: различие по отношению к учебе между респондентами А и Б меньше, чем различие между респондентами В и Г . А такого рода сведения весьма полезны. Итак, если мы получаем числа, для которых "физически" осмыслены равенства типа 5—4=2— 1 или 8 —3 > 3 -* 2, то считаем, что они отвечают интервальной шкале. Эта шкала обычно считается "хорошей" в том смысле, что соответствующие шкаль-ные значения в достаточной мере похожи на обычные числа (вопрос о смысле "похожести" часто даже не ставится; одна из наших задач—уточнить его). По интервальным шкалам обычно считают полученными значения таких признаков, как возраст или зарплата. ЭСО в данном случае содержит отношения равенства и порядка как для объектов, так и для расстояний между объектами. Интервальные шкалы часто называют шкалами высокого типа, количественными, числовыми. Номинальные же и порядковые шкалы — шкалами низкого типа, качественными, нечисловыми. Смысл таких определений очевиден: числа, полученные с помощью шкал высокого типа, больше похожи на те числа, которые знакомы каждому из нас со школьной скамьи.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.