Отношение студентов к браку - (курсовая)
Дата добавления: март 2006г.
Министерство образования РФ Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева. Кафедра социологии, политологии и социального менеджмента. Курсовая работа на тему: Отношение студентов к браку. Разработали: студент гр. 5313 Алмазов А. Проверила: Нигматуллина Г. Р Оценка: ______________________ Казань 2002 Содержание. I . ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ. 1. 1. Теоретический раздел. 1. 1. 1. Формулировка и обоснование проблемы. 1. 1. 2. Определение объекта и предмета исследования. 1. 1. 3. Цели и задачи исследования. 1. 1. 4. Предварительный анализ объекта исследования. А. Логический анализ основных понятий. Б. Основная гипотеза. В. Вспомогательные гипотезы. 1. 2. Организационно - методический раздел. 1. 2. 1. Определение выборочной совокупности. 1. 2. 2. Рабочий план исследования. II . ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2. 1. Анализ сводных данных. 2. 2. Анализ корреляций и связей. 2. 2. 1. Двумерное распределение. III . ПРИЛОЖЕНИЯ. 3. 1. Анкета. 3. 2. Сводные данные. 3. 2. 1. Паспортичка. 3. 2. 2. Гистограммы одномерных распределений. IV . ЗАКЛЮЧЕНИЕ. I. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ. 1. 1. Теоретический раздел. 1. 1. 1. Формулировка и обоснование проблемы.
Сейчас такое время когда большинство молодёжи вступают в брак необдумав своё решение на столько серьёзно, на сколько требует данный вопрос. Многие считают, что получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Мало того, что часть из них вступает в брак не достигнув совершеннолетия, но и делают это без согласия родителей. Прожив некоторое время, у многих из них это приводит к разводу. С теоретической точки зрения объективно- дистантное рассмотрение брака не только задает отчужденность в подтексте, но и, извлекая на свет божий“зеркало статистики”, кроме более или менее любопытных частных выводов приводит к довольно тривиальным общим выводам типа “крепок брак — крепка держава” и наоборот. А так как о крепости державы сегодня говорить не приходится, то, хотим мы того или нет, подводим студента к выводу о том, что стоило бы переждать социальные бури, прежде чем пускаться в семейное плавание. Поэтому необходим поиск иных подходов к раскрытию семейной проблематики. Один из таких подходов —ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассмотреть семью как ценность, выработанную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее дальнейшее распространение в качестве составляющей прогресса. Этот подход позволяет абстрагироваться от многих тривиальных аспектов темы, от всех проблем, не попадающих в фокус ценностного рассмотрения (дефиниции брака и семьи, их эволюция в ходе истории и др. ), отвлечься от сколько-нибудь полного обзора результатов конкретно-социологических исследований, посвященных различным сторонам семьи и семейных отношений. Исследования эти, безусловно, нужны, но их избыток может создавать иллюзию того, что наличие таковых в качестве обязательного базиса любого изыскания является, чуть ли не единственным критерием научности в социологии. Намеченный ценностный подход к семье в принципе не может быть реализован посредством эмпирии, ибо, не будучи саморазвивающейся системой, семья сама в себе не содержит большую часть того материала, который мог бы послужить для объяснения и понимания того, что она есть, и что с ней должно произойти. Ценностный подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Известно, что семья поаспектно включена в рассмотрение многих наук —философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду с другими) аспекта. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т. к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. В настоящее время в России насчитывается 40 млн. семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми. За период между переписями с 1970 по 1979 г. в СССР было заключено примерно 23 млн. браков и оформлено около 7 млн. разводов. В 80-х гг. ежегодно заключалось 2, 7 млн. и в то же время расторгалось 900 тыс. брачных союзов. Ежегодно без отца остается примерно 300 тыс. детей. Следует отметить еще одну особенность советских семей: если в 1959 г. 10% всех семей были национально-смешанные, то в 1979 г. их стало уже 15%. Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях). Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная. Сейчас средняя семья в России состоит из 3, 2 человека. Этот показатель существенно различается в зависимости от региона бывшего СССР. Наибольший показатель имеет население Таджикистана и Азербайджана (средняя численность детей составляет 5—6 человек), а наименьший показатель — население стран Прибалтики, Белоруссии. Здесь значительный удельный вес занимает семья с одним ребенком. Наличие единственного ребенка характерно для большинства городских семей. И хотя в 80-х гг. количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны. Итак, что же является самым главным, чтобы брак стал прочнее и романтичнее? Согласно последним данным, пары, брак которых удался, и супруги стали действительно близки друг другу, вовсе не стремятся проводить вместе все вечера и выходные дни. Они просто бывают вместе в разное время, встречаясь иногда всего на пять минут, но эти встречи приносят радость. Общеизвестны факты, свидетельствующие о росте количества разводов, глубоком кризисе института семьи и снижении рождаемости. Более того, семейные проблемы увеличивают риск возникновения душевных и физических недугов как у взрослых, так и у детей. Проблемы и напряженность в семьях влияют на всех нас. Трудно оспорить то, что многие беды общества уходят корнями к негативным факторам, порожденным супружескими конфликтами и развалом семей. Например, согласно последним исследованиям (1996 года) малазийского антрополога Сюзан Мулайо, мужчины и женщины эволюционировали отдельно. Женщины произошли от очень добрых и спокойных макак резусов, а мужчины—от шумных и злобных бабуинов. То есть, как считает доктор Мулайо, это два разных биологических вида. “Теперь, когда мы знаем, почему мы разные, — говорит антрополог, — может, мы наконец научимся ладить друг с другом”. Другой ученый, американский психолог Бердуисл, занимающийся проблемой разводов, пришел к выводу, что тайна семейного счастья кроется в поговорке“Молчание — золото”. Оказывается, что люди, прожившие в браке много лет, в принципе немногословны: разговаривают друг с другом максимум полчаса в сутки. Вряд ли это решение проблемы, просто для настоящей ссоры времени маловато. Если проанализировать причины разводов, то главной из них является физическая несовместимость супругов. Именно к такому выводу пришла генеральный секретарь Бюро социальной гигиены США доктор Кэтрин Бимент Дэвис, тщательно опросив 1000 замужних женщин и 1000 женатых мужчин. Все они ответили на 400 вопросов об их супружеской жизни. Итак, сексуальная дисгармония занимает первое место среди причин, приводящих к разводу. На втором месте — различия во мнениях относительно того, как проводить досуг. На третьем — финансовые затруднения и на последнем — психические или эмоциональные нарушения.
Причин много, результат один — развод.
Думаю, в моем исследовании мне удастся выяснить причину раннего брака и причины разводов. Интересно подтвердятся ли исследование ученых.
1. 1. 2. Определение объекта и предмета исследования. Объект.
Объектом моего исследования является студенческая молодежь. Большое количество молодежи относится к браку совершенно не серьёзно, в результате чего это приводит к частым разводам.
Предмет. Отношение студентов к браку. 1. 1. 3. Цель задачи исследования. Целью данного социологического исследования является:
Выяснение причин приводящие к частым разводам и непродолжительным бракам.
Задачи. 1) Выяснить главную причину вступления в брак. 2) Исследовать специфику отношения к браку со стороны: а) девушек и парней, б) людей разной “национальности”. 3) Выяснить причины расторжения браков. 1. 1. 4. Предварительный анализ объекта исследования А. Логический анализ. Логический анализ основных понятий.
Изучение противоречия между принципиальными социальными интересами включает в себя выяснения содержания следующих понятий: Брак- семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления брака, в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. В многих странах при оформлении брака нередко заключается брачный контракт. Брачный контракт- (используется в некоторых государствах) это письменное соглашение жениха и невесты о режиме их имущества после вступления в брак. Брачный возраст- это установленный законом минимальный возраст вступления в брак (в России 18 лет). В некоторых случаях допускается снижение брачного возраста на 1 или 2 года. Однако в любом случае брачный возраст не может быть ниже 16 лет. Семья- основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Расторжение брака (развод)- прекращение брака при жизни супругов. В России осуществляется по заявлению одного или обоих супругов в судебном порядке, а при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, в органах загса.
Б. Основная гипотеза. Студенты легкомысленно относятся к браку. В. Вспомогательные гипотезы. 1) Большинство студентов относятся к браку положительно
2) Многие студенты считают несовместимым, брак и учеба в ВУЗе. 3) Практически все считают подходящим возрастом для вступления в брак 20-30 лет. 4) Родители некоторых студентов к браку с разными национальностями относятся негативно. 5) По мнению большинства, главой семьи должен быть мужчина. 6) Брак в раннем возрасте отрицают практически все.
7) Главной причиной расторжения брака является- измена. 1. 2. Организационно - методический раздел. 1. 2. 1. Определение выборочной совокупности.
Случайным образом отобраны студенты Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева - представители III курса, технической специальности(дневного отделения с каждой группы по 9-10 человек). Таким образом, общее число респондентов составляет 60 человек.
1. 2. 2. Рабочий план исследования. Исследование включает в себя следующие этапы:
1) определение поля и объекта исследования - подбор студентов - респондентов; 2) разработка программы исследования предмета анализа, гипотез, анкет; 3) тиражирование анкет для анкетеров; 4) определение единиц наблюдения процедура выборки респондентов; 5) подготовка методик и процедур КСИ; 6) сбор первичной информации и ее обработка (без помощи средств ЭВМ); 7) анализ итогов предложения выводов и рекомендаций. Сроки составления программы и методического отчисления – сентябрь 2002 г. , написание отчета - до 31 декабря.
II. ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2. 1. Анализ сводных данных.
Страницы: 1, 2
|