p>Ответ на этот вопрос зависит от решения трех предворительных вопросов: Достаточно ли важен сам класс явлений, которые социология изучает представляет ли он явление sui generis свойства которого не имеются в других классах явлений Не изучается ли он другими науками, появившимися раньше социология , и потому делающими последнюю как самостоятельную науку излишней
Попытаемся ответить на эти вопросы. Практическая и теоретическая важность социологии.
Практическая важность изучения явления человеческого взаимодействия несомненна хотя бы потому, что в изучении их мы кровно и эгоистически заинтересованы. Теоретическая важность социология становится очевидной в том случае, если мы докажем, что свойства явлений, изучаемых ей не имеется в других классах наук и не изучаются другими науками, т. е. необходим ответ на два последних вопроса. Рассмотрим их следующим образом
а) Социология и физико-химические науки
Класс явлений взаимодействия между людьми несводим к простым физико-химическим и биологическим процессам. М. б. в далеком бузующем наука сведет их к последним и объяснит весь сложный мир межчеловеческих явлений законами физики и химии. Во всяком случае такие попытки были и продолжают иметь место. Но пока - увы! Что из этого получилось ? Мы имеем ряд формул вроде того, что: “ сознание есть течение нервно-энергетического процесса “, “ война, преступление и наказание “ суть явления ” утечки энергии “, “ продажа- покупка - это реакция обмена “ , ” сотрудничество - есть сложение сил “, “ социальная борьба - вычитание сил “ , “ вырождение - распадение сил ” Даже если это и верно, то то что мы приобретаем от таких аналогий ? Всего лишь неточное сравнение. Такой же вывод можно сделать и по адресу создания социальной механики, в которой идет транспортировка понятий механики в область человеческих взаимоотношений. Здесь индивид превращается в “ материальную точку ”, окружающая его среда социочеловеки - в “ поле сил ” и т. д. Отсюда идут теоремы вроде следующей: “ увеличение кинетической энергии индивида равно уменьшению энергию потенциальной ”, “ совокупная энергия социальной группы в отношение ее работы в некоторый момент Т, равна совокупной энергии, которую она имела в первоначальный момент Т0, увеличенной совокупностью работы, которую в этот промежуток времени ( Т1- Т0) произвели все посторонние группе силы, действовавшие на индивидов или элементы этой группы ” и т. п. Хоть это о и верно с точки зрения механики, но нам ничего не дает для раскрытия межчеловеческих взаимодействий, т. к. в этом случае люди перестают существовать как люди в отличие от неодушевленных предметов и становятся только материальной массой. Если преступление есть утечка энергии, то значит ли, что всякое рассеяние энергии есть в то же время и преступление ? То есть в данном случае наблюдается не изучение социального общения людей, а изучение людей как обычных физических тел. Тем больше оснований для существования особой науки, изучающей людей и их взаимодействия как человеческое, со всем своеобразном богатством его содержания.
б)Социология и биология, в частности, экология.
Мир человеческих взаимодействий не изучается такими биологическим дисциплинами, как морфология, анатомия и физиология. имеющими дело не с междучеловеческими процессами, а с явлениями данными в пределах или внутри человеческого организма. Иначе состоит дело с экологией как частью биологии. Экология - наука изучающая отношение организм а к окружающей его внешней среде, в смысле совокупности условий существования ( органических и неорганических ). Экология. изучающая взаимоотношение организмов друг к другу расходится на две ветви: 300-социологию, имеющую своим предметом взаимоотношения животных друг к другу ( животные сообщества ). и фито-социологию, социология исследующую взаимоотношения растений друг к другу ( растительное сообщество) Как видим, экология имеет объектом изучения класс явлений, аналогичный тому. какой является предмет социология . И тут и там изучаются факты взаимодействия. И тут и там подвергаются исследованию процессы взаимодействия организмов ( ибо и homo Sapiens есть также организм ) Не поглащается ли таким образом социология экологией ? Ответ таков: если люди ни чем не отличаются от а амеб и других организмов, если они не обладают специфическим и свойствами Их можно поставить знак равенства между человеком и амебой или другим организмом, между человеком и растением - тогда, да, тогда никакой особой homo- социологи и не нужно. Однако напротив, 300 - и фито - социология не только не делают излишней homo- социологию, но и требуют ее существования.
в)Социология и психология
1. Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социология различны. Индивидуальная психология исследует состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания. Она не может распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не может отождествляться с социологией. Коллективная или, как ее иначе называют, социальная психология имеет объект изучения частично совпадающий с объектом социологии: это явления человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды “ неоднородные ” и “ имеющее слабо организованную связь “ ( толпа, театральная публика и т. д. ) В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в агрегатных ” однородных “ и “ органически соедененных “, которые изучает социология. Ясно, что они ( со и социальная психология ) не подменяют друг друга, а более того социальная психология могла бы стать главной со, одним ее разделом, как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми. Психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а со изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений. г) Социология и специальные дисциплины, изучающие взаимоотношения людей. Все социальные науки : политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т. д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специальной точки зрения. Так, наука права изучает специальный вид явлений человеческих взаимоотношений: вверителя и должника, супруги и супруга. Объект политической экономии - совместная хозяйственная деятельность людей в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Наука нравов изучает коллективные способы мышления и действия людей Мораль - определенный вид человеческого поведения и дает рецептуру должного взаимодействия Эстетика - изучает явления взаимодействия, складывающихся на почве обмена эстетическими реакциями ( между актером и зрителями, между художником и толпой и т. д. ) Короче, социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей. А со занимает в сиситеме общественных и гуманитарных наук особое место. Это объясняется следующим.
со является наукой об обществе, его явлениях и процессах
она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук все общественные и гуманитарные науки… изучающие различные стороны жизнедействия общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей техника и методика изучения человека и его деятельность, методы социального измерения и т. д. разрабатываемые социологией необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками. Сложилась целая система исследований проводимых на стыке со и других наук ( социально-экономические, социально-политические и т. д. ) Положение социологии среди других общественных и гуманитарных наук можно проиллюстрировать следующей формулой Если имеется n разных объектов для изучения, то наук их изучающих, будет n +1, т. е. n наук, изучающих объекты, и n +1-я - теория изучающая то общее, что присуще всем этим объектам. Со занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованную об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур. Положение со по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания. Положение общей части физики - к акустике, слектронике, учению о свете и т. д.
д) Социология и история
В системе общественных наук есть дисциплина, с кот орой связь социологии является наиболее тесной и взаимонеобходимой. Это история И история, и со имеет объектом и предметом своих исследований общество и его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят социальную действительность...
Социологический факультет Лекция №2 Функция, структура и метод социологии План Функции социологии Структура социологии Метод социологической науки I. Функции социологии.
Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей с повседневной практикой общества. В функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной науки. Назначение социологии обусловлено потребностями функционирования и развития социальной сферы жизни общества и человека.
Таким образом социология, изучая общественную жизнь
во-первых: решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности , описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. Теории и концепции, разрабатываемые в этой области, отвечают на два вопроса:
1) “что познается? ” — объект; 2) “как познается? ” — метод;
т. е. связаны с решением гносеологических (познавательных) задач и формируют теоретическую, фундаментальную социологию. во-вторых: изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Это область прикладной социологии. Теоретическая и прикладная социология различаются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследования. Прикладная социология ставит перед собой задачу, используя познанные фундаментальной социологией законы и закономерности в развитии общества, найти пути, средства преобразования этого общества в положительном направлении. Поэтому она изучает практические отрасли человеческой деятельности, например, социологию политики, социологию права, труда, культуры и т. д. и отвечает на вопрос
“для чего? ”:
(для социального развития, для формирования правового общества, для социального управления и т. д. ) Деление социологического знания по ориентации на фундаментальное и прикладное достаточно условно, т. к. и то и другое вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач. Это же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям: они могут быть ориентированы и на решение практических задач. С учетом этих двух аспектов функции социологии могут быть представлены и сгруппированы следующим образом:
Фундаментальные — Познавательная: 1) дескриптивная (описательная) 2) диагностическая 3) прогностическая (попытка предвидеть) 4) моделирования социальных объектов Прикладные — Прогнозная — Социального проектирования и конструирования — Организационно-технологическая — Управленческая — Инструментальная Познавательная функция Социология изучает социальное.
Раскроем это понятие, т. к. оно является для социологии ключевым. Социальное —это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Любая система общественных отношений (экономическая, политическая, культурно-духовная) касается отношения людей друг к другу и к обществу, а значит имеет свой социальный аспект. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или группы (общности) независимо от их физического присутствия. Социальное возникает в результате того, что люди занимают различные места и роли в конкретных общественных структурах, а это проявляется в их различных отношениях к явлениям и процессам общественной жизни. Вот что такое— социальное. Социология призвана именно это изучать. С одной стороны социальное — это непосредственное выражение общественной практики, с другой —оно продверженно постоянному изменению из-за воздействия на него этой самой общественной практики. Перед социологией стоит задача познания в социальном устойчивого, существенного и в то же время постоянно меняющегося, анализ соотношения постоянного и переменного в конкретном состоянии социального объекта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|