Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи) - (курсовая)
Дата добавления: март 2006г.
Министерство образования Российской Федерации
Восточно-Сибирский государственный технологический университет Институт устойчивого развития
Кафедра “Социальные технологии”
Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи)
(Курсовая работа) Выполнил студент гр. 729-2 _____________ К. А. Дандаров Научный руководитель Доктор социологических наук, _______________П. А. Чукреев Улан-Удэ 2002 Оглавление Введение………………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Методологические основы технологий регулирования занятости 1. 1. Понятия “занятость” и “рынок труда” как предмет научного исследования…………………………………………………………. 7 1. 2. Нормативно правовые основы регулирования занятости……….... 12 Глава 2. Технологии регулирования занятости молодежи
2. 1. Молодежь на рынке труда……………………. ……………………. 17
2. 2. Технологические подходы в решении проблем незанятости среди молодежи (анализ деятельности городского центра занятости населения города Улан-Удэ)………………………………………...23 2. 3. Практическое применение методов изучения субъектов рынка труда (опрос среди посетителей ярмарки-выставки вакантных мест 9 октября 2001 года в городе Улан-Удэ)………. …………………...30
Заключение………………………………………………………………………. 40 Список использованной литературы………………………………………….... 42 Введение
Актуальность темы исследования. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодых людей, занятых в непроизводственной сфере, а это требует внесения изменений в их трудовую подготовку и переподготовку. Выбранные молодежью социальные ориентиры во многом определяют будущее общество. Составляя 48% общей численности экономически активного населения, молодые люди от 16 до 29 лет имеют наименьшую конкурентоспособность за рабочее место на рынке труда. По данным переписи населения в 1989 году, молодежи от 14 до 30 лет насчитывалось в Российской Федерации 34, 4 млн. человек. За последние 10 лет численность молодежи сократилась на 4, 8 млн. человек. Падение рождаемости в нашей стране привело к старению населения, увеличилась доля 25-29–летних. [1 Чукреев П. А. Социальные технологии регулирования занятости. - Улан-Удэ, 1999. – С. 58. ] Однако, границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигшего нужного уровня благосостояния и культуры. Воздействие этих факторов проявляется в продолжительности жизни людей, в расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж или пойти работать. К 30 годам человек, как правило, достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе. Незанятость молодых людей ведет к негативным проявлениям, как в сфере экономики, так и в сфере социальной жизни общества. С ростом числа незанятых складывается“нерациональная структура занятости”. На большинстве предприятий сохраняется значительная численность неполностью занятых работников, что, как правило, ведет к снижению производительности труда и реальных доходов. Также молодежная среда становится опасной “криминогенной зоной”. Так, в 1997 году число совершенных малолетними преступниками грабежей увеличилась в 2, 2 раза; хулиганств в 1, 6 раза; мошенничеств на 75, 8%, вымогательств –2, 2 раза. Из года в год растет число женских преступлений. Большую тревогу в России вызывает тенденция к омолаживанию женской преступности. В воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержится сегодня 1136 девочек–подростков. Большая часть осуждена за тяжкие преступления. В 1997 году было зафиксировано 150 случаев детоубийства. Как правило, на убийство детей идут молодые матери, не нашедшие себя в жизни, без семьи, без жилья, без работы. [2 Павленок П. Д. Основы социальной работы. - М . , 1999. – С. 112. ] Проблемы наркомании, алкоголизма и проституции отчасти являются производными безработицы. Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов, членов экстремистских политических течений. Также молодежь не может избежать негативного воздействия пороков и издержек в ходе реформирования системы государственной власти, породивших скептицизм, недоверие, потерю идеалов. Суть преобразований государства должна состоять в том, чтобы связать потребности и интересы молодежи с потребностями и интересами общества, включить ее в процесс преобразования. Таким образом, проблема занятости молодежи является актуальной социальной проблемой, поэтому требует особого внимания, как со стороны государственной власти, так и со стороны общества в целом. Научная разработанность темы. В исследовании данной проблемы заметно преуспели зарубежные социологи и экономисты. Но и в нашей стране эта тема не осталась без внимания специалистов. Уже в двадцатых годах XX века, данная тема рассматривалась такими авторами как: Н. М. Блинов, Зайцев, В. П. Шубин и другими. [3 См. : Блинов Н. М. / Социологические исследования труда и воспитания Советской молодежи; Зайцев / Труд и быт рабочих подростков; Шубин В. П. / Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность. ] В конце XX века в связи с реформированием России и резким увеличением проблем безработицы, заметно возросло количество работ по социологическим и экономическим дисциплинам, посвященных проблеме занятости в обще и молодежи в том числе. [4См. : Маслова Е. С. / Современные процессы занятости и проблемы их регулирования; Лисовский В. Т. / Социология молодежи; Романова Т. В. / Оптимальное регулирование занятости населения в режиме технополиса; Разумова В. Т. / Положение и поведение молодежи на рынке труда. ]Однако большинство работ имеет относительно поверхностный характер и изучает лишь отдельные аспекты проблем безработицы среди молодежи. К числу наиболее известных и фундаментальных исследователей проблемы занятости молодежи в современной России относится П. А. Чукреев. [5Чукреев П. А. Социализация молодежи в обществе переходного периода. - Улан-Удэ, 1999; Молодежь на рынке труда депрессивного региона. – Улан-Удэ, 1998; Социальные технологии регулирования занятости молодежи. – Улан-Удэ, 1999. ] Целью исследования данной курсовой работы является изучение методических подходов, форм и методов регулирования занятости молодежи, как одного из слабозащищенного слоя населения, нуждающегося в государственной поддержке.
Цель работы определяет задачи, которые необходимо решить:
Рассмотреть методические основы технологий регулирования занятости. Рассмотреть нормативно-правовые основы регулирования занятости молодежи. Изучить проблему занятости молодежи на современном рынке труда. Выявить технологические подходы в решении проблем незанятости молодежи. Исследовать данные социологического опроса для практического применения методов изучения субъектов рынка труда. Объект исследования –молодежь как социально-демографическая группа, имеющая специфические особенности социального положения и в силу этого наиболее уязвимая к проблеме незанятости. Предметом исследования –является изучение методических и технологических подходов к регулированию проблем занятости молодежи. Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования основных положений для написания других курсовых работ и использовании их на научно-практических конференциях. Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Методологические основы технологий регулирования занятости 1. 1. Понятия “занятость” и “рынок труда” как предмет научного исследования
Для изучения методологических основ социальных технологий регулирования занятости молодежи, необходимо определиться с понятийно-категориальным аппаратом проблем занятости. Поскольку “занятость населения”, очень часто соотносится с понятиями “незанятость” и “безработица”, мы остановимся на определении этих терминов. Безработица, определяется как состояние отсутствия занятости по найму или в собственном деле, даже если человек подготовлен к такой деятельности. [6 Джери Д. , Джери Д. Большой толковый социологический словарь. – М. , 1999. – Т. 1. - С. 51. ] Более подробнее, категории “занятость” и “безработица” определены в работах Чукреева П. А. в том числе “Социальные технологии регулирования занятости в условиях регионального рынка труда”. Международное стандартное определение безработицы базируется на трех критериях, которые должны удовлетворяться одновременно: "без работы", "сейчас готов приступить к работе" и "ищет работу". Соответственно "безработные" включают всех лиц старше возраста, установленного для измерения экономически активного населения, которые в течение отчетного периода: а) были "без работы", то есть не работали за плату по найму или на собственном предприятии, как это предусмотрено международным определением занятости; б) были "сейчас готовы приступить к работе", то есть, готовы начать работать за плату по найму или на собственном предприятии в течение отчетного периода; в) "искали работу", то есть предпринимали конкретные шаги в конкретный (прошлый) период с целью найти оплачиваемую работу по найму или на собственном предприятии. Согласно международному определению к "занятым" причисляются все лица старше возраста, установленного для измерения экономически активного населения, которые в течение одной недели относились к следующим категориям: - занятые по найму: 1) "работающие", лица, которые в течение отчетного периода выполняли определенную работу за заработную плату или жалование деньгами или натурой; 2) "имеющие рабочее место, но не работающие", лица, которые уже работали на своем последнем рабочем месте, но временно не работают в течение отчетного периода, хотя формально сохраняют за собой рабочее место; - занятые на собственном предприятии: 1) "работающие", лица, которые в течение отчетного периода выполняли определенную работу для получения прибыли или семейного дохода деньгами или натурой; 2) "имеющие предприятие, но не работающие", лица, имеющие предприятия, которые временно в отчетном периоде не работали по той или иной причине. [7Чукреев П. А. , Чукреев Е. П. Социальные технологии регулирования занятости в условиях регионального рынка труда: Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2000. – С. 46. ] В целом, занятость населения предполагает степень участия трудоспособного населения в общественном труде, деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).
Занятыми считаются граждане:
работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу); временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами; самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также члены производственных кооперативов; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел; обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение, по направлению Федеральной государственной службы занятости населения. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности. [8 Социальная работа: Словарь-справочник. / Под ред. В. И. Вилоненко. – М. , 1998. – С. 86. ] Регулирование занятости и решение проблем безработицы осуществляется, прежде всего, на рынке труда. В определение “рынок труда” в основном включают следующее содержание: рынок труда это система экономических отношений между субъектами рынка, покупателями (нанимателями) и продавцами (работниками) рабочей силы. [9Чукреев П. А. , Чукреев Е. П. Социальные технологии регулирования занятости в условиях регионального рынка труда: Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2000. – С. 16. и Джери Д. , Джери Д. Большой толковый социологический словарь. – М. , 1999. – Т. 2. - С. 174] Таким образом, рынок труда можно определить как процессы движения рабочей силы, ее включения в общественное производство, высвобождения, использования, распределения и перераспределения. [10 Социальная работа: Словарь-справочник. / Под ред. В. И. Вилоненко. – М. , 1998. – С. 239. ] Теоретические основы исследования проблем занятости населения, как известно, заложены в классической экономической теории А. Смита и Д. Рикардо, предполагавших, что обеспечение труда определяется его стоимостью –уровнем заработной платы. Что касается процессов регулирования рынка труда имеющего стихийный характер, то здесь, по их мнению, происходит самокоррекция спроса и предложения, и рынок труда во вмешательстве государствах не нуждается.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|