реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История становления и развития социологии - (реферат)

реферат

История становления и развития социологии - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Оглавление стр.
    Введение 3
    Основная часть 4 - 10
    О. Конт – родоначальник социологии. Учение о трех 4
    стадиях развития общества. Солидарность и согла
    сие. Социальная статика и динамика.
    Социальные условия и теоретические предпосылки 4 - 6
    Возникновения социологии.
    Классический тип научности социологии. Учение о 6
    Методе Э. Дюркгейма.

2. 4 Нетрадиционный тип научности. “Понимающая со- 6 - 7 циология” Г. Зиммеля и М. Вебера.

    Основные принципы материалистического учения 7 - 8
    об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса.

Развитие социалистической мысли в России. 8 - 10 Заключение 11

    Список литературы 12
    Введение

Расширить и углубить представление о социологии как о науке помогает изучение истории ее становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формирования новой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, поскольку определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV века до нашей эры в работах Платона, Аристотеля и др. Еще активнее эта проблема разрабатывается в Новое время в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. Можно ли считать, что тогда уже существовала социология как самостоятельная наука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о социальной философии как предшественнице социологии.

Для ответа на вопрос о времени появления социологии мы должны опираться на критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, что для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдельной социальной науки начала признаваться научным обществом.

    Основная часть

О. Конт –родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества. Солидарность и согласие. Социальная статика и динамика.

История свидетельствует, что социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным обществом в 40-х годах XIX века после опубликования О. Контом третьего тома его важнейшей работы“Курс позитивной философии” в 1839 году, где он впервые использовал термин “социология”и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия поставить учение об обществе на научную основу и явилась тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии.

В системе О. Конта обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической стадии, человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, апеллируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической стадии, он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. На третьей, позитивной, или научной стадии человек отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.

Переход от одной стадии к другой в разных науках происходит последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип–от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же– это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на “позитивный метод”. Последний означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных– надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.

Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации труда. Благодаря этим факторам появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества–чувство солидарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология. О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Как было указано выше, социология возникает в конце 30-х –начале 40-х годов XIX века. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной

прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О. Конт и другие“отцы основатели социологии” – Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер –предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является“позитивный метод”. Этими различными идеологическими установками было продиктовано и различие в истолковании тех научных открытий, которые произошли в 30-х–40-х годах XIX века. В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями того времени являются открытия клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном (1838–1839г. г. ), на основании которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и создание Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического материализма, основным элементом которого является учение о диалектике– “алгебра революции”, как ее назвал В. И. Ленин. Эти открытия стали основой для создания учения об обществе, основанного на принципах биологии, -“органической теории развития общества”. Пока речь шла в основном о социологических условиях и естественнонаучных предпосылках возникновения теоретической социологии. Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология и методика конкретносоциологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII–XVIII веках Джон Граунд и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунд применил их в 1662 году к анализу уровня смертности. А работа известного физика и математика Лапласа“Философские очерки о вероятности” построена на количественном описании динамики народонаселения. Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX века вело к быстрому росту городов–урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных, увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускорено формируется“средний слой”и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились“социальные болезни общества”, с другой –объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить“лекарство” от этих “болезней”.

Особенно интенсивно развитие капитализма в то время происходило в Англии и Франции. Видимо, этим объясняется, что именно в этих странах появляется наибольшее количество работ, посвященных социальным проблемам развития общества.

Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX века Адольфа Кетле“О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни”. Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии. Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистики рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

Классический тип научности социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма. Как отмечалось выше, социология вычленилась в качестве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научности. Один из крупнейших историков социологии Ю. Н. Давыдов считает необходимым говорить о последовательном возникновении в рамках социологии, по крайней мере, трех типов научности: классического, неклассического и промежуточного, электрического.

Классический тип научности, по его мнению, был представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Основные принципы классической методологии сводятся к следующим: 1) Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. 2) Поэтому социология должна строиться по образу естественных“позитивных”наук. 3) Методы социального исследования должны быть такими же точными. 4) Важным критерием научности является объективность содержания знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в себе субъективные впечатления и умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании“социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий”. Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. Первое правило состоит в том, чтобы“рассматривать социальные факты как вещи”. Второе правило состоит в том, чтобы “отмежеваться от всех врожденных идей”. Третье правило состоит в признании примата целого над составляющими ее частями, то есть источник социальных фактов находится в обществе, - общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами. Социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе оттого, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой субстрат–коллективное сознание. Для того чтобы возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.

Нетрадиционный тип научности. “Понимающая социология” Г. Зиммеля и М. Вебера. Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем и М. Вебером. Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее: приверженность к точным фактам, метод понимания и отнесения к ценностям.

Г. Зиммель и М. Вебер отвергли в качестве предмета социологического знания такие понятия, как“общество”, “народ”, “человечество”, “коллективное”. Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Исходя из своего представления о предмете социологии и ее месте среди других наук, Г. Зиммель и М. Вебер формулируют ряд методологических принципов, на которые, по мнению, опирается социологическое знание: 1) Требование устранения из научного мировоззрения представления из объективности содержания наших знаний. Социальная наука должна исходить из признания принципиаль ного различия между социальной теорией и действительностью. 2) Социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых“научных прогнозов”. Строго следование этим двум правилам может создать впечатление, что социологическая теория не имеет объективного, общезначимого смысла, а является плодом субъективного произвола. Чтобы снять это впечатление, Г. Зиммель и М. Вебер утверждают: 3) Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятельность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, прежде всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям. 4) Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.