p>Показатели эффективности деятельности региональных органов Федеральной службы занятости ( в % )
Субъек ты РФ Основные показатели Справочно ( на конец года ) 1 2 3 4 1995г 1996г 1995г 1996г 1995г 1996г 1995г 1996г Российская Федерация 6, 8 9, 7 41, 2 43, 9 1, 0 2, 0 3, 1 5, 8 1 группа (с наилучшими показателями) Костромс-кая 20, 5 27, 9 63, 5 55, 7 3, 7 5, 6 7, 5 18, 4 Ивановс-кая 17, 5 23, 1 43, 1 33, 4 5, 1 8, 4 27, 0 110, 5 Удмуртс-кая 15, 4 22, 6 50, 8 53, 6 2, 7 4, 6 11, 7 21, 4 Чувашская 15, 7 21, 5 60, 3 49, 2 2, 9 4, 7 30, 5 38, 6 Владимирская 11, 9 19, 8 50, 7 50, 0 3, 0 5, 7 9, 5 18, 1 Кировская 11, 7 19, 8 43, 6 48, 8 2, 6 5, 6 10, 3 18, 9 Смоленс-кая 10, 2 15, 5 56, 4 65, 7 0, 2 0. 3 1, 3 1, 3 2 группа (с наихудши-ми показателями ) Москва 1, 3 1, 5 9, 7 13, 0 0, 3 0, 3 0, 4 0, 4 Тюменская 1, 4 1, 5 47, 2 39, 0 0, 5 1, 4 1, 4 3, 9 Рязанская 2, 8 3, 6 29, 4 28, 9 0, 7 1, 0 3, 6 5, 4 Северная Осетия 3, 1 3, 4 13, 1 17, 8 1, 8 1, 8 27, 0 15, 5 Кемеровс-кая 3, 0 3, 4 22, 2 37, 0 0, 5 0, 9 1, 8 1, 6 Читинская 3, 8 3, 9 50, 2 54, 9 0, 3 0, 7 1, 1 3, 8 Магаданс-кая 5, 7 6, 0 25, 7 18, 6 1, 2 2, 2 3, 5 6, 1 Наименование показателей:
Удельный вес трудоустроенных службой занятости ( из числа незанятого населения) в общей численности принятых на работу. Удельный вес трудоустроенных службой занятости ( из числа незанятого населения ) в общей численности снятых с учета граждан, ищущих работу. Уровень безработицы. Численность незанятых граждан, зарегистрированных службой занятости в расчете на одну вакансию. 5. Основные тенденции формирования, распределения и использования трудовых ресурсов в регионах страны. Проблемы изучения и формирования рынка рабочей силы. На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. В 1996 году тенденции развития рынка труда в России кардинально не изменились. Ситуацию в сфере занятости характеризовали : рост общей численности безработных; умеренный рост уровня безработицы, регистрируемой органами ФСЗ России; четко выраженное влияние сезонных факторов на рынок труда. Относительно новыми явлениями стали заметные ухудшения между спросом и предложением на официально регистрируемом рынке труда страны, стабилизация численности работников, занятых неполное рабочее время или же находящихся в административных отпусках, а также замедление снижения количества занятых в экономике по сравнению с 1995 годом. Темпы прироста числа официально зарегистрированных безработных в России в 1994 - 1995 годах, %
Месяц 1994 1995 1996 Январь 8, 78 6, 98 4, 57 Февраль 10, 14 10, 71 7, 51 Март 5, 71 9, 49 4, 46 1 квартал 26, 66 29, 67 17, 43 Апрель 2, 60 8, 91 3, 36 Май - 1, 36 3, 34 0, 38 Июнь - 3, 15 3, 31 0, 57 2 квартал - 1, 98 16, 26 4, 34 Июль - 0, 00 5, 12 2, 18 Август - 0, 00 5, 13 2, 42 Сентябрь - 1, 11 2, 41 1, 31 3 квартал - 1, 55 13, 18 5, 98 Октябрь 3, 17 3, 48 2, 80 Ноябрь 6, 97 5, 04 5, 00 Декабрь 7, 23 5, 56 5, 46 4 квартал 18, 34 14, 74 13, 59 В целом за год 44, 63 95, 79 46, 25
За 1996 год и начало 1997 г. увеличилась нагрузка на органы государственной службы занятости, что обусловлено опережающим ростом численности официально зарегистрированных безработных. Доля последних в общем количестве безработных увеличилась к концу 1996г. до 41% ( в конце 1995г. она составляла 29, 1%, в 1994 г. - 19, 1%. ). В 1996г. прирост безработных, состоящих на учете в центрах занятости, превысил общий прирост безработных на 20%. Таким образом, в ближайшей перспективе ситуацию на российском рынке труда скорее всего будут определять процессы, связанные со структурным перераспределением безработных по их категориям. В 1996г. число официально зарегистрированных безработных в России увеличилось на 920 тыс. человек, что на 15% больше абсолютного прироста числа безработных в1995году. Регионы России сильно различаются по изменению численности официально зарегистрированных безработных. Если в четырех из них - Орловской, Магаданской, Курской и Липецкой областях количество безработных сократилось (соответственно на 20%, 11%, 10% и 1%), то в Читинской обл. Оно увеличилось в 3, 26 раза, в Смоленской обл. - в 2, 7 раза. В 1995 году количество зарегистрированных безработных сократилось только в Республике Северная Осетия ( на 1% ), наибольшим был их рост в Карачаево-Черкесской Республике, Ханты-Мансийском автономном округе и Еврейской автономной области ( соответственно в 4, 78 , 4, 09 и 4, 02 раза). Безработные, зарегистрированные в службе занятости, в 1996 году сосредотачивались в регионах с наилучшим экономическим положением. Хотя их концентрация несколько снизилась. Доля 10 регионов с наибольшим количеством безработных в общем числе последних составила к началу 1997году 28, 4% , в то время как в начале 1996года она достигала 30, 3% , а в начале 1995года - 34, 9%. Доля же 10 регионов , в которых число безработных было наименьшим, в 1996году возросла в несколько большей степени, чем в1995году - с 0, 61% до 0, 75%. Обострилась конкуренция за свободные рабочие места. Если в начале 1996 года на одну вакансию в среднем по стране приходилось 5, 02 зарегистрированных безработных, то в начале 1997 года - уже 7, 52, или почти на 50% больше. При увеличении численности официально зарегистрированных безработных в стране количество безработных , приходящихся в среднем на одну заявленную работодателями вакансию , увеличилась в 1, 7 раза. Таким образом, эластичность спроса и предложение на рынке труда по росту числа безработных составила в 1996 году 1, 06. Это явилось одним из следствий политики финансовой стабилизации, проводившейся в 1996 году, когда содержание избыточных рабочих мест, во всяком случае налогооблагаемом секторе экономики, для многих работодателей становилось невозможным в результате ужесточения финансовых ограничений. В 1996 году снижение напряженности на рынке труда произошло только в 12 регионах, причем наиболее значительное - в Брянской области ( на 46, 3 человека в расчете на одну вакансию ) , в Кабардино - Балкарской Республике ( на 15, 1 человека ) и Калининградской области ( на 12, 3 человека ). Годовая динамика потребности в работниках , заявленной предприятиями и организациями, в 1996 году отражала сезонные особенности рынки труда в России. Так , в январе - марте среднее число вакансий составляло 320 тысяч , в апреле июне - 406, в июле - сентябре - 453 и в октябре - декабре - 350 тысяч. В 1996 году продолжало изменяться группировка регионов страны по числу безработных, приходящихся на одно свободное рабочее место ( таблица 2 ). Эти изменения, как и в 1995 году проявились прежде всего в уменьшении числа регионов с невысокой напряженностью на рынке труда. Но если в 1995 году наиболее заметно ( на 21 ) уменьшилась группа регионов , где в расчете на одну вакансию приходилось один - два безработных, то в 1996 году пик сокращения пришелся на те из них, в которых в расчете на одну вакансию приходилось два пять и пять - десять зарегистрированных в службе занятости безработных. В целом же интенсивность межгрупповых перемещений регионов в 1996 году по сравнению с 1995 годом снизилась на 32%, что также свидетельствовало об определенной стабилизации рынка труда в России. Распределение регионов РФ по соотношению между спросом и предложением на рынке труда
Число безработных в расчете на одну вакансию, человек 01. 01 1995 г 01. 01 1996 г 01. 01 1997 г Измене-ние в 1995 г Измене-ние в 1996г До 1, 00 7 3 1 - 4 - 2 1, 01 - 2, 00 24 3 0 - 21 - 3 2, 01 - 5, 00 23 25 19 + 2 - 6 5, 01 - 10, 00 13 23 17 + 10 - 6 10, 01 - 25, 00 17 21 26 + 4 + 5 25, 01 - 50, 00 3 9 14 + 6 + 5 Более 50, 00 2 5 12 + 3 + 7
Примечание. Для приведения расчетов к единой региональной базе принято допущение, что показатель напряженности на рынке труда Республики Чечня превысил к началу 1997 года 70 человеко / вакансий. Средняя продолжительность безработицы ( она условно определяется как величина, обратная отношению числа безработных, снятых с учета в течение отчетного месяца, к общему числу безработных, состоявших на учете в начале отчетного месяца; этот показатель определяет выраженную в месяцах продолжительность периода, в течение которого органы государственной службы занятости в регионах снимут с учета всех имевшихся к началу месяца безработных при уровне снятия их с учета, зафиксированном отчетном месяце) увеличилась в России с 7, 7 месяцев в декабре 1995 года до 10, 3 месяцев в декабре 1996 года, или 33, 8%. Эластичность роста средней продолжительности безработных по росту напряженности на рынке труда составила, следовательно, 0, 68, а по росту общей численности безработных - 0, 8. Иными словами, в настоящее время регистрируемый рынок труда России приближается к такому состоянию, когда прирост численности безработных вызывает адекватные ему увеличения средней продолжительности безработицы. Изменения распределения регионов о средней продолжительности безработицы в 1996 году характеризуется данными, приведенными в таблице 3. Они свидетельствуют, что в 1996 году анализируемый показатель достаточно резко ухудшился. Например, с декабря 1995 года до декабря 1996 года количество регионов, в которых средняя продолжительность безработицы не превышала 6 месяцев, сократилось в 4, 3 раза, а число регионов с застойной безработицей ( более одного года ) возросло в 3, 3 раза. Распределение регионов Российской Федерации по средней продолжительности безработицы в 1996 году.
Средняя продолжительность безработицы, месяц Дека-брь 1995 г % Дека-брь 1996 г % Изме-нение, всего Изме - нение, п. п. До 3 2 2, 2 0 - 2 - 2, 2 3, 1 - 6, 0 24 27, 3 6 6, 8 - 18 16, 5 6, 1 - 9, 0 37 42, 0 24 27, 3 - 13 - 14, 7 9, 1 - 12, 0 18 20, 5 35 39, 8 + 17 + 19, 3 Больше 12, 00 7 8, 0 23 26, 1 +16 +16, 1 Итого 88 100 88 100
Несмотря на увеличение средней продолжительности безработицы в 1996 году, оно происходило несколько более медленными темпами по сравнению с темпами роста численности официально зарегистрированных безработных. В расчете на 1% увеличение числа безработных средняя продолжительность безработицы повышалась в среднем на 0, 79% ( в абсолютном выражении- на 0, 08 месяцев , или приблизительно на 2, 5 дня). Не превышало единицу и отношение процентных приростов средней продолжительности безработицы и числа безработных, приходящихся в среднем на одно рабочее место: он составило 0, 65. В абсолютных показателях увеличение числа безработных на одну вакансию сопровождалось ростом средней продолжительности безработицы чуть более чем на один месяц. Количественные взаимосвязи между основными показателями, характеризующие состояние рынка труда в регионах описывают ранговые коэффициенты корреляции Спирмэна. В 1996 году наиболее тесными были три связи: между уровнем безработицы и числом безработных в расчете на одну вакансию ( коэффициент корреляции составил 0, 78); между числом безработных в расчете на одну вакансию и продолжительностью безработицы ( 0, 63 ); между уровнем безработицы и ее продолжительностью ( 0, 54 ). Численность занятых на предприятиях отраслей, рассмотренных в п. 3 в 1996 году сократилась в 84 из 88 регионов РФ, за исключением Ингушской Республики, Ямало - Немецкого и Ханты - Мансийского АО, а также республики Башкортостан, в которых превышение принятых над выбывшими составило соответственно 3, 4%, 2, 3, 0, 2 и 0, 1% среднесписочной численности работников. Наибольшее превышение выбывших над принятыми было отмечено в Чукотском АО ( 12, 6% ), Владимирской ( 6, 3% ) и Сахалинской ( 6, 2% ) областях. Сокращение численности работников на крупных предприятиях практически не повлияло на рост численности зарегистрированных безработных.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать управление занятостью, которое состоит в органическом сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования, обеспечивающем условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности. Целесообразно, чтобы в разработке и внедрении системы регулирования и занятости, кроме Федеральной службы занятости, Министерства труда РФ, Министерства экономики РФ, Министерства образования РФ и Федеральной миграционной службы взаимодействовали на всех уровнях управления и другие“ причастные”органы исполнительной власти ( Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства ), а также Федеральное управление по делам о несостоятельности при Госкомимуществе РФ. Подобное взаимодействие может быть обеспечено путем образования Межведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики занятости. Аналогичные межведомственные комиссии целесообразно создать и на региональном уровне при органах исполнительной власти. Такое представительство позволит координировать усилия разных ведомств по решению социально-экономических задач, объединяя их ограниченные финансовые ресурсы. Формирование и эффективное функционирование системы регулирования занятости и безработицы объективно требует наличия адекватной информационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих мест необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной формой собственности. Заказчиком таких разработок могла бы выступить Федеральная служба занятости. Достоянием не только научной, но и широкой общественности должны стать сведения о формировании и использовании средств Государственного Фонда Занятости Населения. Госкомстат России лишь однажды обнародовал сведения о движении средств государственных внебюджетных фондов в статистическом сборнике“ Российская Федерация в 1992 году”. В последующих изданиях и этих общих данных не оказалось, хотя по другим государственным внебюджетным фондам социального назначения подобные сведения публикуются.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Человек и труд № 7, 1996 год. Человек и труд № 8, 1996 год. Экономист № 3, 1997 год. Вопросы экономики № 1, 1997 год. Вопросы экономики № 2, 1997 год. Социальная защита № 1, 2, 6 -7 , 1996 год. Эко №9, 1996 год.
“Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в восточной Европе и России”, под редакцией Р. Емцова, С, Коммандера, Ф. Коричелли; Москва, Инфра - М , 1997 год.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|