реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Филантропия: милостыня или социальная инженерия - (реферат)

реферат
p>Филантропия должна быть разумной, несомненно, рачительной и никогда не расточительной. Крупнейшие частные благотворительные фонды США7 не случайно носят имена знаменитых предпринимателей и финансистов - Рокфеллера, Карнеги, Форда, Сороса. Это люди, сумевшие применить свои знания и талант к достижению успеха в экономической деятельности. Но их филантропическая активность не была бы столь же успешной, как их предпринимательская деятельность, если бы они просто щедро делились заработанной прибылью, а не распределяли бы средства, используя те же принципы рациональности, которые оправдали себя в деле приобретения средств. Впрочем, эта мысль столь же древняя, сколь сама благотворительность. Интересные замечания на этот счет находим уже у Сенеки, в особенности в одном из его последних трактатов "О счастливой жизни". Рассуждая о мудреце, Сенека утверждал, что богатство нисколько не унижает мудреца, если оно нажито честным путем и если оно не унижает кого-либо, в том числе его самого. Богатство само по себе не ценно для мудреца, поэтому он с радостью будет его раздаривать. Однако не без разбору, а исходя из определенных принципов, поскольку он всегда отдает себе отчет как в расходах, так и в доходах. Сформулированные Сенекой положения вполне актуальны в качестве наиболее общих критериев филантропической деятельности, они развивают и уточняют прагматическое правило Милля. Щедрость мудреца универсальна: для него не важно, кому оказывать благодеяние — он просто творит благо людям. Но его щедрость осмотрительна, он выбирает наиболее достойных для этого, имея в виду, что благодетельствовать следует хорошим людям или таким, которые могут стать хорошими благодаря помощи. Щедрость должна быть уместной и целесообразной, "потому что неудачный дар принадлежит к числу постыдных потерь" [II]. Мудрец именно дарит, т. е. он не предполагает получить обратно. Но при этом он старается не потерять. Кому-то он дарит из сострадания, кому-то оказывает помощь, поскольку тот заслуживает, чтобы его спасти от разорения, в отличие от другого, которому, как очевидно, никакая помощь не поможет; кому-то предлагает помощь, а кому-то навязывает ее. Мудрец, одаривая, не ожидает взаимности. Но к дару он относится так, как если бы это был кредит или вклад, прикидывая, можно ли будет возвратить полученное; иными словами, насколько те, кому помогают, могут воспользоваться полученным на благо себя и тем самым не промотать его. Все эти замечания свидетельствуют о том, что Сенека весьма прагматичен в отношении к благодеянию, для него благодеяние - не ритуал, не просто обычай и, конечно, не развлечение. В основе благодеяния лежит человечность, оно вдохновлено высокими мотивами. Но вместе с тем это - дело; к нему надо подходить по-деловому. рационально, стремясь к тому, чтобы оно было эффективным и успешным. Замечания Сенеки относятся в первую очередь к индивидуальной благотворительности (они высказывались в отношении именно индивидуальной благотворительности), однако они в полной мере сохраняют свое значение и по отношению к организованной благотворительности, тем более что в наше время люди благотворительствуют индивидуально лишь посредством милостыни, чаще же и, как правило, — через посредников, очевидно, полагая (порой небезосновательно), что посредники, посвятившие себя благотворительности, представляют организацию, фонд, а на этом уровне благотворительная деятельность ведется эффективно, "по науке". Понятно, что с увеличением масштаба благотворительной деятельности важность прагматических критериев особенно возрастает. Рост филантропических фондов в США после Второй мировой войны дал толчок специальным исследованиям в области филантропии и постепенной выработке четких, доводимых до уровня стандарта критериев осуществления филантропической деятельности и ее оценки. Кризис филантропических идей в США на рубеже 70-х годов усилил интерес к проблемам филантропии, в частности к ее назначению в обществе. Уже в 1950 году Ф. Эндрюс, обобщая огромный эмпирический материал, связанный с деятельностью филантропических фондов, формулирует основные стандарты "чистой" филантропии [12]. Спустя 30 лет другой известный исследователь в этой области, В. Нильсен, в книге "Золотые доноры", посвященной крупнейшим фондам, формулирует требования "максимальной функциональности" (maximum feasible function) филантропических фондов [13]. Работы этих и других авторов позволяют обобщенно представить критерии рациональности, легитимности и корректности организованной филантропической деятельности. Безусловно, любой фонд должен: а) руководствоваться законом; б) не браться за задачи, не отвечающие филантропическим целям; в) избегать слишком тесных и тем более непрозрачных связей с конкретными субъектами бизнеса; г) сводить к минимуму административно-операциональные расходы; д) быть полностью подотчетным государству и открытым для общественности. Таковы общие и обычные требования к деятельности фондов, аналогичные требованиям, предъявляемым фактически к любой негосударственной и некоммерческой организации. Более детальные требования специфицированы в отношении основных целей и собственно содержания филантропической деятельности. В них, по сути, производится прескриптивная конкретизация тех характеристик, которые даны в определениях филантропии и филантропических фондов. Важно, чтобы фонд как некоторый общественный институт функционировал эффективно. Но критерий эффективности относится к фонду не только как к социальному институту, но именно как к филантропическому фонду. Стало быть, точнее говорить об эффективности именно филантропических программ, и тогда речь должна идти о том, в какой степени эти программы действительно содействуют увеличению общего блага8. Здесь важно принципиальное определение предмета рассмотрения. Само по себе выделение средств есть благотворительность, и филантропическая поддержка (в виде ли грантов, призов или организаций и осуществления деятельности) может восприниматься и нередко воспринимается как само по себе благо. Однако программа своим исполнением должна отвечать еще и назначению филантропической деятельности. Субсидируемые проекты отвечают конкретным социальным, образовательным, творческим, религиозным целям, и об эффективности конкретного проекта судят по тому, в какой мере и какой ценой были достигнуты заявленные проектные цели и задачи. На уровне отдельной программы или фонда можно задаться вопросом, насколько результаты, полученные в ходе осуществления проекта, отвечают приоритетным направлениям и целям программы или фонда. Но успешность филантропической программы в конечном счете не определяется успешностью субсидированных в порядке осуществления проектов. Филантропическая деятельность должна отвечать критериям иного рода - надпредметным, несводимым к конкретному профессиональному или профильному содержанию. Для установления условного стандарта совершенства активности филантропических фондов целесообразно различать в ней два аспекта: "внутренний" и "внешний". Первый касается характера управления и функционирования фонда, второй - характера его выражения (презентации) в обществе. Таким образом:

1. Фонд должен концентрировать свои усилия на задачах, которые по своему масштабу и характеру соответствуют имеющимся у него ресурсам и возможностям. 2. Каждому фонду при определении приоритетов и направлений своей деятельности следует принимать во внимание и другие фонды, чтобы избежать дублирования эффективно работающих организаций, а также, насколько возможно, не оставить без внимания и поддержки те общественные проблемы, состояние которых представляет для общества наибольшую угрозу. Это могут быть наиболее сложные и трудные проблемы и соответственно наименее привлекательные, если допустить, что фонды могут (между прочим) стремиться и к легкому успеху, и к широкой популярности. 3. Общее управление фондом должно осуществлять активное и ответственное руководство в лице советов попечителей, работающих без компенсаций (на безвозмездной основе). Руководство фонда должно осуществлять действенный административный и финансовый контроль за деятельностью рабочих групп и программ, что предполагает систематическую и детальную квалифицированную и классифицированную оценку предполагаемых трат (как материальных, так и людских) по принимаемым программам. Фонд должен обеспечивать подготовку полных ежегодных отчетов, выполненных независимыми общественными уполномоченными или трастовыми компаниями (аудиторскими фирмами), показывающих в должном порядке и детально все полученные и потраченные (распределенные) суммы. 4. Вместе с тем компетенция сотрудников и экспертов фонда должна соответствовать уровню лучших институтов соответствующих областей (что предполагает значительный уровень в оплате их труда), а их интеллектуальная энергия должна быть достаточной, чтобы инициировать насущные проекты, а не только оценивать и отбирать поступающие заявки. Только так фонды смогут реализовать те преимущества, которые у них есть. Конечно, специалисты в конкретных областях (социальной практики), представители конкретных сообществ, организаций или учреждений лучше знают положение дел в своей области; однако сотрудники и независимые эксперты, привлекаемые фондами, должны иметь более широкий взгляд на вещи и видеть за конкретными проблемами общие потребности и тенденции. 5. Фонд должен быть открытым, способным к взаимодействию и сотрудничеству с другими частными институтами, чей профиль отвечает его приоритетам и программам. Речь идет не только о других фондах или грантополучателях данного фонда, но и о любых некоммерческих организациях. Эти сотни, если не тысячи, организаций являются не только "клиентурой" (пользователями, грантополучателями) фондов, но и инструментами, посредством которых фонды осуществляют свою политику9. 6. Фонд должен быть хорошо информирован о государственной политике и программах в областях, которые являются предметом его интереса. Фонд должен консультироваться и кооперироваться с соответствующими государственными и общественными организациями, действующими на местах, учитывать принятые местные программы и существующие бюджеты. Соответственно решения, принимаемые им, в частности по присуждению грантов, должны в полной мере учитывать те усилия. которые предпринимаются в данной области государственными структурами и иными общественными организациями10. 7. Фонд должен придерживаться этичных (корректных) методов привлечения (стимулирования) доноров, добывания и использования средств. Не полагается (не следует) оплачивать услуги тех, кто проводит работу с донорами и обеспечивает поступление пожертвований, а также устраивать благотворительные представления (концерты, шоу, обеды), стоимость которых превышает 30-40% ожидаемого сбора. Но для этого филантропическая деятельность как в плане благотворительных кампаний, проводимых в порядке частных инициатив, так и в плане приоритетов и гран-товой политики различных фондов должна стать предметом широкого общественного внимания, в том числе средств массовой информации. В России внимание к филантропической деятельности со стороны правительственных и законодательных органов, ее правовая поддержка и привилегированное налогообложение не только существенно повысили бы статус благотворительности, но и, несомненно, позволили бы привлечь значительные частные капиталы (как правило, "сливаемые" в теневую экономику или экспортируемые) для решения насущных и социально острых проблем (например, переобучения и профессиональной переориентации широких слоев населения. занятости молодежи, профилактики наркомании и алкоголизма), а также проблем развития среднего и университетского образования, сохранения и развития фундаментальной науки, культуры, поддержки новационных идей и оригинальных творческих инициатив. Поворот российского государства к филантропии знаменовал бы ее один шаг на его пути к изживанию авторитаризма и этатизма, навстречу развитому и активно функционирующему гражданскому обществу. Учет этих критериев и применение их в практике организованной, в частности фондовой, благотворительности поможет поставить заслон на пути дилетантской, самодеятельной и мелочной филантропии. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Wythnow R. Rediscovering Community: the Cultural Potential of Caring Behavior and Voluntary Service. Indianopolis, 1992. P. 44. 2. Burlingame D. F. Altruism and Philanthropy: Definitional Issues. Indianopolis, 1993. P. 8. 3. Гражданское участие: Ответственность, сообщество, власть. М. , 1997. С. 3-7, 31^4, 66-81. 4. Мандевиль Б. Басня о пчелах. М. , 1974. С. 236.

5. Andrews F. E. Philanthropic Foundations. New York, 1956. P. 11. 6. Nasоn J. W. Foundation Trusteeship: Service in the Public Interest. New York, 1989 P. 2. 7. Милль Дж. С. Основы политической экономии. Т. III. M. , 1981. С. 371. 8. Wheatley S. C. The Politics of Philanthropy: Abraham Flexner and Medical Education. Madison. 1988. 9. Апресян Р. Г. Дилеммы благотворительности // Общественные науки и современность. 1997. №6. С. 56-67. 10. MacDonald H. The Billions of Dollars That Made Things Worse // City Journal, Autumn, 1996. Vol. 6. № 4. P. 26. 11. Сенека. О счастливой жизни, XXIII // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий М... 1995. С. 187. 12. Andrews F. E. Philanthropic Giving. New York, 1950. P

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.