Антропология (шпаргалка) - (шпаргалка)
Дата добавления: март 2006г.
1. Антропология как наука. Междисциплинарный характер антропологии. Человек – как объект и антропология ее место в системе практики. Антропологию человека изучают более 200 наук. Антропология имеет междисциплинарный характер. Отметим науки, которые имеют самое непосредственное отношение к антропологии: Биология –система наук о живой природе. Изучает строение и функционирования живой системы. Биология– естественнонаучная наука для изучения человека в окружающем мире. Психология – изучает психику поведения человека и животных. Соц. психология – изучает межличностные отношения в малых группах человека. Социология –рассматривает социальные явления, рассмотренные сквозь призму взаимодействия людей. С точки зрения антропологии интересует отношения человека в обществе. Этнография (пер. с греч. племя, народ) или этнология (народовед. ) – наука изучает бытность и культ особенностей народов мира. Этнос – происхождение народов.
Этнография – расселение народов.
Философия – изучаете наиболее общие законы общества и познания. Культурология –изучение функции культуры, факторы развития, взаимодействия культуры, развитие символических систем.
Антропология – культура как показатель развития человека.
Несмотря на то, что человека изучают многие науки, но человек самое загадочное существо планеты. Задачи антропологии как науки дать целостное знание о человеке. Объектом науки является то, на что направлена познавательная деятельность человека. Объектом антропологии по мнению Мелюкова являются происхождение исторической эволюции человека. Емельянов говорит, что человек взят в качестве культуры, как родовое существо прошедшее историко-культурную эволюцию. Предметомнауки являются законы существенные черты, типичные признаки, тенденции исследуемого человека. Предметом науки являются существенные черты происхождения исторической эволюции человека.
Направления. 1. Физическая антропология включающая палеоантропологию: Учения об антропогенезе; Морфологию человека.
2. Философская антропология, исследующая общее природы человека, соотношение его миром. 3. Соц. антропология, которая как наука появилась сравнительно недавно. Она базируется на базе социологии и этнической антропологии. Объектом соц. антропологииявляется человек, жизнедеятельность которого протекает взаимодействии с другими людьми. Предметом соц. антропологии являются закономерности и механизмы взаимоотношений человека и его соц. и природным окружением в условиях конкретной культурной системы.
2. Антропологические основания социальной работы.
Антропологические основания социальной работы ложатся в основу происхождения и эволюции человека, образовании человеческих рас, которые дают понимание о взаимоотношении человека себе подобным и природой на ранней стадии развития его самого. Антропология нужна для того, чтобы человек мог стать более самостоятельным. Значение антропологии в теории и практике в социальной работе, понимается в узком и широком смысле слова. Т. е. в широком смысле слова соц. раб. направлена на гармонизацию отношений человека в обществе. Социальная работа в узком смысле слова имеет цель защищать уязвимые слои населения. Объектом социальной работы являются: социальные отношения, взаимосвязи между группами людей, коллективами, отдельными личностями, занимающие разное положение в обществе и принимающие разное участие в его развитии. Исследование закономерности, принципы и методы осуществления социальной работы с разными социальными группами ложится в основу путей и способов эффективной функции социальной работы. Закономерности, принципы и механизмы социальной работы занимаются теорией исследования соц. раб. , и занимаются комплексным социального развития, а следовательно возможности исследования соц. раб. Практика социальной работы занимается регуляцией межличностных и групповых отношений населения. Коррекцией девиантного поведения. Предупреждение и локализации конфликта. Психопрофилактикой. Обслуживание населения в социальном отношении. Социальный работник должен помочь удовлетворить клиенту социальные и биологические его потребности, реализовать его интересы. Следовательно, чтобы выполнять поставленные задачи перед социальным работником, ему необходимо знать антропологию, которая дает знания о человеке как о биосоциальном существе. Социальная антропология дает знания о человеке, как существуют взаимоотношения. 3. Антропогенез влияние природных и социокультурных факторов на эволюцию человека. Существуют два понятия –филогенез и онтогенез это проблема происхождения человека и его сознания. Имеются различные подходы к решению этой проблемы. Одна представляет собой современные научные представления о соц. происхождении первобытного человека, другая, гипотезы о происхождении человека. Филогенез – развитие человека в ходе его развития в истории как человека. Онтогенез – процесс индивидуального развития человека от его рождения до смерти. Существует множество взглядов по происхождению человека. В 1969 г. ученые сформулировали недостающее звено между обезьянами и человеком. Это сформулировали Гекель и Фак. Основными версиями происхождения человека являются: Бог создал по своему образу и подобию – религиозная версия. Преобразование под его влиянием тело обезьяны в человека – версия Шеленга. Идея о пришельцах из космоса – версия Бехтерева. Человек произошел от общего предка с обезьянами, фактором, которого был труд – работа Энгельса. Менфорт считает, что к труду какой-то деятельности целесообразны и другие существа. Он говорит, что человек изначально был способен к само совершенству. Академик Моисеев дает некие объяснения происхождения человека в эпоху палеолита (около 3-х млн. лет назад) температура начала понижаться тропические леса уменьшались и телантропитек был вынужден выйти в саванны. Он был не конкурентным в тропиках. Академик Моисеев ссылается на основании работ супругов Лекки. Они встали перед вопросом: либо погибнуть или жить. И человек стал питаться мясом, так как до этого ел растительную пищу. Моисеев говорит, что на этих этапах выживали находчивые особи. В этих условиях развитие мозга носило взрывной характер, после которого человек начал овладевать огнем и др. вещами. После чего человек организовывает орды, что бы защищаться от более сильных животных. Процесс становления человека из австралопитека в формирование современного человека начинается где-то 15 тыс. лет назад. Кроманьонец уже не чем не уступает современному человеку у него такой же объем мозга и др. возможности организма. На этом этапе развития у человека возникает табу это запрет на убийство себе подобных и на браки с близкими родственниками, это были зачатки нравственности. В это время зарождается конкуренция между ордами. Моисеев говорит, что постепенно возникают орудия труда и постепенно появляется потребность в передачи информации. Белее высокой степенью развития является степень передачи информации другим поколениям. 30 –40 тыс. лет назад естественный набор прекратился и за счет этого у человека возникает развитие внутреннего мира. Именно в период Палеолита человек уже сформировался. Сам Палеолит был 1, 5 млн. лет назад. Версия Моисеева заключается в том, что был классический неандерталец и от него пошло две ветви, одна из которых тупиковая. Заключаются эти ветви в следующем, неандертальцы возникают в одно время с кроманьонцами. Но неандертальцы в будущем прекращают свое существование. И поэтому он считает, что неандертальцы были сильно агрессивны, и не дали возможности развитию своим предкам. Этому подтверждают раскопки, т. е. многие раскопанные черепа были проломлены. Точка зрения Мелюшова заключается в следующем, что первые были австралопитеки, которые появились более 5 млн. лет назад на юго-востоке Африки, после чего расселились. Он считает более реальной версией то, что реальный предок человека жил 15– 20 млн. лет назад. И 4 –6 млн. лет назад произошло расщепление. В Эфиопии были обнаружены останки принадлежащие самому древнему человеку жившему 4– 5 млн. лет назад. По предположению взрослые особи должны были весить 30 – 40 кг, а рост 120 – 140 см. по мнению Мелюкова появление человека является следующим: Afarensis – объем мозга 400 – 500 мл, прямоходящий, жил семейными группами. Афреки научная кличка “Люси”. Afrecanus – потомок “Люси”, объем мозга 400 – 500 мл. Ловкий и умелый жил общественными группами. Robustus – туземец Афрекануса. Объем мозга 530 мл. Потомства не оставил. Homo Habiles –первый известный вид относящийся к семейству гомо. Он первый стал использовать орудия труда. Объем мозга 500– 600 мл. Homo Erectus –первый вид, который вышел за пределы Африки. Колонизировал ближайший и средний восток вплоть до Китая. Объем мозга 1050– 1250 мл. Жил 1, 5 млн. лет назад. Homo Sapiens – объем мозга 1200 –1700 мл. Кроманьонец, найден в 1767 г. в Краманьоне Франция. Появился около 40 тыс. лет назад.
В мире существуют две теории появления человека:
МОНОЦЕНТРИЗМ (от моно.... и лат. centrum —средоточие, центр), теория происхождения человека современного вида (Homo sapiens) и его рас (моногенизм) в одной области земного шара от одной формы древних людей. ПОЛИЦЕНТРИЗМ(от поли.... и .... центр), теория происхождения человека современного вида (Homo sapiens) и его рас в нескольких районах земного шара от разных форм древних людей. Большинством отечественных антропологов не принимается.
4. Этническая структура населения и ее элементы.
Этническая структура –сеть устойчивых социальных отношений между нациями, народностями, национальными и этническими группами конкретного государства. Этническая группа –довольно малочисленные народы, которые насчитывают от нескольких десятков, до несколько сотен человек и сохраняют некоторые этнические признаки: Диалект;
Некоторые бытовые традиции; Территорию расселения
(Этногенетические пучки –это группа генетических родственных народов имеющих общие этногенетические истоки. ) Типичным элементом этнической структуры являются национальные группы, т. е. такие группы людей, которые сохраняют этнические признаки какой-либо нации и проживают за пределами своих национально-государственных образований или не имеют таковых вообще. До середины 30-х гг. в нашей стране национальные группы назывались национальными меньшинствами. Тогда этот термин сочли уничижительным, а кроме того численность некоторых меньшинств оказалась больше численности ряда наций. Число национальных групп на территории СНГ в результате распада СССР увеличилось. В России живут сотни тысяч немцев, евреев, поляков, в то же время за ее пределами оказалось 24 млн. русских. Анализ социальной статистики показывает, что обычно национальные группы отстают от титульного этноса по числу лиц с высшим образованием, по средним доходам и другим социальным показателям. Если национальная группа не проживает компактно на территории другого государства, сохраняя непосредственные социокультурные связи, а находится в рассеянном состоянии, то ее называют диаспорой. Представители диаспоры, например, армянской в Италии, грузинской в США сохраняют лишь некоторые этнические признаки, прежде всего сознание общности происхождения. Наконец, в России имеется довольно значительное число малых этнических групп, которые насчитывают от нескольких десятков до нескольких сотен человек и сохраняют некоторые этнические признаки: диалект, самосознание, некоторые бытовые традиции и территорию населения. Это ороки на Сахалине (170 чел), Эмцы на п-ве Таймыр 200 чел. (***Этнос –целостная система, в которой системообразующую роль выполняют различные признаки (при определенной роли материального). Этническая общность–это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающая относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, сознанием своего единства и отличия от подобных общностей (самосознанием), фиксируемым в самосознании (этнониме)).
5. Различие адаптации в среде у человека и у животного.
В отличии от животного у человека адаптация условием географической среды не является экологической специализацией. Этой специализации препятствует хозяйственно-культурная деятельность человека, обуславливающая взаимодействие его со средой. Т. е. индивидуум в меньшей степени зависит от природы, чем животные и человеку дана возможность взаимодействовать с природой. Это связано со сложной психической деятельностью. Так, если сложная психическая деятельность высших животных всегда обусловлена закономерностями адаптивного (приспособительного) поведения и животное генетически связано с“поведенческим амплуа” только своего вида (“рожденный ползать летать не может”), то человеку свойственна вариантность поведения. В отличии от животных, он может вести себя“по мерки любого вида”(Маркс). А там, где он ограничен естественно-природным данным, он создает и использует искусственные посредники– орудия труда. Общей предпосылкой всякого органического существования является обмен веществ между организмом и природой. В этом отношении и человек, и животное одинаково связаны с окружающей средой природными узами. Главной задачей оказывается перекачка из природной среды необходимой для жизнедеятельности энергии. Однако в отношении способов присвоения природных благ человек существенным образом отличается от животных. Во-первых, в животном мире обмен веществ между организмами и природой происходит непосредственно. Животное воспринимает вещества природы в том виде, в каком они ему даны. Животные являются толькопотребителямитого, что дает природа, или сами служат объектами потребления для других организмов. В производстве потребляемых объектов они участия не принимают и ограничиваются тем, что пожирают готовые запасы пищи, никогда не приступая границ элементарного непосредственно потребительского отношения. Во-вторых, каждый новый акт потребления только повторяет один и тот же процесс, и ничего нового, кроме естественных изменений в самой природе (рост, размножение биологического вида и стихийного изменения окружающей среды), не происходит. В конце акта такого потребления, как и в начале всякого нового акта, взаимодействия происходят между теми же двумя членами начального отношения: определенным биологическим видом и природной средой, разумеется, несколько измененной. Между этими двумя членами не возникает никакой новой действительности. Процесс вращается в одной и той же плоскости, в границах природно-биологического круга.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|