реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Сельское хозяйство: проблемы и перспективы развития

реферат
p align="left">Важнейшими принципами государственного регулирования, приобретающими особое значение в условиях кризисной переходной экономики, являются:

· материальная поддержка сельхозтоваропроизводителей;

· аграрный протекционизм;

· сочетание экономических и социальных целей.

В России меры государственной поддержки сельского предпринимательства не должны ограничиваться лишь бюджетными дотациями и компенсациями. Важнейшую роль играет оказание стартовой помощи сельским предпринимателям, включая гарантии вновь созданным хозяйствам, а также поддержка формирования производственной инфраструктуры, содействие становлению и развитию реформированных сельскохозяйственных предприятий.

Если рассматривать структуру экономики сельского хозяйства с точки зрения пропорций различных моделей собственности, то к числу действительных субъектов экономических отношений капиталистического типа принадлежат частные хозяйства, продемонстрировавшие не только способность выживать, но и преуспевать в жестких условиях рынка. Такие хозяйства-производители дают сегодня около 45% общего объема продукции сельского хозяйства. К их числу относятся: агрохолдинги и долевые предприятия, фермерские хозяйства, товарные подворья селян, а также мелкий бизнес в сельской местности в самых разнообразных формах: частные мукомольни, пекарни, маслозаводы, ремонтные мастерские и др. Присутствие агрохолдингов в экономике сельского хозяйства свидетельствует о вторжении индустриальных принципов производства в систему, традиционно нацеленную на реализацию патриархальных способов работы на земле. Речь идет о сохранении, поощрении и развитии особой связи труженика со своей землей, о наличии значительного личностного момента в экономических процессах, который всегда давал убедительные результаты экономного, бережного и доходного ведения хозяйства.

Между тем в экономике сельского хозяйства значительное место занимают агрохолдинги, которые являются мощными вертикально интегрированными структурами, включающими в себя как производство, так и переработку, и реализацию продукции. Естественно, все это требует больших средств. Они приходят в сельскую местность как инвесторы, заинтересованные в замыкании цикла путем смыкания процессов переработки и реализации сельхозпродукции с ее производством. И эта деятельность агрохолдингов является решающей в их оценки. Развитие любого типа сельского домохозяйства нуждается в бережном патронировании со стороны государства. Необходимо восстановить не только сельскохозяйственную систему домохозяйственного типа, но и утраченную за годы советской власти психологию земельного собственника, что, безусловно, требует значительного времени и усилий.

Все же, несмотря на все трудности переходного периода, крупные сельскохозяйственные производители продолжают существовать. Неоспорим то факт, что в конце ХХ в. около 90% из их были убыточны, однако даже в этот период известны, хотя и довольно редкие, примеры благополучия и даже процветания. Тем не менее, можно констатировать существенное улучшение положения крупных производителей в институциональном плане. По многим показателям хозяйственной деятельности представители данного типа хозяйств уже перестали быть монополистами. Кроме того, крупные хозяйства больше не являются основой социальной жизни и быта в сельской местности. И, наконец, из землевладельцев они превратились в землепользователей.

2. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА АПК

Развитие сельского хозяйства - одно из немногих отраслевых экспертных направлений в деятельности Центра специального развития (ЦСР). Включение его в перечень разработок Центра обусловлено рядом причин, выделяющих сельское хозяйство из всего списка отраслей. В первую очередь, это сектор, обеспечивающий население страны важнейшими товарами первой необходимости - продовольствием. Во-вторых, Россия в силу огромных площадей, пригодных для сельского хозяйства, объективно имеет все возможности для развития конкурентоспособного на мировых рынках агропродовольственного сектора. В-третьих, с сельским хозяйством тесно связана проблема бедности - на селе доля бедного населения значительно превышает показатели для городов.

Исходя из этого понимания, в ЦСР была организована рабочая группа по разработке и закреплению в законодательстве новых принципов государственной политики на селе. Первый закон был посвящен формулированию задач, принципов и инструментов государственной агропродовольственной политики, второй содержал конкретные программы поддержки агропродовольственного сектора. Такое разделение в целом соответствует мировой практике.

В последние годы действующее правительство РФ попыталось учесть и переосмыслить ошибки, допущенные в первые годы переходного периода. Сейчас сельское хозяйство в нашей стране развивается в рамках Национального проекта «Развитие АПК».

Приоритетными направлениями развития этого проекта является:

· ускоренное развитие животноводства;

· стимулирование развития малых форм хозяйствования;

· обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

Главная цель проекта - форсированное развитие животноводства и увеличение производства мяса и молока для постепенного замещения импортной мясной и молочной продукции. В рамках всей России ставилась задача увеличить к 2008 г. производство молока на 4,5%, мяса - на 7%.

Реализация первого направления Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм) и ввести в эксплуатацию новые мощности.

Это станет возможным за счет:

· повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 8 лет;

· роста поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства;

· совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования;

Второе направление Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Это предполагается достичь путем:

· удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК;

· развития инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования в АПК - сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных).

Реализация третьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала АПК.

Наиболее органично вписаться в мировой рынок сельского хозяйства поможет вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

На сегодняшний день, переговоры по вступлению России в ВТО завершены со всеми странами-участниками, кроме Вьетнама, Грузии и Камбоджи. Поддержка российского сельского хозяйства была одной из самых важных тем этих переговоров. Уже достигнуты договоренности по доступу на российский рынок сельхоз продукции. На все товары, производимые в Россию (все виды мяса, молоко, масла, сахар) таможенные тарифы останутся неизменными после вступления в ВТО. На те товары, которые не производятся у нас в стране, российской стороной были сделаны уступки по тарифам. В подписанных документах базовый показатель государственной поддержки сельского хозяйства взят за 1993-1995 годы и составляет примерно 9 млрд. долларов США, и в ближайшие 2 года увеличения квот на импорт не будет. В целом, говоря о последствиях вступления в ВТО для экономики и для сельского хозяйства России в частности, по расчетам экономистов, негативного влияния на аграрную сферу от этого шага не ожидается.

На данный момент имеет место неурегулированность аграрного сектора рынка. Оптовые цены на сельскохозяйственную продукцию снижаются, а розничные возрастают, в том числе из-за увеличения импорта этих товаров из-за границы.

По нашему мнению при вступлении в ВТО, федеральные власти должны снижать импортные квоты на эти товары, ликвидировать неритмичность поставок во времени и пресекать нелегальные каналы поставки продовольствия в Россию.

Только при государственной поддержке российского сельского хозяйства, оно будет способно производить конкурентоспособную продукцию в условиях ВТО.

При формировании стратегии развития сельского хозяйства нелишне будет учесть опыт ведущих развитых стран.

Например, в США государство предоставляет субсидии из федерального бюджета в случае понижения рыночных цен на сельхозпродукцию ниже гарантированного уровня цен. Специальная правительственная организация по гарантированным ценам принимает в залог у производителей сельскохозяйственные продукты и в случае, если цены рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Таким образом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, путем поддержки собственных производителей принимает действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.

Эффективен механизм ценообразования в ЕС, разработанный по каждому виду сельхозпродукции и для каждого региона. Устанавливаются несколько категорий цен - индикативные цены, определяемые Сообществами как желательные, минимальные цены импорта или пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные производителю интервенциями, официальными организациями. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям. Таким образом, протекционизм на границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рынка. Продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения близкого к самообеспечению и второго мирового экспортера.

3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА

По мнению экономистов к 2010 г. в развитых странах ожидается относительно низкий рост потребления продовольственной продукции: 2-2,5%. В развивающихся же странах ожидается резкое увеличение объемов потребления. В первую очередь это касается стран азиатского региона и некоторых стран Латинской Америки. Также ожидается рост потребления продукции в странах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы.

В научной печати опубликовано немало прогнозов развития сельского хозяйства в XXI веке. Все футурологи и практики сходятся на том, что грядут революционные перемены. По мере прогресса в агротехнике изменятся потребности в продовольствии, его станет больше, а стоить оно будет меньше. В конце 60-х годов XX века около трети своих доходов американцы тратили на питание. Сейчас на это у них уходит только 10%. Люди могут позволить себе гораздо больше. Так, примерно половину потребности в еде американцы удовлетворяют вне дома - в кафе, ресторанах, в системе предприятий быстрого питания. Рост доходов приведет к тому, что потребители захотят не только вкусной, но и здоровой пищи. Продовольствие нового типа будет одновременно содержать в себе вакцины от болезней, и иметь ряд других положительных качеств. Рост численности населения планеты должен содействовать развитию сельского хозяйства, поскольку нужно будет удовлетворять не только насущные потребности, но и вкусы людей различных национальностей и возрастов. Сельским товаропроизводителям нужно постоянно совершенствовать свою продукцию, предлагать новые виды более здоровой пищи. Только в этом случае у них будет безоблачное будущее.

Сельское хозяйство будет вынуждено приспосабливаться к рыночным условиям все более глобализируемого мирового хозяйства, поскольку жесткая финансовая политика не позволяет поддерживать необходимые рыночные меры. В фермерских хозяйствах сохранится тенденция к экономическому росту. Прежде всего, придется сокращать издержки производства путем эффективного использования сельскохозяйственной техники. Производство и продажа специфичных региональных продуктов, а также экологически чистой продукции становится одним из существенных источников дохода. В странах Центральной и Восточной Европы имеются исключительно благоприятные условия для эффективного конкурентоспособного производства пшеницы, рапса или свинины, обеспечивается динамичное развитие производства, используются достижения в развитии биологии и техники, интеграция производственной деятельности и общественная оценка крестьянского труда. В последние 25 лет затраты труда на производство продовольствия сократились на три четверти, тенденция к их уменьшению на 50% прогнозируется к 2010 г. Несмотря на рост численности населения, уровень цен на продовольствие на мировых рынках в основном сохранится на современном уровне из-за отсутствия платежеспособного спроса в развивающихся странах. Убытки можно будет покрывать частично результатами технического развития и снижением цен на материально-технические средства. Споры в вопросах охраны окружающей среды все больше приобретают объективный характер. Кооперация и многоотраслевое производство помогут уменьшить давление на снижение расходов. Эффективность работы крупных хозяйств сохранится на высоком уровне. В аграрном хозяйстве будет продолжаться концентрация капитала. Роль аграрного производства станет гораздо более многосторонней. Техническое развитие приведет к тому, что роль информационной и коммуникационной технологии в организации производства и выхода на рынки будет расти. Увеличатся экономические возможности использования биологии и генной технологии. Последняя распространяется в животноводстве медленнее, чем в растениеводстве. Не является проблемой увеличение производства или сохранение собранного урожая. Важно повышение качества продукции, благоприятное формирование структуры белков, улучшение качества сахаров и растительных масел. Решение этих задач требует проведения значительных фундаментальных научных исследований, что позволит создавать новые сорта сельскохозяйственных культур и породы животных, обеспечивающие качественный и количественный рост производства. Потребность растущего населения в продовольствии придется удовлетворять при меньших площадях, при расходовании меньшего количества воды и в ухудшающейся окружающей среде.

Во многих странах производство продовольствии дотируется. Финансовая поддержка в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий в странах ЕС составляет 500 долл., в США -- около 100, в России -- всего 2 долл., хотя в 80-е годы дотации государства на 1 га у нас были больше, чем в США (примерно 150-200 долл.). При существующей экономической обстановке в России рассчитывать в ближайшее время на дотации более чем 20 долл./га просто нереально. Они сегодня могут составлять не более 10% от стоимости сельскохозяйственной продукции, а это, практически, требование самоокупаемости. Таковы реальные условия. Поэтому, чтобы обеспечить самоокупаемость сельского хозяйства и в то же время сохранить условия воспроизводства, необходимо повысить не менее чем в 2 раза эффективность производства зерна. Это нужно сделать как за счет снижения материальных и финансовых затрат, так и за счет повышения урожайности.

По мнению ФАО, реальность такова, что производство продовольствия в ближайшие годы можно будет обеспечить путем массированных инвестиций в систему контроля над распределением воды. Причина в том, что 70% пресной воды идет на нужды сельского хозяйства. Уже говорилось об ограниченности водных ресурсов. К тому же за них идет борьба и со стороны других отраслей экономики. Поэтому сельское хозяйство оказывается в сложном положении - нужно производить больше продовольствия и лучшего качества при меньшем использовании воды и без ущерба для экологии. Устойчивый экономический рост в большинстве развивающихся стран может быть обеспечен только путем мощного сельского хозяйства. Для роста аграрного производства нужно осуществить значительные частные и государственные капиталовложения в инфраструктуру, технологию, систему водопользования крестьян. По мнению специалистов ФАО локомотивом роста сельскохозяйственного производства является улучшение системы водопользования.

Одной из глобальных проблем современного сельского хозяйства является перераспределение продуктов сельскохозяйственного производства - продовольствия. Основная проблема человечества состоит в распределении продуктов питания. Несмотря на беспрецедентное повышение уровня процветания в мире, то в одном, то в другом регионе возникает голод. В ряде стран Азии и особенно Африки сложилась особенно катастрофическая ситуация с продовольствием из-за гражданских конфликтов и огромного количества беженцев и перемещенных лиц. Если высокоразвитые государства, испытывающие избыток продовольствия, хотят сохранить свой уровень жизни, они должны помогать развивающимся странам. Потому что полуголодное население не остановят ни Средиземное море, ни Атлантический океан. Голодные устремятся туда, где есть пища и благополучие.

Самая важная предпосылка должной реакции мирового сообщества на голод - выработка соответствующего понимания экономики продовольственной проблемы. В Африке, например, существует масса возможностей для расширения производства продовольствия, но для этого требуется проведения соответствующей экономической политики (включая проведение исследовательских работ в аграрном секторе, институциональных реформ и изменения относительных цен). Современное сельское хозяйство также возлагает большие надежды на биотехнологию, «генную революцию».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сельское хозяйство является важнейшим элементом мирового хозяйства, обеспечивая население земли продовольственными товарами. Российское сельское хозяйство после пребывания в стадии стагнации в 70-80-х гг. ХХ в., когда уже выявились очертания грядущего кризиса, подверглось разрушительному воздействию реформ 90-х годов.

Преобразования осуществлялись в условиях постоянно меняющегося и противоречивого законодательства и стихийной либерализации цен. Во главу угла было поставлено не создание чего-то нового, а разрушение старого. Это привело к возникновению многочисленных проблем к началу ХХI века: выведение огромных площадей из сельскохозяйственного оборота, деградация земель, сельхозтехники, перерабатывающего сектора (который не очень хорошо работал еще при социализме).

Для выхода из кризиса правительством в последние годы разработан ряд мер, в рамках национального проекта «Развитие АПК». Ведущими направлениями этого проекта являются ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

По мере внедрения в экономику России капиталистических тенденций все большая роль стала принадлежать частным формам сельскохозяйственного производства (до 45%). В этом направлении также необходима поддержка государства.

Применительно к России, очевидно, что успех возможен только в случае, когда меры государственного регулирования и аграрной политики принимают во внимание сложившиеся за многие десятилетия ценностные ориентации сельского населения, модели поведения его различных групп, социально-психологические и национальные особенности.

В последние годы обозначился ряд проблем и в глобализирующейся системе мирового хозяйства. Это проблема неравномерного перераспределения продуктов сельскохозяйственного сектора, намечающие проблемы с водными ресурсами, имеющими первостепенное значение в сельском хозяйстве. В целом же в развитых странах (США, ЕС) сельское хозяйство развивается довольно успешно, выводя эти страны в ведущих экспортеров сельскохозяйственной продукции, внедряются новые технологии в области биохимии и генетики.

Есть надежды, что Россия в результате более продуманного проведения экономической политики и вероятного вступления в ВТО, сможет занять достойное место в системе мирового сельского хозяйства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Добрынин В.П. О концепции развития сельского хозяйства России. - М.: МСХ, 2006.

2. Кара-Мурза С.Г. Экономические реформы в России 1999-2001 - М.: Алгоритм 2002.

3. Курс переходной экономики // Под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 2007.

4. Курс экономической теории: Учебное пособие // Под ред. А.В. Сидорович. - М.: ДИС, 2001

5. Плетнев П.А. Новые проблемы мирового сельского хозяйства. // «Крестьянские ведомости», 2007, №10

6. Сергеев Д.В. Институциональные особенности сельского хозяйства в постперестроечной России - М.: 2003.

7. Серова Е.В. Аграрная экономика. - М.: ГУ ВШЭ, 1999.

8. Теория переходной экономики: Учебник // Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2001.

9. Экономика переходного периода // Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. - М.: Изд-во МГУ, 2005.

10. http://www.donland.ru/ // официальный сайт администрации Ростовской области.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.