Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
19 Министерство внутренних дел Российской Федерации Белгородский юридический институт Кафедра гражданско-правовых дисциплин Дисциплина «Земельное право»РефератНа Тему: «Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения»Подготовил: Курсант 144 взводаРядовой милицииКрасный А.Н.Проверил:Преподаватеть кафедры капитан милиции Абрамов В.А. Белгород 2008 Примерное распределение времени |
План реферата | Страницы | | Вступительная часть | 3 | | Учебные вопросы | | | 1. Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения | 3 | | 2. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения. | 10 | | Заключительная часть (подведение итогов) | 19 | | | ЛитератураОсновная литератураЗемельный кодекс РФ от 28 сентября 2001 г. // Российская газета от 31 ноября 2001 г.Закон РФ “О плате за землю” от 11 октября 1991 г. // СЗ РФ. 1994. № 16.Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002// СЗ РФ. 2002. №30. Ст.3018.Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник для высших юридических учебных заведений. - М., МЦУПЛ, 2005.Серых Е.В. Земельное право: Учебник. М., 2005. Дополнительная литератураАнисимов А.П. Правовые проблемы приватизации гражданами земельных участков из состава категорий земель сельскохозяйственного назначения // Юрист. 2005. № 5.Комментарий к Федеральному закону «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // Хозяйство и право. 2005. № 3.Романова Г.В. Общая характеристика прав пользователей земельными участками // Юрист. 2006. № 7. Сакович В. Земля: целевое и разрешительное использование // Хозяйство и право. 2006. № 11.ВведениеОдним из основных элементов правового режима является наличие прав и обязанностей субъектов правоотношений по использованию земель. Они зависят как от особенностей используемого объекта (зем-ли), так и от правового статуса субъектов. Так, юридические лица несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством и ст. 74--76 ЗК РФ. Физические лица могут быть привлечены к уголов-ной, гражданской и иным формам ответственности.Вопрос№1. Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначенияЗемлями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, другие земли, предназначенные для этих целей в соответствии с тер-риториальным планированием использования земель.Земли сельскохозяйственного назначения включают в себя сель-скохозяйственные угодья, земли, занятые зданиями и сооружениями, необходимыми для ведения сельского хозяйства и др. К сельскохозяйственным угодьям относят сенокосы, пашни, пастбища, залежи и иные угодья. Перечислять их все нет необходимости, так как их перечень остается открытым (ст.77--82 ЗК РФ).Под правовым режимом земель сельскохозяйственного назна-чения следует понимать установленный законом порядок их уче-та, кадастра, мониторинга, использования и охраны.Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой осо-бую категорию земель, т.е. ту часть земельного фонда РФ, которая пред-назначена и используется по основному назначению. Категории земель являются родовым объектом правового режима.Под целевым использованием земель сельскохозяйственного назна-чения понимается основное предназначение земель данной категории. При этом допускается постройка на этих землях несельскохозяйствен-ных объектов, которые помогают ведению хозяйства (перерабатываю-щие предприятия, гаражи для сельскохозяйственных объектов и т.п.).Земельное угодье является конкретным объектом правового регу-лирования. Оно представляет собой земельный участок, используемый по непосредственному целевому назначению.Говоря о целевом использовании земель, необходимо упомянуть о таком понятии, как «конкретное целевое назначение». Под ним пони-мается вид использования земли, который исключает иные формы её хозяйственной эксплуатации. На этих землях нельзя возводить ника-ких строений или сооружений, так как пахотные земельные угодья предназначены исключительно для посева сельскохозяйственных куль-тур и выращивания корнеплодов и овощей.Проводя подразделение земли по виду объекта правового регули-рования, выделяют три вида правового режима использования земель: общий, особенный и специальный. Общий правовой режим распрост-раняется на все земли и его элементами является использование зе-мель по их целевому назначению.Для земель сельскохозяйственного назначения характерен особый правовой режим, выражающийся в их использовании для сельскохо-зяйственных целей. Особый правовой режим вводится для истощен-ных и деградированных земельных угодий. Эти меры необходимы для восстановления угодий и недопущения их разрушения в будущем.Следует отметить, что правовой режим земель устанавливается государством только на уровне общего и родового объекта.Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, выделен-ных физическим лицам, может быть изменен, чему способствуют действия собственников земельных участков, землевладельцев и землепользова-телей, обладающих правом самостоятельного хозяйствования на земле. Например, если собственник земельного участка решил возвести на нем птицеферму, то он несет ответственность за противопожарную безопас-ность, сохранность чистоты воздуха, а земельный участок приобретает соответствующий специальный правовой режим. Устанавливают спе-циальный правовой режим органы местного самоуправления в соответ-ствии со своей компетенцией по предоставлению и изъятию земель.Вторым элементом правового режима земель является наличие специально уполномоченных, государственных органов по регули-рованию правового режима.Регулирование правового режима земель как общего объекта правово-го режима осуществляют государственные органы общей компетенции -- Федеральная служба земельного кадастра РФ и ее территориальные орга-ны. Регулирование правового режима категорий земель и земельных угодий осуществляют органы управления специальной компетенции.Третьим элементом правового режима использования земель явля-ется круг субъектов по использованию земель данной категории. Не все физические и юридические лица могут обладать правом соб-ственности на земельные участки различных категорий, а лишь те, которые в соответствии со своим правовым статусом могут осуществ-лять тот или иной вид эксплуатации земли. Так, сельскохозяйствен-ные предприятия не могут быть собственниками земель промышлен-ности, поскольку их уставная деятельность не предусматривает веде-ния промышленной деятельности.Основными нормативными актами, регулирующими порядок исполь-зования земель сельскохозяйственного назначения, являются ЗК РФ, Федеральный закон от 16.07.98 «О государственном регули-ровании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назна-чения»; Федеральный закон от 08.12.95 «О сельскохозяйственной кооперации»; Федераль-ный закон от 22.06.03 «О крестьянском (фермерском) хозяй-стве»; Федеральный закон от 24.07.02 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др.Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, защитного лесоразведе-ния, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством:· гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;· хозяйственными обществами и товариществами, производствен-ными кооперативами, государственными и муниципальными унитарны-ми предприятиями, иными коммерческими организациями;· некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;· казачьими обществами;· опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учеб-но-производственными хозяйствами научно-исследовательских учреж-дений, образовательных учреждений высшего профессионального, сред-него профессионального и начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;· общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для обеспечения их традиционного образа жизни, тра-диционного хозяйствования и традиционных промыслов (ст. 78 ЗК РФ).Каждый из этих субъектов получает земельный участок на опре-деленных условиях. Физическим лицам земельный участок выделяется в собственность и на неопределенный срок. Государственные и муниципальные учреждения и сельскохозяйственные предприятия обладают лишь правом бессрочного пользования выделенными им сель-скохозяйственными участками. Остальным участникам правоотноше-ний, указанным в законе, земельные участки могут выделяться в соб-ственность, в бессрочное пользование и в аренду. Сельскохозяйственные угодья -- пашни, сенокосы, пастбища, зале-жи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградни-ками и др.) в составе земель сельскохозяйственного назначения -- имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе опытно-производственных хозяйств научно-исследовательских учреждений и учебно-опытных хозяйств, образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные уго-дья с кадастровой стоимостью, существенно превышающей среднерай-онный уровень, могут быть законодательством субъектов РФ включе-ны в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.Использование земельных долей, возникших в результате прива-тизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным за-коном «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».Четвертым элементом правового режима использования земель явля-ется наличие прав и обязанностей субъектов правоотношений по использованию земель, что составляет основной элемент правового режима. Права и обязанности субъектов зависят как от особенности земли -- используемого объекта, так и от правового статуса субъектов. Содержание прав и обязанностей зависит и от иных обстоятельств, что подробнее будет рассмотрено ниже (ст. 40--43 ЗК РФ).Пятым элементом правового режима использования земель явля-ется наличие эффективного правового механизма, обеспечивающе-го надлежащий правовой режим использования земель. К нему от-носятся:^ наличие правовых норм, исполнение которых предотвращает на-рушение правового режима земель и обеспечивает приоритет земель сельскохозяйственного назначения перед землями несельскохозяй-ственного назначения, а также нормы, не допускающей изъятия цен-ных сельскохозяйственных земель; ^ наличие правовых норм, применение которых устраняет условия, способствующие нарушению правового режима земель. Например, запре-щение финансирования проектно-изыскательных работ до принятия мест-ной администрацией решения о предварительном согласовании места раз-мещения объекта или решения суда -- при возникновении спора;^ наличие наказаний за нарушение правового режима земель. Так, ответственность в виде штрафов предусмотрена за уничтожение ме-жев.ых знаков земельных участков, за самовольное занятие земли, за порчу и уничтожение плодородного слоя земли и т.д.;^ наличие правовых норм, использование которых позволит восста-новить нарушение режима использования земель. Например, самоволь-но занятые земельные участки должны быть возвращены по принад-лежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконно-го пользования.Помимо ЗК РФ порядок предоставления физическим лицам земель-ных участков сельскохозяйственного назначения регулируется Феде-ральным законом от 23.06.03 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», устанавливающим права, обязанности и ответственность лиц, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство.Одним из основных элементов правового режима является наличие прав и обязанностей субъектов правоотношений по использованию земель. Они зависят как от особенностей используемого объекта (зем-ли), так и от правового статуса субъектов. Так, юридические лица несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством и ст. 74--76 ЗК РФ. Физические лица могут быть привлечены к уголов-ной, гражданской и иным формам ответственности.Субъекты, осуществляющие использование земель сельскохозяйственного назначения. Фактическая реализация правового режима земель сельскохозяй-ственного назначения осуществляется именно в сфере правомочий субъектов правоотношений по непосредственному использованию уго-дий. Рассмотрим юридический статус этих субъектов и их правомо-чия по отдельности. Субъекты правоотношений по использованию земель сельскохозяй-ственного назначения в широком смысле. Выделение их в таком ас-пекте обусловлено следующими мотивами. 1. Они являются субъектами чисто земельных правоотноше-ний в силу наделения их титулом на право использования земель. Это собственники земель в их разновидности: землевладельцы, землепользователи, как постоянные, так и временные, арендаторы. Их правовой статус удостоверяется специальными документами -- свидетельством на право собственности; пожизненного наследуемого владения; бес-срочного или постоянного пользования, а также договорами на право временного пользования и аренды.
Страницы: 1, 2
|