реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовой режим земель промышленности

реферат

Правовой режим земель промышленности

2

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Дисциплина «Земельное право»

Реферат

На Тему: «Правовой режим земель промышленности
»

Подготовил:

Курсант 144 взвода

Рядовой милиции

Красный А.Н.

Проверил:

Преподаватеть кафедры

капитан милиции

Абрамов В.А.

Белгород 2008

Примерное распределение времени:

План реферата

Страницы

Вступительная часть

3

Учебные вопросы

1. Земли промышленности, энергетики и недропользования

4

2. Земли транспорта.

15

3. Земли связи, радиовещания, телевидения и информати-ки.

18

Заключительная часть (подведение итогов)

25

Литература:

Основная литература

1. Земельный кодекс РФ от 28 сентября 2001 г. // Российская газета от 31 ноября 2001 г.

2. Закон РФ “О плате за землю” от 11 октября 1991 г. // СЗ РФ. 1994. № 16.

3. Ерофеев Б.В. Земельное право: Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: МЦУПЛ, 2005.

4. Серых Е.В. Земельное право: Учебник. М., 2005.

Дополнительная литература

1. Анисимов А.П. Понятие земель специального назначения и их правового режима // Право и политика. 2006. № 3.

2. Минаева А.А. Понятие «правовой режим земель» и его значение в земельном праве // Экологическое право. 2005. № 1.

3. Попов М. Предварительное согласование места размещения объекта: некоторые практические аспекты // Хозяйство и право. 2006. № 8.

4. Трифанов А.С. Правовой режим земель входящих в категорию земель промышленности // Право и политика. 2005. № 7.

Введение

Перечисленные ниже особенности присущи каждому из рассмат-риваемых видов использования земель специального назначения, что и побудило законодателя выделить эти виды в земельном законода-тельстве.

В отношении тех видов использования данных земель, которые законодателем не упомянуты, действует общий режим земель специаль-ного назначения. Например, в отношении земель атомных электростан-ций, земель ядерных полигонов и др.

Особенности в правовом режиме земель, составляющих категорию земель специального назначения, обусловлены наличием наряду с об-щими целями особенных, отличающихся от общих, что и является оп-ределяющим в их специальных режимах.

Рассмотрим каждую из особенностей этих режимов по отдельности.

1. Земли промышленности, энергетики и недропользования.

К землям промышленности, энергетики и недропользования относят-ся земельные участки, занятые производственными и административ-ными зданиями и строениями, тепловыми, атомными станциями, тепло- и гидроэлектростанциями, линиями электропередачи, подъездными путями, прирельсовыми складами и перевалочными базами, инженер-ными коммуникациями, месторождениями полезных ископаемых и другими объектами, используемыми для нужд промышленности, энер-гетики и недропользования.

Размеры земельных участков для указанных целей определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией (ст. 88 и 89 ЗК РФ).

Предоставление земельных участков для разработки полезных ис-копаемых осуществляется после оформления в установленном поряд-ке прав на пользование недрами и восстановление земель согласно утвержденному проекту рекультивации на ранее отработанных площа-дях в установленные сроки.

Под промышленными предприятиями как основными субъектами зе-мельных правоотношений на землях специального несельскохозяйствен-ного назначения понимаются предприятия, обязательным элементом дея-тельности которых является переработка сырья или разработка недр.

В силу этого промышленные предприятия можно подразделить на горнодобывающие и не относящиеся к таковым. Однако всем им при-сущи особенности в правовом режиме использования земель, выража-ющиеся в том, что:

- поскольку деятельность предприятий представляет собой источ-ник повышенной опасности для окружающих, при размещении пред-приятий, а также сооружений и иных объектов, составляющих элемен-ты этого предприятия, применяется предварительный разрешитель-ный порядок строительства этих объектов. В частности, определение мест строительства производится в соответствии со ст. 35 Федераль-ного закона «Об охране окружающей среды» и ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе-ния» (в ред. от 30.06.03) при наличии положительного заключения специально уполномоченных на то органов в области охраны окру-жающей среды, санэпиднадзора и решения органов местного самоуп-равления;

- в связи с тем, что строительство и размещение предприятий за-трагивает интересы населения, в необходимых случаях предваритель-ное решение о строительстве должно быть основано на разрешении населения, которое принимается на референдуме или по результатам обсуждения (п. 2 ст. 41 Закона «Об охране окружающей среды»;

- поскольку обычным (естественным, эмпирическим) способом опре-делить степень экологической, социальной и иной опасности от разме-щения предприятия невозможно, проекты строительства и размещения предприятий должны проходить государственную, а при необходимости и общественную экспертизу (п. 2 ст. 42 указанного Закона);

- экологическая и социальная безопасность предприятия обеспечи-вается утвержденными в установленном законом порядке природоохранительными, санитарными, строительными нормами и правилами, а также правилами, обеспечивающими необходимую охрану труда. По-этому строительство предприятий и всех его элементов-сооружений должно осуществляться в точном соответствии с этими правилами (ст. 34--53 указанного Закона).

Если же возникает потребность в изменении утвержденного про-екта строительства предприятия или стоимости проектных работ, то это изменение не должно осуществляться в ущерб требованиям экологи-ческой безопасности.

Перечисленные требования закона к размещению и строительству предприятий обеспечены существенными правовыми мерами; если они нарушаются, то это влечет за собой приостановку работ с одновремен-ным прекращением их финансирования соответствующими учреждени-ями банка.

Эти требования закона должны быть выполнены полностью, по-скольку п. 2 ст. 44 указанного Закона запрещает ввод в эксплуата-цию предприятия, если выполнены не все работы, предусмотренные проектом, которые должны обеспечить экологическую безопасность деятельности предприятия.

2. Земли энергетики. Землями энергетики признаются земли, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов энергетики, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, иными федеральными законами и законами субъектов РФ (ст. 89 ЗК РФ).

В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энер-гетики могут предоставляться земельные участки для:

- размещения гидроэлектростанций, атомных станций и ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, теплостанций, других элек-тростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

- размещения воздушных линий электропередачи, наземных соору-жений кабельных линий электропередачи, подстанций, переключатель-ных, распределительных и секционирующих пунктов и других соору-жений и объектов энергетики.

Для обеспечения деятельности организаций и объектов энергети-ки могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей.

Правила определения размеров земельных участков для разме-щения опор воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правитель-ством РФ.

3. Земли, предоставленные для разработки недр. Правовой режим использования недр, а также земель, предоставленных для раз-работки недр, регулируется Федеральным законом от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 06.06.03), федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами РФ и ее субъектов.

Земельное законодательство взаимодействует с международным, гражданским, административным, финансовым, санитарным и другим законодательством.

Трудно представить, что пользование недрами возможно без заня-тия соответствующего земельного участка. Необходимость в земель-ном участке возникает только в связи с тем, что в пользование предо-ставляются недра для тех или иных нужд. Без получения земельного участка право пользования недрами практически не может быть реа-лизовано. Землепользование направлено на создание условий для осуществления права пользования недрами.

Особенностью земель, предоставленных для разработки недр, явля-ется то, что они не отнесены к самостоятельной категории земельно-го фонда России, не отграничиваются от других земель по непосред-ственному целевому назначению.

Земли, предоставленные для разработки недр, отнесены к землям специального назначения (промышленности, транспорта, связи и ино-го назначения). Поэтому на них распространяются общие положения, определяющие правовой режим этой категории земель. Однако указан-ные земли имеют значительную специфику в правовом режиме, кото-рая определяется особенностью недр как самостоятельного объекта права федеральной собственности российского государства.

В соответствии со ст. 6 Закона «О недрах» в состав земель для пользования недрами входят:

- земельные участки для регионального геологического изучения недр;

- земли, используемые для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

- земли для проведения разведки и добычи полезных ископаемых и для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

- земли, предоставленные для строительства и эксплуатации под-земных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- земли, предоставленные для образования особо охраняемых гео-логических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;

- земли, предоставленные для сбора минералогических, палеонтоло-гических и других геологических коллекционных материалов.

Определенные особенности в правовом режиме указанных земель обусловлены двойной формой эксплуатации природопользования: зем-лепользованием и недропользованием, т.е. совместным земельным и горным правовым регулированием. Недропользование в этом случае является основным, ведущим по отношению к землепользованию. Необ-ходимость в земельном участке возникает только в связи с тем, что в пользование предоставляются недра для тех или иных нужд, т.е. зем-лепользование служит тому, чтобы создать условия для осуществле-ния права недропользования.

Правовой режим земельных участков, предоставленных для недро-пользования, характеризуется целым рядом специфических особенно-стей, которые обусловлены основаниями возникновения прав на зе-мельные участки, когда в соответствии с лицензией недропользователь получает участок недр в виде горного отвода, который является осно-ванием для земельного отвода.

Горный отвод предоставляется органами Госгортехнадзора для не-общераспространенных полезных ископаемых или органами исполни-тельной власти субъектов РФ для общераспространенных полезных ископаемых.

Пользование землей и пользование недрами тесно связаны, хотя их взаимозависимость в разных ситуациях неодинакова. В одних случа-ях пользование земельным участком является лишь предпосылкой, необходимым условием для осуществления права недропользования. Так, горнодобывающее предприятие не может быть сооружено и нор-мально функционировать без занятия определенного земельного уча-стка. Данное предприятие является, прежде всего, пользователем недр. Землепользование в этом случае, по отношению к пользованию недра-ми, хотя и является самостоятельным, но носит как бы подчиненный, вспомогательный характер. В других случаях собственник земельно-го участка может выступать в качестве пользователя недр: например, согласно ст. 18 Закона РФ «О недрах» юридические лица и граждане имеют право использовать для нужд своего хозяйства, имеющиеся на предоставленном им земельном участке общераспространенные полез-ные ископаемые без получения горного отвода. В этом случае право пользования недрами представляет собой, по существу, элемент содер-жания права землепользования.

После отвода земельного участка в натуре (на местности), государ-ственной регистрации земельного участка в регистрационной палате по месту его нахождения и получения лицензии право недропользо-вания считается возникшим для его осуществления.

Предоставление земельного участка в пользование недропользователям -- процесс, состоящий из ряда установленных в законе проце-дур (стадий): получение лицензии (разрешения), дающей право на предоставление недр в пользование; выделение горного отвода для реализации поставленной цели; предоставление земельного отвода; государственная регистрация земельного участка.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.