реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование социального развития села

реферат

Правовое регулирование социального развития села

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский Государственный Аграрный Университет»

Юридический факультет

Кафедра земельного права

Курсовая работа

по предмету: Аграрное право

на тему:

Правовое регулирование социального развития села

Выполнил: студент

31 группы СПО

Лотхов Михаил

Оренбург, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Социальные проблемы сельского хозяйства

2. Правовое регулирование социального развития села

3. Мониторинг социально-трудовой сферы села

Заключение

Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

Прежде чем приступить к рассмотрению основных вопросов курсовой работы, необходимо обратить внимание на то, почему такая тема как правовое регулирование социального развития села так актуальна в настоящее время. Прежде всего, следует рассмотреть именно проблемы правового регулирования социального развития села, от которого и зависит все дальнейшее развитие села и всего сельскохозяйственного производства в целом, повышение престижности труда в сельском хозяйстве и прирост населения на селе, и рост его материального благосостояния.

Если брать среднестатистическое село на территории Российской Федерации то можно с уверенностью сказать, что люди, проживающие в нем, практически лишены элементарных условий жизни и деятельности. За последнее время очень сильно сузилась социальная сфера обеспечения сельских жителей, касающаяся образования, детских дошкольных учреждений, культурного богатства и лечебных учреждений. Интернет-ссылка: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1269450

В связи с этим можно сказать, что основные проблемы социального развития села связаны с повышением уровня жизни сельского населения, рациональной социальной политики, обеспечением благоприятных условий труда, разработка и финансирование программ по социальному развитию села. Повышение уровня благосостояния населения на селе приведет к сокращению бедности и что особо важно искоренению причин её порождающих.

В настоящий момент, при новых рыночных и товарно-экономических отношениях российское село приспосабливается к развитию в условиях многообразия форм собственности. Создаются сельскохозяйственные товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные кооперативы, также сформировался фермерский сектор. Однако дальнейшее продвижение реформ в агропромышленном комплексе, создание условий для финансовой стабилизации положения сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также улучшение среды обитания и жизнедеятельности сельских тружеников серьёзно сдерживаются проблемами социального развития села. Целью реформирования аграрной сферы является: 1) обеспечение достойного уровня жизни и благоприятных условий труда сельского населения; 2) увеличение вклада отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя в обеспечение продовольственной безопасности страны. Это требует решения широкого круга социальных проблем села и их адекватного правового регулирования.

Целью написания курсовой работы являются исследование правовых норм по обеспечению благоприятных условий труда, достойной жизни и свободного развития сельского населения, формулирование теоретических выводов. Анализ законодательства, регулирующего отношения по социальному развитию села. Достижение указанной цели с помощью следующих задач:

- исследование социальных проблем сельского хозяйства и развитию села;

- исследовать мониторинг социально-трудовой сферы села;

- рассмотрение правового регулирования социально - трудового и социально - культурного развития села.

Осложнение цели и задач, поставленных курсовой работе, усиливается отсутствием в Российской Федерации на данный момент закона, регулирующего социальное развитие села, а также иных правовых исследований касающихся социального развития села.

1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

В настоящее время в стране заброшено 20 млн. га земли, имеющей сельскохозяйственную ценность. Вовлечение их в оборот при существующем уровне урожайности может обеспечить продуктами питания до 5 млн. человек. Сельскохозяйственное производство во многом зависит от состояния социальной сферы села, охватывающей интересы почти 39,5 млн. человек, проживающих в сельской местности. Условия жизнедеятельности влияют не только на эффективность их труда, но и на отношение к политике государства.

Кризисная ситуация в социальной сфере села стала формироваться в середине 80-х гг. Более низкий уровень качества жизни способствовал формированию миграционных настроений жителей, снижал уровень их экономической заинтересованности. Сельское хозяйство не обеспечивало потребностей страны. В целях преодоления негативных тенденций был принят ряд законов, в которых провозглашалась приоритетность развития села, определялись основные положения по укреплению материально - технической базы агропромышленного комплекса и социальной сферы.

Ускоренные темпы социально - экономического развития должны были обеспечиваться за счет установления пропорций инвестиций на Федеральном и местном уровнях, совершенствования финансовой, кредитной, ресурсной политики и системы государственной поддержки. Предусматривалось финансирование из федерального бюджета социальной инфраструктуры на селе, в том числе строительство жилья, школ и дошкольных учреждений, объектов культуры и здравоохранения, автомобильных дорог, электрофикация, газофикация, телефонизация, радиофикация, водоснабжение Официальный Интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - http://www.mcx.ru/.

Эти законы появились юридически оформленными долгосрочными программами социально - экономического развития сельского хозяйства страны.

Для их реализации правительством 4 января 1991 г. были приняты соответствующие постановления, содержащие конкретные планы и мероприятия по социальному развитию села, а также программа «Возрождение российской деревни», предусматривающая улучшение жилищных и социально - бытовых условий сельского населения. Предполагалось ежегодно увеличивать объемы жилищного строительства на 15,7 %, строительство школ - на 41, детских дошкольных учреждений на 15,4, газовых сетей на 26, внутрихозяйственных автомобильных дорог - на 11,7 %. Для контроля за ходом выполнения принятых программ была создана Комиссия правительства РФ по социальному развитию села.

Принятые законы и постановления содержали комплекс неотложных мер, но в недостаточной степени учитывали реально существующие тенденции в отраслях, призванных обеспечить подъем социальной сферы сельского хозяйства, а также направление российских реформ.

В результате экономических реформ, начатых в 1992 г. проблемы социальной сферы села были переданы с федерального на местный уровень, что привело к прекращению финансирования программы «Возрождение Российской деревни» из федерального бюджета. Также были сокращены лимиты государственных централизованных капитальных вложений Минсельхозпрода РФ по инженерному и соц. обустройству сельских территорий.

В 1993 г. лимиты бюджетных ассигнований по содержанию объектов соц. инфраструктуры села в сумме 135,1 млрд.руб. были переданы от Минсельхозпрода РФ органам исполнительной власти субъектов Федерации. Комиссия правительства РФ по соц. развитию села была упразднена. Функции управления и финансирования электрификации села с 1995 г. перешли в Министерство топлива и энергетики РФ, а внутрипроизводственной телефонной связи - Министерству связи РФ в результате этого было прекращено финансирование электрификации и телефонизации села из Федерального бюджета Официальный Интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - http://www.mcx.ru/.

Программа «Возрождение Российской деревни» и все правительственные постановления по жилищному и культурно - бытовому строительству на селе, газификации и электрификации села, водоснабжению сельских населенных пунктов, строительству автодорог на селе и развитию средств связи оказались не выполненными. Фактически провал социальной политики на селе объясняется также и тем, что Закон РСФСР «О соц. развитии села» не содержал действенных механизмов финансового обеспечения соц. сферы села в условиях макроэкономической трансформации.

Наряду с возникшим бюджетным дефицитом определенные законом источники внебюджетного финансирования не действовали. Сельхоз предприятия оказались не в состоянии самостоятельно финансировать развитие социальной сферы из-за своей убыточности.

Число нерентабельных хозяйств увеличивалось на протяжении 90-х гг. и составило 87 % в 1998 г. Надежды на поддержание соц. сферы за счет с/х предприятий не оправдались.

Попытка обеспечения соц. защищенности сельского населения посредством органов местного самоуправления с передачей им объектов соц. инфраструктуры оказались также малоэффективной из-за отсутствия финансовых ресурсов.

В целом уровень развития социальной сферы села к началу 2003 г. характеризовался следующими показателями : жилищный фонд составлял 748 млн. кв. м. общей площади, дошкольные образовательные учреждения - 25,6 тыс., число детей в них - 884 тыс., человек, дневные общеобразовательные школы - 46,1 тыс., число школьников - 6,4 млн. человек, число учителей - 695,1 тыс. человек, клубные учреждения - 49,3 тыс., библиотеки всех ведомств - 39105 ед., количество книг и журналов в фондах библиотек - 375 млн. экземпляров.

Размеры и структура социальной сферы села зависят от объективных факторов: численности сельских жителей, количества нетрудоспособного населения, уровня реального дохода и другой анализ возрастной структуры населения страны показывают, что доля нетрудоспособных лиц в сельской местности значительно больше, чем в городе. Однако экономических возможностей для их содержания существенно меньше по сравнению с городом, это противоречие можно устранить за счет дотирования социальной сферы села.

На протяжении 1998 - 2003 гг. заработная плата работников сельского хозяйства оставалась одной из самых низких в стране. На фоне общего снижения реальной заработной платы, составившего в целом по экономике за последние годы 49 %, реальные заработки работников сельского хозяйства снизились на 70 % (таб.2).

Среднемесячная заработная плата работников занятых в сельском хозяйстве, за последние 5 лет в 2 -3 раза меньше, чем у работников других отраслей экономики. Сельское население более дифференцировано, чем городское, по уровню среднедушевых денежных доходов. Высокая поляризация доходов обостряет проблемы бедности на селе. Денежные доходы сельских семей и числа тех, кто не имеет их на уровне прожиточного минимума, остаются примерно на 30 % ниже доходов «бедных» групп населения в городах.

Доходы сельских жителей от личных подсобных хозяйств имеют главным образом натуральную форму и используются для собственного потребления. Их роль как источника финансовых поступлений снизилась. В связи с этим в целом сократились возможности для компенсации тех или иных услуг соц. сферы за счет собственных средств (жилищное строительство, поездка в город с целью лечения и удовлетворения культурно - оздоровительных потребностей, приобретение книг и аудиовизуальной аппаратуры). Доходы сельских многодетных семей практически полностью лишают возможности использования, приобретения услуг и товаров социально - культурного назначения за счет собственных средств.

На селе безработица ощущается не так остро, как в городе благодаря занятости в личных подсобных хозяйствах. Поэтому уровень соц. напряженности, вызванный безработицей, гораздо ниже в сельской местности по сравнению с городом Колесников С.А. Этапы развития и будущее фермерства в России // Сборник научных трудов, 2005 г., №1 - http://www.ncxstu.ru.

Отсутствие удобного транспортного сообщения сокращает трудовую мобильность и спектр соцвозможностей сельского населения. Одна из причин, способствующих ухудшению транспортного обслуживания сельских жителей, - плохое состояние автомобильных дорог. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет в целом по стране 29 км. на 1 тыс.кв.км. территории.

Проблема развития дорог и повышения их качества особенно остро ощутима в сельской местности и во многом определяет соц. и экономическое развитие сельского хозяйства. В 2000 г. по сравнению с 1995 г. ввод в действие ведомственных и частных дорог на селе сократился на 104 раза, а в ряде регионов почти не осуществлялся.

Свертывание деятельности учреждений культуры на селе - один из факторов непривлекательности сельского образа жизни, который стимулирует миграцию сельского населения, способствует явлениям асоциального поведения селян. Сокращается на селе и сеть лечебных учреждений. Две трети сельских медицинских учреждений испытывают недостаток в самом необходимом медицинском оборудовании и лекарств. Около 6% участковых больниц и 11% амбулаторий не имеют ни одного врача. Оказание медицинской помощи сельскому населению осложняется отсутствием автомобильных дорог и телефонной связи. Кризисное состояние здравоохранения на селе отражается на продолжительности жизни населения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что за последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни. социальная жизнь в среднестатистическом селе Российской Федерации находится в состоянии упадка. Государству следует уделять большее внимание именно внутренним проблемам социального развития села, и особое место тут будет занимать его финансирование. Если же в ближайшее время такое финансирование будет поступать, то в целях эффективного использования средств, формируемых по многоканальной системе на социальное развитие села, должно быть созданы федеральные и региональные фонды социального развития села, как единой финансово-кредитной системы целевого назначения.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.