ес во все времена являлся одним из самых легких, дешевых объектов использования природных богатств. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, а сейчас в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов. Поэтому со временем настал момент, когда человеку пришлось задуматься о восполнении убывающих массивов леса, а так же о защите его от пожаров. «В результате хозяйственной деятельности происходит постепенное истощение природной среды, потеря тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности. Потеря лесов - это не только потеря кислорода, но и важнейших экономических ресурсов, необходимых человеку для дальнейшей деятельности». Шестерюк А.С. Экологическое право: вопросы теории и методологии анализа. СПб., 2000. - С. 194.Но что означает «лес» с точки зрения права? Основы лесного законодательства РФ принятые ВС РФ 6 марта 1993г. определяют его понятие так: «Лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.» Таким образом, в понятие леса, по закону включаются три признака: биологический - совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности, юридический - произрастающие на землях лесного фонда, выделенных в установленном законом порядке, экологический - оказывающий влияние на состояние окружающей природной среды.Лес - это система экологических комплексов, выполняющая многообразные экологические (средозащитные, климаторегулирующие, водоохранные и почвозащитные и т. п.), экономические (древесная продукция, продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения, техническое сырье и т.п.) и культурно-оздоровительные (средство рекреации, лечения, восстановления здоровья, эстетического образования) функции.Различают две формы взаимодействия общества и природы. Первая- потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей - экономическая форма взаимодействия. Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формы.Существуют нормы экологического права, которые регулируют отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды и леса в том числе. Они подразделяются на три группы: отраслевые, (охрана и использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и т.д.), комплексные, (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом), экологизированные (нормы других отраслей права - административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды).Указом Президента РФ №2144 «О федеральных природных ресурсах», осуществлено разграничение государственной собственности на природные ресурсы, «...определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения.»Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. Под охраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезных ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна. Защита леса - система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур. Воспроизводство лесов - процесс, во время которого идет работа не только по количественному, но и качественному обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород на высокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи.Поскольку наше общество не имеет возможности отказаться от использования лесных недр, современное лесное законодательство поставило в основу лесоохранной политики принцип неистощительного использования лесов.Охрана леса по своей приоритетности имеет следующую структуру: от поджогов и нарушений правил пожарной безопасности, от уничтожения леса при освоении лесных площадей, от незаконной порубки, от загрязнения и истощения. Современное экологическое право в России и за рубежом. Сборник научных трудов. М., 2001. - С. 245.1.3. Правовые основы охраны лесовПраво строится и функционирует на определенных принци-пах, выражающих сущность и социальное назначение права, от-ражающих его главные свойства и особенности. Принципами права должны руководствоваться все участники экологических отношений -- органы законодательной, исполнительной, судеб-ной власти, предприятия, общественные формирования, гражда-не. Соблюдение принципов может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности всей деятель-ности по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и закон-ных интересов человека и гражданина.Экологическое право основано как на общих принципах рос-сийского права, так и на принципах данной отрасли (отрасле-вых). Общими принципами, определяющими сущность права в целом, являются принципы социальной справедливости и соци-альной свободы, равноправия (равенства перед законом), единст-ва юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности и некоторые другие.Отраслевые принципы экологического права могут быть выра-жены как в специальных нормах-принципах, так и выведены из анализа правовых норм. Поскольку экологическое право включа-ет в себя в качестве подотраслей земельное, водное и иные отрас-ли права, соответственно такие принципы содержатся как в зако-нодательстве об окружающей среде, так и в актах отраслевого законодательства. Голиченков А.К. Экологический контроль: теория и практика право-вого обеспечения. М., 2001. - С. 233.Принимая во внимание сложность предмета экологического права, заметим, что относительно охраны окружающей среды принципы данной отрасли определены в ст. 3 Закона об охране окружающей среды. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государ-ственной власти субъектов Российской Федерации, органов мест-ного самоуправления, юридических и физических лиц, оказы-вающая воздействие на окружающую среду, должна осущест-вляться на основе следующих принципов:· соблюдение права человека на благоприятную окружаю-щую среду;· научно обоснованное сочетание экологических, экономичес-ких и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окру-жающей среды;· охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопас-ности;· ответственность органов государственной власти Россий-ской Федерации, органов государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации, органов местного самоуправления за обеспе-чение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;· платность природопользования и возмещение вреда окру-жающей среде;· независимость контроля в области охраны окружающей среды;· презумпция экологической опасности планируемой хозяй-ственной и иной деятельности;· некоторые другие принципы.Развитие экологического права на современном этапе весьма динамично. Соответственно развиваются и его принципы. Анализ действующего законодательства и экологического права России позволяет выделить ряд общих для отрасли принципов.Формируемое экологическое законодательство и право осно-вываются на следующих принципах:1. Сохранение или восстановление благоприятного состояния окружающей среды как основы жизни и деятельности человека. Вытекает из ст. 9 Конституции РФ. Обеспечивается посредством экологического нормирования, экспертизы, сертификации, при-менения мер юридической ответственности и иных мер;2. Предотвращение вреда окружающей среде в процессе соци-ально-экономического развития. Лицо, осуществляющее или планирующее деятельность, которая окажет или может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду, обязано за-ранее принять и реализовать необходимые меры в соответствии с требованиями законодательства для того, чтобы предотвратить возможный вред. Уполномоченные государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать предупрежде-ние экологического вреда;3. Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользования. Этот принцип обу-словлен диалектической взаимосвязью предметов, явлений и про-цессов в природе. Реализуется посредством установления требова-ний по охране других природных объектов и окружающей среды в процессе землепользования, лесопользования, недропользования, водопользования, пользования иными природными богатст-вами. Включает обеспечение выработки и осуществления мер по охране окружающей среды и природопользованию с учетом взаи-мозависимости явлений и процессов в экологической системе. Он может быть реализован в рамках развивающейся отрасли права окружающей среды. Инструментами его реализации явля-ются экологическое нормирование, оценка воздействия плани-руемой деятельности на окружающую среду, экологическая экс-пертиза, лицензирование охраны окружающей среды и природо-пользования. Данный принцип не получил пока должного норма-тивного регулирования и обеспечения, поскольку в развитии права окружающей среды до последнего времени господствовал отраслевой подход к правовому регулированию охраны и исполь-зования отдельных природных ресурсов - земель, недр, вод, лесов и др. В рамках отраслевого подхода недооценивались и со-ответственно не учитывались в необходимой степени факторы взаимосвязи явлений и процессов в природе как интегрирован-ном объекте;4. Комплексный подход к правовому регулированию экологи-ческих отношений. Содержание этого важнейшего принципа включает всестороннее регулирование всех отношений, склады-вающихся в сфере взаимодействия общества и природы, всех видов вредных воздействий на природу, всех субъектов права, оказывающихся в сфере взаимодействия с природой;5. Охрана жизни и здоровья человека. По существу, это - принцип экологической безопасности человека. В соответствии с ним при планировании и ведении хозяйственной и иной деятельности должны быть приняты такие решения и осуществлены такие варианты деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни людей, предотвратить или снизить воздейст-вие неблагоприятных факторов окружающей природной среды на здоровье человека;6. Гуманность. В соответствии с этим принципом законодатель-ство предусматривает меры по предупреждению нанесения вреда растительному и животному миру, всем формам жизни. Он выте-кает также из ст. 137 ГК РФ, устанавливающей, что при осущест-влении гражданских прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Данный принцип позволяет противостоять антропоцентристским позици-ям в охране окружающей среды;7. Охрана окружающей среды -- дело каждого. Основой этого принципа является ст. 58 Конституции РФ, в соответствии с ко-торой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным ресурсам. Его содержание -- не только обязанность каждого охранять природу, но и обязанность государства последовательно решать вопросы экологического вос-питания и образования;8. Участие граждан в процедурах подготовки и принятия эколо-гически значимых решений. Этот принцип вытекает из положения ст. 1 Конституции РФ, в соответствии с которой Россия -- демокра-тическое государство. Может быть наиболее последовательно реали-зован посредством урегулирования процедур предоставления при-родных ресурсов в пользование и охраны окружающей среды от деградации с учетом участия в таких процедурах граждан;9. Свобода реализации полномочий собственника по владе-нию, пользованию и распоряжению землей и другими природны-ми ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц;10. Обеспечение рационального использования природных ре-сурсов, в соответствии с которым должно быть обеспечено неисто-щителъное, экологически обоснованное природопользование в ин-тересах настоящего и будущих поколений, сохранение долгосроч-ного потенциала национальных природных ресурсов;11. Устойчивое экологически обоснованное экономическое и со-циальное развитие. Его содержание определяется обеспечением выполнения экологических требований при подготовке, приня-тии и осуществлении экологически значимых хозяйственных, уп-равленческих и иных решений с учетом интересов настоящего и будущих поколений;12. Свободный доступ к экологической информации. Полная, достоверная и своевременная информация о состоянии окружаю-щей среды и уровнях антропогенного воздействия на нее является открытой и доступной для всех граждан России и не должна со-ставлять государственную и иную тайну;13. Платность специального природопользования как экономи-ческий стимул рационального природопользования и проявления инициативы природопользователей по совершенствованию их природоохранной деятельности;14. Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду, в соответствии с которым любая хозяйственная и иная де-ятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляется только на основе соответствующего раз-решения, а в необходимых случаях -- при наличии положитель-ного заключения государственной экологической экспертизы. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное по-собие. М., 2001. - С. 346.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|