p align="left">Земли населенных пунктов - это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Площадь земель данной категории уменьшается в результате проводившихся работ по разграничению земель в соответствии с законодательством (исключение из состава земель населенных пунктов участков, находящихся в ведении городских и сельских администраций и расположенных за чертой поселений). На сложившиеся тенденции повлияли также работы по уточнению границ городских и сельских населенных пунктов. Земли промышленности, транспорта, связи и иные земли, не используемые в сельском хозяйстве, предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами субъектов Российской Федерации [2]. 1.3 Цели, задачи, содержание земельного кадастра Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения: 1. Государственного и муниципального управления земельными ресурсами. 2. Государственного контроля за использованием и охраной земель. 3. Мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель. 4. Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 5. Землеустройства. 6. Экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов. 7. Установления обоснованной платы за землю. 8. Иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности [3]. Законом установлено, что материалы государственного кадастра должны быть использованы в качестве информационной основы при осуществлении всех функций управления земельными ресурсами. Для обеспечения достижения этих целей главной задачей земельного кадастра является создание организационно-территориальных, экономических, социальных, правовых и экологических условий, обеспечивающих рациональное использование и охрану всех земель общего земельного фонда Российской Федерации, защиту прав собственников земли, землепользователей, землевладельцев, объективный подход к установлению платного землепользования и функционирование земли в гражданском и рыночном обороте. На уровне муниципального образования задача земельного кадастра заключается во всестороннем количественном и качественном описании каждого земельного участка, земельных ресурсов муниципального образования в целом, характеристике их природного состояния, хозяйственного использования и правого статуса, проведения оценки земель и использовании их результатов, обеспечении земельно-кадастровой информацией органов управления муниципального образования. Решение этой задачи достигается посредством решения частных, к которым относятся: 1) организация кадастрового деления подведомственной территории; 2) кадастровый учет земельных участков; 3) кадастровый учет территориальных зон; 4) кадастровая оценка земель; 5) хранение, обработка и предоставление земельно-кадастровой информации. Основное содержание современного земельного кадастра определяется Положением о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. № 622 и заключается в решении следующих вопросов, которые являются его составными частями: а) осуществление земельной регистрации; б) количественный учет земель; в) учет земель по качественным признакам; г) качественная оценка (бонитировка) земельных ресурсов; д) экономическая оценка земельных ресурсов; е) земельно-кадастровая документация. Земельный кадастр содержит данные об объектах (земельных участках) и субъектах (гражданах, юридических лицах) земельной собственности, землевладельцах, землепользователях, арендаторах, о целевом назначении земельных участков и режиме их использования. Запись этих данных производится в регистрационных документах на основании решения компетентных органов власти о предоставлении земельных участков с определением их границ на местности, после оформления и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования и аренды на земельный участок, т.е. правоустанавливающих документов. Земельный кадастр содержит данные количественного учета земель, которые характеризуют фактическое состояние и использование всех земель. Количественный учет подразумевает сведения о распределении земель по формам и субъектам земельной собственности, землепользователям и арендаторам, распределение по категориям земель, видам и подвидам угодий по районам, субъектам федерации и стране в целом. Все изменения количественных показателей фиксируются в учетной документации после их совершения в натуре, т.е. получения землями юридического статуса, правового оформления. Любые другие изменения в площадях, не закрепленные юридически, не могут служить основанием для внесения их в учет. В земельном кадастре также содержатся сведения о качественном состоянии земель. Учет качественных характеристик производится по природным признакам на основе данных, полученных в результате проведения классификации земель по категориям пригодности и использования, классам и подклассам, агропроизводственным группам, а также в результате земельно-кадастрового районирования, зонирования оценочных территорий агроландшафтов. При этом учитываются их природные свойства и признаки (механический состав почв, подстилающие породы), рельеф, негативные процессы (эрозия, дефляция, засоление, солонцеватость, каменистость, заболоченность, переувлажнен-ность и т.д.), технологические, градостроительные, экологические, энергетические и другие свойства. С использованием количественных и качественных характеристик каждому земельному участку либо почвенной разновидности дается качественная оценка земельных угодий в баллах, что определяет сравнительную ценность (бонитировку) земель по их природным (естественноисторическим) свойствам. Кроме данных, полученных в результате бонитировки, в документы земельного кадастра вносятся и данные экономической оценки земель, выраженные системой показателей, характеризующих степень использования одних земель по сравнению с другими по доходности. В настоящее время земля стала выступать не только как объект хозяйствования, но и как объект недвижимого имущества с вовлечением ее в гражданский и рыночный оборот и применением в отношении нее всех имеющихся экономических рыночных атрибутов: кадастровой цены земли, земельного налога, арендной платы за землю, разрешения различных сделок с землей. В этой связи земельно-кадастровая информация является основой для проведения оценки кадастровой стоимости земельных участков как объектов недвижимого имущества и нормального функционирования их в гражданском и рыночном обороте. 1.4 Особое положение земельного кадастра в ряду кадастров природных ресурсов и его народнохозяйственное значение Особое положение земельного кадастра в ряду кадастров определяет объект учета и оценки, в качестве которого выступает земельный фонд, земельный массив, земельный участок, земельное угодье, т.е. земля как природный ресурс, как территориальный базис, как средство производства, как элемент товарно-денежных отношений. Как природный ресурс земля выступает в качестве важнейшей части окружающей природной среды, характеризующейся пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, формирующих определенные типы ландшафтов. При этом земля, в первую очередь, является социально-эколого-экономической категорией, обеспечивающей условия жизнедеятельности человека. Традиционно земельный кадастр как система всестороннего изучения земельных ресурсов страны используется для организации наиболее полного, рационального и эффективного использования земель и их охраны, размещения и специализации сельскохозяйственного производства, а также для решения других народнохозяйственных задач. Рациональное и эффективное использование земельных ресурсов - проблема народнохозяйственной значимости. Оно означает оптимальное распределение земли между отраслями народного хозяйства, максимальное получение необходимой обществу сельскохозяйственной продукции с единицы площади при минимальных издержках производства, сохранении и систематическом повышении плодородия почвы. Основными направлениями земельного кадастра в управлении земельным фондом страны является: 1) обеспечение реализации аграрной и земельной реформ; 2) управление государственным земельным фондом страны; 3) повышение эффективности планирования развития городского землепользования и рационального использования городских земель других поселений; 4) поддержку залоговой и ипотечной системы кредитования собственников земельных участков и землепользователей с целью повышения эффективности целевого использования предоставленных земельных территорий; 5) поддержку сохранения окружающей среды и создание условий для экологической безопасности на прилегающих агроландшафтах; 6) информационное обеспечение органов управления всех уровней, юридических лиц и граждан; 7) развитие и контроль земельного оборота и рынка земли; 8) контроль по установлению эффективного налогообложения, кадастровой оценки стоимости земельных участков; 9) создание прочной нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное использование земли, защиту прав собственников земли и землепользователей, а также объективное регулирование сделок с землей и разрешение земельных споров. Несмотря на специфику ведения земельного кадастра, он тесно связан с отдельными видами народнохозяйственного учета. В основе этой связи лежит то обстоятельство, что отдельные виды учета, как и земельный кадастр, относятся к функции хозяйственного управления и направлены на осуществление процесса наблюдения, сбора, обработки и анализа данных для количественного отображения и качественных характеристик в целях контроля и воздействия на их развитие. Земельный кадастр тесно связан с землеустройством. Это проявляется в том, что земельный кадастр, также как и землеустройство, направлен на обеспечение рационального и эффективного использования земельных ресурсов, а также их охраны. Проведение землеустройства вызвано необходимостью территориального устройства земельных ресурсов с целью их рационального использования. С помощью землеустройства государство устраивает землю в процессе общественного производства. С развитием многоукладной экономики связь земельного кадастра и землеустройства постоянно укрепляется, так как появляются новые хозяйственные формирования, способные функционировать в условиях рынка и конкуренции. Земельный кадастр имеет, в первую очередь, производственное значение при выполнении организационно-хозяйственной функции. Его сведения играют важную роль в решении правовых и финансовых вопросов, вопросов развития рынка земли и совершенствования налоговой политики. 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА 2.1 Основные принципы ведения земельного кадастра Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» установил общепринятые принципы, в соответствии с которыми осуществляется ведение государственного земельного кадастра [3]. Во-первых, это единство системы и технологии ведения Государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации. Оно подразумевает единство методики, согласованность и последовательность ведения земельного кадастра, системы земельно-кадастровой информации и документации как с точки зрения охвата земель всех категорий земельного фонда, так и с точки зрения охвата всей территории Российской Федерации или ее субъектов. Этот принцип не исключает необходимость учета региональных особенностей при ведении кадастра. Во-вторых, непрерывность внесения в Государственный земельный кадастр имеющихся характеристик земельных участков. В процессе реорганизации земельных отношений и формирования многоукладных форм собственности, владения и пользования землей, изменения количественных и качественных характеристик земельного фонда страны и его отдельных категорий, увеличения антропогенной нагрузки на земельные ресурсы происходят различные изменения в составе и распределении земельного фонда. Поэтому необходимо обеспечить непрерывность ведения земельного кадастра путем систематического или периодического, сплошного или выборочного обновления информации. В-третьих, открытость сведений Государственного земельного кадастра. Данные земельного кадастра должны быть максимально доступны для всех заинтересованных юридических и физических лиц (кроме сведений, составляющих государственную тайну). Они должны быть представлены в наглядной форме, включая использование современных средств вычислительной техники и компьютерных технологий. Данные земельного кадастра могут представляться организациям и ведомствам, участвующим в создании банка данных земельного кадастра. Одновременно ряд сведений могут носить закрытый характер. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать защиту прав потребителей земельно-кадастровой информации и защиту сведений земельного кадастра от несанкционированного доступа, уничтожения или искажения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|