p align="left">Регулируемая цена -- это цена, уровень, динамика и порядок которой регулируются государством. В развитых странах под непосредственным государственным воздействием формируются цены на основные продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, производимое в фермерских хозяйствах. В России порядок регулирования цен определен Указом Президента от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного ре-гулирования цен (тарифов)». В соответствии с данным Указом регулирование цен осуществляется установлением государством твердых фиксированных цен на определенный период на отдельные товары. Оптовые цены представлены ценами, по которым предприятия изготовители продукции реализуют ее предприятиям-заказчикам, а также организациям, осуществляющим оптовую торговлю товарами. Оптовыми являются такие цены, по которым оптовые фирмы продают крупные партии товаров предприятиям и организациям розничной торговли. Розничные цены -- это цены, по которым товары реализуются в розничной торговле независимо от того, кто является покупателем продукции. В основе розничных цен лежат цены оптовые, а также цены приобретения товаров предприятиями и организациями розничной торговли. Сопоставимые цены -- это цены, которые используются для измерения динамики физического объема продукции, товарооборота и других сопоставимых показателей. Сопоставимые или неизменные цены устраняют влияние изменения цен на динамику сравниваемых стоимостных показателей. Применение сопоставимых цен позволяет получить объективную картину развития общественного производства, торговли, потребления товаров особенно в условиях инфляции и непрерывного роста цен. Закупочные цены -- это цены, по которым государство закупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий для своих нужд. Ценовая и финансово-кредитная политика государственного воздействия на развитие агропромышленного комплекса должна быть направлена на решение таких важных задач, как: - стимулирование самообеспечения страны продуктами питания и достижения продовольственной безопасности государства; - выход на эквивалентные отношения между сельским хозяйством и промышленностью; - снижение отрицательного воздействия на сельское хозяйство монополий в первой и третьей сферах агропромышленного комплекса (табл. 29); - поддержка доходов сельских товаропроизводителей на уровне, обеспечивающем расширенное воспроизводство; - содействие использованию достижений научно-технического прогресса, росту эффективности производства, повышению производительности труда; - формирование единого экономического пространства внутри государства, выход на рынок ближнего и дальнего зарубежья. Необходима тесная взаимоувязанность ценовых и финансово-кредитных механизмов, поскольку лишь их сочетание может обеспечить сельскохозяйственным товаропроизводителям необ-ходимые доходы для нормальной текущей деятельности и расширенного воспроизводства. Ценовые отношения в рыночной экономике должны основываться на следующих принципах: - сочетание свободного ценообразования с государственным регулированием цен; - формирование равновесных цен под воздействием спроса и предложения; - использование нормативных методов при расчете цены предложения; - обеспечение доходности товаропроизводителей; - стимулирование научно-технического прогресса; - повышение эффективности и снижение издержек производства; - оптимизация взаимосвязи ценовых и финансово-кредитных отношений. Одним из существенных принципов рыночной экономики является формирование равновесных цен. Их уровень определяется при условии совпадения величин спроса и предложения на каждый вид товара. В этом случае цены одновременно выражают общественно необходимые затраты на его производство. Однако на практике такого полного соответствия не бывает, и оно проявляется лишь как тенденция. Это обусловлено действием целого ряда взаимосвязанных факторов: наличием монополий и отсутствием чистой конкуренции, влиянием инфляции и др. В сельском хозяйстве действуют также рентные факторы и относительно низкая эластичность спроса на основные виды сельскохозяйственной продукции, что сужает сферу действия равновесных цен. В аграрном секторе ограничены возможности свободного ценообразования и более значительной, чем в других отраслях, должна быть роль государственного регулирования. Ценовое перераспределение прибавочного продукта отраслей на основе стихийного рынка подрывает основы нормального воспроизводства в одних отраслях, порождая застойные явления в других. Ценовые отношения следует рассматривать в системе всего воспроизводственного процесса от приобретения материально-технических ресурсов, необходимых для производства продукции, до конечной ее реализации. В ходе этого процесса по всей цепи идет перераспределение доходов. Усиливается обратная зависимость между удельным весом затрат и прибыли в структуре цены между участниками создания конечного продукта. Это особенно затрагивает сельское хозяйство, которое имеет наибольший удельный вес по затратам, но относительно меньшую часть до совокупной прибыли. Издержки и система цен рассматриваются на следующих этапах их формирования в агропромышленном комплексе: - на стадии приобретения материально-технических ресурсов и услуг, потребляемых в сельском хозяйстве; - на стадии производства и реализации продукции сельского хозяйства; - при переработке сельскохозяйственной продукции; В настоящее время цены на материально-технические ресурсы формируют основную часть затрат на получение сельскохозяйственной продукции. На них приходится более половины ее себестоимости. Задача состоит в том, чтобы не вводя жестких ограничений в определении цен на промышленные средства производства для села, на первом этапе сдерживать их рост, а затем постепенно переходить к паритетности цен. Механизм ценообразования в сельском хозяйстве Механизм ценообразования должен представлять целостную систему. Одним из главных элементов ее является расчет целевых цен, обеспечивающих сельскохозяйственным товаропроизводителям, работающим в относительно худших природно-экономических условиях, доходы, достаточные для осуществления не только простого воспроизводства, но и расширения производства. На основе целевых цен могут разрабатываться гарантированные (защитные), залоговые, ориентированные (рекомендуемые), пороговые (для определения таможенных тарифов) цены. Гарантированные (защитные) цены следует применять при закупках продукции в федеральный и гарантированные фонды, при определении размера доплат в тех случаях, когда рыночные цены оказываются ниже гарантированных. Уровень защитных цен может увеличиваться за счет средств местных бюджетов. Поддержку сельских товаропроизводителей путем применения гарантированных (защитных) цен целесообразно осуществ-лять в пределах определенных квот. Размеры этих квот необходимо устанавливать ежегодно, дифференцируя их по видам продукции. В целях стимулирования роста производства излишки основных видов продукции, превышающие размеры квот и не нашедшие сбыта, следовало бы государству закупать по ценам, Несколько ниже гарантированных. Наряду с гарантированными (защитными) ценами должна применяться система залоговых операций с использованием залоговых цен. Их следует применять в первую очередь на зерно, масличные культуры, льноволокно, шерсть. Залоговые цены в пределах квот должны быть на уровне гарантированных (защитных) цен на момент сдачи продукции в залог или на 5--10% ниже. Одновременно следует определять минимальные ставки платежей за хранение продукции при ее залоге. Система ценообразования на этапе переработки сельскохозяйственной продукции должна носить в основном региональный характер и определяться в значительной степени организационной структурой интеграции сельских перерабатывающих предприятий (кооперация, акционерные общества, контрактная система и др.). Упорядочению ценообразования на конечную продукцию на стадии торговли будет способствовать постепенное формирова-ние рынка, на котором определяется цена спроса и предложения. Однако, следует осуществить ряд мер экономического характера с тем, чтобы противодействовать неоправданному завы-шению розничных цен. Целесообразно устанавливать предельный размер посреднических и торговых наценок по видам конечной продукции относительно закупочной цены на продукты сельского хозяйства или оптовой цены перерабатывающих предприятий. Это позволит сократить количество посредников, обеспечить примерно равную выгодность производства, переработки и реализации продукции, поощрять увеличение объемов продаж продовольствия торговыми организациями, а, следовательно, повышение платежеспособного спроса населения. 1.2. Себестоимость и издержки при реализации сельскохозяйственной продукции Сельскохозяйственное производство весьма специфично и отличается от других видов промышленного производства. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, длительностью производственного цикла, который отличается не только от производственного цикла в промышленности, но и существенно дифференцируется в зависимости от типа производимой продукции и от региона, в котором осуществляется сельскохозяйственное производство. Во-вторых, сельскохозяйственное производство характеризуется высокими рисками, а, следовательно, принятие управленческих решений по изменению технологии производства или выбора новых направлений должно быть здесь намного более гибким, чем в промышленности. Наконец, в сельском хозяйстве проявляется действие такого экономического инструмента, как дифференциальная рента, что существенно повышает экономическую значимость, как определения себестоимости сельскохозяйственной продукции, так и результатов деятельности предприятий агропромышленного сектора. Понятие себестоимости продукции отличается от понятия издержек производства. Здесь учитываются только прямые денежные затраты предприятия, непосредственно связанные с выпуском и реализацией продукции. Определение себестоимости продукции можно сформулировать следующим образом: Себестоимость сельскохозяйственной продукции представляет собой выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции. В ходе производственно-хозяйственной деятельности эти затраты должны возмещаться за счет выручки от реализации сельскохозяйственной продукции и тем самым обеспечивать непрерывность производственного процесса. Различают цеховую, производственную и полную (коммерческую) себестоимость. Цеховая себестоимость представляет собой текущие затраты предприятия по выпуску продукции, исключая общехозяйственные (общепроизводственные) расходы, связанные с управлением предприятием. Затраты по управлению цехами, роль которых в сельском хозяйстве выполняют отдельные бригады, звенья и иные структурные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, включаются в состав цеховой себестоимости. Производственная себестоимость представляет собой цеховую себестоимость, увеличенную на сумму общехозяйственных расходов. Общехозяйственные расходы распределяются между видами сельскохозяйственной продукции и отчетными периодами в соответствии с отраслевыми инструкциями по формированию себестоимости. Полная себестоимость сельскохозяйственной продукции -- это производственная себестоимость, увеличенная на суммы расходов, связанных с реализацией (коммерческих расходов). В зависимости от методов определения и сфер применения себестоимость принято классифицировать на плановую и фактическую. Как следует из их определения, плановая себестоимость определяется на основе экономических расчетов, а фактическая по результатам бухгалтерского учета и отчетности. По составу затрат плановая себестоимость отличается от фактической тем, что в нее не включаются непроизводительные затраты -- потери от брака продукции, от простоев, от недостач и хищений, от падежа животных и т.п. Кроме того, в сельском хозяйстве существует особый вид себестоимости -- так называемая провизорская, или ожидаемая. Она рассчитывается по состоянию на 1 октября отчетного года и представляет собой сумму фактических расходов за 9 месяцев и плановую себестоимость продукции последнего квартала. Для определения плановой и фактической себестоимости большое значение имеет вопрос группировки затрат, по которым формируется себестоимость сельскохозяйственной продукции. При переходе к рыночным отношениям производственная себестоимость 1 ц основных видов продукции растениеводства и животноводства значительно возросла (табл. ). Так, себестоимость производства молока в сельскохозяйственных предприятиях Федерации в 1997 г. по сравнению с 1990 г. увеличилась с 41 руб. до 177 тыс. руб. или почти в 4,3 тыс. раза. Особенно большой рост себестоимости единицы продукции наблюдался в первые годы рыночных отношений. В бухгалтерском учете используется группировка затрат, образующих себестоимость сельскохозяйственной продукции, в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: -материальные затраты; -затраты на оплату труда; -отчисления на социальные нужды; -амортизация основных фондов;
Страницы: 1, 2, 3
|