реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Национальные парки, их назначение и принципы организации

реферат
.2 Задачи национальных парков. Принципы организации территории национальных парков

Национальные парки Российской Федерации - самая важная категория природных территорий страны, находящаяся под особой охраной. В состав национальных парков входят природные комплексы и объекты, обладающие исключительной экологической, исторической и культурной ценностью и имеющие общ
енациональное значение.

Последнее время уточнены и дополнены задачи и функции национальных парков. К ним относятся следующие [7, 11]:

а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

б) сохранение историко-культурных объектов;

в) экологическое просвещение населения;

г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

е) осуществление экологического мониторинга;

ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Следует учитывать, что национальные парки РФ в процессе реализации своих задач управления влияют на социально-экономическое развитие населения, которое проживает в его границах и окрестностях. Необходимо постоянно стремиться к тому, чтобы обеспечить участие людей в развитии и управлении национальным парком, и добиваться, чтобы парк приносил людям пользу.

Стратегия управления национальными парками России развивает международные требования, установленные МСОП, и устанавливает национальные принципы и критерии построения системы национальных парков страны. Все предложения по созданию новых национальных парков должны оцениваться на соответствие по ряду специфических критериев. Согласно Стратегии управления национальными парками России [11] под их организацию могут быть рекомендованы только те территории, которые имеют высочайшую степень ценности и уникальности и отвечают всем или подавляющему большинству нижеприведенных требований:

-- хорошая сохранность природных комплексов (малонарушенная природа занимает большую часть территории, присутствуют один или несколько достаточно крупных участков нетронутой природы);

-- значительное ландшафтное разнообразие (наличие сильно расчлененного рельефа с выраженными высотными растительными поясами, многочисленных озер, а также приморские районы с архипелагами и островами, участки глубоко врезанных русел крупных рек);

-- высокий уровень биологического разнообразия (сочетание участков-эталонов, репрезентативных для соответствующего ландшафтного региона, с уникальными объектами растительного и животного мира);

-- уникальность генетических ресурсов (присутствуют редкие и исчезающие виды растений и животных, в том числе занесенные в международную Красную книгу и Красную книгу Российской Федерации, а также виды, охраняемые по международным конвенциям, соглашениям и т. п.);

-- высокая рекреационная пригодность (территория располагает отличными возможностями для различных видов рекреации, включая туризм);

-- живописность, высокие эстетические достоинства (наличие значительного количества природных феноменов с уникальными визуальными характеристиками, высокое пейзажное разнообразие и исключительные эстетические качества местности в целом, органичные вкрапления ценных участков культурного ландшафта);

-- комфортность природно-климатических условий (благоприятный климат и отсутствие серьезных факторов, лимитирующих рекреационную деятельность);

-- историко-культурная ценность (наличие особо ценных объектов культурного наследия: выдающихся памятников истории, культуры, археологии, садово-паркового и инженерного искусства).

Выбирая территорию национального парка, необходимо помнить, что следует самым внимательным образом установить, не будет ли сложившаяся в регионе социально-экономическая ситуация препятствовать принятию решения о прекращении или резком ограничении хозяйственного использования природных ресурсов.

Границы национального парка устанавливаются в результате анализа данных о наличии и состоянии природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, эстетическую, историко-культурную и рекреационную ценность. Вокруг каждого из таких объектов, в зависимости от их состояния и близости источников внешнего воздействия, определяются экологически оптимальные зоны охраны, границы которых в сумме и определяют границу национального парка и его функциональных зон. Окончательно границы корректируются по результатам ландшафтного картирования.

Границы парка должны корреспондироваться с физическими границами ПТК, четко фиксироваться на местности: включать в себя возможно большее число природных и культурно-исторических объектов, обладающих наибольшей аттрактивностью и научной ценностью; возможно большее число характерных для данного региона типов ландшафтов и содержать значительное видовое разнообразие рекреационных ресурсов; исключать крупные населенные пункты, промышленные предприятия, агропромышленные комплексы и крупные сельскохозяйственные предприятия, места захоронения токсичных и радиоактивных отходов, объекты складирования и утилизации промышленных и бытовых твердых и жидких отходов, действующие кладбища и скотомогильники, транспортные узлы, трассы нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередач -- источников сильных магнитных излучений, месторождения полезных ископаемых, имеющих особую народнохозяйственную значимость, крупные энергетические и ирригационные сооружения и объекты, зоны действующих и потенциальных курортов.[12]

Территория парка должна быть достаточно обширна, чтобы включать в себя все сезонные стадии животных, ведущих полукочевой образ жизни. Особое внимание следует уделить местообитаниям эндемичных, редких и исчезающих видов.

Предложения по частичному или полному отчуждению в состав национального парка территорий отдельных землепользователей должны аргументироваться расчетами компенсационных затрат на выбытие их мощностей по согласованным с ними методикам.

Решения по архитектурно-планировочной организации территории национального парка принимаются на основе комплексной оценки территории и анализа информации о наличии и размещении объектов и территорий, нуждающихся в охране, и объектов, территорий и маршрутов для организации рекреации.

Под комплексной оценкой территории национального парка следует понимать сравнительную оценку характеристики его природно-территориальных комплексов. Решающее значение при этом имеет уровень сохранности и уязвимости ПТК к воздействию антропогенных факторов.[4]

В соответствии с целевым назначением и стоящими перед национальными парками задачами их территории подразделяются на: [4]

· территории (зоны) заповедного режима, предназначенные для восстановления особо ценных природных комплексов и объектов, на которых запрещается всякая рекреационная и хозяйственная деятельность.

Общая площадь территорий (зон) заповедного режима определяется исходя из принципа оптимальности условий для существования охраняемых видов растительного и животного мира. Решения по их размещению по территории парка и общей площади принимаются исходя из местных условий и должны быть обоснованы конкретной экологической ситуацией;

· территории (зоны) регулируемого рекреационного использования, на которых обеспечиваются условия для осмотра достопримечательностей парка и кратковременного отдыха. Здесь размещается основная часть туристских маршрутов со смотровыми площадками, тропами и местами отдыха, оборудованными укрытиями от непогоды, кострищами с запасом топлива, указателями, аншлагами и схемами размещения природных, историко-культурных и иных достопримечательных объектов.

Территории, выделяемые для организации экскурсий на природу и туризма, должны оцениваться с позиций общей эмоциональной и познавательной ценности и пригодности их для разных видов туристских занятий.

Обслуживание рекреантов в этой зоне обеспечивается системой диспетчерской сети рекреационных учреждений и устройств (хижины, приюты, бивуачные стоянки), туристских маршрутов различной протяженности, тяжести и содержания;

· территории (зоны) обслуживания посетителей, на которых располагаются кемпинги, гостиницы, мотели, палаточные лагеря, экскурсионное бюро, музей природы, информационные центры, предприятия общественного питания, торговли, другие культурно-бытовые объекты, поляны и площадки для организации массовых видов отдыха и спорта;

· территории (зоны) других землепользователей, на которых осуществляется хозяйственная деятельность, не противоречащая задачам национального парка;

· другие (исходя из местных условий) функциональные территории.

Размеры и границы функциональных территорий (зон) национального парка устанавливаются по результатам анализа природоохранной и рекреационной ценности составляющих его территорию природно-территориальных комплексов (ландшафтов). При этом все наименее всего нарушенные хозяйственной деятельностью человека территории, являющиеся к тому же местом обитания нуждающихся в охране и наблюдении типичных, редких и исчезающих видов и комплексов растительного и животного мира, включаются в зону заповедного режима, а наиболее устойчивые к рекреационным нагрузкам и привлекательные для отдыха территории -- в зону рекреационного использования. Деление природно-территориальных комплексов (ландшафтов) на части при отнесении их в ту или иную зону недопустимо.

С целью исключения прямого контакта национального парка с зонами интенсивной хозяйственной деятельности и соответственно с целью предотвращения негативного влияния последних на природную среду парка по его периферийной части должна быть предусмотрена охранная зона. Средняя ширина охранной зоны должна быть по возможности не менее 1--5 км.

В пределах охранной зоны на основных транспортных направлениях, подводящих рекреационные потоки ко входам в парк, следует формировать узлы управления, хозяйственного обслуживания и расселения персонала. Входы в парк организуются в местах сопряжения охранной зоны с зоной обслуживания посетителей.

Вокруг источников водоснабжения и водоемов, являющихся местом нереста ценных промысловых рыб и имеющих большое рыбохозяйственное значение, следует предусматривать защитные зоны. В этих зонах, в отличие от зон заповедного режима, разрешается жестко регламентируемая лесовосстановительная и биотехническая деятельность, направленная на охрану мест произрастания и обитания эндемичных и реликтовых видов растений и животных, на обеспечение экологически благополучного состояния территории. Все иные виды хозяйственной деятельности, включая организацию отдыха и туризма, запрещаются.

Планировочная организация национального парка строится по зональному типу, т. е. каждая из зон имеет свою систему планировочных элементов. В зонах заповедного режима никаких элементов планировки быть не должно -- в них сохраняется и охраняется естественность природной обстановки.[3]

Размещение и связи композиционных узлов и центров в зонах регулируемого рекреационного использования и в зонах обслуживания посетителей определяются наличием (или отсутствием) объектов рекреационного интереса и состоянием природной среды.

Территории других землепользователей в системе архитектурно-планировочной организации учитываются исходя из их функционального назначения. Они используются для показа и пропаганды лучших достижений в области природопользования, свидетельствующих о возможности совмещения интересов интенсивного хозяйства и охраны природы.

Архитектурно-планировочная организация территории национального парка не может и не должна ограничивать интересы местного населения, проживающего на его территории. В связи с этим размещение и направления развития любых объектов строительства должны быть ориентированы не только на организацию и обслуживание посетителей, но, в не меньшей степени, на бытовое и культурное обслуживание коренного населения.

В национальном парке не следует предусматривать строительство ведомственных домов отдыха и других специализированных стационаров отдыха и лечения закрытого типа. В соответствующих зонах разрешается строительство турбаз и приютов, кемпингов, экскурсионных бюро и информационных центров, пунктов питания и торговли, других объектов культурно-бытового обслуживания. Следует предусматривать места для установки палаток и разведения костров туристами, стоянки для автомашин, пункты проката инвентаря и оборудования.

Приступая к созданию нового национального парка, прежде всего, требуется ответить на два основных вопроса [11]:

1) насколько целесообразна его организация в данном конкретном месте;

2) существует ли возможность его реального создания, исходя из социально-экономических и других условий конкретного региона.

Любое предложение о создании нового национального парка теряет смысл, если его территория оказывается ординарной с природоохранной, рекреационной, эстетической и познавательной точек зрения. Несомненно, что парк федерального уровня должен создаваться только на исключительно ценных территориях, представляющих большое значение не только в рамках того региона, где он планируется, но также и в масштабах всей страны. Образно говоря, это должны быть жемчужины природы России, представляющие собой подлинное национальное наследие, которое необходимо сохранить для современных и будущих поколений наиболее эффективными путями и способами.

Прежде чем перейти к качественным характеристикам территорий, на которых возможна организация нового национального парка, необходимо сказать несколько слов о его внешних параметрах. Опыт, в том числе и зарубежный, показывает, что размеры национальных парков могут меняться в широких пределах: от нескольких квадратных километров до миллионов гектаров. Например, средняя площадь российских национальных парков составляет немногим более 200 тыс. га -- при том, что самый маленький из них, “Куршская коса”, имеет площадь менее 7 тыс. га, а самый крупный, “Югыд-ва”, -- почти 2 млн. га.

Основные мотивы, определяющие минимальные размеры национальных парков, должны быть связаны, прежде всего, с природоохранными соображениями (стабилизация экологического баланса, учет минимально необходимой площади для выживания тех или иных видов). Кроме того, учитывая рекреационную направленность данной категории ООПТ и возможные негативные последствия от такой деятельности, неразумно создавать парки слишком маленького размера, так как это может привести к дополнительным трудностям при организации туристических маршрутов и излишне жестко ограничить поток посетителей. Для определения оптимальной площади при организации национальных парков в Российской Федерации можно рекомендовать следующие придержки [11]:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.