реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Личные подсобные хозяйства

реферат
p align="left">Хозяйства населения сегодня производят подавляющую часть мяса (72,9%), молока (66,7%), шерсти (95,0%), мёда (80,4%), картофеля (96,6%) и овощей (83,4%). Благодаря наращиванию объ1мов производства в ЛПХ спад в сельском хозяйстве не приобрёл угрожающих масштабов: ощутимое сокращение производства в коллективном секторе частично восполняется ростом производства в семейных хозяйствах.

Семейные хозяйства становятся в республике одним из основных производителей таких видов сельскохозяйственной продукции, как мясо, молоко, шерсть, картофель (табл. 2).

Таблица 2 - Доля ЛПХ в общем объёме производства некоторых видов сельскохозяйственной продукции в РБ за 1976-2005 гг. (в процентах)

Вид продукции

1976 год

1986 год

1996 год

2000 год

2005 год

Мясо

39

39

58,3

57,3

72,9

Молоко

32

31

46,8

56,7

66,7

Яйцо

51

39

43,1

37,6

36,7

Картофель

76

69

93,2

96,5

96,6

Овощи

57

29

78,3

79,8

83,4

Шерсть

38

31

62,7

83,8

95

Значительно слабее выглядят позиции семейного сектора в производстве продуктов птицеводства. В частности, доля ЛПХ в общем объёме производства яиц составила в 2005 г. лишь 36,7%. Тогда как в 1976 г. она составляла 51%, в 1986 г. - 39%. Незначительна доля семейных хозяйств в производстве зерна, подсолнечника и сахарной свеклы.

Доля ЛПХ в общем поголовье скота в республике за последние годы стабильна или имеет тенденцию к росту (табл. 3). Так, доля семейных хозяйств в общем поголовье крупного рогатого скота составила на начало 1990 г. 29%, в 1995 г. - 38%, в 2000 г. - 43%, в 2006 г. - 58,4%, доля в общем поголовье коров соответственно - 42%, 50%, 52%, 62%; свиней - 9%, 15%, 28%, 52,2%; мелкого скота - 47%, 73%, 90%, 95%. Это свидетельствует о том, что семейные хозяйства в большой степени способны адаптироваться к рынку, чем коллективные хозяйства.

Таблица 3 - Поголовье скота в РБ за 1976-2006 гг. (на начало года, тыс. голов)

Структура поголовья скота

1976 год

1986 год

1990 год

1996 год

2000 год

2006 год

Крупный рогатой скот, всего

2152

2310

2392

2203,4

1721,7

1644,8

сельхозпредприятия

1605

1659,3

1706,6

1366,9

984

620,5

инд.-сем. хозяйства

447

650

686,6

836,5

737,7

1024,3

в т.ч. коровы, всего

769

810,5

814,6

875,6

751,5

648,8

сельхозпредприятия

82

502,1

475,7

441,2

359,2

221,2

инд.-сем. хозяйства

287

308,4

338,9

434,4

392,3

427,6

Свиньи, всего

799

1124,4

1194,9

797,2

632,1

503,1

сельхозпредприятия

703

1013,5

1091,5

678,8

455,9

216,3

инд.-сем. хозяйства

96

110,9

103,5

118,4

176,2

286,8

Овцы и козы, всего

2558

2709

2479,4

1222,4

725

778,1

сельхозпредприятия

1398

1458,1

1310,6

332

72,3

17,3

инд.-сем. хозяйства

1160

1250,9

1168,8

890,4

652,7

760,8

Об устойчивости и жизнеспособности семейного производства свидетельствует и весь исторический ход развития сельской экономики после насильственной коллективизации в 1930-х годах. В условиях притеснений и жёстких ограничений со стороны государства, несмотря на мизерную обеспеченность ресурсами, семейный сектор не только продолжала существовать в идее ЛПХ, но и обеспечивал в значительной мере потребности страны в таких видах продовольствия, как мясо, молоко, мясо, овощи и фрукты. Стоило лишь слегка снять ограничения и дать некоторый доступ к ресурсам, например, к кормам, земле и т.д., последовало динамичное развитие семейных хозяйств. Причём это происходило без значительных ресурсных вливаний и без поддержки со стороны государства.

2.1 Мотивация ведения подсобного сельского хозяйственного

производства в трансформируемой экономике

ЛПХ может иметь различную миссию, т.е. глобальную цель, ради которой семья ведёт это хозяйство. Речь здесь идёт о смысле существования собственного хозяйства семьи или о предназначении семейного сельскохозяйственного производства. Миссия ЛПХ возникает, с одной стороны, как отражение целей, интересов и ценностей данной семьи и местной сельской общины и общества в целом, а, с другой стороны, обуславливает специфику мотивации, характер производства и тенденцию развития хозяйства.

Миссия подавляющего большинства традиционны российских ЛПХ заключается в удовлетворении потребностей семьи в продуктах питания.

Многие сельские семьи обеспечивают продуктами питания своих детей и других близких родственников, проживающих в городах. Последние, как правило, также оказывают своим сельским родственникам разнообразную помощь, которая может быть как в виде материальной поддержки, так и в форме трудового участия в семейном хозяйстве в «пиковые» периоды сельскохозяйственных работ. Например, во время заготовки кормов, посадке и уборке картофеля. В любом случае, здесь имеет место натуральный характер производства и возможности расширения производства ограничены не только ресурсным потенциалом семьи, но и её потребностями в том или ином продукте питания: ведь нет смысла производить излишки продукции.

ЛПХ имеет иное предназначение в том случае, когда семья производит продукцию для продажи и ведёт товарное хозяйство. Миссией ЛПХ здесь является удовлетворение потребностей рынка в продуктах питания и пополнение бюджета семьи за счёт продажи собственной продукции, т.е. зарабатывание средств. Отсутствие в стране надёжного статистического мониторинга ЛПХ не позволяет более или менее точно определить численность товарных и натуральных хозяйств, а также периодически фиксировать изменения их в соотношении. Результаты исследований в различных регионах страны позволяют сделать вывод о том, что их товарность сильно различается. Доля ЛПХ, продукция которых используется только для собственного потребления семей, колеблется при этом, в пределах от 23 до 58%.

Не все домохозяйства, которые реализуют произведённую в личном хозяйстве продукцию на рынке, можно отнести к высокотоварным. К таковым следует лишь отнести те ЛПХ, у которых более половины общего объёма семейного сельскохозяйственного производства поступают на рынок. По результатам исследований удельный вес высокотоварных ЛПХ в общей их численности меняется, в зависимости от местонахождения населённого пункта, от 13% до 40%. Большинство же хозяйств осуществляет лишь разовые продажи в незначительных размерах.

Ориентация на рынок обуславливает зависимость пределов роста ЛПХ от возможностей сбыта продукции, т.е. от рыночной конъюнктуры и конкуренции. В условиях стабильно развивающегося рынка такие ЛПХ могут наращивать производство до тех пор, пока это им позволяют ресурсы и конкуренты. Они способны к поиску и реализации новаций производстве и организационной сфере: меняют структуры и организационные основы производства в соответствии с требованиями рынка, расширяют и углубляют партнёрские связи, в том числе - кооперационные и интеграционные, стреляться использовать современные аграрные технологии и улучшить техническую вооружённость хозяйства.

В некоторых случаях, как это было отмечено выше, смысл ведения личного хозяйства видится для семьи не в экономической плоскости, а - в социальной и социально - психологической. Миссия семейного сельскохозяйственного производства может заключаться в удовлетворении индивидуально - групповых потребностей, отражающих социально - психологическую характеристику человека и семьи. Работая в личном подворье люди, не ждут соответствующего вознаграждения за результаты своей деятельности извне, т.е. от окружающей среды. Эти цели называются интринсивные, они заключены в самом процессе хозяйственной деятельности и проявляются на уровень эмоций, чувств, настроений. Экстренсивные цели предполагают стремление к определённому вознаграждению со стороны, например, в виде дохода, определённого блага, похвалы и т.д.

Среди тех, кто ведёт крестьянское хозяйство семейного типа, немало и таких, которые преследуют цель - ощущать свою полезность обществу и семье, добиться душевного равновесия и психологического комфорта, познать радость общения с живой природой, реализовать творческие замыслы и получать эстетическое наслаждение. Как показывают некоторые исследования в нашей стране, преимущественно такую миссию выполняют садово-огородные хозяйства городских жителей.

Миссия ЛПХ оказывает определяющее влияние на направленность и характер мотивов его ведения. Однако мотивационный механизм в сфере производственно - трудовой деятельности той или иной семьи складывается как результат сложного взаимодействия целого комплекса установок, ценностей, норм, интересов, стимулов, включающих экономическую, социальную, нравственную, правовую и естественно - природные компоненты.

Одно и то же поведение может быть обусловлено различными мотивами или различной совокупности мотивов. Например, одна семья выращивает цветы для продажи и видит в них, в первую очередь, источник доходов, а другая - для украшения двора и удовлетворяет, тем самым, свою эстетическую потребность.

Возможно и такое, что в одной и той же ситуации различные семьи будут придерживаться различных линий поведения из-за доминирования различных мотивов, факторов и условий. Например, существенное повышение спроса на свинину и, соответствующий этому, чувствительный рост закупочных цен на неё вряд ли вызовут одинаково положительную реакцию у всех владельцев ЛПХ - производителей мяса. Некоторые действительно займутся выращиванием свиней или увеличат их численность в своём хозяйстве. Однако среди них найдутся и такие, которые никак не отреагируют на такое изменение конъюнктуры на рынке мяса в силу причин религиозного, психологического и иного характера.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.