реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Государственное управление земельным фондом РФ

реферат
p align="left">Росземкадастр и его органы на местах являются главными органа-ми специальной компетенции федеральной исполнительной власти, на которые возложено общее государственное управление земельным фон-дом страны.

Отраслевыми (ведомственными) органами являются различные ми-нистерства и ведомства, в ведении которых находятся земли опреде-ленного целевого назначения (Минсельхоз России и др.).

Вопрос 2. Содержание управления земельным фондом

По характеру управления и объему его функций управление различают общее и отраслевое (межотраслевое) государственное управление земельными ресурсами. Общее государственное управление имеет тер-риториальный характер, т.е. охватывает определен-ные территории (чаще всего-- территории в пределах границ административно-территориальных образований) без каких-либо изъя-тий или перерывов. Например: в пределах границ сельского населенно-го пункта; в пределах административных границ района и т.д.

Отраслевое (межотраслевое) управление имеет отраслевой харак-тер, т.е. распространяется на земли только отдельных отраслей или групп отраслей народного хозяйства (земли сельскохозяйственного на-значения, земли промышленности, транспорта и т.д.).

Общее и отраслевое (межотраслевое) управление взаимосвязаны как общностью задач (обеспечение рационального использования и охраны земель), содержанием функций управления (распорядительные, контрольные, правоохранительные и др. функции), так и методом регу-лирования отношений (как правило, он имеет императивный, властный характер). В то же время они отличаются по объему правомочий соот-ветствующих органов управления и их соподчиненностью и по охвату управляемых территорий.

В обеспечении рационального использования и охраны земельного фонда помимо государственного управления существенное значение имеет также внутрихозяйственное управление им, т.е. управление, осу-ществляемое конкретными субъектами права на землю: собственника-ми земельных участков и землепользователями. В соответствии с дей-ствующим земельным законодательством рациональное использование земли и ее охрана входят в перечень их обязанностей, выполнение ко-торых осуществляется ими в процессе хозяйственной деятельности. За-конодательство предусматривает и меры правовой ответственности субъектов права на землю за неисполнение или ненадлежащее испол-нение этих обязанностей (например, изъятие земельных участков). В связи с этим внутрихозяйственное управление земельным фондом сле-дует рассматривать как неотъемлемое звено общей цепи государствен-ного управления земельным фондом.

Говоря о государственном управлении земельным фондом в совре-менных условиях, нельзя не обратить внимание на одну особенность, связанную с ликвидацией монополии государственной собственности на землю и установлением иных форм права собственности на нее. В этих условиях значительно более резко, чем раньше, проявляется раз-граничение государственного управления по признакам:

1) управление, когда государство выступает в роли собственника земли как недвижимого имущества;

2) управление, когда государство выступает в роли органа власти, т.е. суверена, обладает территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности.

В первом случае -- это хозяйственное государственное управление, суть которого заключается в принятии решений по поводу сделок с зем-лей (приватизация, сдача в аренду и др.). Земля здесь выступает прежде всего как объект хозяйственной деятельности государства, осуществ-ляемой через соответствующие государственные органы, оставаясь од-новременно и объектом государственного управления.

Во втором случае земля выступает в качестве пространственного фактора для осуществления властных функций государства, т.е. терри-тории, на которую распространяется государственная власть.

Эти стороны государственного управления, земельным фондом тес-но взаимосвязаны и являются составными частями единого управлен-ческого процесса.

К компетенции федеральных исполнительных органов по управле-нию земельным фондом относятся:

установление основ федеральной политики в области регулиро-вания земельных отношений;

установление ограничений оборотоспособности земельных участ-ков;

государственное управление в области осуществления монито-ринга земель, государственного земельного контроля и ведения госу-дарственного земельного кадастра;

установление порядка изъятия (выкупа) земель для государствен-ных и муниципальных нужд;

изъятие (выкуп) земель для нужд Российской Федерации;

разработка и реализация федеральных программ по использова-нию и охране земель;

иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Феде-рации Конституцией РФ, ЗК РФ и другими федеральными законами.

К компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации по регулированию земельных отношений относятся'.

разработка и принятие нормативно-правовых актов в области ре-гулирования земельных отношений в соответствии с федеральным за-конодательством;

установление границ и правового режима особо охраняемых территорий регионального значения;

отмена противоречащих земельному законодательству административных актов органов местного самоуправления;

установление предельных норм предоставления земельных участков;

установление (утверждение) и изменение административных гра-ниц районов на территории субъекта РФ;

установление (утверждение) и изменение городской и поселко-вой черты, а также генеральных планов городов и поселков окружного, областного, краевого и республиканского подчинения;

определение размеров и порядка взимания платы за землю и ус-тановление региональной нормативной цены земли;

определение порядка изменения целевого назначения земель и перевода их из одной категории в другую;

утверждение региональных программ и схем рационального ис-пользования и охраны земель;

установление льгот по налогам за землю;

изъятие, в том числе выкуп, земель для государственных нужд;

организация проведения работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу и контролю за использованием и охраной земель.

Федеральная служба земельного кадастра и ее органы на местах -- основные исполнители конкретной работы по управлению земельным фондом. Они работают в тесном взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправле-ния. К их компетенции относятся:

подготовка предложений и материалов по изъятию и предостав-лению земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также для граждан и их объединений;

организация, методическое руководство и непосредственное вы-полнение работ, связанных с ведением государственного земельного ка-дастра, землеустройства и мониторинга земель;

организация и непосредственное осуществление обследовательс-ких, почвенно-геоботанических, землеустроительных и иных работ;

оформление и выдача лицензий на право проведения землеустро-ительных работ и работ, связанных с изучением и использованием зе-мельных ресурсов;

установление на местности границ земельных участков, предос-тавленных гражданам и юридическим лицам на праве собственности или пользования, и выдача им правоустанавливающих документов;

контроль за правильностью использования и охраной земель, за соблюдением всеми собственниками земли и землепользователями зе-мельного законодательства;

привлечение к административной ответственности за нарушение земельного законодательства;

создание районного фонда перераспределения земель, планиро-вание и осуществление его использования;

практическое осуществление мероприятий, связанных с земель-ной реформой;

выполнение других работ по регулированию земельных отноше-ний совместно с местной администрацией.

В связи с включением земли в перечень объектов недвижимого иму-щества и введением ее в гражданский оборот, а также в связи с отнесе-нием к компетенции судов таких функций, как разрешение земельных споров и привлечение к ответственности за нарушение земельного за-конодательства, правомерно говорить об участии судебных органов в процессе управления земельным фондом.

В связи с приданием органам местного самоуправления статуса самостоятельной формы управления (ст. 3 Конституции РФ) и определением объекта этого управления, каковыми являются вопросы ме-стного значения, правомерно говорить и о разграничении управления земельным фондом на государственное и муниципальное управление.

Статья 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об об-щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения и управление му-ниципальными землями, включая вопросы регулирования отношений владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в му-ниципальной собственности; планирование застройки территорий му-ниципальных образований; контроля за использованием земель в пре-делах муниципальных образований; охраны окружающей природной среды на подведомственной территории и др.

Как видно, налицо как субъект местного самоуправления (населе-ние, проживающее на территории муниципальных образований), так и объект муниципального управления землями, о чем говорилось выше. Таким образом, вполне правомерно говорить о муниципальном управ-лении землями как о самостоятельной форме управления ими.

Содержание муниципального управления земельным фондом опре-деляется теми полномочиями, которые передаются ему федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

К компетенции органов местного самоуправления в административ-ных границах соответствующих муниципальных образований отнесены.

предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование;

изъятие (в том числе выкуп) и предоставление земельных участ-ков для муниципальных нужд;

планирование использования земель и контроль за правильнос-тью их использования в границах муниципальных образований;

организация работ по землеустройству, земельному кадастру, мо-ниторингу земель, реализации генеральных планов и проектов плани-ровки и застройки населенных пунктов в пределах, определяемых орга-нами исполнительной власти субъектов РФ;

установление размеров платы за землю и льгот по земельному налогу для отдельных плательщиков, а также базовых ставок арендной платы за землю;

взимание платы за землю;

установление (корректировка) зональной нормативной цены зем-ли в соответствии с действующим законодательством;

установление предельных норм наделения граждан земельными участками в установленных законодательством случаях;

охрана права собственности на землю и права землепользования.

Конкретные виды и объемы деятельности муниципальных органов по управлению земельным фондом устанавливаются федеральным за-конодательством или законодательством субъектов РФ.

Вопрос 3. Основные функции государственного управления земельным фондом

Под функциями государственного управления земельным фондом понимаются основные направления деятельности государственных ор-ганов и органов местного самоуправления по обеспечению рациональ-ного использования и охраны земель. К ним относятся:

1) планирование рационального использования и охраны земельных ресурсов;

2) распределение и перераспределение земель между юридически-ми и физическими лицами;

3) реализация Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю»;

4) организация и осуществление землеустройства и земельного ка-дастра, а также мониторинга земель;

5) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;

6) участие в разрешении земельных споров между земельными соб-ственниками, землевладельцами и землепользователями;

7) охрана права собственности на землю, права землевладения и права землепользования.

Указанные выше функции осуществляются государственными органами власти, органами местного самоуправления, специальными органами, а также судами в пределах установленной для них компе-тенции.

Планирование использования и охраны земель осуществляется пу-тем разработки и реализации плановых мероприятий и документов, как то: национальные или общегосударственные программы и генеральные схемы рационального использования и охраны земель; региональные, областные, краевые, а также районные схемы и проекты использования земель, и их охраны. Упомянутые прогнозные, предпроектные и проект-ные документы разрабатываются соответствующими специалистами в увязке с действующими экономическими и техническими требованиями и нормами, утверждаются соответствующими административными органами и становятся обязательными для исполнения.

Распределение и перераспределение земель между юридическими и физическими лицами для их хозяйственного использования произво-дится путем изъятия участков у одних субъектов и предоставления их другим для определенных целей либо в порядке совершения сделок с землей (купля-продажа участков, передача их в аренду, в залог, по на-следству и т.п.).

Государственный земельный кадастр представляет собой комплекс государственных мероприятий по наблюдению за принадлежностью зе-мель конкретным субъектам, их состоянием и характером хозяйствен-ного использования. Он включает:

специальную кадастровую регистрацию земельных участков;

государственный кадастровый учет земель по их количеству и ка-честву;

учет иных объектов недвижимости, расположенных на земельных участках и прочно связанных с землей;

экономическую оценку земельных участков по их плодородию.

Полученные сведения применяются при разработке и реализации программ рационального использования и охраны земель.

Землеустройство как функция управления земельным фондом осу-ществляется в виде комплекса мероприятий по реализации земельного законодательства. Основные их виды -- межхозяйственное и внутри-хозяйственное землеустройство. После утверждения соответствующи-ми административными органами проекты землеустройства становят-ся обязательными для практической реализации.

Государственный контроль за использованием и охраной земель -- одна из основных функций государственного управления земельным фондом страны. Он осуществляется в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлени-ем Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833.

Мониторинг земель представляет собой составную часть государ-ственного мониторинга окружающей среды и систему наблюдения за состоянием, использованием и охраной земельных участков. Регулиру-ется Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 но-ября 2002 г. № 843.

Разрешение земельных споров осуществляется органами государ-ственного управления земельным фондом, судами и арбитражными су-дами в установленном порядке для устранения конфликтов, возникаю-щих между собственниками земли, землепользователями, другими юридическими и физическими лицами, а также между ними и органа-ми государственной власти и местного самоуправления.

Охрана права собственности на землю и права землепользования осуществляется путем выявления, пресечения земельных правонаруше-ний, привлечения правонарушителей к ответственности и восстановле-ния нарушенных прав собственников земли и землепользователей.

Список используемой литературы:

1. Земельный кодекс РФ от 28 сентября 2001. // Российская газета от 31 ноября 2001.

2. Положение о мониторинге земель. Утв. постановлением Правительства 16 июля 1991 г. // Российский вестник. 1992. № 37.

3. Ерофеев Б.В. Земельное право: Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: МЦУПЛ, 2005.

4. Серых Е.В. Земельное право: Учебник. М., 2005.

5. Бобин П.Н. Участие государства в отношениях природопользования. // Юрист. 2006. № 2.

6. Разграничение полномочий между РФ и ее субъектами в сфере регулирования земельных отношений // Журнал российского права. 2006. № 3.

7. Участие государства в отношениях природопользования // Юрист. 2006. № 2.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.