p align="left">Достижение целей государственной аграрной стратегии и политики должно контролироваться Правительством страны на основе ряда показателей. Основные из них приведены в табл. 3.2. Таблица 3.2 Контролируемые показатели достижения целей государственной политики |
1 | 2 | | 1. Обеспечение продовольственной безопасности страны | Продовольственная безопасность Беларуси может быть обеспечена при условии удельного веса продукции собственного производства в общем объеме продуктооборота на внутреннем рынке не менее 80%, а по таким продуктам как зерно и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты не менее 95%. При этом экспортный потенциал должен составлять не менее 15-20% общих объемов производства продовольствия | | 2. Сбалансированность продовольственного рынка по спросу и предложению | Сбалансированность продовольственного рынка можно считать достигнутой, если Правительство, используя интервенционное вмешательство, осуществляет постоянный мониторинг продовольственного рынка в разрезе конкретных видов продукции. По недостающим или избыточным видам продукции должны приниматься оперативные действия в связи с необходимостью их экстренных поставок имеющихся фондов и резервов (вплоть до ввоза из-за рубежа), а также закупки излишков. Для этого важно формировать и постоянно обновлять стратегические государственные резервы и оперативные фонды регулирования | | 3. Доступность основных видов продовольствия всем категориям населения | Продовольствие является доступным тогда, когда все слои населения имеют возможность приобретать необходимые продукты питания с учетом их ассортимента и качества по ценам, адекватным заработной плате. У наиболее низкой по доходам части населения расходы на продукты питания должны занимать не более 50-60% | | 4. Мотивация труда и рост качества жизни | Мотивация и стимулирование труда являются ключевыми факторами эффективности производства. Для стимулирования экономических интересов товаропроизводителей важно использовать не только рычаг роста оплаты труда, но и механизм накопления собственности посредством выплаты дивидендов, участия работников в прибылях предприятия, начисления процентов на используемый частный капитал в совместном производстве и т.п. Все это призвано обеспечить устойчивый рост качества жизни сельского населения. Механизмы мотивации труда считаются действенными, если растет экономический интерес к труду, активизируется предпринимательство, увеличиваются доходы, повышается качество жизни работников | | 5. Предотвращение «ножниц цен» | Индексы цен на сопоставляемые группы товаров сельскохозяйственного и промышленного производства можно назвать адекватными, если выравнивается доходность различных отраслей, в расчете, например, на 1000 руб. стоимости реализованной продукции (оказанных услуг) | | б, Доходность (рентабельность) отрасли | Доходность отраслей агропромышленного комплекса должна обеспечивать устойчивое расширенное воспроизводство средств производства и постоянное обновление технико-технологической базы предприятий за счет собственной хозяйственной деятельности. В зависимости от специализации предприятий и специфики отраслей минимально необходимая рентабельность не должна быть ниже 20-40%. Государству важно строго отслеживать уровни доходности отраслей АПК и предпринимать оперативные меры для их поддержания | | |
Крупной угрозой рыночному развитию сельского хозяйства является наличие преобладающей доли убыточных и неплатежеспособных предприятий. Число убыточных хозяйств достигает 60%, а суммарная величина всех видов кредиторской задолженности приблизилась к 3 трлн. руб., что в расчете на 1 крупнотоварное хозяйство составляет почти 1.5 млрд. руб. В результате парализуется вся нормальная хозяйственная деятельность, предприятия не в состоянии вести оперативное производство, произошло неправомерное разделение производства и капитала. Чем больше хозяйства производят продукции, тем больше наращивают убыточность и попадают в зависимость от кредиторских и контрольных структур. Это требует принятия неотложных мер по реструктуризации долгов и освобождению хозяйств от текущих долговых обязательств. Иначе никакого прогресса ждать не приходится. Большие надежды здесь связываются с предпринятыми в последнее время Правительством мерами по санации хозяйственной деятельности предприятий и созданию им благоприятных исходных условии для рыночной реорганизации. Еще одной крупной и слабо решаемой проблемой, сдерживающей ускоренное развитие АПК, является несовершенство, отсталость, консерватизм и фрагментарность действующего законодательства. Оно не только не стимулирует рост эффективности производства и предпринимательскую активность сельских товаропроизводителей, но является сдерживающим развитие аграрной экономики и дискриминирующим рыночную хозяйственную деятельность. Надо сказать, что в рамках существующего законодательства нельзя открыто и прямо реформировать устаревшие формы традиционных предприятий (колхозы и совхозы), а необходимо изобретать сложные обходные пути, чреватые своего рода препятствиями и нарушениями, нельзя даже вести самостоятельную предпринимательскую деятельность. На первый взгляд, может показаться, что важнейшие законы и законодательные нормативы вроде бы есть, но они как показывает углубленное изучение, втискивают разнообразную и динамичную жизнь предприятий в «прокрустово ложе» устаревших и догматических норм, позаимствованных в основном в законодательстве Российской Федерации и слабо адаптированных к условиям Беларуси. Нынешнее законодательство, вместо того, чтобы следовать за бурным развитием экономики, адаптироваться к новым реалиям, стимулировать. эффективность, выполняет преимущественно фискальные и угнетающие функции. С таким законодательством, конечно, прогресса в АПК достичь вряд ли удастся. В связи с этим надо, полагаем, в корне поменять саму концепцию законодательства. Нельзя вдавливать экономику в право, право должно обслуживать экономику, т.е. обеспечивать устойчивое и эффективное развитие производства. Право и конкретные его носители - законы должны быть стимулирующими хозяйственную деятельность, прозрачными, понятными, однозначными и гибкими. Сельскохозяйственной практике необходимы рыночноориентированные законодательные акты о кооперации, о реформировании, о государственном регулировании, о продовольственной безопасности и ряд других, в основе которых должны находиться приоритеты экономической свободы и самостоятельности товаропроизводителей, а именно самохозяйствования, самоопределения, самоуправления, самофинансирования и саморазвития. [1] Государству важно своевременно выбирать оптимальные приоритеты воздействия на агропродовольственный рынок и создавать благоприятные условия для динамичного рыночного развития агропромышленного производства, т.е. строить такую систему взаимоотношений между властью, товаропроизводителями и бизнесом, которая отвечала бы экономическим интересам всех этих ветвей развития аграрного комплекса. Важнейшая роль в этой триаде задач принадлежит государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей. Наиболее целесообразные направления такой поддержки заключаются в поддержке финансовых инструментов, непосредственно производства, развития рынка и социальной инфраструктуры сельской местности. В свою очередь поддержка финансовых инструментов должна включать: льготирование кредитов и субсидирование процентных ставок; реструктуризацию непосильной кредиторской задолженности предприятий (особенно рыночноориентированных); компенсацию части затрат по договорам страхования имущества и производства; уменьшение налоговой нагрузки, субсидирование налоговых льгот и дифференциацию налогообложения между отраслями и предприятиями по уровням эффективности. Поддержка производства должна иметь строго программно-целевой характер и охватывать такие программы, как: «Зерно», «Картофель», «Лен», «Овощи», «Плоды», «Корма», «Мясо», «Молоко», «Птица», «Растительное масло», «Сахар», «Рыба», а также «Селекция и семеноводство», «Племенное животноводство», «Противоэпизоотия», «Материально-техническая база», «Аграрная наука». Все названные программы должны предусматривать необходимое финансовое и ресурсное обеспечение, мониторинг рынка и критерии окупаемости инвестиций. Поддержка рынка должна включать: закупочные и товарные интервенции для поддержания баланса продовольственного рынка по спросу и предложению; залоговые операции и ипотеку для привлечения инвестиций; закупки продукции в государственные фонды и резервы; информационное и консультационное обеспечение, мониторинг и регулирование земельных отношений, мониторинг и регулирование межотраслевого соотношения цен для поддержания ценового паритета; антимонопольное вмешательство и регулирование (в ценообразование, в поставки продукции и т.п.); мониторинг и регулирование процессов рыночного реформирования предприятий, включая разгосударствление и приватизацию собственности; мониторинг доходов сферы сельского хозяйства и оперативные меры по их формированию для обеспечения процессов Воспроизводства, регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий. Поддержка социальной инфраструктуры сельской местности должна в первую очередь включать поддержку передачи сельхозпредприятиями объектов социальной инфраструктуры на баланс местных органов государственного управления (заметим, что при рынке производство - это функция предприятий, а социальная инфраструктура - это функция государства), поддержку создания на предприятиях новых рабочих мест, поддержку развития в селе несельскохозяйственных видов деятельности, поддержку развития культурных и самобытных производств и промыслов, поддержку культуры агроландшафтов и т.п. Все это должно находить отражение в специальной государственной программе «Развитие сельской социальной инфраструктуры, культуры и качества жизни». ЗаключениеСельское хозяйство является основным источником продовольствия, а также поставщиком сырья для некоторых сопутствующих отраслей. Сельское хозяйство нельзя рассматривать как сугубо выращивание продуктов. За сельским хозяйством стоит огромное количество других предприятий, которые с одной стороны обслуживают сельскохозяйственные организации, а с другой обрабатывают с/х продукцию. Аграрная экономика - это часть экономической теории. Она изучает использование ограниченных ресурсов в производстве, переработке, реализации и потреблении продовольствия. Агропромышленный комплекс Республики Беларусь является самым крупным производственным комплексом экономики страны. Организационная структура АПК включает 3 сферы: 1. Отрасли производящие средства производства для АПК. Средства производства - это совокупность предметов труда и средства труда. Предметами труда являются все то, на что направлена деятельность человека. Сельское хозяйство осуществляет производство продовольствия и сырья для перерабатывающей промышленности. 2. Отрасли обеспечивающие доведение с/х продукции до потребителей - заготовка, переработка, хранение, транспортировка и реализация с/х продукции. Однако, несмотря на развитость сельского хозяйства, данная отрасль имеет ряд проблем. Одна из них - низкая эффективность самого сельского хозяйства. Это обусловлено государственной формой собственности. Наличие колхозов - проблема, которая была еще в советское время. Еще одной проблемой можно назвать недостаток профессиональных кадров. Проблема всегда существовала, а сегодня, когда разница в заработных платах в городе и на селе кардинально различна, проблема обострилась. Перспективы сельскохозяйственного комплекса в РБ следующие: без коренного реформирования отрасли данная сфера останется убыточной. Следует создавать фермерские хозяйства. Это, возможно, коренным образом изменит структуру выпуска сырья, но повысит эффективность работы. Это в свою очередь обеспечит сопутствующие предприятия более качественным сырьем и повысит их эффективность. Также выиграют от этого и предприятия, производящие с/х оборудование. Список источников1. Аграрная реформа и государственное регулирование: перспективы Беларуси. [Электронный ресурс]. - 2008 2. Аграрная экономика - это часть экономической теории. [Электронный ресурс]. - 2008 3. Агропромышленный комплекс РБ. [Электронный ресурс]. - 2008 4. Гоцкий Г.Г. Трансформация аграрного хозяйства и менеджмент / Г.Г. Гоцкий. - Мн.: Изд-во Бел. гос. экон. ун-та, 1997. - 110 с. 5. Гусаков В.Г. Основные направления совершенствования аграрной стратегии и политики / В.Г. Гусаков. - Мн.: Изд-во Бел. гос. экон. ун-та, 2007. - 124 с. 6. Дадалко В.А. Государственное регулирование развития АПК: Зарубеж. опыт / Науч. центр маркетинговых исслед. ПКК «Армита». - Мн., 1994. - 111 с. 7. Заровняева С.В. Регулирование и поддержка АПК в системе государственного управления экономикой: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / Заровняева Светлана Викторовна. - Новосибирск, 2007. - 22 с. 8. Клюня В.Л. Аграрные отношения в условиях переходной экономики: Учеб. пособие для студентов экон. специальностей. - Мн.: Бел. гос. ун-т, 2006. - 56 с. 9. Корбут Л.Ф. Финансовые проблемы сельскохозяйственного производства при переходе к рынку. - М.: ВНИИТЭИ АПК, 1991. - 144 с. 10. Мурукаева Надежда Павловна Особенности государственного регулирования экономики АПК на региональном уровне: (На примере Респ. Саха (Якутия)): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.05 / С.-Петерб. гос. аграр. ун-т. - СПб. - Пушкин, 1999.
Страницы: 1, 2, 3
|