Агропромышленный комплекс Российской Федерации, сегодня и завтра
http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ). 6 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижнекамский муниципальный институт Курсовая работа |
Тема: Агропромышленный комплекс Российской Федерации, сегодня и завтра. | | |
|
Выполнил | | студент 1 курса 133 группы | | очной формы обучения | | | | Проверил | | . | | _______________ (зачтена, не зачтена) | _________ (дата) | ___________ (подпись) | | |
Нижнекамск 2003 План - Введение 5
- 1.Современная ситуация в агропромышленном комплексе. Ее причины 7
- 2. Особенности реформирования АПК РФ. 14
- 2.1 Основные цели реформирования 14
- 2.2 Формы государственного регулирования АПК 17
- 3. Государственной политики в отношении АПК России 23
- Заключение 32
- Список литературы 35
ВведениеАгропромышленный комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и включает три сферы связанных между собой отраслей--сельское хозяйство и отрасли «до» и «после» сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс также один из важнейших в экономике страны. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения. Начиная с 1992 г., в агропромышленном комплексе осуществляются институциональные преобразования, реформирование сельскохозяйственных предприятий, совершенствование их внутрихозяйственных отношений, а также активизация межфермерской кооперации. Следует отметить, что принципиальные изменения сложившейся системы аграрных отношений были неизбежны, и, прежде всего, была необходима замена административно-распределительных, ко-мандных методов хозяйствования преимущественно экономически-ми, основанными на законах рынка. Но аграрные преобразования нужны и важны не сами по себе, а как условие повышения эффективности производства, обеспече-ния продовольственной безопасности страны. Однако, к сожалению, наряду с позитивными изменениями -- расши-рением спектра форм хозяйствования, включая воссоздание кресть-янского уклада, ликвидацией государственной монополии на землю, расширением прав сельскохозяйственных предприятий, которые ны-не сами определяют специализацию и объемы производимой про-дукции и свободно распоряжаются ею, созданием условий перехо-да к рыночным отношениям в аграрной сфере и т.д., произошли негативные изменения, приведшие аграрный сектор к кризису. И случились они главным образом вследствие ошибок и поспешности в проведе-нии аграрного реформирования. Цель данной курсовой работы - рассмотреть основные задачи, которые стоят перед государственной налоговой политикой в современных условиях, выделить основные противоречия действующей ныне в России налоговой системы, а также представить конкретные меры, которые необходимо осуществить, для того чтобы увеличить стимулирующее воздействие налогов на сферу производства и в то же время, чтобы остановить сокращение доходов бюджетов всех уровней. В первой главе я рассмотрела ситуацию, сложившуюся в аграрном секторе России, а также конкретные причины кризисного со-стояния агропромышленного комплекса. Вторая глава содержит определение целей, для достижения которых началась аграрная реформа, и необходимые условия, которые должно соблюдать государства для преодоления сегодняшнего затяжного кризиса в сельском хозяйстве и сопутствующих отраслях. Здесь же рассмотрены основные инструменты государственного регулирования, которые приемлемы в нынешних условиях для стабилизации ситуации и создания предпосылок к росту агропромышленного производства. В третьей главе изложены возможные пути выхода из кризиса в экономи-ческой и социальной областях агропромышленного комплекса, а также основные направления государственного регулирования в аграрном секторе экономики. 1.Современная ситуация в агропромышленном комплексе. Ее причиныАгропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяй-ственных комплексов, определяющих условия поддержания жизне-деятельности общества. Значение его не только в обеспечении по-требностей людей в продуктах питания, но в том, что он сущест-венно влияет на занятость населения и эффективность всего на-ционального производства.АПК -- самый крупный из основных (базовых) комплексов в экономике страны. В АПК России в настоящее время занято око-ло 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% ВВП. Около 30% отраслей народнохозяйст-венного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграр-ным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится при-мерно 70% всего набора производимых в стране предметов по-требления. В розничном товарообороте продовольственные товары составляют примерно половину. Экономика. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М., 1998, с.709.К агропромышленному комплексу относятся все виды производств и производственного обслуживания, создание и разви-тие которых подчинены производству конечной потребительской продукции из сельскохозяйственного сырья.Аграрные преобразования в стране происходили по нескольким на-правлениям. Первое - реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию колхозов и совхозов, приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому хозяйству средства производства и услуги, пере-рабатывающих и доводящих до потребителя его продукцию. В стране фор-мируются новые земельные отношения, основу которых составляет частное землевладение, представленное сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйствами населения, вклю-чающими личные подсобные хозяйства, садоводческие и огородные това-рищества. Из табл.1.1 видно, как в течение 1991-1997 гг. изменилась соци-альная структура сельскохозяйственных землепользователей в результате земельной реформы. Доля государственного сектора в использовании сель-скохозяйственных угодий уменьшилась с 56% в 1991 г. до 13,4 в 1997 г., в то время как удельный вес частных (коллективных и индивидуально-семейных) хозяйств возрос с 40,3 до 70,9%. За годы реформы приватизиро-вано 91% перерабатывающих предприятий и 77% предприятий агросервиса.Таблица 1.1 Удельный вес различных категорий землепользователей в общей площади сельскохозяйственных угодий, % Петриков А. Экономическая политика в АПК. // Экономист, № 7, 1998, с.32. |
На 1.01. соответствующего года | Государственный сектор | Сельскохозяйственные организации | Частный сектор, индивидуальные семейные хозяйства | Земли запаса и другие | | | Государственные предприятия | Колхозы | Новые формы | Фермерские хозяйства | Хозяйства населения | | | 1991 г. | 56,0 | 38,2 | 0,3 | 0,1 | 1,7 | 3,7 | | 1992 г. | 51,2 | 35,6 | 0,6 | 0,6 | 2,5 | 9,5 | | 1993 г. | 24,0 | 18,3 | 36,9 | 2,9 | 3,9 | 14,0 | | 1994 г. | 16,0 | 15,7 | 45,8 | 4,4 | 3,9 | 14,2 | | 1995 г. | 14,4 | 14,5 | 47,4 | 4,6 | 4,2 | 14,9 | | 1996 г. | 13,8 | 14,1 | 47,5 | 4,7 | 4,6 | 15,3 | | 1997 г. | 13,4 | 13,8 | 47,7 | 4,9 | 4,5 | 15,7 | | |
Второе - разгосударствление системы закупок и реализации продукции, продовольственной оптовой и розничной торговли. В результате резко со-кратились закупки сельскохозяйственной продукции государственными заготовительными организациями и потребительской кооперацией. Стали развиваться новые каналы реализации, в том числе оптовые рынки, биржи, ярмарки и др. Удельный вес централизованных закупок зерна в общем объ-еме его реализации уменьшился с 63% в 1993 г. до 25 в 1997 г., картофеля соответственно - с 52 до 29, овощей - с 71 до 40, мяса скота и птицы - с 79 до 45, молока и молочных продуктов - с 97 до 82, яиц - с 92 до 74%. Там же, с.32. Третье - изменение системы государственного регулирования аграрно-го сектора: перестройка организационных структур и методов управления АПК. Начинает формироваться адекватная рынку финансово-кредитная система, включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый на льготных условиях (не более 25% учетной ставки ЦБ), ли-зинг на поставку техники и оборудования, добровольное страхование сель-скохозяйственной деятельности. Сельским товаропроизводителям предос-тавляются льготы по налогообложению. Начиная с 1994 г., складывается система защиты внутреннего рынка от импортных товаров путем установ-ления таможенных пошлин, однако общий уровень тарифов у нас ниже, чем во многих странах с развитой экономикой. Четвертое направление реформы связано с попытками освободить сельскохозяйственные организации от функций по содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры посредством пе-редачи последних в ведение сельских муниципалитетов, сформировать сис-тему социальной защиты безработных и стимулировать несельскохозяйст-венную занятость населения. Предпринятые в ходе аграрных преобразований меры не привели к рос-ту сельскохозяйственного производства, а, наоборот, за период 1991-1997 гг. произошло его существенное сокращение - около 40% (рис.1.1). В агропромышленном комплексе продол-жаются процессы сокращения ресурсного потенциала, ухудшения финансового со-стояния хозяйств, а также снижение почвен-ного плодородия земель. За последние годы про-изошло сокращение доли сельского хозяйства и всего АПК в ВВП: с 1991 по 1997 г. доля сельского хозяйства в ВВП умень-шилась с 13,7 до 8,4%. Экономика. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М., 1998, с.711. Индексы объема продукции сельского хозяйства (в процентах, 1990 г.=100%)
Рис.1.1 Резко сократилась государственная поддержка сельского хозяйст-ва. Доля сельского хозяйства в расходной части бюджета по срав-нению с долей сельского хозяйства в ВВП резко уменьшилась (с 1991 по 1997 г. она упала с 12 до 2,4%). Почти полностью пре-кращены работы по восстановлению и повышению плодородия зем-ли. В 1997 г. против 1990 г. целевые дотации и субсидии сельско-хозяйственному производству уменьшились до 33%, формирование лизингового фонда -- до 37%, затраты капитального характера со-ставили всего 8% от уровня 1996 г., а общее финансирование сельского хозяйства--71%. Там же, с.714-715. Выбытие основных производственных фондов в 1997 г. в 5 раз опережало их ввод. За 1990-1997 гг. более чем в 17 раз сократились инвестиции в АПК. За счет всех источников финансиро-вания в 1997 г. освоено капитальных вложений все-го 6% к уровню 1991 г. (рис.1.2). На 1 га пашни внесено 12 кг минеральных удобрений, или в 9 раз меньше, чем в 1990 г., применение органи-ческих удобрений за этот период сократи-лось в 7 раз, фосфоритование и гипсование земли практически прекращено. Из-за не-достатка техники, горючесмазочных мате-риалов хозяйства вынуждены проводить полевые работы по упрощенным технологи-ям. В 1997 г. посевная площадь сократилась на 3,1 млн. га, вспахано зяби под урожай 1998 г. на 5 млн. га меньше. Производство скота и птицы за 1997 год уменьшилось на 10%, молока - на 5, шерсти - на 22%. В целом 1997 г. был благоприятным по погодным условиям, что позволило собрать 88,5 млн. т. зерна, против 69 млн. в 1996 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|