p align="left">Таблица 6 - Расчеты доз удобрений под запланированный урожай|
Показатели | Клевер | Пшеница | Горох | Овес | Ячмень | | | N | P2 O5 | K2 O | N | P2 O5 | K2 O | N | P2 O5 | K2 O | N | P2 O5 | K2 O | N | P2 O5 | K2 O | | 1.Вынос пит. в-в с урожаем, кг/га (В) | 170,9 | 48,6 | 130,6 | 172,8 | 62,4 | 124,8 | 187,9 | 85,9 | 161,1 | 108,8 | 47,6 | 91,8 | 148,2 | 59,3 | 158 | | 2.Содержание NРК в пах. слое, мг/100 г почвы (п) | 4,5 | 4,0 | 7,0 | 4,5 | 4,0 | 7,0 | 4,5 | 4,0 | 7,0 | 4,5 | 4,0 | 7,0 | 4,5 | 4,0 | 7,0 | | 3.наличие NРК в почве, кг/га (П) | 128,7 | 114,4 | 200,2 | 128,7 | 114,4 | 200,2 | 128,7 | 114,4 | 200,2 | 128,7 | 114,4 | 200,2 | 128,7 | 114,4 | 200,2 | | 4.КИП, % (Кп) | 66 | 12 | 20 | 75 | 12 | 20 | 66 | 12 | 20 | 75 | 12 | 20 | 75 | 12 | 20 | | 5.Использование пит в-в из почвы, кг/га (П Кп) | 84,9 | 13,7 | 40 | 96,5 | 13,7 | 40 | 84,9 | 13,7 | 40 | 96,5 | 13,7 | 40 | 84,9 | 13,7 | 40 | | 6.Требуется внести пит в-в с мин. удобрениями, кг/га (В-П Кп) | 86 | 3,9 | 90,6 | 76,3 | 48,7 | 84,8 | 103 | 72,2 | 121,1 | 12,3 | 33,9 | 51,8 | 63,2 | 45,6 | 118 | | 7.Процент исп-я пит в-в из удобрений (Ку) | 68 | 29 | 42 | 34 | 29 | 42 | 34 | 29 | 42 | 34 | 29 | 42 | 34 | 29 | 42 | | 8.Необходимо внести пит в-в под планир. урожай с учетом % исп-я из удобр., кг/га | 126 | 120 | 216 | 224 | 168 | 202 | 303 | 249 | 288 | 36,3 | 117 | 123 | 186 | 157 | 281 | | 9.Действ. в-во минер. удобрений, % (С) | 34,5 | 19,5 | 60 | 34,5 | 19,5 | 60 | 34,5 | 19,5 | 60 | 34,5 | 19,5 | 60 | 34,5 | 19,5 | 60 | | 10.Кол-во мин. уд. которое следует внести в станд. единицах, ц/га (Д) | 3,6 | 6,2 | 3,6 | 6,5 | 8,6 | 3,4 | 8,8 | 12,7 | 4,8 | 1,05 | 6 | 2,05 | 5,4 | 8,05 | 4,7 | | |
Из таблицы видно, что ячмень из почвы выносит больше всего калия (160 кг/га), а люцерна выносит очень много азота (351,3 кг/га), но в свою очередь люцерна также и вносит в почву много азота за счет пожнивных остатков, так как является бобовой культурой и при помощи азотфиксирующих бактерий усваивает азот атмосферы. В хозяйстве используются удобрения: аммиачная селитра, простой суперфосфат и хлористый калий. Чтобы получить высокие урожаи выращиваемых культур необходимо внести под ячмень азота 2,2 ц/га, фосфора 8,9 ц/га, калия 4,7 ц/га; под люцерну на первом поле азота 8,2 ц/га, фосфора 36,5 ц/га, калия 7,7 ц/га, на втором поле - азота 7,5 ц/га, фосфора 36,7 ц/га, калия 8,1 ц/га. Из этого следует, что ячмень нуждается больше всего в фосфоре, а люцерна также в фосфоре. В основное удобрение под ячмень вносят половину азота, половину фосфора и весь калий, затем при посеве вносят оставшийся фосфор и делают подкормку оставшимся азотом. Так как люцерну высевают под покров ячменя, то часть азота, требуемого люцерне, нужно внести под покровную культуру, а также проводить азотные подкормки после каждого скашивания для лучшего отрастания; а перед уходом люцерны в зиму делают подкормки фосфором и калием для лучшего перезимовывания и весеннего отрастания. Технология возделывания сельскохозяйственных культур на эродированных почвах должны предусматривать тщательную заделку удобрений, экологическое обоснование их доз. Увеличение урожайности растений на этих почвах способствует повышению их устойчивости к эрозии в результате лучшего развития растений, их корневых систем и большего количества растительных остатков. 5. Баланс питательных элементов в севооборотеБаланс питательных элементов - один из главных экономических показателей, показывающий стабильность агросистемы. Баланс складывается из приходной и расходной статей. Основными приходными статьями являются: внесение питательных веществ с органическими и минеральными удобрениями, поступление азота за счет фиксации атмосферного азота клубеньковыми бактериями, поступление азота с осадками, внесение с семенами. Расходование питательных веществ из почвы определяется в основном выносом с урожаем, закреплением в почве, вымыванием соединений азота и калия из корнеобитаемого слоя, потерями в результате эрозии почв. Таблица 7 - Баланс питательных веществ в севообороте |
Показатели | Поле севооборота | | | клевер | пшеница | горох | овес | ячмень | | Выход, ц/га Поступление азота: С орг.удобрениями С мин. уд-ми Всего Вынос азота Дефицит | 86,8 - 126 126 170,9 -44,9 | 48 - 224 224 172,8 51,2 | 53,7 - 303 303 187,9 115,1 | 34 - 36,3 36,3 108,8 -72,5 | 49,4 - 186 186 148,2 37,8 | | Поступление фосфора: С орг.удобрениями С мин. уд-ми Всего Вынос фосфора Дефицит | - 120 120 48,6 71,4 | - 168 168 62,4 105,6 | - 249 249 85,9 163,1 | - 117 117 47,6 69,4 | - 157 157 59,3 97,7 | | Поступление калия: С орг.удобрениями С мин. уд-ми Всего Вынос калия Дефицит | - 216 216 130,6 85,4 | - 202 202 124,8 77,2 | - 288 288 161,1 126,9 | - 123 123 91,8 1,2 | - 281 281 158 123 | | |
По данным таблицы видно, что баланс питательных веществ в севообороте по азоту отрицательный, а по всем фосфору и калию положительный. Это говорит о том, что существует дефицит по азоту, а по фосфору и калию дефицит отсутствует. Но расчет компенсаций элементов питания показал, что азот компенсирован в среднем на 40 %, а оптимальной является компенсация на 80 %, значит, нужно повысить дозы азотных удобрений под ячмень. Компенсация фосфора в среднем составляет 55 % при оптимальном значении 80 %, но дефицита фосфора нет, значит, дозы фосфорных удобрений можно снизить. Компенсация калия должна быть 60 %, а фактически калий компенсируется на 77 % в среднем, значит, нужно снизить дозы калийных удобрений, чтобы снизить экологическую нагрузку на почву. По данным ученых установлено, что для Челябинской области ежегодно нужно вносить от 7 до 10 т навоза на 1 га. С целью повышения роли навоза в восстановлении плодородия необходимо изменить технологию его приготовления, хранения и применения. 6. Почвенно-экологическая оценкаВ настоящее время отсутствуют рекомендации по оценке пределов воздействия, обеспечивающих экологическую опасность агроэкосистем. Особенно затруднена их разработка на территориях со сложным почвенным покровом, подверженных эрозии, загрязненных радионуклидами. В этих условиях можно ожидать возникновение как синергических, так и антагонистических экологических эффектов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|