реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Христианство в Удмуртии

реферат

Христианство в Удмуртии

23

Федеральное агентство по образованию

Государственное образование

Высшего профессионального образования

«Ижевский Государственный Технический Университет»

Воткинский филиал

Кафедра: Технология машиностроения и приборостроения

Реферат

на тему: Христианство в Удмуртии

Выполнил студент гр. Т 111

Бахирев Я.А.

Воткинск

2010

Содержание

1. Введение

2. Христианство в дореволюционной Удмуртии

3. Христианизация удмуртов

4. Старообрядчество в вятском крае. Причины возникновения старообрядчества

5. Изменение социальной направленности старообрядчества и его дальнейшее распространение в крае

6. Старообрядческие центры на территории дореволюционной Удмуртии

7. Православная церковь и революция

8. Вятское старообрядчество и революция

9. Христианские секты в дореволюционной Удмуртии. Христианские секты в современной Удмуртии

10. Образование церкви ЕХБ и ее деятельность

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Христианство - одна из наиболее развитых религиозных систем мира. В лице различных церквей и сект оно является ныне едва ли не самой распространенной религией, которая господствует в Европе и Америке, имеет весомые позиции в Африке и Океании (включая Австралию и Новую Зеландию), а также в ряде регионов Азии.

Эта религия зародилась в I веке новой эры на территории Римской империи, котороя объединяла в то время почти весь ближневосточно-средиземноморский мир. Христианство появилось в момент, когда империю раздирали острые социальные, экономические и политические противоречия.

Оно призвано было откликнуться на запросы своего времени и предложить какие-то, пусть иллюзорные, но весомые в глазах миллионов людей пути и способы разрешения этих противоречий, сглаживания их остроты. Первоначальные очаги этой религии возникли не в центре Римской империи, а на ее восточной и юго-восточной периферии. Этот факт не был случайным, ибо здесь издревле сосредоточивались центры пересечения различных идейных и культурных влияний: иудейский свет, греко-римской философии, религий Древнего Востока.

Вызревавшее в Римской империи христианство с первых своих шагов заявило себя учением угнетенных низов, учением обездоленных рабов и страждущих. В начале своего существования оно не только стояло в оппозиции к властям и подвергалась гонениям с их стороны, но и не было лишено радикальных элементов, даже революционного пафоса, который сводился прежде всего к резкому неприятию Рима как «великой блудницы», как нового развратного Вавилона со всеми его «мерзлостями». Пафос раннего христианство нашел свое отражение в акцентировании двух сторон этого учения. Во-первых, уделялось внимание проповеди всеобщего равенства. И хотя равенство было в первую очередь лишь равенством «во грехе» перед богом, равенством «рабов божиих», лозунг всеобщего равенства и в этом качестве привлекал к себе внимание в условиях Римской империи стоил многого. Во-вторых христианство осуждало богатство и стяжательство, подчеркивало всеобщую обязанность трудиться.

Однако при всем этом христианское учение не звало на борьбу - и в этом смысле его никак нельзя считать по своему характеру революционным. Скорее, наоборот, оно стало альтернативой всевозможным восстаниям рабов, начиная с восстания Спартака, которые на рубеже новой эры сотрясали до основания Римскую империю. И в качестве такой «умиротворяющей» альтернативы, направляющей энергию угнетенных в русло религиозных иллюзий, христианство было вполне приемлемым и даже выгодным для власть имущих.

Это обстоятельство не преминули отметить римские императоры. Один из них, Константин, в начале IV века поддержал христианскую церковь, и вскоре ее учение превратилось в государственную религию империи. Из гонимых христиане сами стали гонителями, о чем свидетельствует, в частности, погром в 415 году «языческой» библиотеки в Александрии, видном центре эллинской культуры.

В самом конце IV века Римская империя распалась на Западную и Восточную. Это событие оказало сильное влияние на дальнейшую судьбу христианства, в конечном счете привело к расколу и образованию двух течений в нем: католицизма и православия. Оба течения оформлялись на базе христианства в то время когда, в нем уже господствовали призывы такого рода, как «Нет власти не от бога» «Рабы, да повинуйтесь своим господам» и т.п., когда «…христиане, получив положение государственной религии, «забыли» о «наивностях» первоначального христианства с его демократически--революционным духом». Поэтому с момента своего формирования и католицизм, и православие выступали идеологией эксплуататорских классов, они обосновывали пропангадировали необходимость подчинения угнетённых угнетателям, эксплуатируемых эксплуататорам.

Вместе с тем процесс формирования обоих течений христианства имел свои особенности, на которые следует обратить внимание. В Западной империи, где власть императора постоянно слабела, позиция церкви постепенно усиливалась. В V веке всесильный епископ Рима был провозглашен папой, в руках которого вскоре сосредоточилась огромная власть над всем раздробленным и политическим миром.

Цель данной работы состоит в том, чтобы опираясь на труды классиков марксизма-ленинизма и на имеющиеся положительные результаты изучения христианства, опубликованные в дореволюционной и советской литературе, дать краткую историю христианских церквей и сект на территории Удмуртии, определить их социальную сущность, помочь идеологическому активу в проведении атеистической работы.

Христианство в дореволюционной Удмуртии. Появление православия на вятской земле

На территории Вятского края, куда почти целиком входила дореволюционная Удмуртия, православие появилось в конце XII и начале XIII веков. Носителями этой религии здесь оказались те новгородцы, которые в поисках лучшей жизни покинули родной город в 1174 году. Они прибыли сюда водным путем (Волгой, Камой, Вяткой). Обнаружив на реке Вятке городище удмуртов, новгородцы взяли его «вооруженной рукой» 24 июля 1181 года и основали на этом месте городок Никулицын. В нем и был построен первый на Вятской земле православный храм. Позднее, когда сюда прибыли переселенцы из других мест северовосточной Руси, были основаны такие города, как Хлынов (будущий город Вятка), Шестаков, Орлов, Слободской и некоторые другие поселения. Теперь православие получило в крае дополнительные точки опоры: почти в каждом городке и населенном пункте переселенцы строили храмы или часовни.

Поддержанное русскими переселенцами в Вятском крае, православие не получило распространения среди коренного населения (удмуртов и марийцев). Это объясняется тем, что переселенцы из северо-восточной Руси отправлялись на Вятку не с религиозными целями. Миссионерское дело их не интересовало, они шли осваивать естественные богатства Вятской земли, а позднее искали возможность укрыться здесь от монголо-татарского ига. По этой причине удмуртское и марийское население в течение еще очень длительного времени сохраняло «языческую» веру и обрядность.

Правда, новгородцы и переселенцы из других княжеств временами подчеркивали свое благочестие, но оно проявлялось у них только в обыкновении обращаться с молитвой к богу перед сражением и строить храмы после победы. В остальном же переселенцы из русских княжеств были «плохими» христианами: они сохраняли многое из своих дохристианских верований и в практических действиях не руководствовались этическими нормами православия. С течением времени в этом отношении мало что менялось. Вот так, например, характеризовал религиозно-нравственную жизнь вятчан московский митрополит Геронтий в 1486 году в послании, адресованном воеводам, атаманам «и всему вятскому людству»: «Вы только что зоветесь христианами, а делаете злые дела: обидите святую соборную апостольскую церковь, русскую митрополию, разоряете церковные законы, грубите своему государю Великому князю, пристаете к его недругам, соединяетесь с погаными, воюете его отчизну, губите христиан убийством, полоном и грабежом; разоряете церкви, похищаете из них кузнь (металлические вещи, - Авт.), книги и свечи, да еще и челом не бьете государю за свою грубость» Не лучшим образом характеризовал Геронтий и вятских служителей культа в своем послании к ним в том же году.

Он писал: «Мы не знаем, как вас называть; не знаем, от кого вы получили поставление и рукоположение». Иными словами, митрополит заявляет о том, что вятские священнослужители по сути дела являются самозванцами. Это тяжелое обвинение в глазах православных. Писать так митрополит имел некоторые основания, ибо вятские христиане не имели своего епископа. Их религиозные нужды обслуживали священнослужители, которые по разным причинам покинули родные места и пришли на Вятку. Причем они не признавали власти ни новгородского архиепископа, ни московского митрополита. Особенно церковная независимость Вятской земли усилилась с 1383 года, когда местная церковь обзавелась собственной «святыней»: образом (иконой) «угодника своего Святителя Николая, чудным онаго явлением и разными потом сбывшимися от него чудесами.»

Все упреки московского митрополита вятским христианам и их духовенству соответствовали действительности. В самом деле, вятские организовывали набеги на новгородские владения, а затем и на владения великих князей. Они участвовали в «ссорах между Великим князем Василием Васильевичем, с одной стороны, и между дядею его Георгием Дмитриевичем, а потом детьми детьми его Василием и Дмитрием Шемякою, с другой стороны, когда В. князь в 1433 году послал войска в Кострому, в которой коные князья засели».

Отношение церковных феодалов к местным крестьянам было далеко не «божеским». Они взимали с них натурой и выкачивали деньги с помощью различных видов долговой кабалы. Понятно, что вятские крестьяне проявляли по отношению к эксплуататорам в рясах естественную в их положении вражду. Об этом свидетельствуют крестьянские волнения того времени. Наиболее сильные из них происходили в Сунской и Кырчанской вотчинах Трифоновского монастыря в 1675 году, а также в архиерейской вотчине, в Березовском стане, в 1681 году.

Таким образом, к концу XVII православная церковь на вятской земле значительно окрепла и усилилась. Она превращалась здесь в мощную опору царской власти в деле закрепощения местного населения и во многом способствовала установлению и развитию феодально-крепостнических отношений в крае. Трудящиеся массы Вятской земли быстро почувствовали эксплуататорский характер православной церкви и стали активно выступать против нее. Это нашло свое выражение не только в прямых столкновениях с церковно-монастырскими угнетателями, но и в идейной борьбе с официальным православием.

Христианизация удмуртов

В 1670 году казацкая беднота и бежавшие на Дон крепостные крестьяне подняли восстание, которое возглавил С.Т.Разин. Оно было поддержано чувашами, мари, татарами, и удмуртами камского правобережья. Это показало правительству, сколь ненадежно его влияния среди народов народов Поволжья и Прикамья. Поэтому после подавления восстания оно стало принимать меры к укреплению своей власти в этом районе страны.

В 1682 году был издан указ, которым правительство запрещало продавать русским людям земли, брошенные бежавшими людьми. Эти земли предлагалось отдавать в пользование за оброк удмуртам, татарам, чувашам, мари. Этим правительство начало «усваивать» нерусских ясачных крестьян Поволжья и Прикамья. Затем в конце XVII века оно предложило воеводам следить за настроением нерусского населения. Дело дошло до того, что в 1697 году было запрещено продавать удмуртам, чувашам, мари, татарам любые железные вещи, которые можно было бы использовать как оружие.

Наряду с вышеназванными мерами самодержавие решило использовать для «успокоения» народов Поволжья и Прикамья православную церковь. С ее помощью оно рассчитывало провести христианизацию этих народов. Конечную цель данного мероприятия хорошо сформулировал церковный историк А. Можаровский. Он писал: «…для одержания окончательной победы над Казанью надлежало русским победить иноверцев, инородцев Казанского края, еще нравственно - мечом духовным, иже есть глагол Божий, победить верою, христианским православием; тогда только казанские басурмане могли быть истинно и по духу побежденными и сделаться подданными русского христианского государства»

С начала XVIII века вятское и казанское духовенство стало предпринимать уже организованные попытки по обращению удмуртов в православие. Но особыми успехами в этом деле священнослужители похвастаться не могли. Так, в справке, данной архиерейским приказом епископу Вениамину, сообщалось, что крещеных удмуртов в Вятской епархии на 1740 год числится всего четыре человека. В Казанской епархии удмуртов, принявшие крещение, на 1734 год насчитывалось 15 человек, причем среди них не было ни одной женщины.

11 сентября 1740 года был издан высочайший указ, в котором говорилось о необходимости принять меры «для умножения христианского закона и вящего утверждения в вере новокрещенных инородцев». Этим указом в городе Казани учреждалась особая новокрещенская контора (контора иноверческих дел), на которую возлагалась задача обращения в православие народов Поволжья и Прикамья. В соответствии с этим указом Казанская контора иноверческих дел стала направлять миссионеров в удмуртские, татарские, чувашские и марийские деревни для проповедования там «слова божия».

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.