реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Возникновение христианства и основные этапы его развития до периода "разделения вер" (1054 г.)

реферат
p align="left">Между христианством и ессейским учением были весьма существенные различия, самыми главными из которых явились вера христиан в уже совершившийся приход мессии - Иисуса, отсутствие замкнутости первых христианских общин, стремление к широкой проповеди. Кумранское учение сыграло своего рода «посредническую роль» между ортодоксальным иудаизмом и христианством.

Вся социальная и религиозная ситуация в Палестине способствовала появлению в начале I в. н.э. еще одной (первоначально очень незначительной) религиозной группы в рамках господствующей иудейской религии. Одним из проповедников, сыгравших свою роль в становлении этой группы, был Иоанн Креститель. Иоанн говорил о скором приходе мессии, который уничтожит все зло на земле. Саддукеев и фарисеев он называл «порождением ехидны». Иоанн призывал народ в ожидании прихода мессии покаяться и очиститься от всех грехов. Выражением такого очищения служило «крещение» - омовение в водах реки Иордан. Омовению должно было предшествовать очищение внутреннее - отказ от грехов и покаяние в них. Такое же восприятие ритуальных омовений было свойственно и кумранитам. Но в отличие от них, Иоанн Креститель верил в скорый приход мессии и призывал народ очиститься единожды перед его приходом и судом над миром зла. Иоанн Креститель явился своего рода посредником между кумранским учением, которое было доступно только избранным, и теми проповедями, которые были адресованы более широким массам и из которых выросло затем христианство.

Иоанн не был одинок, вокруг него существовала группа учеников, которые вслед за своим учителем и ессеями проповедовали аскетизм. Одним из принявших крещение от Иоанна в водах Иордана был Иошуа (Иисус в греческом произношении) из Галилеи, который, однако, не примкнул к его ученикам, а начал самостоятельную проповедь после сорокадневного поста в пустыне. Эта проповедь содержала призывы к духовному очищению в ожидании скорого конца мира и установления «царства божьего» на земле. Идеи эти были широко распространены в народных массах Палестины на рубеже нашей эры: они были одной из основ кумранского учения, они вдохновляли Иоанна Крестителя. Поучения Иисуса адресовались социальным низам. В отличие от ессеев, с которыми он имел много общего, он не стремился к созданию строгой организации. Его ученики почитали его как мессию, что, по-видимому, и явилось главным основанием для его осуждения как синедрионом, так и римлянами, поскольку в глазах иудеев мессия должен был стать царем Израиля.

После распятия Иисуса только вера в воскресение учителя могла поддержать его растерявшихся учеников. Вера в воскресение, как и вера в скорое второе пришествие Иисуса, которое должно ознаменоваться судом над всеми грешниками и вознаграждением праведников, стала основой для последующей христианской проповеди. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М.: Политиздат, 1987. - 336 с. - (Б-ка атеист. лит.). с.44-56

Подлинное становление христианского вероучения связано с деятельностью апостола Павла (казнен в Риме в 65 г.), который с величайшей энергией и поистине героическим энтузиазмом взялся за проповедование новой веры и создание церкви. Трудами Павла были организованы многочисленные христианские общины в восточных провинциях империи. История Древнего мира: Восток, Греция, Рим / И.А. Ладынин и др. - М.: Филол. о-во «СЛОВО»; Изд-во Эксмо, 2004. - 576 с., с. 539

Палестинские христиане, вслед за кумранитами, называли себя нищими. Во время иудейского восстания против римлян в конце I в. они переселились за Иордан. Поначалу палестинские христиане примкнули к антиримскому восстанию, вспыхнувшем в Палестине в 132 г. Но когда вождь этого восстания Юар-Кохба провозгласил себя мессией, они отказались признать его и отошли от восстания. Широкого распространения христианство на территории Палестины не получило: слишком сильно было там влияние ортодоксального иудаизма, слишком много было групп и сект, соперничавших друг с другом.

Часть учеников Иисуса и ученики его учеников после гибели их учителя в Иерусалиме вернулись к границам Сирии, а затем начали проповедовать в самой Сирии - Дамаске и Антиохи. В Антиохи родилось и само название «христиане». В начале второй половины I в. христиане появляются в городах Малой Азии. Оттуда же христианские проповедники отправлялись и в другие области. Довольно рано христианство появилось в Египте, где было много иудеев (особенно в Александрии). На Западе христианство распространялось медленнее. Исключение составляла только столица империи.

После поражения антиримского восстания в Иудее среди пленных и проданных в рабство жителей Палестины оказались и христиане, которые начали свою проповедь в тех городах и областях, куда их забросила судьба.

Формировались первые христианские общины, складывались их учение и организация в восточных провинциях, прежде всего в Сирии и Малой Азии.

Проповедники нового религиозного учения, пришедшие из Палестины, первоначально обращались к иудеям, живущих в городах восточных провинций, т.е. к иудеям диаспоры (рассеяния).

Переселившиеся иудеи стремились сохранить свою веру, они образовывали землячества с некоторым внутренним самоуправлением, строили синагоги. Но постоянное общение с населением тех мест, в которых они жили, не могло не наложить отпечатка на их мировоззрение и психологию. Кроме иудеев в их молитвенных собраниях в синагогах городов восточных провинций Римской империи принимали участие и местные жители, заинтересовавшиеся иудейской религией.

Количественный состав первых христианских групп был непостоянным. Кроме основного ядра фанатично преданных новым идеям людей в них входили люди, которые только сочувствовали христианам. Были и такие, которые сначала увлекались проповедью христианства, затем отходили от него. Социальный состав христиан не был однородным, хотя выходцы из социальных низов преобладали. Однако с конца I - начала II в. приток к христианам людей из средних и даже высших слоев общества постепенно увеличивается. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М.: Политиздат, 1987. - 336 с. - (Б-ка атеист. лит.). с. 65-84, 89-90

Участие в христианском движении знати и образованных людей сказалось на изменении характера христианства. Радикализм и проповедь неприятия существующих порядков постепенно исчезают, уступая место проповеди непротивления. Со временем появляется клир, или духовенство: епископы, диаконы, пресвитеры, митрополиты и др. Эти церковнослужители, в начале избиравшиеся на определенный срок, в дальнейшем стали избираться пожизненно. Организация нарождавшейся церкви все больше тяготела к централизации, римская община постепенно возвышается над прочими общинами западной части империи. Христианские общины все больше отходят от прежних демократических тенденций, явственно проявляется стремление клира к союзу с императорской властью. С другой стороны, мировая империя нуждалась в мировой религии, понятной всем народам империи. Попытки сделать таковой национальную римскую религию успеха не имели. Элбакян Е.С. Религиоведение: словарь. - М.: Академический Проект, 2007. - 637 с. - (Gaudeamus). с.576

Первое время римские власти не делали различия между христианами и иудеями, которым разрешалось не приносить жертвы языческим богам. Для всех других религиозных союзов отказ кадить фимиам перед образом императора считался государственной изменой. Но вскоре христиан стали подозревать в принадлежности к тайному обществу, которое, прикрываясь религиозными обрядами, готовило заговор против существующего порядка. Постепенно христиан стали воспринимать и как человеконенавистников, приписывая им самые ужасные преступления. Начались массовые гонения, длившиеся, с перерывами, два с половиной столетия.

Первым жестоким гонителем христиан стал император Нерон (правил в 54-68 гг.). Ночью 18 июня 64 г. в Риме вспыхнул сильный пожар, продолжавшийся 6 дней и 7 ночей. Нерон возложил вину за трагедию на христиан, значительное число которых проживало в уцелевших от огня районах. Страшные подробности обрушившихся на последователей Христа репрессий описал римский историк Тацит: «Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащим к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих… их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. …И хотя на христианах лежала вина, они заслуживали самой суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона».

От первых веков христианства сохранились письменные свидетельства о подвигах мучеников за Христа - мартирологи («деяния мучеников»). Из них мы можем узнать имена жертв преследователей, обстоятельства их осуждения и казни. В христианских общинах день смерти мученика стал отмечаться как день его рождения в новой, вечной жизни. Впоследствии над гробницами мучеников стали воздвигать храмы.

Помимо преследования христианства народом и властями, оно стало объектом внимания и критики со стороны языческой философии. Защиту Церкви от ложных обвинений взяли на себя апологеты: святой мученик Иустин Философ, Климент Александрийский, Ориген и Тертуллиан. Они же стали основателями христианского богословия.

Последние, и самые тяжелые, гонения на христиан произошли в начале IV в. Император Диоклетиан (правил в 284-304 гг.) издал против них один за другим четыре эдикта (указа). Преследованиям подлежали все без исключения духовные лица, к которым относили даже привратников в церквах и помощников в церковных больницах. Пострадали десятки тысяч верующих. В Малой Азии был сожжен целый город с христианским населением. И в этот исторический момент, после отречения Диоклетиана, появился новый император, обратившийся к христианской вере и совершивший глубокий переворот в жизни церкви. Он вошел в историю под именем Константина Великого. История христианства. Духовные традиции и культура: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. - 232 с., с.14

1.2 Период Вселенских Соборов (IV - VIII вв.)

При Константине Великом и его преемниках христианство быстро становится государственной религией. Этот процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей. Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV в. быстро расцветает монашество, и появляются первые монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов на семи Вселенских Соборах. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82% D0%B2%D0%BE» Категории: Религии мира | Христианство

В 312 г. император Константин Великий издает Миланский эдикт о веротерпимости по отношению к христианской религии. В 325 г. он же обеспечивает свободу христианства во всей Римской империи и равноправие с иными религиями страны. Протоиерий Смирнов П. История христианской православной церкви. - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2000 с.74

Обращение равноапостольного Константина Великого открыло совершенно новую эпоху в истории христианства: из религии гонимой оно вскоре стало официальным вероисповеданием Римской империи и ее преемницы - Византии. Мощная поддержка государства, привилегированное положение в обществе дали Церкви, как организации, небывалую власть и влияние. Реальность стало немыслимое ранее явление - христианская империя. Императоры строили для Церкви храмы и жертвовали ей земельные угодья, платили жалованье церковнослужителям и освобождали высшее духовенство от налогов и государственных повинностей. Вскоре Церковь смогла сосредоточить в своих руках огромные материальные богатства, значительную часть их расходуя на благотворительность. Например, в начале V в. только в г.Антиохии (Сирия) ежедневно на церковные средства получали питание несколько тысяч бедняков, их бесплатно обеспечивали одеждой. У церкви появилась возможность устраивать и содержать больницы, приюты для детей и престарелых. Значительно возрос авторитет епископов и священников.

В то же время фактическое слияние Церкви и государства таило в себе серьезную опасность. Светская власть, в лице императоров, часто грубо вмешивалась в церковную жизнь, стремясь подчинить ее собственным религиозным взглядам и политическим интересам. И все же юридически Церковь никогда не была подчинена государству. Как идеал воспринималась теория о тесном взаимодействии гражданской и церковной власти без подчинения одной из них другой. Такая модель получила название симфонии. Однако в истории Византии принцип симфонии слишком часто уступал место диктату воли императора.

Возникали и другие проблемы. После прекращения гонений в Церковь пришло большое число вчерашних язычников. Многие из них не ставили себе целью глубокое постижение христианских истин, а скорее следовали моде, ведь принадлежность к Церкви давала немало привилегий. Снижался общий духовный и нравственный уровень верующих. Появилась опасность обмирщения Церкви, смешения в ней светского и духовного. Все большее число христиан уходили из городов и селений в пустыни, выбирая для себя путь иночества - иной жизни, отличной от бытия всего общества. Христианское иночество зародилось в III в. в горах и пустынях Египта. Основателем монашества принято считать преподобного Антония.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.