реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Влияние западных "отцов церкви" на формирование христианского вероучения

реферат

Влияние западных "отцов церкви" на формирование христианского вероучения

2

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

"ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНЫХ "ОТЦОВ ЦЕРКВИ" НА ФОРМИРОВАНИЕ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ"

Введение

Христианство непрерывно развивалась на протяжении своего существования. Раскол на западную и восточную ветви наметился еще при разделении Римской империи. Со времен первых соборов западная ветвь христианства изменила, в отличие от восточной, свои догматы. Определенный вклад в это внес Августин Аврелий и другие «отцы церкви». Благодаря новым положениям, признанным догматами, западная ветвь христианства и отделилась от восточной, образовав католическую веру.

Богословские и философские взгляды и позиции Августина существенно повлияли на формирование западной ветви христианства - католичества. Это наиболее ярко проявилось в эпоху, когда именно католическая церковь контролировала все сферы жизни общества. И свои права она обосновывала именно догматами, вытекающими из воззрений Августина и других западных «отцов церкви»: Иеронима Стридонского и Амвросия Медиоланского. Она опирается на их суждения и представления, имеющие непререкаемый авторитет. Кроме этого Августин считается отцом римской экклесиологии, т.е. науки о церкви. Следовательно, истоки католицизма нужно искать в философии и воззрениях этих деятелей.

Сейчас католицизм, хотя и не имеет прежних позиций, все же остается одним из главных направлений в христианстве. Он исповедуется в большинстве стран Западной Европы, в Латинской Америке, США. Католицизм распространен и в Украине, особенно в западных ее областях. Поэтому он является неотъемлемой частью духовного мира украинского народа. Понимание его истоков и истории важно для изучения истории и культуры Украины.

Следовательно, актуальность данной работы состоит в том, что:

во-первых, позволяет глубже понять истоки западной цивилизации, которая во многом основана на идеологии католицизма;

во-вторых, исследование трудов и деятельности западных «отцов церкви» позволяет понять процесс размежевания церкви и светской власти и функционирования этих общественных институтов, которое существует и по сей день;

в-третьих, концепция человека, разработанная Августином, повлияла и продолжает оказывать влияние на различного рода современные индивидуалистические концепции человека;

в-четвертых, обращение к данной теме способствует знакомству с трудами мыслителей, чье наследие до сих пор остается мало доступным.

Цель данной работы - охарактеризовать деятельность Августина Аврелия, епископа Гиппонского, Амвросия, епископа Медиоланского и Иеронима Стридонского и выяснить, какое влияние они оказали на формирование христианского вероучения.

Исходя из поставленной цели, задачами данной работы является:

1. охарактеризовать основные произведения западных «отцов церкви»;

2. проанализировать их философские и богословские взгляды и позиции.

Объектом данной работы является христианское вероучение, а предметом - учения западных «отцов церкви».

Хронологические рамки рассматриваемой темы охватывают период формирования и расцвета учений западных «отцов церкви», т.е. с середины IV в. до середины V в. Распространение этих учений и их влияние в средние века ограничивались географическими рамками стран западной Европы.

Работа, в соответствии с поставленными задачами состоит из введения, 2 глав, 6 подглав, 12 пунктов, списка используемой литературы и заключения.

В первой главе даются биографические сведения о западных «отцах церкви»: Иерониме Стридонском, Амвросии Медиоланском и Августине Аврелии. Также характеризуются основные произведения этих деятелей. Во второй главе анализируются богословские и моральные позиции «отцов церкви». Характеризуется философия Августина Аврелия.

В первой главе используется описательный метод при описании биографии «отцов церкви».

В данной работе используется метод структурного анализа в 3 подглавке 2 главы при характеристике основных положений философии Августина.

Также используется сравнительный метод при характеристике богословских и моральных взглядов Иеронима, Амвросия и Августина во 2 главе и метод критического анализа при изучении и анализе источниковой базы.

В качестве источников используются произведения Августина «Исповедь» [2], «О Граде Божьем» [3], «Избранные проповеди» [1], произведение Святого Иеронима «О знаменитых мужах» [12].

«Исповедь» представляет собой духовную автобиографию Августина. Здесь он раскрывается перед Богом и пытается познать тайну Боговой природы. Достоинствами этого труда можно считать то, что:

1. это произведение содержит даже самые незначительные события из жизни Августина и необходимо для изучения его биографии;

2. произведение также необходимо для понимания и богословских взглядов Августина и его философии - здесь четко видно его отношение к Богу, видна попытка объяснить его природу.

Недостатком работы можно считать то, что это произведение носит больше автобиографический характер, чем философский и написано с целью проанализировать и глубже осознать всю тяжесть своих грехов и свою жизнь, а не с целью философских размышлений. Т. е., можно сказать, что они попали сюда в общем потоке размышлений о своей собственной жизни.

«О граде Божьем» - самое объемное произведение Августина и наиболее важное для понимания мировоззрения, богословских и философских взглядов Августина. На основании этого произведения можно делать выводы и о миропонимании Августина (его историческая концепция), и о его морали, и взглядах касательно предопределения и Божественной Благодати и др. можно выделить и положительные и отрицательные стороны этого произведения. Положительные:

1. содержательность и монументальность произведения - это своеобразный итог всей богословской и литературной вообще деятельности Августина. Именно «Град Божий» служит, как правило, источником для выведения каких либо выводов, касающихся философии Августина. Иными словами, это главный труд Августина Аврелия.

2. этот труд, наряду с «Исповедью» - наиболее известные произведения Августина, по сей день сохраняющие свое значение.

Отрицательной стороной «Града Божьего» можно считать субъективный взгляд Августина на все описываемые им явления. Иными словами, он дает СВОЕ объяснение всему, о чем говорит в этой работе. А известно, что его взгляды сформировались под влиянием многих факторов и до конца жизни он не смог преодолеть всех противоречий в себе. Естественно, что они проявились и в его произведениях.

В качестве источника используется также труд Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах». Это произведение содержит сведения о христианских авторах, предшествующих Иерониму и современных ему. Недостаток этого произведения: Иероним дает только краткие биографические сведения о священнослужителях и только иногда дает критику их деятельности, а то и вовсе отказывается от нее.

Достоинство: труд Иеронима охватывает довольно большое количество христианских деятелей, включая и тех, о ком Иероним только слышал. Кроме того, он дает по возможности точные сведения, сохраняя точность произведения.

Историографию Данной темы можно классифицировать по нескольким признакам:

1) это работы западных авторов (М. Элиаде, П. Гольбах, Д. Антисери и Дж. Реале и др.) и Российских (Трубецкой, Аксенов и др.)

2) это труды по религии (М. Элиаде); по философии (Трубецкой Е.Н., Д. Антисери и Дж. Реале); общие работы («История философии» Под ред. Васильева В.В. и др., Мареев С.И., Мареева Е.В. «История философии» и др.) и даже антирелигиозные труды (напр. Гольбах П. «Галерея святых», Таксиль Л. «Священный вертеп»).

В работе используется произведение Элиаде Мирчи «История веры и религиозный идей» (Т. 3. От Магомета до Реформации) [19]. Здесь дается характеристика жизни и деятельности Августина. Преимуществом этого произведения можно считать:

1. здесь дается характеристика философских взглядов Августина и некоторых аспектов морали этого «отца церкви».

2. это книга имеет целью рассмотреть основные философские и религиозные идеи и учения с позиции, относительно объективной (т.е. труд не имеет ярко выраженной религиозной или антирелигиозной окраски).

Недостатки:

1. здесь рассматриваются взгляды и идеи многих выдающихся философов в большом историческом отрезке (т.е. это общая, посвященная не только теме «отцов церкви» работа);

2. это не только общая работа по религии, но и научно-популярная книга.

Антисери Д. и Реале Дж. «Западная философия от истоков до наших дней» [5]. Данный труд посвящен анализу философских идей с древнейших времен и включает в себя характеристику и анализ жизнедеятельности и философских идей и «отцов церкви».

Положительные качества:

1. произведение содержит подробный анализ философских взглядов и идей эпохи западной патристики и, в частности, философии Августина.

2. это научное произведение.

Недостаток - это также общая работа.

В работе также используются труды антирелигиозных авторов - Гольбах П. «Галерея святых» [6] и Таксиль Л. «Священный вертеп» [16]. Эти произведения во многом схожи - это, прежде всего критика деятелей церкви вообще и «отцов церкви» в частности.

Преимущество: «другой» взгляд на жизнь и деятельность «отцов церкви», ярко выраженная критика и выявление отрицательных качеств этих деятелей, на чем не делают акцент другие авторы.

Недостаток: очевидное негативное отношение и к церкви и к религии и именно поэтому и выявлены исключительно отрицательные стороны жизни и деятельности деятелей церкви. Видно радикальное настроение этих авторов, настроенных против священнослужителей, напр. Таксиль Л. в своем произведении «Священный вертеп» пишет: «…я убежден, что клерикалы поступили бы мудро, если б деканонизировали Иеронима…» [16, С. 8], и др. Еще одним минусом является то, что эти произведения рассчитаны только на определенный круг читателей и являются художественными произведениями.

Данная работа не может претендовать на полноту исследования и требует дальнейшей доработки.

1. Биография и произведения

1.1 Святой Иероним

Иероним Евсевий Софроний (ок. 342 - 420) - видный представитель латинской патристики и один из отцов церкви.

Родился Иероним в Далмации. В Риме изучал риторику и философию. Около 374 года уехал на Восток, где в Сирии и Палестине изучал богословие, еврейский язык и участвовал в спорах с еретиками.

В 382 - 385 годах пребывал в Риме, где начал исправление латинского перевода Нового завета. В 385 году возвратился в Палестину и в 389 основал монастырь в Вифлееме. В 405 году завершил перевод на латинский язык большинства библейских книг, включая канонические книги Ветхого завета и евангелий [9, С. 96].

Главный труд Иеронима - латинский перевод Библии, известный как «Вульгата». Перевод Библии Иеронима широко использовался на Западе и со времени Тридентского собора до недавнего времени оставался единственной официальной Библией Римско-католической Церкви [10, С. 113-114].

Иероним составил также много толкований, которые сохранили свое значение. Знание классического искусства помогли Иерониму в толковании Писаний, хотя позже он осудил классическую философию.

Иероним является автором сочинения «О знаменитых мужах», которое он написал по модели античных жизнеописаний. В нем содержатся краткие биографические сведения об основных христианских авторах и их сочинениях со времени апостолов, включая сведения и о самом Иерониме.

Иероним старается давать по возможности достоверные сведения, пишет только то, что знает, но, в то же время, воздерживается от критики только в немногих случаях. Напр., в главе 124 он говорит об Амвросии Медиоланском так: «Амвросий, епископ Миланский, в настоящее время продолжает писать. Я воздерживаюсь от суждений о нем, потому что он жив: и не буду ни восхвалять, ни обличать, иначе меня могут упрекнуть в низкопоклонстве или в правдивости» [12, С. 35]. Относительно других «мужей», даже при малом количестве сведений можно проследить отношение Иеронима. В своих писаниях он всегда сохраняет наставительный тон.

Иероним отличался особенно богословской злобой и желчностью: «в его сочинениях… мы находим весь яд богослова, но ни малейших признаков христианской любви или учтивости воспитанного человека. Все здесь дышит ненавистью, яростью, грубостью» [6, С. 149].

Популярность Иеронима на Западе в средние века можно объяснить тем, что в своих трудах он восхваляет аскетическую жизнь.

Таким образом, главной заслугой Иеронима можно считать его толкования и переводы, благодаря которым он и получил титул доктора, или отца церкви.

1.2 Амвросий Медиоланский

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился около 333-334 гг. в городе Тревире. Амвросий родился в знатной аристократической семье - его отец занимал одну из высших должностей в префектуре.

Будущий святитель рано осиротел, и после смерти отца его семья переселилась в Рим. Здесь прошли отрочество и юность Амвросия. Он получил гуманитарное образование и успешно завершил курс наук (грамматика-риторика-юриспруденция) около 370 года, после чего стал подвизаться в роли адвоката в префектуре претория в городе Сирмий.

Уже тогда своим красноречием Амвросий обращает на себя внимание наместника Италии и эпарха Римского Проба (христианина) и сенатора Симмаха (язычника). Проб приблизил Амвросия к себе и дал ему должность советника, а позже рекомендовал его императору Валентиниану I (9364-375).

В 373 году император назначил Амвросия на освободившееся место наместника двух провинций северной Италии - Лигурии и Эмилии (совр. Пьемонт и Ломбардия). Центром этих провинций был Медиолан (Милан). В соответствии с высокой должностью он стал членом римского сената.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.