реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Тибетский буддизм

реферат
p align="left">Кармапы прекрасно владеют астрологией и традиционной тибетской медициной, совершают множество исцелений, добавляя к своим знаниям и навыкам еще свойственные им одним силы и ясновидение. Также задачей каждого Кармапы является возведение новых монастырей и храмов.

Помимо Кармапы в школе существуют также и другие перерождения - тулку, главным из которых является тулку Шамар (Шамарпа). В отличие от Кармапа, он появляется на свет с короной красного цвета. На сегодняшний день известно тринадцать воплощений тулку Шамара.

Две следующие традиции тибетского буддизма отличаются от двух предыдущих -- ньингма и кагью -- большим акцентом на интеллектуальную форму передачи знаний, меньшим упором на сиддхи и на непосредственную передачу Учителем своей сущности и своей силы ученикам. Впрочем, обе эти стороны присутствуют во всех четырех школах, разница лишь в степени их выраженности.

Традиция сакья

Школа сакья получила свое название от монастыря Сакья, основанного в 1073 году. Этот монастырь был выстроен на земле светлого цвета, которая и называется в Индии сакья. Эта школа относится к школе новых переводов.

«Первым иерархом школы стал Гунга-Ньинбо (1092-1158 гг.), получивший титул Сакьяпа-Ченмо (Великий Учитель сакья) за свою ученую деятельность. Он в совершенстве овладел практикой осуществления гневного божества Махакалы, становясь тождественным с ним, поэтому именно Махакала стал идамом, божеством-защитником этой традиции». http://ru.wikipedia.org/wiki/

Основная доктрина школы «путь-результат», согласно которой цель пути реализуется в процессе его прохождения.

Эта школа прославилась своей политической деятельностью, в плане достаточно успешных попыток объединения Тибета в единое теократическое государство.

«Школа сакья уважаема в Тибете и по сей день благодаря равновесным отношениям между интеллектуальным знанием и его практикой, сохраняемым иерархами этой традиции». Молодцова Е.Н. «Тибет. Сияние пустоты», М: «Алетейа», 2001г., стр.249

Гелуг

Гелуг является важнейшей школой тибетского буддизма.

Непосредственным источником вдохновения для традиции Гэлуг стала традиция тибетского буддизма Кадампа, родоначальником которой является индийский учитель Атиша.

В 1024 году Атиша прибыл в Тибет и принес с собой учение Калачакратантры. Под влиянием Атиши возникла школа кадам («следующие наставлениям Учителя»), название которой означает попытку человека усвоить каждое слово Будды, чтобы достичь Просветления. Умер Атиша в 1054 году. Тибетцы признали его воплощением Манджушри, бодхисаттвы мудрости.

Ближайшим учеником и сподвижником Атиши был Бромтонпа (1005-1064 гг.), который, собственно, и основал школу кадам. Он построил монастырь Раден и стал первым иерархом школы, создание которой благословил великий Атиша.

Далее реформатор Цзонхава (1357-1419 гг.) преобразовал линию кадам в школу гелуг, «школу добродетельных последователей», сам прославившись ученостью и безупречной жизнью. Он очень любил тибетский народ, и его волновала деградация буддизма. Тогда он создал новые правила, которые воплотились в традиции гелуг. «Заслуга Цзонхавы несомненна и в том, что он сделал весьма успешную попытку сочетать классический буддизм Махаяны со специфически тибетскими формами буддистского учения и создал свою традицию гелуг как наиболее рационалистическую и светски ориентированную из всех четырех основных школ». Кислюк К.В., Кучер О.Н. «Религиоведение», Ростов-на-Дону: 2004г., стр. 12

Цвет этой школы - желтый, ее глава -- воплощение Авалокитешвары Далай-лама (монг. «океан мудрости»). Свой титул Далай-лама получил от монгольских правителей в 1578г. В XVII веке Далай-лама стал духовным и светским главой Тибета.

Необходимо выделить основные особенности этой традиции.

В традиции Гелуг особое внимание уделяется нравственности, монашеская дисциплина рассматривается как идеальная основа для религиозного образования и практики, поэтому подавляющее большинство гелугпинских лам -- монахи, а наставник-мирянин в этой традиции большая редкость.

«Учебный план в программе монастырского образования охватывает пять главных дисциплин: свод сутр о совершенстве мудрости (Праджняпарамита), философию Срединного Пути (Мадхъямака), теорию познания (прамана), феноменологию (Абхидхарма) и монашескую дисциплину (Винайя)» Молодцова Е.Н. «Тибет. Сияние пустоты», М: «Алетейа», 2001г., стр.252. Данные предметы изучается с помощью индийских текстов, а также индийских и тибетских комментариев к ним.

Обучение обычно длится 15-20 лет. Монах выходит с ученой степенью геше (доктора буддийской философии). Различают три уровня учености: «дорампа, цогрампа или хларампа, из которых наивысшей считается последняя». Ук.соч, стр.252

Впоследствии по своему желанию гэшэ может поступить в один из тантрических колледжей и таким образом завершить своё обучение, или вернуться в свой монастырь в качестве преподавателя, либо поселиться в уединении для интенсивных занятий медитацией.

Монах, завершивший обучение и удостоенный степени гешэ, считается полностью квалифицированным и авторитетным духовным мастером, достойным преданности и уважения последователей.

Именно эта традиция, более строгая, преобладает в Тибете.

Учение о мандале

Круг, диск, сфера, шар, орбита, страна, территория, совокупность, собрание - вот некоторые из значений слова "мандала" встречающиеся в древнеиндийской литературе. В буддизме это слово имеет ряд дополнительных значений.

В широком смысле Мандала - это все окружающее пространство, вмещающая различные виды энергии: покой, притяжение, рост, разрушение.

Земля - это живая Мандала, через которую течет поток изменений. Его течение определяется процессом бесконечного роста и развития.

«Универсальность Мандалы заключается в одной ее постоянной - принципе центра. Центр - начало Мандалы, начало и происхождение всех форм и процессов. В начале был центр: центр разума Божьего, вечного творца». Аргуэлес Х. и М. «Мандала», М, 1993г., стр. 22 Центром Мандалы является только настоящее, всегда постоянное.

Мандала как символическое изображение буддийской вселенной представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг - Вселенная, внутренний круг - измерение божеств, бодхисаттв, будд.

Круг - это символ космоса в его бесконечности, а квадрат - символ земли или мира, созданного человеком.

У Мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие четырём сторонам света. «Квадрат Мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы - ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части, пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый - востоку, желтый - югу, красный - западу, зеленый - северу» http://probud.narod.ru/symbol/mandala.html.

В Тибете Мандала достигла своего наиболее полного развития и как форма искусства, и как ритуал медитации. Мандалы рисуют на ткани и песке, выполняют из металла, камня, дерева.

Искусство рисования Мандалы на песке очень интересно и красиво. Песочная живопись в той или иной степени присутствует у разных народов, однако тибетцы достигли в этом необычайного совершенства. Сам термин "песочная живопись" условен, поскольку материалом для Мандал служит не природный речной песок, а измельченная горная порода. В Тибете, некогда богатой и свободной горной стране, Мандалы строились из мелких полудрагоценных камней: бирюзы, яшмы, малахита, жемчуга, кораллов с их яркими и насыщенными естественными красками. На данный момент чаще всего используется измельченный гранит. В итоге получается около 14 цветов. Работой обычно занимаются сразу четыре монаха.

Структура и цветовое решение песочных Мандал, а также последовательность их построения описаны в особых текстах, которые монахи выучивают наизусть. На начальных стадиях освоения песочных Мандал они могут время от времени сверяться с живописными изображениями, однако настоящие профессионалы работают исключительно по памяти.

После создания на песке Мандалы ее сразу же разрушают. Главное назначение такой Мандалы - служить в медитационной практике. Обычно на ее создание уходит около 10 дней.

Мандала - это техника, ведущая к целостности, она является искусством воссоединения противоположностей, прообразом всего остального, будь то человек или животное. Мандала - это техника для создания жизненной силы внутри человека. Человеку суждено преобразиться в вечности своего тела». Аргуэлес Х. и М. «Мандала», М, 1993г., стр. 24

Распространение тибетского буддизма

Распространению ламаизма способствовало прежде всего соседство и интенсивность контактов с носителями других религий. Если племя находилось высоко в горах и скотоводство было основным видом хозяйственной деятельности, то ламаизм распространялся быстрее и имел важное значение. В итоге тибетский буддизм слился с местными верованиями и начал преобладать в духовной жизни этносов высокогорья и кочевников засушливых степей, глубоко внедрился в их социальную структуру. Первоначально преобладала школа ньнгма, так она смогла органично вписаться в местные культу и вписать языческих божеств в буддийский канон.

В данной главе хотелось бы рассмотреть распространение ламаизма на территории Азии и России, а также выявить его характерные черты и особенности.

Распространение тибетского буддизма в странах Азии.

Тибетский буддизм и Монголия.

Ламаизм начал появляться в Монголии после захвата монголами Тибета, а точнее в середине XIII века. В это время Учитель школы Сакья прибыл в Монголию, где рассказывал о традициях буддизма. Для помощи в переводе буддийских текстов он разработал новую монгольскую письменность. В это время начала распространяться в Монголии и школа Карма Кагью. Но тибетский буддизм не прижился, и его влияние вскоре ослабело.

В XVI веке тибетский буддизм вновь начал распространяться на территории Монголии. Основной школой стала Гелуг. В Монголии начали появляться выдающиеся ученые, которые могли переводить Ганджур и Данджур без помощи тибетцев. От прошлых школ остались некоторые черты, например, жизнь монахов. В Монголии не прижилась традиция послушниц, хотя в самом Тибете в это время было несколько монастырей монахинь.

Линия перерождений тибетского мастера Таранатхи стала известна как линия Богдо-гегенов, которые стали буддийскими главами в Монголии. Их резеденция находилась в Урге.

Со временем тибетский буддизм начал приспосабливаться к Монголии. Например, был создан алфавит союмбу, который помогал монгольским монахам в прочтении тибетских и санскритских слов.

Ламаизм в Непале.

В Непале буддистами являются более ста тысяч неваров долины Катманду, которые исповедуют течение школы ньнгма. В этом районе существует два достаточно крупных монастыря.

В высокогорных районах Северного Непала и на отдельных участках Тибетского нагорья, на обитают группы, имеющие в Непале общее название бхоте, бхотии (от Бхот -- Тибет, 'бхотии -- тибетцы). По этногенезу, хозяйственно-культурному типу, языку они очень близки тибетцам. Заселение ими Непальских гор происходит в конце первого тысячелетия н.э. В это время в высокогорном и среднегорном

Непале активно действуют миссионеры ламаизма и бон, строятся культовые сооружения и монастыри различных школ.

Воздействие тибетского буддизма основано на социальной роли лам. В высокогорных селениях ламы были не просто монахами, но и жрецами общинного храма. Ламы организовывали церемонии календарного типа, являлись семейными жрецами, т.е. занимались обрядами от рождения и до смерти. Они являлись посредниками в общении с божеством, а также были лекарями, астрологами, шаманами, прорицателями. Необязательность безбрачия привела к началу складывания сословия жречества, тесно связанное с аристократией.

В Непале монахи - трасанг - возглавляются настоятелем - кхенпо. Настоятелю по хозяйству помогают два помощника - ньерва, учитывающие пожертвования и ведущие монастырское хозяйство.

Обычно ламы проводят в монастыре лишь часть года. Чаще всего они собираются во время праздников либо поочередно выступают в роли смотрителей монастыря, большую же часть времени посвящают обслуживанию семей прихожан, работе на своем или семейном участке, реже - паломничеству или медитации.

«Материальной основой их существования, кроме личных доходов от хозяйства и совершения различных обрядов по заказам верующих, служат доходы от монастырской собственности, а главное - регулярные и обязательные подношения членов общины».

Календарь главных праздников у каждой школы свой. Все они основаны, однако, на тибетском лунном календаре и имеют общие черты. Например, десятый, пятнадцатый, последний дни лунного месяца -- дни совместных молитв. Общими праздниками буддизма является рождение Будды и уход его в нирвану. Местными праздниками являются основание монастыря и дата рождения основателя школы. Помимо этих существуют еще два новогодних праздника: официальный («королевский») Новый год в середине февраля и «крестьянский» Новый год в январе, ближе к зимнему солнцестоянию. В дни летнего солнцестояния выполняется цикл обрядов, связанных с культами плодородия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.