реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

реферат
p align="left">Обитель стала расцветать духовно и материально. К началу XX века число монахинь доходило до двух тысяч.

В Дивееве было более 30 хозяйственных построек и корпусов для сестер, а также пруд, фруктовый сад и многое другое.

19 июля (1 августа по новому стилю) 1903 года по инициативе императора Николая II состоялось прославление преподобного Серафима в лике святых. Подобного Саровским торжествам тогдашняя Россия не знала. Во время крестного хода великие князья во главе с царем несли на своих плечах великого угодника Божия. Мощи источали потоки чудес и исцелений.

На протяжении четырнадцати лет после этого Дивеевская обитель благоденствовала. А потом грянула революция. 17 декабря 1920 года в Сарове большевики кощунственно вскрыли мощи святого Серафима и увезли их в неизвестном направлении. В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон Дивеевского монастыря. Батюшка Серафим предсказывал: «Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота посыпятся как горох». Недоумевали сестры: «Какие же это ворота будут?» Теперь поняли. На литургии в этот день епископ Серафим (Звездинский) говорил: «Монастырь закрывается, но монашества с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена Чаша, и кто как ее выпьет, насколько достойно? До сих пор вы горели одной общей свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь».

Сестры на время рассеялись, но молитвенная дивеевская жизнь не прекращалась. Инокини постепенно собирались вокруг обители, устраивались на работу. Службы совершались тайно по домам, случались и постриги.

21 июля 1991 года было объявлено решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима, чудесно обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе -- тогда Музее атеизма и религии. 17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай торжественно, при большом стечении народа, посвятил в сан игумений Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову). «Не хлопочите, и не доискивайтесь, и не просите монастыря, --- говорил батюшка Серафим первым дивеевским сестрам. -- Придет время, без всяких хлопот прикажут вам быть монастырем, тогда не отказывайтесь».

После постройки Рождественских церквей отец Серафим поручил Елене Васильевне Мантуровой купить участок земли неподалеку от Казанской церкви. Брату ее, Михаилу Васильевичу, батюшка завещал хранить эту землю, несмотря ни на какие обстоятельства. Она была предназначена для постройки пятиглавого собора.

5/18 июня 1848 года собор был заложен на месте, указанном преподобным. Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы «Умиление» Божией Матери, но в 1875 году собор был освящен в честь Святой Троицы.

День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской -- 28 июля (10 августа). В честь этой иконы 2/15 июня 1880 года освятили правый нижний придел. 3/16 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день -- левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Левый нижний придел игумения Мария оставляла неосвященным в течение 28-ти лет, с верой ожидая прославления батюшки Серафима. 22 июля (4 августа) 1903 года, сразу после прославления преподобного, придел был освящен.

Спроектировал собор архитектор А. И. Резанов, ученик академика К. Д. Тона, завершавший строительство храма Христа Спасителя в Москве после кончины учителя.

В октябре 1989 года Троицкий собор был передан церковной общине. Богослужения в нем возобновились в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы в апреле 1990 года, когда был освящен главный придел.

Батюшка Серафим заповедал построить второй собор в конце Канавки на одной линии с Троицким. Но после кончины преподобного на этом месте возвели Тихвинскую церковь, а собор заложили у начала Канавки.

Во время закладки собора в 1907 году блаженная Паша сказала: «Собор-то собор, а я усмотрела, черемуха по углам-то собора выросла, как бы не завалили».

В 1916 году строительство в основном завершилось. Освящение отложили на год, чтобы устроить отопление, но с началом революции освятить собор не удалось.

Долгие годы в соборе царило запустение, на кровле росли деревья, как и предсказывала блаженная Паша.

В 1991 году собор был передан возрожденному монастырю. Освящение главного престола в честь Преображения Господня состоялось 3 сентября 1998 года (в старом монастыре деревянная Преображенская церковь находилась на кладбище в восточном углу Канавки -- там, где сейчас расположена средняя школа.) В том же году были освящены правый придел -- в честь собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, и левый -- в честь Всех святых (такие приделы были ранее в Тихвинской церкви).

Строительство колокольни было завершено незадолго до прославления преподобного Серафима. На ней установили большие часы, которые отбивали каждый час: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Позднее они сломались, но неожиданно снова зазвонили перед разгоном обители в 1927 году. В северном и южном флигелях располагались мастерские. В советское время на колокольне, лишенной купола и креста, был установлен телевизионный ретранслятор, а Святые врата приспособили под гараж. Они были освобождены в июне 1991 года, перед перенесением мощей преподобного Серафима в Дивеево. В настоящее время колокольня полностью восстановлена, во флигелях колокольни размещаются административные и жилые помещения монастыря. На колокольне установлены новые часы с боем.

Слева от колокольни находится большое двухэтажное здание голубого цвета, построенное в 1885 году, когда монастырем управляла игумения Мария (Ушакова). Это бывший игуменский корпус. В 1902 году в восточной части игуменского корпуса была устроена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. В 1903 году, когда император Николай II приезжал в Саров на прославление преподобного Серафима, по его просьбе была отслужена литургия в храме святой равноапостольной Марии Магдалины. Он попросил найти священника, который мог бы совершить службу всего за один час, но неспешно и с благоговением. Служил младший священник Петр Соколов. Царь остался доволен и наградил его золотым крестом с драгоценными камнями. Летом 1996 года усердием сестер обители был приведен в порядок наружный фасад корпуса, а над церковью сделан купол. 27 сентября 1996 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, на купол водрузили крест.

Поблизости от Троицкого и Преображенского соборов расположен одноэтажный трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. О появлении на этом месте трапезы пророчески говорил дивеев-ским сестрам батюшка Серафим, хотя при его жизни здесь находилось сельское кладбище. Строилась каменная трапезная в 90-е годы XIX века при игумений Марии (Ушаковой). 1 августа 2000 года в отреставрированном трапезном храме состоялась праздничная трапеза с участием Святейшего Патриарха Алексия II. 27 ноября 2000 года храм был освящен.

За Преображенским собором находится начало святой Канавки -- особой дивеевской святыни. Когда Царица Небесная явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, Она указала ему, как обнести место этой общины канавою и валом. Сделать это должны были сестры общины. В 1827 году начинает устраиваться Канавка, но три десятины земли, пожертвованные для общины, были официально закреплены за ней только весной 1829 года. При этом известии батюшка приказал сестрам собраться, отметить землю камушками и опахать ее по ним по одной борозде три раза. Когда же земля высохла, преподобный велел обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см), три аршина шириной, а вынимаемую землю складывать, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для укрепления вала на нем насадили крыжовник.

Много чудного говорил батюшка Серафим о святой Канавке. По словам преподобного, Канавка эта -- стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Благословлял батюшка брать глину с Канавки -- на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки и цветов с этого святого места.

Сегодня Канавка обретает облик, заповеданный Царицей Небесной батюшке Серафиму.

На могилке дивеевской нервоначаль-ницы Александры совершалось много чудес. Иногда слышалось какое-то журчание, и поэтому в народе сложилось поверье, что источник, открывшийся под горой, исходит из могилки матушки Александры. Здесь происходило много исцелений. Он был затоплен водой реки Вичкинза, когда устраивалось водохранилище.

Современный источник пробился из-под горы. Поскольку источник матушки Александры не сохранился, он считается ее источником. Рядом с источником -- часовня во имя преподобной Александры. На Крещение, на праздник иконы Божией Матери «Жи-воносный Источник», на Преполовение Пятидесятницы сюда совершаются крестные ходы с освящением воды.

Это самый старинный из всех святых источников Дивеева. Он был известен еще в XVIII веке, при матушке Александре. Источник назван в честь одной из самых почитаемых в русском народе икон -- Казанской иконы Божией Матери.

Издавна в Дивееве над Казанским источником стояла большая часовня. До 1939 года в ней служились молебны. В центре часовни был сруб-колодец -- сам источник. Из-под стены наружу тек ручеек, из него брали воду. Когда часовню сломали, дивеевский житель обрел подо льдом замерзшего источника Казанскую икону Божией Матери очень древнего письма. В 1943 году эта икона чудесно обновилась. Долгие годы ее хранила схимонахиня Домника (Грашкина), свидетельница многих чудес от иконы. В настоящее время икона находится в Троицком соборе.

Чудотворный источник преподобного Серафима в Сарове был засыпан в советскую эпоху. В 1960-х годах, когда место нового источника еще входило в запретную зону, охранники увидели старичка в белом балахончике и спросили его, что он здесь делает. В ответ старичок ударил посохом -- забила вода, и открылся источник. Колючую проволоку после этого отодвинули подальше. Позже источник хотели засыпать. Подогнали трактор, но сломалась какая-то деталь. Вдруг из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: «Не засыпай мой источник». Как окружающие ни уговаривали тракториста, он работать отказался.

На источнике батюшки Серафима установлена бревенчатая часовня, освященная Святейшим Патриархом Алексием II 1 августа 1993 года.

Богослужение, труд, пост, молитва, послушание... Монастырская жизнь в своем существе неизменна, ее не колеблют волны многомятежного мира. Жизнь монаха сосредоточена в его сердце, здесь идут кровавые брани с грехом, и в сердце монах находит возлюбленного Христа. Это небесная жизнь, и она подлинно прекрасна, но сокровенна от посторонних глаз. О ее красоте можно догадаться по окружающему монаха благолепию -- подобию Небесного Иерусалима.

/"\1989 года в Свято-Троицком Се-1 'рафимо-Дивеевском монастыре m ^восстанавливается монастырская Щи/ жизнь. Подняты из руин великолепные соборы, с трепетом и благоговением совершается в них служба. Современный паломник согласится с Сергеем Нилусом, который в начале XX века говорил о Дивевском богослужении: «Хороша литургия в Сарове, но что-то суровое слышится в Саровских песнопениях: чудится в них возмездие Бога Карающего. Б Дивееве чувствуешь милосердие Божие: недаром, по вере сестер обители и по словам отца Серафима, здесь всегда присутствует Святая Игумения -- Заступница Усердная рода христианского». Центром духовной жизни Дивеева остается Троицкий собор со святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

В обители сейчас более 400 сестер. Желающие подвизаться здесь проходят испытательный срок. «Матерь Божия обителью управит, всему Она Сама научит, все устроит и укажет, кого нужно изберет и приведет, кого нет -- ими же весть судьбами изженет из обители Своей; что полезное утвердит, что не полезное разорит, и все, все Сама совершит, как Ее токмо единой воле здесь то угодно!» -- говорил батюшка Серафим.

28 июня 2002 года в Дивеевской обители зримо объединились четыре удела Пресвятой Богородицы: во время литургии в Троицком соборе пели четыре хора: 14 монахов со Святой Горы Афон, 10 певчих из Грузии, 16 семинаристов из Киево-Печерской Лавры и Дивеевский хор.

Важными событиями в жизни монастыря явились торжества 100-летия канонизации и 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, отмеченные в 2003 и 2004 годах. На праздновании 100-летия со дня прославления преподобного Серафима в Сарове и Дивееве богослужения возглавлял Святейший Патриарх Алексий II. На Божественной литургии в Дивееве Патриарху сослужили представители Константинопольского, Александрийского, Антиохийско-го, Иерусалимского Патриархатов, архиереи почти из всех епархий России, Украины, Белоруссии и Эстонии, а также иерархи Православных Церквей: Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Албанской, Польской, Чешских земель и Словакии, Православной Церкви в Америке и Японии. Сэров и Дивеево посетили представители власти и дома Романовых. «Поклониться одному из самых почитаемых в России святых прибывают паломники из Ирландии, Великобритании и Австралии», -- отмечал епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.

«Безусловно, столетие прославления Серафима Саровского -- самый важный для Церкви праздник в 2003 году, -- говорил владыка Георгий. -- Но не только для Церкви. Мне кажется, что он имеет огромное значение для всей полноты нашей земли, для всего нашего Отечества. Почему? Фактически в каждом доме православного христианина на Руси есть икона преподобного Серафима Саровского. Именно его житие, его наставления, его молитвы и молитвенное обращение к нему нравственно очищают, помогают обрести внутреннюю силу, внутреннюю крепость для нашей непростой жизни».

В день торжеств Святейший Патриарх Алексий II обратился к верующим со словами приветствия: «В одном из предсказаний преподобного говорится, что среди лета запоют Пасху. Разве не Пасха сегодня у нас, когда мы вместе прославляем память и отмечаем 100-летие с момента прославления преподобного Серафима Саровского?.. Пусть каждый из вас унесет эту пасхальную радость от общения с преподобным. Я желаю, чтобы молитвы преподобного Серафима укрепляли бы, давали бы силы, мужество, давали бы внутренний духовный мир каждому из вас на вашем жизненном пути. С праздником всех вас, дорогие мои!»

По всему миру рассеяны люди, духовно близкие к Дивеевской обители. Однажды побывав в этом месте, они убедились в правде слов батюшки Серафима, что «счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет... от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево». Благодетельствуя обители, они помнят обещание батюшки: «Кто заступит за них (дивеевских сестер) и в нужде защитит и поможет, изольется на того велия милость Божия свыше».

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.