реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Социальная направленность проповеди

реферат
p align="left">Сравнение с ценностями руководителей ЕХБ

«Проведенные исследования выявши четкую взаимосвязъ между уровнем образования респондентов и предпочтением ими ценностей из «традионалистского» или из «модернистского» кластеров». (Ментальность россиян, с. 82)

33

Говоря о сравнении ценностей руководства церквей ЕХБ с различными группами россиян по образовательному признаку нужно сказать, что из 50 человек - 5 имеют неполное среднее образование; 10 - имеют высшее светское образование; 5 человек - высшее богословское, причем из них 4 человека получили и высшее светское образование.

Анализ полученных данных показывает нам, что служители церкви являются приверженцами консервативного взгляда на жизнь: почти полностью отвергаются ценности факторов «самоосуществление» и «внешний успех» - «законность», «стабильность», «развить способности», «профессионализм», «успех», «процветание», «культура», «достаток» и т.д. Все эти ценности входят в разряд «важных» или «очень важных» для лиц имеющих высшее образ?вание.

Зато поддержкой пользуются ценности лиц с неполным средним образованием: «союз», «порядок», «милосердие», «надежда», «уважение к родителям», «дом», «мир», «равенство», «справедливость».

Как мы видим из полученных результатов, подтвердился тезис авторов методики опроса: «естъ прямая зависимостъ междууровнем образования опрошенных и выбора ими цетостей из «традиционалистского» ши т «модернистского» кластеров». (Ментальность россиян, с. 82). На представленных диаграммах мы видим эту разницу в выборе ценностей.

34

Выводы о направленности проповеди в зависимости от уровня образования

Говоря о возможности социально направленной проповеди к лицам, имеющим различное образование, необходимо отметить, что есть две антагонистические группы: а) имеющие неполное среднее образование и б) имеющих высшее образование. «Интересные данные получены в исследовании С.Г. Вершловского и Л.Н. Лесохиной, в котором рассматривалисъ вопросы влияния образования на отношение молодых людей к труду, зависимости между уровнем образования и гражданскими качествами человека как сознателъной, активной личности. Изучая структуру сеободного времени молодежи и их бюджет, авторы отмечают, что лица с более еысшим уровнем образования болыие затрачивают времени на чтение литературы и отличаются болъшей требователъностъю и самокритичностъю, приобретение жизненного опыта, включая профессиональный, изменяет отношение человека к жизненным ценностям, в том числе и к образованию». (Степанова, с. 131)

Ценности этих групп противоречат друг другу. И если проповедник принадлежит к первой группе, то трудно ожидать, что он сможет духовно окормить лиц из второй группы. Здесь будет влиять и культура, и восприятие мира, и широта взглядов. Проповеднику, принадлежащему ко второй группе, будет легче донести Евангелие до своих слушателей. И чаще всего, он также сможет говорить и к лицам «не обремененным высшим образованием» на их языке, понимая их ценности и цели в жизни, так как имеет более широкие взгляды на многие процессы.

«Несомненно, существует прямая связь между уровнем образования и уровнем интеллектуального развития человека. Так, при сопоставлении уровней развития, памяти, мышления и интеллекта в пяти группах испытуемых, скомпонованных по уровню образования, получены данные, подтверждающие это предположение. В первую группу вошли лища с 8-летним образованием, которые в момент проведения эксперимента нигде не учились, во второй были учащиеся вьтускных классов средней школы, в третъей лица с законченным средним образованием, в четеертой - студенты ВУЗов, е пятой - лица с высшим образованием.

Сопоставление этих групп показало, что лица из первой группы значительно уступают по уровню развития психических функций и интеллекта всем остальным. Между второй и третъей группой различий почти не замечено, как п между четвертой и пятой. Наиболее высокие резулътаты получены в группах студентов и лщ с высшим образованием. (Греков, с.32)

Как мы видели из предшествующего анализа, вопрос о наличии и качестве образования, может послужить барьером в контакте проповедника с аудиторией.

«Спасение, которое ищет интеллектуал, всегда является спасением от «енутренних бед», поэтому оно носит, с одной стороны, более далекий от жизни, с другой - более принципиальный систематически продуманный характер, чем спасение от внешней нужды, характерное для непривилегированных слоев. Интеллектуал ищет возможность придать своей жизни пронизыеающей ее «смысл» на путях, казуистика которых уходит в бесконечностъ, ищет «единства» с самим собой, людъми, Космосом. Именно он превращает концепцию «мира» в концепцию «смысла». (Вебер, с. 206)

«Рожденный в резиновых сапогах», не может рассчитывать на то, что его слово будет авторитетным для людей в лакированных штиблетах. Надеяться на то, что слушатели встанут на позиции проповедующего, можно только в случае если в зале сидят люди его уровня образования или ниже (и то, только если он сможет найти с ними общий язык). Безусловно, учитель должен повышать уровень аудитории, но он должен быть озабочен и собственным возрастанием, в том числе и интеллектуальным. Ведь «даже самые крупные и известные уншерситеты не вправе считатъ, что они выпускают действителъно образованных людей «восприимчивых к образованию», которые хорошо подготовлены к тому, чтобы учитъся в течение всей жизни. Сделатъ это гораздо сложнее, чем просто датъ людям образование». (Кумбс, с. 167)

36

5. Формирование ценностной ориентации в зависимости от места работы

В нашем обществе профессиональная система играет ведущую роль, как для определения статусных групп, так и для определения уровня доходов. Во многих отношениях именно профессиональная принадлежность главы семьи позволяет определить престиж и социальный статус семьи. Каждая профессия, каждая социальная группа, чтобы укрепиться в собственных глазах, создает свою самоутверждающуюся идеологию.(Мендра, с. 299).

5.1 Классификация профессий

Для сравнительного анализа, дифференцирующего выборку по основному занятию респондентов, было вьщелено девять групп: 1. независимый предприниматель; 2. руководитель, управленческий работник; 3. специалист без руководящих функций (со спец. образ.); 4. военнослужащий, МВД, прокуратура; 5. служащий без специального образования; 6. рабочий (в том числе мастер, бригадир); 7. учащийся, студент; 8. пенсионер (неработающий), домохозяйка; 9. безработный, временно нетрудоустроен.

5.1.1. Иерархия ценностей по профессиям

А) В ходе анализа было обнаружено, что наиболее выразительные отличия от других групп фиксируются в группе независимых предпринимателей. Так в их иерархии распространенности ценностей место «свободы», «собственности», «процветания» и «достатка» выше, чем в иерархиях других групп. При этом процент людей, отметивших «свободу», «собственность» и «процветание» как ведущие ценности значимо выше, чем аналогичный процент в болыпинстве групп. В то же время ценность «согласие» занимает более низкое место в иерархии предпринимателей, чем в иерархиях других групп, а ценности «согласие», «справедливость», «духовность» и «созидание» были выбраны значимо меньшим числом предпринимателей, чем соответственно представителями других групп. (Ментальность россиян, с. 86)

37

Б) Группа руководителей в сравнении с другими группами характеризуется более высокими местами в иерархии частости выбора ценностей «труд» и «профессионализм». Ценность «труд» получила в этой группе и наивысший по сравнению с другими группами процент выборов, значимо отличающийся от аналогичного показателя в большинстве других групп. Высокое место «труда» в системе ценностей является, по существу, визитной карточкой данной социальной группы. (Ментальность россиян, с. 87)

В) Своеобразие группы специалистов описывается высоким местом, которые в иерархии распространенности получила ценность «достоинство» и наивысшим по сравнению с другими социальными группами процентом людей в этой группе, выбравших ценность «достоинство» как одну из девяти наиболее важных для них. (Ментальность россиян, с. 87)

Г) Аналогичная ситуация наблюдается в группе военнослужащих и работников силовых структур относительно ценности «культура». Данная ценность занимает здесь наивысшее по сравнению с другими группами место в иерархии и собирает наибольший процент голосов. Одновременно ценность «надежда» занимает наиболее низкое место в иерархии военнослужащих и получает в этой среде наименьший процент голосов. Реже других военнослужащие включили в число девяти ведущих ценностей и ценность «достаток».

Кроме того, своеобразие группы военнослужащих заключается и в наиболее значительном росте процента людей, выбравших как одну из важнейших ценность «мир» (в то время, как в других группах наблюдается снижение важности этой ценности), и наиболее значительном по сравнению с другими группами снижении важности ценности «могущество».

Характерно и то, что только в группе военнослужащих ценность «здоровье» не возглавляет список, как во всех остальных группах, а занимает лишь третье место. (Ментальность россиян, с. 88)

Д) Иерархию группы рабочих от иерархий других социальных групп отличает только относительно высокое место в ней ценности «дом». (Ментальность россиян, с. 88)

Е) Группа учащихся и студентов, видимо, в силу своего возраста, чаще других выбирает «любовь». Данная ценность занимает у них наивысшее по сравнению с другими

38

группами место в иерархии и выбирается в числе важнейших наибольшим процентом респондентов. Одновременно в этой группе наблюдался самый значительный по сравнению с другими рост важности ценности «семья». (Ментальность россиян, с. 88)

Ж) Своеобразие жизненных позиций пенсионеров и домохозяек как социально незащищенных и потому наименее уверенных в себе групп населения отражает наивысшее место в иерархии ценностей «мир», «милосердие» и «согласие». Одновременно среди пенсионеров и домохозяек отмечено наибольшее снижение важности ценности «труд». (Ментальность россиян, с. 88)

5.1.2. Отвержение ценностей в зависимости от профессии

«Одновременно с этим цели: АІ(служитъ Богу), А6(иметъ хорошего друга), А2б(понятъ смъгсл жизни), А40(иметъ верных друзей), А65(не делатъ ошибок в жизни) не важны для достаточно болъшою числа высших руководителей или главных специалистов государственных предприятий;

А50(вести добропорядочную, нравственную жизнь), А64(иметь хороший характер), А 77(обрести чувство гармонии с природой) для руководителей среднего звена любых организаций,

А1б(способствовать развитию общества), А18(бытъ первым), А19(служить Родине), А 35 (заниматься своим делом), А69(прожить яркую жизнь) -- для служащих из числа технического и обслуживающего персонала,

А27(сделать себя таким, каким хочу), АЗІ (получить хорошее образование), А46(заниматъся творчеством), А47(развиваться как личностъ), А53(сделать карьеру) -- для квалифицтрованных рабочих;

А18(бытъ первым), АЗІ (получитъ хорошее образованш), А46(заниматься творчеством), А53(сделать карьеру), А5б(быть специалистом) -- для неквалифщированных рабочих;

А2(:навсегда уехатъ за границу), А80(знать и понимать искусство) -- для офщеров, А2(навсегда уехать за гранщу) -- для солдат,

А8(достойно умереть) -- для студентов вузов,

А14(каждый день открыватъ что-то новое), А3б(обладатъ большим жизненным опытом), А42(стать очень богатым), А43(ни от кого не зависеть) для студентов техникумов и ПТУ;

39

А4(развить свои способности), А14(каждый денъ открывать что-то новое), А15(найти своё призвание), А17(получать удоволъствие от секса), А18(бытъ первым), А24(совершить в жизни что-то важное), АЗІ (получить хорошее образование), А33(не упустить свой шанс), А34(входить в элиту общества), А53(сделать каръеру), -- для пенсионеров;

А63(не голодать) -- для домохозяек». (Ментальность россиян, с. 113)

5.2.1. Выводы о динамике изменения ценностной ориентации в зависимости от профессии

Достоверными представляются те данные, где наблюдается четкая динамика изменений важности цели в соответствии с ростом или снижением дохода. К таким целям, согласно проведенному исследованию, можно отнести цели: А10(испытывать алкогольное или наркотическое опьянение), А14(открывать что-то новое), А18(служить Родине), А27(сделать себя таким, каким хочу), А30(овладеть профессией), А32(быть честным, порядочным человеком), А42(стать очень богатым), А44(жить духовной жизнью), А52(иметь много свободного времени), А54(делать всё, что хочу), А60(иметь хорошего сексуального партнёра, А67(быть любимым), А71(быть мудрым); А74(удачно жениться) -важность которых растет в соответствии с ростом дохода, и целей А63(не голодать), А68(не выделяться), А79(не работать) - важность которых с ростом дохода снижается. (Ментальность россиян, с. 131)

5.2.2. Анализ формирования ценностей в зависимости от профессий

Понятно, что хорошо коррелируют с ростом дохода цели профессионального совершенствования и достижения успеха. Желание лучше работать и получать, признание окружающих собственно и является тем стимулом, который приводит человека к продвижению по социальной лестнице и соответствующему увеличению его дохода.

Вместе с тем, интересно появление среди жизненных целей, увеличивающих свое значение соответственно росту дохода, желания быть любимым, иметь хороших сексуальных партнеров, путешествовать по миру, иметь много свободного времени, делать все, что хочется и т.п. Наибольший интерес, естественно, здесь вызывает вопрос: «приходит ли к обеспеченным людям, фигурально выражаясь, аппетит во время еды, когда

40

они понимают, что их денег хватает на удовлетворение этих потребностей, или наоборот, они стремятся больше зарабатывать, изначально имея такие жизненные цели»? Данное исследование, к сожалению, ответить на этот вопрос не может.

В не меньшей степени затруднен и сравнительный анализ жизненных целей различных социальных групп, но по другой, нежели в случае с доходом, причине. В рамках данной выборки, выделенные социальные группы были представлены весьма незначительным числом опрошенных. Каждая из них состояла из нескольких десятков человек. В таких масштабах различия между описываемыми психологическими параметрами, оказываются, как правило, незначимыми. Поэтому, при анализе существующих в обществе социальных групп, целесообразно в условиях небольших выборок просто ориентироваться на те случаи, когда в какой либо из социальных групп важность определенной цели заметно отличается от важности этой же цели для других групп. Подобные отличия в данном случае лучше простой иерархии ведущих целей помогут понять психологическое своеобразие представителей данного социального слоя.

5.3 Выбор самой важной цели в зависимости от профессии

С этой точки зрения, для частных предпринимателей и бизнесменов намного болыне, чем для других важны цели: А3(избавиться от дурной привычки), А42(стать богатым), А43(ни от кого не зависеть), А47(развиваться как личность),

для высших руководителей или главных специалистов государственных предприятий -- А4(развить свои способности), А15(найти свой призвание, А18(быть первым), А24(совершить что-то важное), А44(жить духовной жизнью), А47(развиваться как личность), А53(сделать карьеру), А69(прожить яркую жизнь), А75(стать знаменитым); для руководителей среднего звена любых организаций - А42(стать богатым), А53(сделать карьеру), А69(прожить яркую жизнь);

для специалистов с высшим или средним специальным образованием -- АЗІ (получить хорошее образование), А44(жить духовной жизнью), А47(развиваться как личность), А48(путешествовать по миру);

для квалифицированных рабочих -- А20(добиться, чтобы государство заботилось обо мне), А63(не голодать), А68(не выделяться);

для неквалифицированных рабочих -- А20(добиться, чтобы государство заботилось обо мне), А63(не голодать), А79(не работать);

для офицеров -- А9(быть смелым), А19(служить Родине), А29(заниматься спортом);

41

для солдат А19(служитьРодине);

.для студентов вузов -- А15(найти своё призвание), А17(получать удовольствие от секса), А24(совершить в жизни что-то важное), А27(сделать себя таким, каким хочу), АЗ1 (получить хорошее образование), А46(заниматься творчеством), А47(развиваться как личность), Аб9(прожить интересную жизнь), А74(удачно жениться), А80(знать и понимать искусство);

для студентов техникумов и ПТУ -- А18(быть лучшим), А20(добиться, чтобы государство заботилось обо мне), А53(сделать карьеру), А68(не выделяться);

для пенсионеров - А20(добиться, чтобы государство заботилось обо мне), А50(вести добропорядочную, нравственную жизнь);

для безработных -- А38(отомстить всем моим врагам), А78(изменить свою жизнь).

В группе служащих из числа технического и обслуживающего персонала такие цели не выделены. (Ментальность россиян, с. 133)

5.4 Выводы о формировании ценностной ориентации в зависимости от профессии

Профессия человека оказывает влияние на его социальное положение, в том числе и на выбор жизненных ценностей.

Говоря о людях имеющих более высокий социальный статус (т.е. профессию, которая его дает) мы можем отметить две тенденции.

более высокий процент выбора ими ценностей: «свобода», «собственность»,
«процветание», «достаток», «труд», «профессионализм».

отвержение ими ценностей морально-этических: «иметь друзей», «понять смысл
жизни», «не делать ошибок в жизни», «вести добропорядочную нравственную жизнь»,
«иметь хороший характер».

Люди рабочих специальностей чаще избирают ценности: «согласие», «порядок», «дом», «равенство», «надежда», «справедливость», но отвергают: «сделать себя таким, каким хочу», «получить хорошее образование», «заниматься творчеством», «развиваться как личность».

В целом можно сказать, что чем ниже человек стоит на социальной лестнице, тем меньше он желает проявлять личную инициативу. Именно этим можно объяснить такую динамику выбора ценностей этими двумя группами антагонистами.

42

5.5 Сравнение с ценностной ориентацией руководителей церквей ЕХБ

Ценностные ориентации руководителей поместных церквей ЕХБ имеют определенное сходство с ценностями рабочих и пенсионеров. Так же широко представлены ценности морально-этического характера: «согласие», «порядок», «дом», «равенство», «надежда», «справедливость». Но слабо представлены ценности руководителей и предпринимателей: «собственность», «труд», «профессионализм», «свобода», «процветание».

К сожалению, протестантская этика в нашей стране не стала этикой предпринимателей, хотя в последнее время и появляются в церкви свои «новые русские». Но это не стало массовым явлением - т.к. духовной поддержки в церкви эти люди не получают. Что и не удивительно, если сами руководители церквей не заинтересованы в проявлении инициативы.

43

5.6 Выводы о возможности проповеди в зависимости от профессии

Говоря о месте труда в жизни верующего человека, мы можем сказать, что две основные позиции мы можем проследить в истории церкви.

/. «Полезностъ профессии и, следователъно, ее угодностъ Богу в первую очередъ определяются с нравственной точки зрения, затем степенью важности, которую протводимые в ее рамках блага имеют для «всего общества»; однако в качестве третьего и практически безусловно наиболее важного критерия выступает ее «доходность». Если Бог указывает вам этот путь, следуя которому вы можете без ущерба для души своей и не вредя другим, законным способом заработать болъше, чем на каком-либо ином пути, и вы отвергаете это и избираете менее доходный путъ, то вы тем самым препятствуете осуществлению одной из целей вашего призвания, вы отказываетесъ бытъ управляющим Бога и приниматъ дары его для того, чтобы иметъ возможностъ употребитъ их на благо Ему, когда Он того пожелает. В качестве же следствия выполнения профессионалъного долга богатого морально не толъко оправдано,

44

но даже предписано. Об этом как будто прямо говорится в притче о рабе, который впал в немилостъ за то, что не приумножил доверенную ему мину серебра. Желание бытъ бедным было бы равносилъно, как часто указывается, желание бытъ больным и достойно осуждения в качестве проявления синергизма, наносящего ущерб славе Божъей. Что же касается нищенствования, которому предается человек, способный работатъ, то это не толъко грех бездеятелъности, но и, по словам апостола, нарушение завета любитъ ближнего своего». Это излагается типичный кальвинистский взгляд на труд. (Вебер, с.104)

2. «Элан Ричардсон опровергает такое понимание в своем исследовании «Библейское учение о труде»: «В Библии мы не находим ни одного примера того, чтобы Бог призвал человека к какому-либо земному занятию. Так, Павел был призван стать апостолом, но никто не призыеал его заниматься изготовлением шатров... У нас нет никаких оснований говоритъ, что Бог призвал кого-то быть инженером, врачом или учителем». (Кокс, с.184)

Как видим, эти две точки зрения противоречат друг другу. Разность подходов показывает, как мы будем относиться к нашему земному бытию. Жизнь протестантских общин в Средней Азии, откуда родом автор данной работы, отличалась от жизни окружающих. Одно из отличий состояло в отношении к труду. Русскоязычное население, жившее там, было более трудолюбивым, чем население Центральной России. И в этой среде, протестанты были известны как еще более трудоголики. Это слава была доброй. Возможно, это тот путь, по которому нам предстоит пройти в России - поднять ценность труда в глазах нашей паствы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.