p align="left">Враждебность - это некоторое производное от подозрительности и агрессивности. Враждебно настроенный человек способен находить своих врагов всегда и везде. Весь мир для него, рассматриваемый сквозь призму субъективной враждебности, обесценивается и воспринимается как антиценность. Особой формой враждебности является агрессивность1, у которой скорее всего существует позитивный исток, о котором мы говорили: чувство самосохранения, самозащиты, обеспечения жизненного пространства и т.п. Однако агрессия в узком или собственном смысле слова - это ничем не спровоцированное нападение, враждебное действие по отношению к другому. В определенной степени агрессивность роднит нас с животными. Однако в отличие от человеческой агрессивности агрессивность животных практически всегда мотивирована потребностью выживания и самосохранения, защиты своего семейства, рода или ареала обитания. Агрессивность - это жестокость и насилие, которые не вызываются никакой жизненной необходимостью, не мотивированы разумом, а проистекают из античеловечности, этой темной стороны человеческого существа. По сравнению с теми проявлениями антигуманности, о которых говорилось выше, дурные привычки кажутся мелочью, о которой, может быть, не следовало и упоминать. Но обзор сферы антиценностей должен быть относительно полным, хотя исчерпывающе всесторонним сделать его практически невозможно. К вредным привычкам можно отнести массу погрешностей нашего поведения, стиля мышления, этикета. В основе своей они релятивны и отражают общий уровень культуры общества или его субкультур. Однако все они символизируют ту нижнюю границу, предел нормального и разумного, нравственно, эмоционально-психически, эстетически и социально приемлемого поведения, негласно принятого в данном социуме, за которым начинается неприемлемое и нетерпимое, аморальное или незаконное. Например, ковырять в носу или есть руками макароны - очевидное нарушение правил приличного поведения или этикета. Дурных привычек видимо-невидимо, поэтому нет смысла составлять их реестр. Важно понять их дурные последствия. С точки зрения социальной, вредные привязанности или привычки, порождая неприязнь или даже чувства отвращения одного человека или группы людей к субъекту этих привычек, портят атмосферу общения, понижают ее нравственный, интеллектуальный и эстетический уровень, делают менее эффективной совместную деятельность людей. Возможно, худший вред они наносят самому их носителю. Дурная привычка может говорить о многом: о плохом воспитании или самовоспитании, о низкой культуре и недостатке уважения к себе, о внутренней расхлябанности и плохой самодисциплине, о неразвитости нравственного или эстетического чувства либо о простом нежелании задумываться о своем образе жизни. В целом дурная привычка - это некая распущенность, больший или меньший изъян в образе жизни, психологии и мышлении человека. Мы глубоко убеждены, что в подавляющем большинстве случаев внешний беспорядок определяет или отражает беспорядок в душе человека, снижает адаптивные и продуктивные возможности личности. Жизнь не должна быть механистичной, автоматичной и скучной. Но она должна быть рациональной и максимально осмысленной, особенно в ее внешнем выражении. Сфера античеловечности и антиценностей многолика и тяготеет к тому, чтобы проникнуть во всю внутреннюю и внешнюю реальность человека: от семьи и обыденного мышления до экологии и космоса. Одной из таких антиценностей является ложь, обман. В собственном смысле обман - это преднамеренная корыстная ложь, введение человека в заблуждение, чреватое нанесением ущерба его достоинству, здоровью, его имуществу и т.д. Форм лжи невероятное множество, но все они бросают вызов человечности, добру, человеческим ценностям, разнообразными способами извращая и подрывая их. Все они заключают в себе элементы предательства, коварства, поругания таких высоких достоинств и ценностей, как доверие, открытость, благорасположение, участие, кооперативность, сочувствие и сострадание. Чаще всего носители и «сеятели» антиценностей лжи и обмана рассчитывают именно на эти качества гуманности в своей экспансии в разум, в сознание и нравственные чувства своих жертв. Особенно сложной, мало контролируемой и, так сказать, трудно избегаемой проблемой является обман, дезинформация и манипулирование, бытующие в информационном пространстве, главными субъектами и создателями которого стали сегодня средства массовой информации: газеты, журналы, радио и телевидение. Главная беда состоит здесь не столько в технических причинах сбоев в информации и возникновении самой дезинформации, и даже не в заведомой лжи источников и «трансляторов» информации, а в кажущейся неразрешимости противоречия между свободой слова, печати, юридическим и формальным правом на получение и распространение любой информации, любыми средствами, независимо от государственных границ, с одной стороны, и теми критериями объективности, достоверности и верифицируемости информации, которыми могут или должны обладать как сами средства информации, так и ее массовые потребители. «Дети Бога». Сайентология Другими названиями секты «дети Бога» являются: "Семья любви", "Дети Божии", "Дети бога", секта Дэвида Берга, "Союз независимых христианских миссионерских общин1". Основатель и бессменный руководитель культа в течение ряда лет -Мозе Дэвид Брандт Берг (1919-1994). До своего 40-летия был известен только как неудавшийся евангелист и телепроповедник. Гораздо большего успеха он добился, когда во второй половине 60-х начал создавать свою собственную церковь, тогда называвшуюся "Дети бога". Управленческий центр культа находится в Цюрихе. Официально "Семья" появилась в России в 1990-91 гг. Люди, которые выражали желание вступить в "Семью Любви" должны были бросить работу или учебу, переписать на имя секты все свои сбережения и имущество, равно как и ожидаемое наследство. До 1987 г. в культе практиковалось явление под названием "флирти-фишинг", которое заключалось в том, что молодые и красивые последовательницы культа ("ловцы для Иисуса", "шлюхи Господа") "предельно близко" общались с мужчинами, с которыми они знакомились в барах и клубах. В качестве "ответного дара" от последних ожидалось вступление в организацию или, по крайней мере, крупное денежное пожертвование. Представители "Семьи" всегда называли это "особым методом евангелизации и предоставлением некоторым людям возможности приблизиться к Богу". Британский суд 1995 года и еще ранее полиция многих стран квалифицировали это явление как форму проституции2. Деятельность служительниц "божьей любви" постоянно направлялась, и с самого начала тщательно контролировалась. Одно из "Писем Мо" гласило: "Божье провидение превращает ваше тело, грудь вашу и глаза в приманку, к которой неизбежно и неотвратимо потянутся богатые рыбки. Вы должны проникновенно смотреть им в глаза, чтобы они почувствовали любовь и духовность... Начав охоту "божьих рыбок" в ресторанах и ночных барах, мы сможем привлечь к "Детям Бога " мужчин в костюмах и галстуках в возрасте от тридцати до шестидесяти лет, а не грязных хиппи, подметальщиков улиц, бородатых и сопливых юнцов.1" . Детей учат, как вести себя и одеваться, чтобы провоцировать на половую близость. Маленькие девочки проходят курс стриптиза и учатся танцевать обнаженными перед мужчинами. "Научно-исследовательский журнал" летом 1990г. опубликовал статью, озаглавленную "Внутри небесной элиты", в которой бывший член секты рассказал о воззрениях "Детей бога" на секс между детьми и взрослыми. Озаботившись шумом, наделанным статьей, Берг попытался сократить сексуальную практику, но без особого успеха, так как благодаря им самим созданному учению, члены секты стали видеть в занятиях сексом спасение и избавление от грехов. Секс стал для них ритуальной стороной веры Со временем деятельность Берга и его секты стала вызывать резкие протесты родителей, чьи дети попали в "семью". Были созданы комитеты по их спасению. Секта "Семья", проповедавшая "вселенскую любою, ко всем и каждому", по отношению к своим маленьким членам широко практиковала телесные, а также унижающие ребенка наказания. Дети избивались, оставлялись одни в изоляции на долгое время, подвергались публичным унижениям, принуждались иметь сексуальные отношения со взрослыми и друг с другом, начиная чуть ли не с младенческого возраста. В настоящее время в "Семье" существует два вида членства -постоянное и ассоциированное. Постоянные члены, следуя нормам, установленным в организации, живут вместе, нередко оставляя свои светские занятия - работу или учебу, посвящая себя полностью делам "Семьи". Обращаясь к новой жизни, вступающий в общину иногда принимает новое имя. Большинство же приверженцев являются ее ассоциированными членами. Они не живут в общинах, работают или учатся и участвуют в их программах лишь в свободное время. Административные и пастырские функции в общине выполняет Совет, избираемый в количестве 3-4 человек из постоянных членов сроком на 6 месяцев. В Новосибирске секта глубоко конспирируется на арендуемых квартирах, на контакт без рекомендаций не идут. Замечены активные контакты с иностранными гражданами, в частности поляками и американцами, которые руководят сектой. В городе открыто распространяются изданные в Варшаве яркие листовки с текстами религиозного характера, со слащавым изображением Христа, обнимающего веселящихся возносящихся к небу детей, обнимающихся молодых людей и т. п., видеокассеты "Киди-види". Деятельность секты в городе началась с проведения благотворительных акций в виде концертов, пожертвований в разные организации, в результате чего стал формироваться пакет документов, содержащих отзывы о якобы просветительском и благотворительном характере этой организации, который стал использовался как рекомендательный. Есть сведения о том, что сектанты устраиваются воспитателями в детские сады города. В некоторые воинские части сектанты обращались с предложением заняться воспитанием детей в семьях военнослужащих. Известно, что секту финансируют крупные коммерческие структуры. Сайентология -- это «авторская секта», единоличное создание Л. Рона Хаббарда. Она слеплена из обрывков различных идей, почерпнутых как из сферы науки, так и из религиозной области, но и то, и другое в популярном преломлении. Можно сказать, что источниками для создания учения секты (и метода лидера) послужили американские эквиваленты книжек типа «Занимательная психология», «Занимательное религиоведение и т.п. Все это густо замешено на вульгарном оккультизме и изложено в терминах «научно" -фантастических и шпионских романов 50-х гг. Но главное в сайентологии -- это чрезвычайно эффективный агрессивный, напористый и навязчивый маркетинг. Именно в этом и были главные способности Хаббарда1. В основе сайентологии лежит "научное открытие", что сущность человека - это некий дух "тетан", живущий 300 млн. лет, способный переселяться из тела в тело. В качестве феноменологической базы сайентологи используют свойство мозга запоминать визуальную, слуховую, обонятельную и др. информацию до мельчайших подробностей во время, когда с человеком происходят стрессы, инциденты, травмы, состояния шока и др. неприятности. Постепенно накапливающаяся в душе человека отрицательная информация из-за этих неприятных ощущений называется на новоязе "инграммой". В результате все наши болезни, комплексы неполноценности, житейские и служебные неприятности являются следствием инграмм, нередко накопленных и привнесенных из предыдущих жизней. И если человек попадает в ситуацию, сходную в звуковом или зрительном отношении, когда инграмма только зарождалась, у него возникает страх, агрессия или другое нерациональное поведение. Сайентологию практически невозможно -- даже условно -- классифицировать. Чрезвычайно трудно дать ей краткое определение. Можно сказать, что сайентология -- это образец тоталитарной секты, самая архетипическая тоталитарная деструктивная секта. В силу этого она, наверное, самая страшная из всех сект (я имею в виду «массовые», широко распространенные секты). Конечно, есть секта «Ананда марга», которая занимается убийствами, международным терроризмом, торговлей оружием и наркотиками, посылает своих женщин заниматься проституцией, чтобы приносить деньги руководству секты. Но эта зловещая тайная организация никогда не станет массовой -- не всякий решится связать свою судьбу с угрюмыми индийскими гуру в чалмах. Или, к примеру, «Аум Синрикё» которая травила пассажиров токийского метро зарином; однако и у нее ограниченный спектр действия -- слишком быстро ее одутловатый пророк потерял голову от неограниченной власти и перешел к безумным террористическим актам. Можно вспомнить и мунитскую всемирную организацию, несомненно страшную тоталитарную секту, ориентирующуюся на идеалистическую, ищущую молодежь и владеющую громадной международной промышленной, финансовой и информационной империей (многие отставные политики типа Горбачева или Буша любят ездить на мунитские конференции и получать большие гонорары). Но мунитская секта уступает сайентологии и в массовости охвата, и в эффективности борьбы за свое самоутверждение и распространение. Во всяком случае, если обычный журналист может согласиться опубликовать разоблачительную статью о мунизме (или о какой-либо другой секте), то опыт показывает, что с сайентологией мало кто хочет связываться. Сайентология ориентируется на «обычных» людей: тех, кто мало интересуется всякими духовными исканиями и больше всего стремится к карьере и успеху в этом мире. Сайентология имеет все, что положено иметь тоталитарной секте, и имеет все это в превосходной степени. Сайентологи создали мощную организацию, мощную финансовую структуру, они беспощадны к своим врагам. У них четко продуманы и разработаны методы контролирования сознания, для чего они используют самые современные психологические приемы. Они ничего не прощают, ничего не забывают и готовы заставить замолчать своих критиков всеми имеющимися в их распоряжении средствами. А так как их материальные ресурсы практически безграничны, то и средств против критиков у них более чем достаточно.
Страницы: 1, 2, 3
|