p align="left">Основные догматы вероучения христиан: 1. Догмат о Троице. Единый Бог существует в трех лицах. Все лица существуют вечно, но Святой дух исходит от Бога-Отца (или, как полагают католики, от Отца и Сына). Единый Бог в трех лицах -- образ, непостижимый для человеческого разума. 2. Основу христианства составляет вера в Спасителя -- Иисуса Христа. Второе лицо Троицы, Бог-Сын, и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы (Божественную и человеческую). З. Третий догмат связан с верой в загробную жизнь. 4. Признание существования сверхъестественных существ, например ангелов -- бесплотных добрых духов, злых духов, бесов, и их повелителя -- Сатаны. Священной книгой христиан является Библия. Происхождение этого слова часто связывают с названием города Библа, где производилась продажа папируса и где, может быть, впервые было применено алфавитное письмо. Материал для письма назвали по-гречески «библион» -- книга. В буквальном переводе с греческого «Библия» означает «книги». Библия состоит из двух частей: Ветхий Завет (39 книг) и Новый Завет (27 книг). Первые книги Библии получили у иудеев название Тора (Закон); эти книги называют также Пятикнижием Моисеевым (оно включает книги Бытие, Исход, Левит Второзаконие). Ветхий Завет -- это древнейшая часть Библии, священные книги иудаизма. Новый Завет, собственно христианские произведения, включает в себя четыре Евангелия (рассказ о жизни Иисуса Христа, Благовествование о Спасителе), деяния Святых Апостолов, Послания и Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Апокалипсис датируется 68 г. н.э. Уже в 4 веке император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Ныне христианство не является единым религиозным направлением. Оно распадается на множество течений. В 1054г. христианство разделилось на западную, или римско-католическую (слово «католическая» означает «вселенская»), церковь, и церковь восточную, православную. В ХУI в. в Европе началась Реформация -- антикатолическое движение. В результате появилось третье главное направление христианства -- протестантизм. И православие, и католицизм признают семь христианских таинств: крещение, миропонимание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения западных и восточных христиан является Библия. Различия состоят в основном в следующем: в православии нет единого главы церкви, отсутствуют представления о чистилище; западные и восточные христиане неодинаково принимают догмат о Троице. Католики рассматривают чистилище как место временного загробного пребывания душ, попадающих затем в ад, иди в рай. Во главе католической церкви стоит Папа Римский (от греческого «папас» -- «предок, старейший, дед со стороны отца»). Папе избирается пожизненно. Центром римско-католической церкви является Ватикан -- государство, занимающее несколько городских кварталов в Риме. В протестантизме различаются три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его личную в искупительную жертву Иисуса Христа. Во время Реформации протестанты провозгласили принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать для протестантов характерна аскетичностъ в обрядах, например, число таинств сокращено до двух. Ислам Ислам возник в УII в. н.э. среди арабов Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Первоследователи ислама, мусульмане, живут в основном в Африке и Азии (слово «ислам» переводится как «покорность»; слово «мусульманин» происходит от арабского «муслим» -- «верный»). Основатель ислама, Мухаммед, -- личность историческая. Он родился около 570г. в Мекке. Мекка была крупным городом на пересечении торговых путей (Мухаммед в молодости занимался торгов лей). В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством племен, -- языческий храм Кааба. Мухаммед рано осиротел. Его отец умер через месяц после рождения сына. Мать умерла, когда Мухаммеду исполнилось шесть лет. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он поступил в услужение к богатой мекканской вдове и вскоре женился на ней. В 40 лет, около 610г., Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось в 622г. перебраться в город Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления, а Мекка -- центром мусульманской религии. Основа мусульманского вероучения, Коран (буквально «чтение»), представляет собой обработанные записи высказываний Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Лишь спустя два десятилетия после смерти Мухаммеда они были записаны и составили Коран. Книга состоит из 114 глав. В вероучении мусульман большую роль играют сунна -- сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда -- и шариат -- свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульманина (слово «шариат» переводится как «правильный путь») Наиболее тяжкими грехами у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность. Культовые помещения мусульман называются мечетями. Ислам запрещает изображать человека и животных, поэтому мечети украшаются разнообразным орнаментом. В исламе нет четкого и строгого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы (шариат) и правила богослужения. Культ ислама прост. Мусульманин должен выполнять пять основных требований: 1. Произнесение формулы исповедания Веры -- «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед его пророк». 2. Совершение обязательной пятикратной молитвы (намаз). 3. Соблюдение поста в месяц рамадан. В течение этого месяца нельзя есть и пить от восхода до захода солнца. 4. Раздача милостыни бедным. 5. Совершение паломничества в Мекку. 3. Конфессии Религия в современном мире остается постоянно действующим весомым фактором социального развития, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества и, в частности, его вооруженной части. Более того, мировые и некоторые национальные религиозные конфессии к началу третьего тысячелетия усилили свое влияние на политику как отдельных государств, так и на мировой политический процесс в целом. В мире, по данным, приведенным генерал-полковником В.А. Азаровым, насчитывается 1 миллиард 890 миллионов христиан (1 млрд. 132 млн. католиков, 558 млн. протестантов, 200 млн. православных); 1 млрд. 200 млн. мусульман; 359 млн. буддистов. Если учесть количественный состав китайцев, индусов и евреев, то получится огромное число приверженцев соответственно таких национальных религий (философских систем), как конфуцианство, даосизм (не менее 500 млн. человек), индуизм (859 млн.) и иудаизм (20 млн.). Соотношение верующих в России по конфессиональной приверженности (по тем же данным) представлено следующим образом. Православные христиане - 67 процентов; мусульмане - 19 процентов; православные-старообрядцы - 2 процента; буддисты - 2 процента; протестанты - 2 процента; иудеи - 2 процента; адепты иных традиционных религиозных конфессий - 1 процент; нетрадиционных - 5 процентов. Таким образом, основные - многочисленные, сохраняющиеся на протяжении длительного времени на территории нашей страны - традиционные российские религиозные конфессии - это христианство, ислам, буддизм, иудаизм. Если говорить о самых многочисленных религиозных конфессиях нашей страны - православии и исламе (который традиционно исповедуют, например, народы Поволжья и Северного Кавказа), то опыт многовекового мирного сосуществования позволяет и в дальнейшем надеяться на исключение конфликтов на религиозной почве между российскими православными христианами и мусульманами, на то, что в случае опасности все встанут на защиту России плечом к плечу. 4. Религиозные объединения в Ростовской области Для того, чтобы представление о конфессии было наиболее полным, необходимо познакомиться с религиозными объединениями в Ростовской области. Так, в Ростовской области действует 472 зарегистрированные в органах юстиции религиозные организации 33 вероисповеданий, 15 миссионерских и благотворительных структур. Самой крупной и влиятельной религиозной организаций в области является Ростовская-на-Дону епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата - 253 прихода, организационно разделенных на 16 благочиний, все приходы имеют храмы или молитвенные дома, действует 2 мужских монастыря и 1 женский, 8 духовно-просветительских центров. На втором месте по количеству организаций стоит Союз Церквей Евангельских христиан баптистов - 44 общины, имеют 27 молитвенных домов, остальные арендуют помещения у своих единоверцев. Христиане веры евангельской (пятидесятники) различного организационного подчинения представлены 43 организациями, в большинстве арендуют помещения для молитвенных собраний. Адвентисты Седьмого дня - 34 общины, имеют 30 молитвенных домов. Свидетели Иеговы - 18 общин, организационно объединенных в два округа, имеют несколько молитвенных домов. Ислам представлен 17 организациями, объединенными в два управления мусульман, имеется 3 мечети, из них 2 - в приспособленных зданиях. Иудеи представлены 7 общинами, пять из которых хасиды, одна - прогрессивный иудаизм и одна - ортодоксальный иудаизм. Хасиды имеют 1 синагогу, одну иешиву, одну общеобразовательную школу. У католиков - 5 приходов, 1 храм и 1 женский монастырь. Армянская Апостольская Церковь - имеют 3 прихода. Молокане - 6 автономных общин. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) - 5 общин, имеют 5 помещений. Кроме этих религиозных организаций, по экспертной оценке, в области действуют более ста религиозных групп. Некоторые из них, такие как баптисты «отделенные», не регистрируются принципиально. Часть были зарегистрированы, но по собственной воле не стали перерегистрироваться в связи с обременительностью регистрации и обязанностей юридических лиц (методисты, пресвитериане, молокане, духоборы, Церковь Христа, буддисты, пятидесятники, Свободная РПЦ, кришнаиты, бахаи, муниты, саентологии, последователи техники трансцендентальной медитации и др.). По этой же причине многие религиозные объединения имеют, наряду с зарегистрированными религиозными организациями, «дочерние» религиозные группы: малочисленные приходы РПЦ Московского Патриархата, старообрядцы, баптисты, пятидесятники, мормоны, Свидетели Иеговы, евангельские христиане, адвентисты, Армия Спасения и др. Ростов-на-Дону является административным центром многих религиозных объединений Южного федерального округа. В нем расположены областные и Северо-Кавказские руководящие центры 14 религиозных объединений. В сфере религиозного образования в Ростове-на-Дону работают: Ростовский филиал Московского Свято-Тихоновского гуманитарного университета, на пяти курсах обучается 209 чел.; Ростовское духовное училище миссионерской направленности при Ростовской епархии, обучается 30 чел.; в иешиве хасидов - обучается 40 человек. В Ростовской - на-Дону-епахии действует свыше 60-ти воскресных школ и несколько духовных центров, в большинстве протестантских организаций работают библейские школы. Религиозные СМИ имеет Ростовская епархия. В области издаются газета «Церковный вестник» и «Свечечка», ежемесячный детский журнал. Кроме этого 7 благочиний выпускают небольшие газеты тиражом по несколько сот экземпляров. Ростовская епархия имеет собственные типографию и телестудию «Православный Дон», которая размещает свои материалы на различных телеканалах, интернет-сайт, кроме этого, 6 благочиний создали свои интернет-сайты. Большинство религиозных организаций поддерживают международные связи и контакты, наиболее активны в этом отношении мормоны, иудеи, баптисты, пятидесятники, католики, адвентисты, свидетели Иеговы, мусульмане. В области находятся иностранные священнослужители, проповедники, миссионеры, представители различных благотворительных религиозных фондов, преподаватели библейских школ и другие. Ростов-на-Дону является административным центром многих религиозных объединений Южного федерального округа. В нем расположены областные и Северо-Кавказские руководящие центры 14 религиозных объединений. 5. Религия в нашем обществе Итак, религия -- это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней). Религиозное сознание, т. е. убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог,-- высшая сила в мире. Соответственно нравственные требования и нормы воспринимаются в религиозном сознании, как производное воли Бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Коран, Лунь-юй («Беседы и суждения»), основанных на тех или иных контактах со сверхъестественным источником (заветы Моисей получил от бога Иеговы (Яхве) на горе Фавор; Нагорная проповедь Христа -- это слово Богочеловека; неграмотный Мухаммед продиктовал то, что сообщил ему Бог через ангела (архангела) Джебраила). Религия благодаря своему универсальному характеру (она относится ко всем проявлениям жизни людей и дает им свои оценки), обязательности своих требований к выполнению основных нравственных и законодательных норм, психологической проницательности и огромному историческому опыту является составной частью культуры. В истории религия всегда сосуществовала со светскими элементами культуры, а в определенных случаях и противостояла им. В настоящее время складывается достаточно устойчивый исторический баланс между основными религиями каждой страны, с одной стороны, и светским сектором культуры -- с другой. Более того, в ряде стран светский сектор занимает значительные позиции. Религию как особую сферу культуры человечества изучает специальная наука -- религиоведение. Среди про-блем, которые интересуют научное исследование религии,-- сущность религии, ее значение в общественном развитии, ее возникновение, развитие и соотношение с другими явлениями культуры. Религиоведение наряду с этикой, изучающей мораль,-- наука философская. Ее не следует путать с теологией (богословием), являющейся совокупностью религиозных учений о сущности и действии Бога. Вера в Бога как в сверхъестественное существо, по меркам которого должны происходить все основные события в земном мире вообще, а в человеческом общежитии в особенности, лежит в основе любой религии. Развитие представлений о Боге имеет длительную и многоплановую историю. В ее основе -- настойчивые усилия людей восполнять недостатки и пороки земной жизни верой в возможность их исправления и компенсации чудесным образом. Религия имеет ряд идей и представлений, сосредоточенных вокруг учения о природе, проявлениях и действиях божественного существа или существ. Таковы рассказы, мифы, верования в богов у древних греков, древних римлян, древних индийцев, древних китайцев и других народов. В них отчетливо представлен многобожный (политеистический) характер этих религиозных систем. Напротив, в Ветхом Завете (религия древних иудеев), в религиях христиан и мусульман выражен единобожный (монотеистический) принцип. Во многих религиях существуют представления о богах человекоподобных (антропоморфных). Боги ведут себя подобно людям: гневаются, мстят, радуются, ревнуют, скорбят и т. д. Если их много, они, либо ссорятся между собой, враждуют, либо объединяются для исполнения общих замыслов. С течением времени происходило постепенное вытеснение из религии прямого -- антропоморфного -- содержания. Это было связано с ростом культуры общества, с появлением в нем богословов сохранять довольно большие возможности воздействия на нравственное сознание общества. После длительного периода атеистической пропаганды и насильственного вытеснения религии из общественной сферы в период господства большевистской идеологии в современной России наблюдается процесс восстановления позиций традиционных религий (христианства, ислама, буддизма, и верующих, способных более или менее систематически избегать в своих рассуждениях о божестве прямых аналогий с земными событиями, переживаниями и обстоятельствами. Тем не менее в любой религии, даже самой рафинированной (т. е. очищенной), образ Бога всегда имеет печать породивших и питающих его земных условий. На это указывают и личные характеристики Бога (святость, милосердие, справедливость и др.) в различных религиозных системах. Около тысячи подобных характеристик Аллаха содержится в исламе; в иудаизме Бог представлен недоступным и требующим жертвы; в христианстве же Бог предстает Отцом для всех тех, кто в него уверовал. Другой особенностью религии является система религиозных обрядов, ритуалов, действий -- культов (почитания), развертывающихся на основе идей и представлений о Боге (божествах). Таковы жертвоприношения, церемонии, разнообразные мистерии в мировых (христианство, буддизм, ислам) и многих национальных религиях (иудаизм, конфуцианство, синтоизм и др.). Они следуют друг за другом в соответствии с порядком и последовательностью, предусмотренными соответствующими церковно-религиозными календарями. Центр отправления религиозного культа -- храм, молитвенный дом с набором разнообразных культовых принадлежностей (иконы, распятия, фрески или настенная роспись с библейскими сюжетами и др.). Еще одной особенностью религии является непосредственно эмоциональное переживание верующим событий мифов и культовых действий. Это переживание обусловлено тем, что в религии преломляются и отражаются самые важные события человеческого существования: тайны рождения и смерти, самосознание ребенка, вступление юноши и девушки в самостоятельную жизнь, заключение брака, появление потомства и др. Наконец, большинство религий современного мира имеет особую организацию -- церковь с четким распределением обязанностей на каждом уровне ее иерархии (структуры). Например, в католичестве и православии это миряне, белое духовенство, черное духовенство (монахи), епископат, митрополии, патриархии и т. д. Огромное влияние религии на жизнь общества связано с тем, что ее структуры так или иначе присутствуют во всех важнейших исторических событиях и событиях частной жизни граждан. Поэтому она оказывала заметное воздействие на сферу общественной морали, особенно в тех условиях, когда была доминирующей духовно-организующей силой общества. Заключение Вывод, к которому мы подошли, заключается в следующем. Наука -- это одновременно мощный созидательный и разрушительный инструмент в руках образованного человечества. Направить этот инструмент во благо мы способны, лишь сохранив в себе чувство непосредственной сопричастности миру, космосу и той высокой реальности, которую человек именует как Божество. Наука и религия -- две чаши весов, и для баланса сил в этом мире необходимо их равновесие как единство знания и веры, без которых немыслимо культурное развитие человечества. С помощью религиозной символики полученный человечеством опыт встраивается в глубинные мировоззренческие пласты, формируя религиозное мировоззрение в его целостности и всеохватности. Как и наука, религия может быть понята как символическая модель мира, обобщающая и по определённым принципам упорядочивающая весь опыт отношения человека к природе и космосу, к самому себе и всему человечеству. В религии переплетаются, порой причудливо, компоненты общегуманистические, формационные, цивилизационные, классовые, этнические, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях актуализируются, выступают на передний план те или другие: религиозные лидеры, мыслители, группы могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это впрямую связано и с социально-политическими ориентациями; история показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем данная группа и ее представители не всегда жестко придерживаются какой-то определенной. В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и религиозных, определяется, прежде всего, тем, в какой мере она служит утверждению общегуманистических ценностей. Как остроумно заметил Н.Бор, “человечество сделало два величайших открытия, одно -- что Бог есть, второе -- что Бога нет”. И, возможно, не столь важно, какой из этих точек зрения придерживается каждый из нас в своём самоопределении в мире, а важно найти ту дорогу, которая приведёт нас к Храму. Список литературы: 1. Гараджа В.И. “Религиоведение” М. “Аспект Пресс”, 1994 г. 2. Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1995 3. Крывелев И.А. “История религий” М. “Мысль”, 1975 г. 4. Мчедлов М.П. “Религия и современность” М. Издательство политической литературы, 1982 г. 5. Радугин А.А., Радугин К.А. “Социология” М. “Центр”, 1997 г. 6. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986г. 7. Элиаде М. Космос и история. М., 1987 8. Яблокова И.Н. “Основы религиоведения”, 1994г.
Страницы: 1, 2
|