p align="left">Принцип линейного историзма: есть начало человеческой истории и будет конец. Бог действует в истории. Христианство говорит о Всеобщем Воскресении в конце времен: как воскрес Богочеловек Христос, так воскреснут и все люди, чтобы продолжать жизнь и духовное развитие в вечном Царстве Небесного Отца. Потому сердцем церковного года является праздник Пасхи - Воскресения Христа. Христианство проповедует Второе пришествие Иисуса Христа и Страшный Суд над всеми людьми, определявший их вечное спасение или вечную гибель. Христиане названы в Евангелии «светом мира» и призваны преобразовывать все сферы жизни - семейно-бытовую, профессиональную, общественную и проч. - в творчестве все созидающей Любви. Нравственное учение христианства На первый план выдвигается ценность каждой отдельной личности, которая достойна любви. Из множества нравственных предписаний христианства, основными считаются любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог есть любовь - и о любви к невидимому Богу можно говорить много, но если человек не умеет любить ближнего, - он «медь звенящая», и его христианство не отличается от веры книжников-лицемеров. Заповедь о любви к ближнему в устах Христа прозвучала по-иному: любить человека, как самого себя - значит преобразовать себя так, чтобы не только победить всякий гнев и раздражительность на ближнего, но и быть готовым на самопожертвование за другого, даже если этот другой - враг. Нужно ненавидеть грех в человеке, а не самого человека, - учит христианство. Блаженный Августин выразил это в знаменитом афоризме: «Люби и делай, что хочешь». Сущность христианской нравственности сформулирована в Нагорной проповеди Иисуса Христа (Евагелие от Матфея, глава 5). Начинается Нагорная проповедь с описания блаженств человека. Они существуют как оборотная сторона страданий: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Нравственные предписания христианства обращены к совести человека. Золотое правило: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Христианская нравственная жизнь - это творчество, постоянная работа над собой, а не делание по шаблону, законничество. Открытость Бога для человека - это главная тема проповеди: «Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам». Для христианина нет ничего случайного - он учится быть внимательным к окружающему, чтобы познать волю Бога о себе («Случайности - это язык Бога»). Как наиболее эффективный путь осуществления евангельских норм жизни христианство предложило монашество. Родина монашества - Египет (основатели - Антоний Великий, Пахомий Великий). В IV в. от Р.Х. из Египта монашество проникло в Палестину. В VI в. - и в другие провинции бывшей Римской империи. Крупнейшим центром монашества на Востоке стала гора Афон. Особенностью афонского монашества было соединение аскетических подвигов и активного духовного творчества. Из Афона монашество распространилось в Болгарию, Сербию и Древнюю Русь. Богослужение христианства Основу христианского культа составляют семь таинств. Таинство - это священнодействие, через которое тайным образом действует на человека благодать, спасительная сила Божия. Таинство крещения символизирует принятие человека в лоно церкви. Оно совершается в воспоминание о крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иоардан; кроме того, Сам Христос сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3:5). Посредством таинства крещения человек становится членом церкви, христианином. Ему прощается первородный грех и грехи, которые он совершил до момента крещения. Православная церковь крестит не только взрослых, но и младенцев в воспоминание заповеди Христа: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф 19:14), а также Новый Завет приводит примеры крещения целых семей, в которых, безусловно, были и дети (Деян 10:1-48; 16:15; 16:31; 1 Кор 1:16). Таинство миропомазания совершается в Православной церкви сразу после крещения. Священник помазывает новокрещенного миром (особое ароматическое оливковое масло со смесью душистых веществ), делая знак креста на разных частях тела с произнесением слов «Печать Дара Духа Святого. Аминь.». В этом таинстве человеку невидимо подаются Дары Св.Духа, с помощью которых он растет и укрепляется в жизни духовной. Таинство Причастия (Евхаристия) было установлено Иисусом Христом на тайной вечере: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф (26:26-28). В воспоминание об этом в Церкви совершается таинство причастия, которое состоит в том, что верующий причащается Телу и Крови Христовых под видом хлеба и вина, которые освящаются на Божественной Литургии. Это главное таинство, при котором человек соединяется с Иисусом Христом, поэтому христианин готовится к нему исповедью, молитвой и трехдневным постом. Таинство покаяния (исповеди) (покаяние с греч. - «метание души»), выражает доверительно-духовное общение человека с Богом, возможность откровенного разговора о себе, попытку самопонимания. Таинство исповеди состоит из исповедания и отпущения грехов, отречения от грехов перед Богом и священнослужителем, который выступает как свидетель исповеди, и обещанием исправиться. Таинство брака символизирует нисхождение на будущих супругов Божьей благодати, благословляя неразрывный союз, основанный на любви, верности и взаимной помощи. Таинство соборования (елеосвящения) совершается обычно над больным человеком, посредством таинства человек очищается от забытых или неосознанных грехов и получает Божью благодать, помогающую выздороветь духовно или физически или подготовиться к смерти. Состоит в смазывании частей тела человека освященным елеем с сопровождением чтения молитв и Евангелия. Таинство священства совершается при посвящении в духовный сан. При нем на кандидата в священники и дьяконы нисходит Божественная благодать, он становится посредником между Богом и людьми. Священники ведут свое начало от апостолов - учеников Христа. Некоторые христианские символы Богослужебному творчеству служат все виды церковного искусства: архитектура, иконопись, скульптура, музыка, пение, религиозная поэзия и красноречие. Христианская культура наполнена жизнью, так как именно в ней каждый символ не просто творческое проявление человека, - он связан с духовным осознанием Бога и жизни как таковой. В символе соединяется материальная форма и некая духовная сущность. Свеча - символ человеческой души, ее духа, который озаряет мир, радость духовная, любовь Христа ко всему человечеству. Свечи принято зажигать при молитве дома; в храме свеча - жертва, возжигаемая в воспоминание живых и умерших близких. Икона - Евангелие в красках, окно в духовный небесный мир. На Православной иконе изображаются события и святые как воплощение иного Божественного мира, просветленного и очищенного духовной благодатью. Здесь нет чувствования, эмоций - только аскетическая уравновешенность, гармоничность, одухотворенность. В католических соборах цель у икон иная: отражение эмоциональной связи человека с Богом; поэтому католические иконы больше похожи на картины: чувственные телесные образы соседствуют с аскетичными. Храм - Дом Божий, мир Божий, его цель - воплощать в зримых образах связи земного и небесного. Храм - олицетворение Царства Небесного, это - земное небо, в котором живет и пребывает Бог. Храмы обязательно имеют крест и купол: крест - символ смерти (орудие страданий Христа) и победы над ней, воскрешения, бессмертия. Купол - чертог, символизирует «видимое, земное небо», как правило, держится на четырех опорах, указывающих на четырех евангелистов: Марка, Матфея, Луку и Иоанна. Внешний вид, платок у женщины. Храм - священное пространство, и всякий верующий понимает, что в нем полагается вести себя не так, как в обычном, профанном пространстве. Это касается и одежды прихожанина. И хотя, например, джинсы и непокрытая голова входящей в храм девушки не может воспрепятствовать спасению ее души, но, как заметил диакон А. Кураев, находящемуся в церкви нужно помнить о «таинстве ближнего», которого может смутить и отвлечь от молитвенного общения с Богом нескромный вид вошедшей. Католицизм До середины XI века восточные и западные христиане сохраняли свое единство. Восточные христиане были объединены в четыре патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а западные - в один Римский, в котором патриарх носил древний титул «папы». Но постепенно, в силу различных политических и культурных причин между восточными и западными христианами ослабевало общее понимание того, что такое единство Церкви. Восточные христиане хранили традиционную веру в то, что соборной (всеобщей, кафолической) Церковью является каждая христианская община, которая совершает Причастие (Евхаристию) по благословению местного канонического (законного) епископа. Но благодать и власть у епископов была одинакова: ни один епископ не имел (и не имеет в православии) права вмешиваться в дела другого епископа. В Риме папы начали считать, что у них есть власть над всеми епископами и христианами во всем мире, что папа - наместник Бога на земле, с чем православные христиане никогда не согласятся, помня, что главой всех христиан является Иисус Христос, невидимо присутствующий в каждой церкви. Окончательный разрыв Рима с Православной Церковью произошел в 1054 году, когда кардинал Гумбальт по своей необразованности обвинил Константинопольский патриархат в изъятии из Символа веры слова «и Сына» в том месте, где говорится об исхождении Святого Духа от Отца. Позднее сами католики признали абсурдность претензий Гумбальта, но исправить положение уже не смогли. Православие придерживается традиционного вероучения, которое было сформулировано в первые века христианства и утверждено на 7 Вселенских Соборах. Католическая церковь продолжает изменять вероучение, регулярно созывая Соборы (на сегодняшний день - 21). Несмотря на то, что католики и православные являются братьями-христианами, существуют ряд серьезных догматических препятствий, которые делают единство Православной и Католической Церквей невозможным. Догматические расхождения |
| Православие | Католицизм | | Учение о Троице | Святой Дух исходит от Бога Отца | Святой Дух исходит от Бога Отца и от Бога Сына (латин. Filioque - «и от Сына»). | | Учение о Чистилище | Отсутствует | Чистилище - промежуточное место между раем и адом, где находятся не отягченные смертным грехом души. | | Учение о «сверхдолжных заслугах». | Отсутствует. Понятия святости и спасения соотносимы с каждой личностью в индивидуальном порядке - их нельзя «измерить» и «распределить». Святые, подвижники, стяжавшие благодать Святого Духа, являются друзьями Бога и ходатаями перед Ним за тех, кто обращается к ним в молитве. | За счет деятельности святых и праведников «сверх меры» создается «сокровищница заслуг», которые Римская церковь перераспределяет (в прошлом - за деньги) в виде «индульгенции» («милость, снисходительность») тем грешникам, которые не имеют достаточных заслуг перед Богом. | | Учение о Пресвятой Богородице. | Пресвятая Богородица особо почитается в Церкви, превозносится выше небесных ангелов, но Православная Церковь никогда не принимала дополнительных догматических формул в отношении Девы Марии. Так, Она, как и все люди, не была свободна от первородного греха, а потому была подвластна смерти. Христос - единственный Посредник между Богом и людьми и не имеет никаких «соискупителей». | Приняты новые догматы о Деве Марии: Она была зачата непорочно, от рождения была свободна от первородного греха. И умерев добровольно, телесно воскресла, став вместе со Своим Сыном «Соискупительницей» грехов человечества. | | Учение о верховенстве папы Римского. | Православная Церковь признает Одного Главу над всеми христианами, Одного Первосвященника Господа Иисуса Христа, Единого Безгрешного. Православная Церковь существует как семья независимых автокефальных и поместных церквей, каждая из которых является самостоятельной в своих внутренних делах. Важные вопросы церковной жизни решаются на Соборах (собраниях епископов, иногда совместно со священствующими, монашествующими, мирянами), как это было во времена апостолов. | Папа Римский - глава Католической церкви, наместник (викарий) Иисуса Христа на земле, преемник святого Петра имеет единоличную власть над всеми епископами и христианами мира и непогрешим, когда официально (ex cathedra - с кафедры) выступает по вопросам веры и морали. | | Учение о благодати | Несотворенная, причастная Богу, в ней - главное средство спасения человека, его подлинного соединения с Богом. | Сотворенная, отличная от Бога, отсюда - Бог не может непосредственно общаться с человеком. | | Другие различия | | Крещение | Осуществляется полным погружением в воду | Осуществляется обливанием или кроплением | | Причастие | Употребление для Причастия пресного и квасного хлеба, которые символизируют две природы Христа: божественную и человеческую. · Причащение мирян Телом и Кровью Христа. · Причащение младенцев. · Перед Причастием требуется молитвенная и постная подготовка (3 дня). | · Употребление для Причастия только пресного хлеба. · Причащение мирян только Телом Христовым. · Отказ причащать младенцев. · Пост перед Причастием - 1 час. | | Священство | · Черное священство (монахи) - не женаты, и белое священство - должны быть женаты. Среди апостолов были девственники (апостол Павел) и женатые (апостол Петр имел жену и двоих детей). · Отсутствует сан кардинала. | · Целибат (безбрачное духовенство). · Введен дополнительный сан кардинала. | | |
Протестантизм Протестантами называются христиане, которые в XVI веке отделились от Римской католической церкви. С тех пор протестанты разделились на множество течений и сект, которых объединяет отказ от Священного Предания и признание источником веры только канонические книги Библии. События XVI - пер.пол. XVII вв., которые привели к изменению веры и религиозной жизни христиан в Западной, Центральной и Северной Европе, называются также Реформацией, толчком к которой стало выступление в 1517 году монаха, преподавателя Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера (1483-1546) против индульгенций. Особенности протестантской веры Единственный источник веры - Священное Писание. Спасает только вера, а не дела. Истинная вера, однако, не бездеятельна и проявляется в добрых делах. Все уверовавшие во Христа уже спасены. К совершившемуся спасению ничего прибавить уже нельзя. Поэтому монашество отвергается. Поскольку все уверовавшие спасены, молитва об усопших отменяется. Протестантизм не верит в незыблемость единой Церкви, хранящей апостольское преемство. Все истинно верующие христиане - святые и священники. Поэтому почитания святых и таинства священства нет. Каждая протестантская церковь по-своему определяет выборы и назначение пресвитеров, то есть тех, которые возглавляют богослужение общины и говорят проповедь. Из таинств признаются только крещение, причащение и (иногда) - разрешение от грехов. Все протестанты претендуют на то, что они воспроизводят жизнь христиан апостольских времен. На молитвенных собраниях протестантов главное место отводится проповеди. Все церковное благолепие (иконы, древние песнопения и проч.) устранено. Основные течения в протестантизме - Лютеранство - главным образом в Германии, а также в скандинавских странах и Северной Америке. Сейчас в мире 75 млн. лютеран. - Кальвинизм - в основном в Голландии и Шотландии, а также в США, Германии, Франции. - Англиканство - в Англии, США, Австралии; всего около 70 млн. верующих. - Баптизм (с XVII.), около 35 млн., как важнейшее положение своей веры выдвигают крещение во взрослом, а не в детском возрасте. - Адвентизм ( с XIX в.), уделяющий главное внимание ожиданию Второго Пришествия. - Пятидесятничество (с нач. XX в.), которые утверждают, что дар Святого Духа (харизма) проявляется прежде всего в говорении на языках (глассолалия). Список использованных источников 1. Религиоведение: Хрестоматия: Учеб. пособ. / Автор-сост. П.И. Костюкович. - Мн.: Новое знание, 2000. - 480с. 2. Основы религиоведения: Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1998. 3. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах / Пархоменко И.Т., Радугин А.А. - М.: Центр, 2001. - 368 с. 4. Религия в истории и культуре: учебник для вузов / ред. проф. М.Г. Писманик. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.-430 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|