реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Религия и ее взаимосвязь с основными типами культур

реферат
p align="left">Буддистские школы делятся на:

- хинаяна («малая колесница»), восходящая к первоначальному буддизму, понимается как узкий путь спасения, предназначенный для избранных.

- махаяна (великая колесница»), широкий путь спасения.

Современный буддизм Индии и Цейлона - это обычная религия со всеми ее элементами, и прежде всего с верой в бессмертного Будду и в других личных богов.

В настоящее время в мире насчитывается около 400 млн. исповедующих буддизм в повседневной жизни и 1 млн. монахов-буддистов. Распространен преимущественно в странах Южной и Восточной Азии: Индия, Китай, Япония, Монголия, Таиланд, Шри-Ланка и др. Психология и философия буддизма стали компонентами современных неоязыческих движений, старающихся привлечь человека, уставшего от давления технологического прогресса. Человеку предлагается достичь нирваны, где лишившаяся индивидуальности душа должна слиться с абсолютным «ничто». В западных странах основываются буддистские монастыри, которые ведут миссионерскую работу, главным образом, среди городского населения.

К этому времени относится оформление джайнизма как одного из важных учений Индии.

Джайнизм возник в середине 1 тыс. до Р.Х. Основатель - 30 летний принц Вардхамана, который, пребывая в самосозерцании достиг киваладжняны («всеведения») и стал называться Махавирой («великим героем») Джиной («победителем» сансары). Отсюда самоназвание джайнизма - джайна дхарма, т.е. «учение победителей». Для достижения мокши нужно обрести «три сокровища»:

- «правильное мировоззрение»,

- «правильное познание»,

- «правильное поведение».

Мир состоит из джив - живых индивидуальных душ. Отсюда как важный элемент поведения принцип ахимсы - запрет на убийство живых существ; вегетарианство и отказ от профессий, связанных с возможными убийствами, например, земледелие (можно погубить мелких животных во время обработки почвы). Из опасения уничтожить даже мельчайшее насекомое джайны должны процеживать воду перед питьем, не выходить из дома и не есть ночью, чтобы в темноте кого-нибудь случайно не раздавить и не проглотить (свет зажигать нельзя, ведь это может погубить мотыльков). Аскеты одной из сект северных джайнов всегда носят на лице марлевые повязки, чтобы случайно не вдохнуть какую-нибудь мошку. Они также должны сметать со своего пути насекомых метелками из ниток или павлиньих перьев. В растениях тоже обитают дживы, поэтому совершенная ахимса - перестать есть вообще, и в наши дни, изредка престарелые джайнские монахи в подражание Махавире отказываются от еды и умирают. Тогда джайны с ликованием объявляют о появлении нового джины, достигшего нирваны. Джайны занимались ростовщичеством, торговлей и ювелирным делом.

В современной Индии джайнов около 0,4%, но они имеют значительный вес в индийском обществе: под их контролем большая часть финансового капитала и почти вся ювелирная торговля Индии.

4) Средневековый период (800-1750 гг.)

Доминанта индуизма. Индуизм - термин европейского религиоведения, введенный в XIX в. Сами индуисты называют свою религию хинду дхарма или санатана дхарма, что в переводе - «закон индусов», «вечное учение», «вечный закон».

К V в. брахманы попытались систематизировать мифологию, возродить старые традиции, так возникла знаменитая тримурти, триада верховных богов индуизма: Брахма (создатель), Вишну(хранитель), Шива (разрушитель мира).

В IX в. оформляется философско-религиозное учение веданты (ортодоксальный индуизм), разработанное мыслителем Шанкарой. Согласно веданте, реален только Брахман (высший разум). Преодоление майи (иллюзорного представления об окружающем мире) приводит к пониманию того, что индивидуального «я» не существует. Широкое распространение - почитание Кришны - одно из аватар («нисхождений») Вишну на землю. В этот период творят великие поэты, воспевающие любовь к Кришне: Тулсидас, Сурдас, Мирабаи, Кабир, Джаядева.

В VIII-XVI вв. в Индии нарастает влияние ислама. В этой связи приобретает новое значение древний вид религиозности - бхакти. Он учит, что верующий должен посвятить себя конкретному богу, с помощью которого он может получить избавление. Теперь бхакти приобретает монотеистическую направленность. К XIII в. мусульмане устанавливают политический контроль над страной. Как результат взаимодействия индийской культуры (северного бхакти) и элементов ислама в начале XVI в. возникает религиозное учение сикхизма, проповедующее веру в единого Бога. Основатель - гуру Нанак. Наибольшее количество сикхов - в Пенджабе.

5) Современный период

Начинается с конца XVIII в. с установления английского колониального владычества. В 1757 г. в битве при Плесси войска британской Ост-Индской компании разгромили мусульманских правителей Бенгалии. Британское господство в Индии продлилось до середины XX в. 27.01.1947 была провозглашена Республика Индия.

Воздействие западной, европейской культуры. Английский язык - официальный язык государственного управления, СМИ, высшего образования. Он является одним из государственных языков Индии, хотя им владеет лишь 2% современного населения страны. Тем не менее идет процесс формирования национальной элиты Индии, получившей европейское образование.

Важнейшие ценности индийской культуры выражены в принципах великого индийского учителя, одного из лидеров национально-освободительного движения Мохандеса Карамчанда Ганди (Махатмы) (1869-1948): приверженность истине, ненасилие (ахимса), жизнь в чистоте и довольствии малым, простоту, обращенность внутрь. Своим учителем Ганди считал Л.Н. Толстого, с которым вел переписку. Деятельность и учение Ганди и других видных деятелей, таких как Рабиндранат Тагор (1861-1941), Шри Ауробиндо Гхош (1872-1950), Сарвапалли Радхакришнан (1888-1975) повлияли на обновление индуизма.

В последнее время в мире появилось много миссионеров, использующих учение индуизма, стремясь приспособить его к образу мысли западного человека. В проповедях этих миссионеров зачастую подлинная религия жителей Индии предстает в карикатурном виде, да и сама эта деятельность служит коммерческим интересам ее организаторов. Например, «Общество сознания Кришны», «Трансцендентальная медитация», Миссия Божественного света и др.

Чтобы быть настоящим индусом, нужно родиться в Индии, - гласит народная индийская мудрость. В народной религиозности современной Индии существует разнообразие ритуалов, жертвоприношений и праздников, совершающихся в святилищах и храмах, которых в Индии великое множество. В современном индуизме верят в священную силу и почитают: тысячи богов и богинь, обожествленных героев эпоса, мудрецов (риши), через которых была сообщена воля богов; души предков; полубогов и духов; животных (главным образом корову, обезьяну, кобру и птицу Гаруду, поедающую змей); реки; растения; камни. В молитвах индусов упоминаются почти все эти священные объекты. Считается, что вернее всего исполняются те молитвы, которые совершаются во время паломничества к берегам священных рек.

Сейчас в мире насчитывается около 800 млн. последователей индуизма.

2. Конфуцианско-даосистский тип культуры

Классическая китайская культура - сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.

Конфуцианство - социально-этическое учение о благородном муже и нормах социального поведения. Создателем духовного облика китайца был Кун Фуцзы (551-479 г. до Р.Х.), в латинской транскрипции - Конфуций. Для Китая это время было беспокойным: родовое патриархальное общество разрушалось, и на смену ему приходила власть, опирающаяся на бюрократический аппарат. Крушение устоев старины порождало ощущение хаоса. Конфуций идеализирует древние традиции, призывает следовать гуманности и мудрости благородных мужей прошлого. Учение Конфуция дошло в виде собрания его размышлений в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»). В целом, к каноническим сборникам конфуцианства относятся Пять трактатов (включая знаменитые «Книгу песен» (Ши цзин) и «Книгу перемен» (И цзин) и Четверокнижие, в которое входят «Беседы и суждения» (Лунь Юй).

Предмет его учения - управление государством. Это искусство Конфуций считал равным искусству справедливости. Он ввел три категории долга: по отношению к родственникам, к общине, к государству. Основными нравственными принципами Конфуций считал «золотую середину», «человеколюбие», «взаимность». Для его учения характерно представление о главенстве, доминировании социального, культурного начала в отношениях между людьми. Только как творец ценностей культуры человек обретает бессмертие, воплощает себя в позитивных делах, соответствующих традиционным нормам.

Идеал, созданный конфуцианской традицией, - благородный муж (цзюнь-цзы), обладающий 5 добродетелями:

- гуманность (жэнь),

- благопристойность (ли) - осведомленность в обрядовых, этикетных отношениях, ритуалах,

- справедливость (ли) - способность подчинить свои субъективные потребности требованиям долга и общественным задачам,

- мудрость (чжи),

- верность (син) - преданность своей стране, государю, начальнику, отцу, убеждениям и данному слову.

Жизнь благородного человека проявляется в пяти видах отношений:

- отца и сына

- правителя и подданного

- старшего и младшего брата

- мужчины и женщины

- друга с другом.

В семье должно быть абсолютное послушание старшим, как и в государстве - начальству и властям. Учение Конфуция о «сыновней почтительности» легло в основу обновленного традиционного культа предков, до сегодняшнего дня остающегося важнейшим компонентом китайской цивилизации.

Большое значение в конфуцианстве придается ритуалам, нормам поведения, чем выше чиновник - тем тщательнее он должен им следовать. Всякий, желающий занять положение в обществе, должен был подчинить им всю свою жизнь.

В конфуцианстве отсутствовали профессиональные священнослужители, жертвоприношения совершались главами семей, государственными чиновниками и императором. Наряду с культом Неба особенно почитается государство, возглавляемое императором - цивилизованный Китай, который есть Поднебесная, - противостоящая «варварам». Почитание государства выражено в социально-этических установлениях и административно-политической системе - регуляторе экономических процессов.

Конфуций призывал не стремится к личному благополучию: «Питаться грубой пищей, спать подложив под голову локоть - радость в этом! А богатство и знатность, добытые бесчестным путем, - для меня это словно парящие облака»; находить удовлетворение в самом процессе познания действительности: «Учиться и постоянно повторять изученное - разве это не радостно?».

Конфуцианство определило такие важные черты китайской культуры:

- доминанта этической компоненты,

- ритаулизм, символичность поведения,

- отсутствие психологизма, не характерна драматизация духовной жизни,

- высокая оценка знаний, образованности, учености, что предопределило господство интеллектуалов в системе административного управления традиционного Китая,

- интерес к культуре повседневности, к традиционному, унаследованному, любовь ко всему старинному.

В императорском Китае конфуцианство являлось государственной религией, уважительное отношение к этой идеологической системе сохраняется и в Китайской республике на Тайване. В годы «культурной революции в КНР» (1966-1976) учение Конфуция было признано опасным и несовместимым с коммунистическими идеями маоизма. Однако и после смерти Мао Цзэдуна конфуцианство продолжает играть заметную роль в жизни китайцев. Этому способствует то, что весь социально-этический строй жизни не только китайского, но и других дальневосточных обществ базируется на исторически усвоенных принципах конфуцианства.

После смерти Конфуция правитель царства Лу построил ему храм и повелел, чтобы в честь него совершались жертвоприношения. В народе Конфуций всегда почитался как божество. Существует посвященный ему ритуал с жертвами, религиозными танцами и молитвами.

Даосизм как религиозно-философская основа китайской культуры.

Первым даосским мыслителем (и основателем даосизма) традиционно считается Лао-цзы (Ли Эр, Лао Дань), живший, по преданию, на рубеже VI-V вв. до Р.Х. Он оставил у начальника пограничной заставы Инь Си (Гуань Инь-цзы) изложение своего учения под названием «Дао-Дэцзин» («Какон Пути и Благодати»), прежде чем ушел навсегда из Китая на Запад. Однако Лао-цзы уже в древности казался фигурой полумифической, а его имя («Престарелый Мудрец», «Престарелый Младенец») открыло широкие возможности для мифотворчества. В «Дао-Дэ цзине» речь идет о Дао (букв. «путь») - единое первоначало всего сущего, вечная реальность, непреходящий закон мироздания, единая субстанция и одновременно абсолютная мировая закономерность. Весь мир - проявление, развертывание Дао; каждая вещь, доходя до предела своего созревания, вновь возвращается в глубину первопринципа Дао. Смысл человеческой жизни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним. Однако человек может сходить с этого пути познания Дао, отступать от него, нарушая первозданную простоту естественности, как своего бытия, так и вселенной. Проявляется это и в приверженности к многознанию, и в создании социальных институтов. Поэтому «Дао-Дэцзин» призывает вернуться к изначальной природе, к упрощению и естественности. Никто не должен вмешиваться в изначальный порядок вещей, необходимо, чтобы все текло само собой. Этот принцип выражен в понятии «недеяния» (у вэй). Мир сам по себе не является нашим, и поэтому мы не вправе изменять его порядок. Он наш только в том смысле, что мы в нем живем и его понимаем. Недеяние - это отказ от действий в мире по собственному усмотрению, отказ от «улучшения» мира, это следование естественному течению жизни.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.