реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Религиозные верования германо-скандинавских народов

реферат
p align="left">Во временном аспекте скандинавская мифология делится на космогоническую и эсхатологическую (мифы творения и конца мира), между которыми существует неполная симметрия. Мир возникает из взаимодействия воды и огня с холодом и погибает от пожара и наводнения, стужи и жары, в «начальные» и «конечные» времена повторяются примерно те же поединки богов и хтонических демонов. В то же время асы и ваны (основные группы скандинавских богов), враждебные в «начале», выступают в «конце» как единое племя богов, Один и Локи - как двойники в космогонии и антиподы в эсхатологии. Возникновение мира рисуется как заполнение пустоты мировой бездны Гинунгагап и преобразование хаоса в космос. Великаны не только противостоят богам в пространстве, но и предшествуют им во времени; первосущество великан-гермафродит Имир происходит из остывающих подземных вод (Эливагар), заполнивших мировую бездну Гинунгагап; из его подмышек, а также от трения ног рождаются другие инистые великаны. Боги убивают великана Имира и создают из его тела мир. Боги (сыны великана Бора) «поднимают» землю (по-видимому, из первичного океана, окружающего её в пространственной модели мира, ср. также вылавливание Тором «змея Мидгарда») и устраивают на ней прекрасный Мидгард; три аса (Один, Лодур и Хёнир) оживляют древесные прообразы людей - Аска (ясень) и Эмблу (ива или ольха), которые, собственно, и должны жить в Мидгарде; появляются норны, определяющие их судьбы. Боги устраивают небесный свод и определяют роли солнца (Соль) и месяца (Мани) - сестры и брата. В процессе мироустройства они обуздывают хтонических чудовищ - змея Ермунганда, волка Фенрира и их сестру Хель - хозяйку царства мёртвых (а затем - и их отца Локи). Однако впоследствии (с приближением «конца мира») эти чудовища должны будут вырваться. В скандинавской мифологии в саму космогонию проникают эсхатологические мотивы. Миф об убийстве юного бога Бальдра становится прологом к собственно эсхатологии. Мировое древо содрогается, когда хтонические чудовища вырываются на свободу, приплывает корабль мертвецов, появляются сыны Муспелля и огненный великан Сурт. В последней битве (Рагнарёк), в которой на стороне богов участвуют также павшие воины (эйнхерии), боги и хтонические чудовища убивают друг друга. Сурт поджигает мир, который и погибает в огне и наводнении. «Правда, как выясняется из последних сцен пророчества, земля вновь возродится и младшие боги, боги «второго поколения», вернутся из Хеля на её зелёные поля» [1, с. 223]. Иногда в возрождении земли видят следы христианского влияния (как и в усилении эсхатологических мотивов в целом, но цикличность естественна для индоевропейцев, поэтому христианское влияние можно видеть скорее в возвышении Бальдра, олицетворяющего страдающего и воскресшего бога-жертву.

Раздел 3. ОСНОВНЫЕ БОЖЕСТВА ГЕРАМАНО-СКАНДИНАВСКОГО ПАНТЕОНА

Скандинавская мифологическая традиция, зафиксированная в XIII веке, даёт довольно полный перечень богов, хорошо отождествляющихся с аналогичными образами параллельных мифологических традиций. Специфическим является прежде всего возвышение хтонического бога (или культурного героя-шамана) Одина до уровня небесного бога, а также наделение сияющего небесного бога индоевропейцев функцией бога войны.

Бог Ясного Неба (законодательная функция) - это Тюр. По древнегермански его имя звучало “Тиу”, что соответствует греческому Зевс, индийскому Дьяус, балтскому Диевас, славянскому Дий, хеттскому Тиват, этрусскому Тин, галльскому Тевтат. Однако Тюр (подобно своему ирландскому двойнику Нуаду) не трактуется в литературных источниках как небесный бог. Он сохранил (да и то не полностью) роль покровителя племенного коллектива. Поскольку у древних германцев полноправным членом племени был мужчина-воин, Тюр приобрел дополнительную функцию бога войны. Он являлся также покровителем воинского права, связанного с судебными тяжбами на тинге (собрании членов племени).

Богом Земных Сил у скандинавских народов был Фрейр, олицетворявший растительность, урожай, богатство, мир. Его изображения несли черты фаллического культа. В древности Фрейр был очень значительным божеством, однако, в “Эдде” он не играет самостоятельной роли. Многие характеристики Бога Земных Сил вобрал в себя Один, у Фрейра же остались лишь рудиментарные черты: упоминание о том, как он убил оленьим рогом великана Бели, а также статуэтка Фрейра из Реллинге - безрогая, со скрещенными ногами и большим фаллосом [6].

Верховное положение в скандинавском пантеоне занял Культурный Герой - Один (германский Вотан, англосаксонский Воден) - верховный бог или бог войны, в генезисе - хтонический демон, покровитель воинских союзов и воинских инициаций и бог-колдун (шаман). Очень важно свидетельство древних римлян, отождествляющих Вотана с Гермесом/Меркурием, вестником богов, покровителем странников, проводником душ умерших (психопомпой). Гермес обладает и функцией покровителя стад, умножающего приплод. Одной из важнейших функций Одина было собирание душ умерших (но исключительно героев, павших в битве) в Вальхалле, в предвидении грядущей эсхатологической битвы. Один как медиатор добыл в мире теней тайные руны и забрал у великанов мёд поэзии, узнал от пророчицы-вёльвы информацию о судьбах мира. образ Одина-странника по описанию (плащ, посох, широкополая шляпа) подобен Гермесу.

Богом Грома, осуществляющим силовую функцию, в скандинавской мифологии, безусловно, является Тор. Ему соответствует древнегерманский Донар. В обеих “Эддах” Тор ведет себя как могучий богатырь, борец с великанами и чудовищами, противник Мирового Змея. Обращает на себя его дружественное отношение к людям, что не совсем типично для Громовержца. Поскольку, Один стал главой скандинавского пантеона, Тор превратился в его сына. Но, несмотря на это, отголосок враждебности между ними сохранился, в частности, в эддической “Перебранке Харбарда” Один умно и зло издевается над Тором, стоящим на другом берегу реки (здесь также важна концепция владыки Вальхаллы, как перевозчика-лодочника - вспомним греческого Харона). Если учитывать, что Один - во многом хтоническое божество, то боьба с громовником Тором есть вполне закономерный эпизод с точки зрения индоевропейских корней германо-скандинавских верований.

В пантеон кроме описанных выше входят боги: Хеймдалль (страж богов и мирового древа); Хёнир, Улль (бог - стрелок из лука и лыжник); Бальдр (юный бог - ритуальная жертва); Ньёрд (плодородие, море и судоходство); Хёд (слепой бог, убийца Бальдра); Локи (мифологический плут и насмешник, отец хтонических чудовищ, посредник между богами и великанами); Браги (бог-скальд) и некоторые другие. Имеются ещё юные боги Видар, Вали, Магни и Моли, которые функционируют главным образом как мстители за отцов и братьев; Хермод, который пытается вернуть брата Бальдра из хель. Вили и Be упоминаются только как братья Одина и «сыны Бора», а Од - как муж Фрейи (и, вероятно, ипостась того же Одина). Богини (имеющие в основном отношение к плодородию и деторождению) - это прежде всего Фригг, Фрейя, Сив, Идунн, а также охотница и лыжница Скади, иногда упоминаются Гевьон и Фулла.

«Если в культе большое значение имели Один, Тор и Фрейр, то в повествовательных мифах главными действующими лицами являются Один, Тор и Локи, выступающие прежде всего в роли культурных героев: Один - как культурный герой - творец и шаман (жрец). Top - как героический борец, ограждающий богов и людей от чудовищ, Локи - как отрицательный вариант культурного героя - мифологический плут - трикстер» [4]. У Одина подчёркивается ум (в его синкретическом понимании, включающем магическую силу и коварство), у Тора - физическая сила и богатырская ярость, у Локи - хитрость и плутовство. Соответственно Тор выступает как главный противник великанов и мирового змея, Один - как добытчик священного мёда и рун, носитель мудрости, магии и пророчеств, а Локи - как вечный «добытчик» (посредством трюков), мифологических ценностей у карликов для богов, у богов для великанов и т. д., как оператор их вечной «циркуляции». И Один, и Тор (а также и оттеснённый Тюр) являются богами неба и войны. Параллелизм устраняется тем, что Один - бог военной магии и военной дружины, покровитель героев и сеятель раздора между ними, a Top - бог-богатырь, моделирующий вооружённый народ, защитник «своих» (богов и людей) от «чужих» - различных демонов; Один - бог неба как хозяин воинского «рая», а Тор сведён к специализированному громовнику. Локи выступает как комический дублёр Одина в космогонии и его демонический противник в эсхатологии. У них обоих есть шаманские черты, но шаманские странствия Локи ограничены горизонтальной проекцией, тогда как образ Одина тесно связан с мировым древом. Он вытеснил в этом громовника Тора и соперничает со стражем богов Хеймдаллем, который первоначально, по-видимому, был тождествен мировому древу Иггдрасилю [параллелизм между ними отразился в мифе о спрятанных под древом глазе Одина и слухе (или роге) Хеймдалля]. Условно Одина и Локи можно соотнести как белое и чёрное шаманство. В качестве позитивного творца Один - отец асов, а Локи - отец хтонических чудовищ, Один - хозяин небесного царства мёртвых для избранных, а Локи - отец хозяйки подземного царства мёртвых и тайный виновник первой смерти (смерти Бальдра), которая является одиническим жертвоприношением (реальный убийца Хёд - также, возможно, дублёр Одина).

В процессе эволюции скандинавской мифологии, по-видимому, очень существенным было всё большее выдвижение на первый план Одина и всего одинического комплекса, как небесной воинской мифологии. Начав с позиций психопомпы и культурного героя-шамана, Один постепенно вытесняет таких небесных богов, как Тор (классический пример громовника, зачастую становящегося в индоевропейских системах верховным божеством) и даже Тиу, который как светозарный бог вполне претендовал на верховенство над небесными силами. Также характерной особенностью германо-скандинавских верований является то, что великих богов мужского пола почти всегда наделяют функциями бога войны, что связано с социальной системой германцев и скандинавов. Ещё одним штрихом к общей картине выступает борьба поколений, где фигурирует как борьба богов с великанами, так и конфликт между разными поколениями богов. Если первую отражает помимо космогонически-эсхатологической истории борьба между Тором и Локи, то второй можно проследить на взаимоотношениях Тора и Одина.

ВЫВОДЫ

Религиозная система германо-скандинавских народов является производной от общеиндоевропейских верований, но в силу достаточно долгого и интенсивного развития приобрела со временем значительные особенности. Эволюция космогонических взглядов германцев прослеживается во всё большем внимании к эсхатологической истории, а с появлением фактора христианского влияния - также к роли бога-жертвы Бальдра (сына ставшего на тот момент верховным богом Одина). Тем не менее, германо-скандинавская структура мироздания остаётся в своих принципах типично индоевропейской, основанной на трёхчастном делении мира относительно мирового древа, на диалектической взаимосвязи линии Асгард-Мидгард-Хель. Теогония исследуемых народов заключается в последовательной и насильственной смене поколений сверхъестественных существ - великанов и нескольких поколений богов, что отражается также в конфликте Локи, Тора и Одина. Роль и эволюция образа последнего заслуживает самостоятельного исследования, поскольку феномен замещения верховного небесного бога и бога-громовника хтоническим по существу Вотаном является уникальным для европейских этносов. Можно проследить, как Один постепенно перебирает на себя функции бога войны, шамана-культурного героя, небесного бога, всеведущего благодаря жертве самому себе, и, наконец, верховного бога. Можно предположить здесь христианские мотивы, поскольку известно широкое и раннее влияние христианства на эволюцию германо-скандинавских верований. Также предполагается взаимопроникновение мифических образов или сюжетов между религией германцев и религиозными системами соседних народов, прежде всего

Список использованной литературы

1. Забияко А.П. Религия древних германцев // История религии. В 2 т. Т. 1. Учебник / В.В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лапина и др.; ред. И.Н. Яблокова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2007. - С. 219-235.

2. Иллюстрированная история религий. В 2 т. Т. 2. Ред. П.Д. Шантепи де ля Соссей. - М.: Издательский отдел Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1992. - С.435-462

3. Козловский И.А. История религий: Учебно-методическое пособие. - Донецк: ДонГИИИ, 2004. - С. 52-54.

4. Мелетинский E. М., Гуревич А. Я. Скандинавская мифология // http://www.edic.ru/myth/art_myth/art_4064.html

5. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1986. - С. 216-227.

6. Фанталов А. Образы богов в скандинавских мифологических текстах // http://mythology.newmail.ru/myth1.htm

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.