p align="left">Изложенные выводы вовсе не означают, будто на Востоке отказались от гуманных принципов и впали в сплошной нигилизм. Только для обоснования чести и достоинства, верности долгу и взаимопомощи там нашли другие аргументы. Видимо, потому, что там другая природа и иная история, чем у европейцев. Вместо Бога у буддистов эксплуатируется память об основоположнике этой веры. Будда теперь рассматривается как сверхъестественное существо, которому можно молиться и просить его о милостях. Будда может вселиться в любого человека, даже в животное, предмет. В конечном счёте, человек -- это и есть Будда, только не каждый и не всегда сознает это. Священники этой веры -- бодхисаттвы отказываются от собственной нирваны ради спасения всего живого. Поэтому верующие буддисты поклоняются им тоже. Заветная для буддистов нирвана приобретает черты рая -- чистой земли-сада и дворца, где достойный спасения освобождается от мучительных перерождений на этом свете. Пока буддист жив, он может приблизиться к нирване несколькими путями. Во-первых, это ритуал -- строгое, скрупулезное соблюдение правил обыденной жизни. Ради того, чтобы находить смысл (и, значит, удовлетворение) не в результате своих действий, а в процессе их совершения. Попросту говоря, делать всё “с чувством, с толком, с расстановкой”. В Китае и Японии написаны целые книги о процедуре утренней уборки постели, чаепития, беседы, размышлений и т.п. моментов ежедневности. Одна из буддистских притч гласит: юный послушник обратился к настоятелю монастыря: “Учитель! Укажи мне путь!” (в жизни). Тот ответил вопросом на вопрос: “Ты уже ужинал?” “Да”. “Тогда пойди и вымой еще раз свою миску”. Благородный восьмеричный путь, завещанный Первобуддой, включает в себя: веру, решение, речь, действие, жизнь, усилие, мысль, сосредоточение. Если правильно распределить и сочетать эти моменты поведения, то просветление достижимо уже здесь и сейчас. Таким образом, в отличие от прочих религий, буддизм призывает не менять эту жизнь на вымышленные миры, а упорядочивать ее саму, такую, какая она есть у каждого из нас на самом деле. Во-вторых, кроме следования “восьмеричному пути”, буддизм практикует словесный дзэн -- диалоги с наставником и самим собой, цель которых -- опустошение сознания, разрушение представлений о собственном “Я”. Этой цели служат, например, загадки (япон. коан; кит. гунань), которые наставник обращает ученику для того, чтобы навести его на правильный, хотя и непривычный, парадоксальный на первый взгляд вывод. “Что такое дзэн? -- А кто ты такой? -- (Молчание). -- Ты понял? -- Нет. -- Значит, этот незнающий и есть ты”. Или такие упражения. “Садись здесь и думай, пока не поймешь: “Каким было твоё лицо до рождения твоих родителей?”; “Слушай звук от хлопка одной ладонью...”; “Обладает ли собака природой Будды?”; и т.п. Как видно, буддисты считают, что истина не вне тебя, а в твоей собственной душе. Чтобы узреть ее на самом дне души, следует “вылить всю чашу сознания”, т.е. суетных мыслей, надежд и намерений. Тогда в душе останется покой. Но без умственного потрясения не освободиться от привычной логики. Поэтому наставник дзэн ставит перед послушником своего монастыря вопросы типа: “Это посох? Не торопись с ответом. Если ты назовешь эту вещь посохом, получишь 30 ударов. Если не назовешь -- тоже 30. А теперь говори! За молчание получишь 60 ударов...” Как видно, буддизм ориентирует своих поклонников не на преобразование мира, обстоятельств жизни, а на самовнушение, психотехнику отрешения от мира. При этом человек, конечно, отнюдь не выпадает из жизни, продолжает заниматься своими обычными делами. Он просто переоценивает их значение и смысл. Он учится ценить не только результат, но и процесс своей деятельности. Он избавляется от лишних привязанностей, привыкает соблюдать золотую середину во всём. Будда отнюдь не призывал умерщвлять плоть, истязать дух -- это такая же крайность, как и сибаритство, лень, безудержная тяга к наслаждениям. Вершиной поклонения Будде выступает сияющий дзэн молчания -- созерцание идеи пустоты в ритуальной позе. “Осколками” этой процедуры служит эстетизация отдельных предметов (цветов лотоса или вишни-сакуры), пейзажей, времен года. “Видеть небо в чашечке цветка” люди Востока умеют лучше нас, европейцев. Менее сложными способами самоусовершенствования выступают здесь фусин -- разумный труд как продолжение и воплощение психического усовершенствования. В том числе, так называемый ежеминутный дзэн -- ритуализация всех моментов повседневной жизни (вроде знаменитой чайной церемонии в Китае или питья рисовой водки-сакэ в Японии порциями по 5-10 граммов). Кульминацией практического дзэн-буддизма выступает бусидо -- путь воина. Это нравственный кодекс японского самурая -- дворянина, дружинника, служившего средневековым феодалам, затем японскому государству в лице императора. Альфа и омега бусидо -- самоконтроль и самообладание, особенно перед лицом опасности, смерти. Для воина смерть -- великое событие, цель его жизни -- вхождение в Му -- небытие, возвращение в вечность. Самурай не ищет смерти, но и не уклоняется от неё, когда она приходит. Не рождается тот, кто не умирает, учат самураев. Если есть жизнь -- пусть будет жизнь. Если приходит смерть, я и после неё стану буддой. Не возлагай надежд ни на жизнь, ни на смерть. Всё равно тебе быть буддой. И тут, и там. Вывод о том, что надо жить сегодняшним днём, даже мгновением потому, что всё в этом мире преходяще и, в конечном счете, исчезает без следа -- одно из общечеловеческих открытий буддизма. Показательно для буддизма проводимое им сравнение человека с колесницей (т.е. механизмом). Люди, конечно, устроены сложнее, нежели изделие из дерева и металла. Однако принцип устройства похож. Если колесница разобрана на части (спицы, ободы колес, оси и т.д.), она перестает существовать как данный предмет, но сами-то части по-прежнему существуют. “Деталями” человека служат тело, ощущения, восприятия, желания и сознание всего этого. Раз личность разложима на эти части, то наше “Я” обусловлено ими, производно от них. Следовательно, никакого неизменного начала в человеке нет. В том числе нет и “души” и, тем более ее “переселения” в другие тела после смерти, как верят брахманисты. Есть только дхарма -- временное объединение частей человека. Жизнь -- постоянные вспышки дхарм. После нашей смерти они складываются в новую “мозаику”. И так вечно. Мир -- бесконечное колебание дхарм. Буддизм, таким образом, поощряет стойкость, конформизм (повиновение наставникам, начальникам), верность и сосредоточенность. Будущее не вызывает у буддиста тревог -- зачем о нем беспокоиться, раз призрачно даже настоящее. Но вместе с тем, буддизм не приводит к аскетизму, безделью, немощи. Внешне поведение остается насыщенным делами, поступками. Только отношение к ним, оценки жизни меняются. Так, против самураев трудно воевать: они не боятся смерти, но и за жизнь цепляются до последней возможности. Они не поддаются эмоциям, но при этом остаются весьма активны на поле боя, как и в остальной жизни. Ощущение неполной реальности происходящего позволяет им ослабить нервное напряжение. Что не мешает поклонникам дзэна любоваться жизнью, предаваться глубоким размышлениям о ней, достигать своих целей (Это хорошо показано в фильме Акиро Куросавы “Семь самураев”). С 1950-х гг. буддизм пережил взлёт популярности в странах Запада, особенно среди артистов, художников, прочей интеллигенции, молодежи. Причиной его распространения стало разочарование в западном образе жизни, усталость от вечной погони за жизненным успехом, заработками и богатством, от жестких стандартов прежней культуры. Идея нирваны (вырванная из своего восточного контекста) позволяла выпасть из жизненной колеи, вести растительное, пассивное существование. Свободный секс, наркотики, неряшливая одежда, бродяжничество -- эти черты движения хиппи и т.п. маргинальных групп густо замешаны на идеях буддизма. Знак хиппи “пацифик” символизирует ненасилие, примирение со всем и вся, но и отчужденность от всего на свете (семьи, профессии, долга). Западная мутация буддизма акцентирует те его стороны, которые устраивают современных отшельников, отказников, еретиков. Буддизм дает им своеобразные правила бегства. Дополнительный стимул интереса к буддизму и вообще Востоку -- интерес человека, особенно молодого, к своему внутреннему миру, тайнам и возможностям психики. Будистские афоризмы подкупают своей категоричностью, яркой образностью, новизной для представителя иной культуры. Кажется: вот он, ключ к тайне своего “Я”, верный путь самопознания. Тем более, когда философия буддизма преподносится в упаковке восточных единоборств, где главное не физическая сила сама по себе, а прежде всего ловкость и самообладание. Из них, пожалуй, только дзюдо в силу наименьшей экзотичности, своего рода университетского характера приблизилось к традициям западного спорта и включено в программу Олимпийских игр. Эту борьбу (в переводе -- “гибкий путь” к победе) изобрел профессор Дзигаро Кано (1860-1938). «Нападающего тяни, падающего толкни» -- этот постулат дзюдо прямо противоположен принципу европейского бокса. Для буддизма, повторю, сознание, разум, логика вообще не имеют ценности, они нежелательны. Идеалом является пустота -- и твоего духа, и целого мира. Для сторонника иных воззрений утрата смысла жизни -- это трагедия, а для буддиста -- доказательство отсутствия такого смысла вообще, свидетельство иллюзорности мира и нашего существования в нем. Итоговая оценка духовной роли буддизма двойственна. С одной стороны, это своего рода кризис души, ее разгром при столкновении с реальной жизнью. Буддист ищет спасения в одиночестве. На Востоке это оправдано многими особенностями его истории (исключительно деспотические государства, кастовое деление общества, маломеханизированный труд, постоянные опасности со стороны тропической природы). С другой стороны, буддистские идеи -- абсурдизм, приспособленчество, слепое повиновение старшим и наставникам, мелочность чужды западному мышлению. Идеалы настоящего европейца, особенно христианина -- разум, решение, дело. А в отношениях людей -- равноправное сотрудничество. Так, европейский спортсмен жмёт руку тренеру, а не падает перед ним на колени. На Западе, в Европе буддизм выглядит скорее модой, причудой, протестом слабых против элементов абсурда и хаоса в политике, экономике, обыденной жизни. Хотя в любых условий у буддизма стоит поучиться привычке понимать непонятное, по детали судить о целом, умению жить сегодняшним днём, ощущать прелесть жизни при любых её обстоятельствах. Ислам (по арабски -- “покорность” воле Аллаха) или же мусульманство (муслим -- по арабски “вверивший себя Аллаху”) также относится к числу действительно мировых религий по огромному количеству своих сторонников. Эта религия возникла в начале VII в. н. э. на Ближнем Востоке, в Западной Аравии. Ислам освятил становление государственности в среде арабских племён. Арабы -- прирождённые воины и умелые торговцы. В условиях глобального кризиса, который охватил культуру Западной Европы при переходе от Античности к Средневековью, арабы, как более молодой и динамичный этнос, переняли, сохранили и умножили многие достижения европейской мысли в науке, философии, религии. Ислам стал идеологией арабской культуры. Вместе с арабскими завоеваниями и торговыми караванами идеи ислама распространились на многие регионы Востока и некоторые Запада. Сегодня мусульмане составляют подавляющее большинство населения в странах Ближнего (Турция, Сирия, Иордания, Ирак, Объединённые арабские эмираты, Судан, Сомали) и Среднего (Иран, Афганистан, Пакистан) Востока, так называемого Магриба (Марокко, Алжир, Тунис, Ливия), Индонезии. Очень много мусульман также в Ливане (до половины населения), Индии, Пакистане, Китае, Эфиопии, Албании, бывшей Югославии, Болгарии. Господствует ислам по южному краю бывшего СССР -- в Средней Азии, Казахстане, Азербайджане. А в России -- на Северном Кавказе и в Дагестане, в Калмыкии, Татарии, Башкирии. Вместе с выходцами из этих регионов исламские общины существуют в большинстве остальных районов Земли. Общее число мусульман во всём мире подходит к миллиарду. Исторически так получается, что многие наиболее кровавые и затяжные конфликты и войны в недавнем прошлом и сейчас ведутся в зонах, где исламисты сталкиваются с представителями иных этноконфессиональных традиций (Турция -- Армения; Армения -- Азербайджан; Израиль и его арабское окружение; сербы, албанцы и хорваты в бывшей Югославии; Афганистан; США -- Ливия, Иран; русский Кавказ и мн. др.). Чтобы правильно судить об этих политических коллизиях, понимать богатую историю и культуру Арабского Востока, нужно познакомиться с характером ислама как религии и соответствующего ей образа жизни. Основоположник ислама Мухаммед (570-632) принадлежал к знатному, но обедневшему роду, жившему в городе Мекке -- одному из крупнейших торговых центров Аравии. Через этот город пролегали караванные пути из Африки и Йемена в Палестину и Месопотамию; здесь ежегодно собиралась всеаравийская ярмарка, на время которой устанавливалось перемирие сражавшихся между собой арабских племён. Здесь располагалась Кааба -- главное святилище Аравии, каждое из племён которой поклонялось своему богу. Их каменные идолы были выставлены в Каабе. Каабу контролировало племя курейш, в одном из родов которого (хашим) и родился Мухаммед. Мальчик рано осиротел и воспитывался в семье деда, а затем дяди. С детства Мухаммеду пришлось трудиться -- пастухом, погонщиком верблюдов, торговым агентом. Выгодно женившись на богатой вдове Хадидже, он самостоятельно занялся торговлей. Разъезжая по торговым делам, Мухаммед часто встречался с проповедниками разных религий, в том числе монотеистических -- христианами, иудеями, ханифами (арабскими представителями единобожия в лице Аллаха). В спорах с ними, собственных размышлениях о Боге, Мухаммед выработал исходные идеи новой религии. Когда ему исполнилось 40 лет, его стали посещать видения ангелов и демонов, слышаться их голоса. Рассказывая про это, Мухаммед заслужил репутацию нового пророка. Он собрал вокруг себя небольшую группу первых последователей ислама, прежде всего своих родственников и свойственников. Не получив признания в родном городе, Мухаммед и его община (полтораста человек) переселились в соседний город Йасриб (затем переименованный в “город пророка” -- Медину). Это событие (хиждра -- переселение) в 622 г. считается началом истории новой религии и нового летоисчисления, принятого затем во всем исламском мире. В Медине Мухаммед стал главой города и полководцем его войска. Оно успешно воевало с соседями, захватывало направлявшиеся к ним торговые караваны.
Страницы: 1, 2, 3
|