реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Причины распространения богомильства в Болгарии

реферат
ервые ясные сведения о деятельности богомилов в Болгарии содержатся в письме Феофилакта, относящемся к 936-956 годам. Патриарх сообщает, что в стране распространилась новая ересь, охватившая широкие круги населения. В письме есть указание на то, что к секте принадлежали так же священники. Эти священники-богомилы, несомненно, были выходцы из среды низшего духовенства, преимущественно сельского. Оно имело достаточно оснований негодовать на привилегии высшего клира. Не следует забывать, что основатель еретических сект - главный распространитель богомильства поп Богомил - сам был священником. Это обстоятельство яснее всего показывает, что богомильское движение в начальной стадии своего существования было тесно связано с тем недовольством, которое возникло внутри клира, и которое было обусловлено существовавшей в его среде резкой социальной дифференциацией.

5. Эпоха византийского господства

После завоевания западно-болгарского государства Василием II, сломившим упорное сопротивление Самуила и его преемников, положение болгарского народа начало быстро ухудшаться и скоро стало крайне бедственным. Особенно тяжелой для крестьян стала реформа 1040 года, переводившая с натурального на денежный оброк, что приводило к разорению крестьянства. Но богомильство выступает на передний план в это время только после смерти Самуила. Но теперь причины распространения были иными. Богомильство приобретает черты, чуждые еретикам предшествующей эпохи. Если ранее источником всех зол считался царский двор, богомилы категорически отказывались воспринимать существующую политическую систему, то теперь эксплуататор, представитель господствующего класса был чужестранцем, человеком, говорившем на чужом языке, человеком другой культуры. В результате богомильство всё более приобретало черты национального движения, протеста против господства чужеземцев - это было явление, неизбежное в изменившихся условиях.

Любопытно подчеркнуть, что в эпоху византийского господства совершенно иной характер приняли взгляды богомилов на деятельность Петра. Та власть и система управления, на которые они когда-то нападали, теперь стали прекрасным воспоминанием: "... и царствовал (царь Петр) в Болгарской земле 12 лет без греха, не имея жены, и благословенно было его царство. Тогда, именно во дни и годы святого царя Петра, у болгар всего было в изобилии - пшеницы и масла, меда, молока и вина, и неисчислимы были дары божий, и ни в чем не было недостатка". Эти слова принадлежат автору так называемой "Болгарской апокрифической летописи" Иеанов Йорд "Богомильские книги и легенды". София 1925, всецело проникнутой богомильскими тенденциями.

Повышение финансового и административного гнета, а так же разрушительные набеги печенегов и узов, войн с норманнами - вот, что являлось причиной распространения и популярности богомильства в 11 веке. Центром распространения богомильства остается Македония и юго-западные пограничные области Болгарии.

В 12 веке влияние распространение богомильского учения достигает апогея. В 1167 году в городе Сан-Фелис, близ Тулузы состоялся Собор, на котором своего рода папа, некто Никита из Константинополя, в заключительной части повествования отметил все существующие общины. Согласно этим данным.

В качестве центров богомильских общин и братств в Болгарии и на Балканском полуострове того времени упоминаются города Пловдив, Мельник, Константинополь. Позднее источники XIII-XIV веков указывают на существование богомильских организаций в Софии, Константинополе, Тырнове, Солуни и др. Все это показывает, что, несмотря на свой массовый, первоначально крестьянский характер, присущий многим средневековым ересям, богомильское движение зарождалось и развивалось преимущественно в городах, причем в самых крупных и значительных из них.

Именно в этих городах, являвшихся центрами напряженной экономической и духовной жизни, создались условия, благоприятные для объединения людей на основе общности определенных религиозных и социальных взглядов, для установления между ними определенных идейных связей, для образования группировок, оппозиционных существующему церковному и политическому строю. Напротив, в деревнях, где жизнь протекала в значительно более простых формах, проповедь богомилов не встречала столь благоприятной почвы. Она могла вызвать в сознании крестьян лишь стихийный протест против существующего общественного строя, против церкви, против всего того, с чем боролись сектанты. Территориальная близость жителей одного и того же города, пестрый социальный состав городского населения, непосредственная заинтересованность его в политических и религиозных вопросах, большие возможности для горожан получать образование и, следовательно, большая возможность для них заниматься теоретическими вопросами - все это способствовало тому, что богомильство в его организованной форме развивалось и крепло именно в городах. Напротив, в деревнях богомильство носило характер стихийного брожения, происходившего в широких крестьянских кругах.

12 век является самым значимым и насыщенным в истории богомильства. Это век социальной и политической борьбы за независимость болгарского народа, окрашенный в религиозные цвета богомильства. В это время появляется один из самых видных деятелей богомильства - Василий. Подобно Иисусу, он распространял своё учение вместе с 12 учениками. Его деятельность являлась серьёзной угрозой для императора Алексея I Комнина, который начал активную антибогомильскую политику. Василий был схвачен и сожжен, его соратники брошены в тюрьму (некоторые помилованы). Однако император понимал социальную проблему, приведшую к распространению богомильства, а именно - непрекращающийся процесс закрепощения крестьянства и нехватка земли. Поэтому он решил сделать из бывших еретиков свободных земледельцев. Наряду с повсеместным крещением, он создал город Неокострон, близ Пловдива. В этом селении каждый получил в наследование дом, участок пахотной земли, виноградник. Залатарски В."История", т.II Но это не привело к решению проблемы. Богомильство пользовалось прежней популярностью. Поскольку в большинстве продолжались насилия и злоупотребления.

Даже более того, в это время богомильство проникает в монастыри, где под влиянием этой ереси, возникают стремления изменить церковные обряды и всю церковную организацию. Причиной распространения богомильства в церковной среде можно считать его аскетическую, сдержанную форму. Очевидно, что между высшими церковными чинами и низшим клиром к этому времени сложился ряд непонимания. Низший клир мало чем отличался от простых людей, именно по этому, им не были чужды социальные проблемы государства. На самом деле реформа местной церкви - была прогрессивной мерой, если бы король пошел на этот шаг. Сближение официальной церкви и богомильской сгладило бы пропасть противоречий между простым народом и царской властью. Слияние этих двух религий привело бы к пониманию обеих сторон положений друг друга. Тем более, что в церковь стали проникать только философские и внешние атрибуты богомильства, догмы оставались нетронутыми. Но король не видел такого варианта развития событий. Будучи ярым противником богомильства, он не мог помыслить о слиянии. С богомилами ведется ожесточенная борьба. Их сжигают в огромном количестве, что говорит об угрозе для власти, которую создали богомилы.

Процесс закрепощения крестьян - не был локальной проблемой. Это была мировая тенденция, поэтому богомильство проникает в другие страны. главным образом в средневековую Сербию, где оно нашло много приверженцев в различных слоях населения, что побудило великого жупана Рашки Стефана Неманя; бывшего вассалом Византии, созвать собор против еретиков. Одновременно богомильство продолжало распространяться в северной Италии и южной Франции, где издавна существовали еретические братства, поддерживавшие тесные связи с балканскими, главным образом болгарскими богомилами

В соборе 1126 года участвовали представители всех общин и братств Малой Азии, Фракии, Македонии, северной Италии и другие. На нем были названы следующие богомильские общины, существовавшие в то время на Балканском полуострове:

1) Романа (ecclesia Romana);

2) Драговичия (ecclesia Dragometia);

3) Мельник (ecclesia Meliniqua);

4) Болгария (ecclesia Bulgaria);

5) Далмация (ecclesia Dalmatia) Первая из этих общин (Романия, как ее называют западные источники), вероятно, находилась во Фракии. Главным центром ее был Пловдив. Dragometia находилась где-то между Солунью и Сером, где некогда жило славянское племя драговичей и где до настоящего времени сохранились названия того же корня (pa.,oorp^ziaz) Что же касается ecclesia Bulgaria, то она также находилась в Македонии и была известна, по терминологии того времени, под названием фема Болгария (сюда не входила область около Солуни и Сера). Центром ecclesiae Meliniquae был город Мельник. Ecclesia Dalma-tia была расположена в северо-западной части Балканского полуострова, где богомильство в то время получило широкое распространение.

6. Богомильство в эпоху 2 болгарского царства

Распространение богомильства в этот период относится к правлению царя Колояна. Причиной тому служит объединение севера и юга, где и находились главные очаги богомильского течения. В период правления Колояна отношения богомильства с властью складываются весьма успешно. И хотя мы не имеем точных сведений об отношении царя к этому течению, однако можно с уверенностью предположить, что отношение было равнодушным. В это время государственная церковь не играет главенствующей роли, Колоян пытается привлечь на свою сторону все антивизантийски настроенные группировки и не препятствует еретическим течениям. Всё это дает возможность распространиться богомильству на север страны. Однако отношение с властью меняется с приходом на престол царя Борила. Царствование Борила, отмечено консолидацией сил светских и церковных феодалов Болгарии и усилением эксплуатации широких слоев крестьянства, было крайне благоприятным для возрождения богомильства и для превращения его в мощное движение социального протеста с ясно выраженными антицерковными и антигосударственными тенденциями. Вновь возникли предпосылки, некогда, в эпоху Симеона и Петра, вызвавшие к жизни широкое народное движение.

Ярким свидетельством роста богомильского движения в то время и его влияния на народные массы является "Синодик Борила", составленный по распоряжению царя в 1211 году. Длинный перечень сектантов и их приверженцев, которые были преданы анафеме, свидетельствует о том характере, который носило в этот период богомильство, о степени его революционности и сходства с богомильством времен царя Петра и пресвитера Козьмы. Богомилы перестают выступать против Византии и вновь выступают против болгарской церкви и правительства, возглавляемого царем. Еретики, которые некогда готовы были описывать царствование Симеона и Петра в самых радужных красках и представлять его некиим золотым веком, теперь сходятся на тайные ночные собрания, готовят покушения на царя, пытаются насильственно захватить владения церкви, приобретенные ею в результате дарений. Словом, богомильство, каким его рисует "Синодик Борила", снова выступает в качестве движения социального протеста, направленного против царской власти, против всего привилегированного класса светских и духовных феодалов. Исторические условия, в силу которых богомилы некогда активнее, чем кто-либо другой, выступили против византийской тирании, теперь изменились. Теперь перед богомилами был иной враг, вышедший из среды самих болгар; против этого врага нужно было в первую очередь обратить оружие. Во имя социальной справедливости и равенства болгары вновь должны были выступить против болгар. Богомильское движение, исполненное духа непримиримой борьбы против церкви и государства, не могло, разумеется, оставаться незамеченным в царствование Борила. Новый правитель, незаконно захвативший власть, чувствовал, что смелые проповеди еретиков подрывают устои его власти и что слухи о ночных собраниях, о готовящихся на царя покушениях, о стремлении богомилов захватить имущество церкви и т.п. - это не пустые слухи. Борил прекрасно сознавал, что богомилы, защитники обездоленного народа, - это опасный враг, и поспешил, поэтому принять самые крутые меры, чтобы положить конец их деятельности. С этой целью 11 февраля 1211 года был созван собор в Тырнове. С этого момента вновь начинается ожесточенная борьба между государством и богомильством.

7. Закат богомильства

Закат богомильства приходится на 15 век, когда Болгария была захвачена турками, но начался он гораздо ранее. Собственно, царствование Борила - последний этап активного противодействия богомильства власти и церкви. Царствование Борила закончилось внезапно - его сместил законный принц Иван Асений II, захвативший власть в 1217 году. Своей лояльной, миролюбивой политикой он просто устранил основную идею, которая поддерживала Богомильство веками - идею противостояния. Находясь в постоянной борьбе, богомилы держали себя в тонусе, соблюдали те первоначальные принципы, которые собственно и привели к столь большой популярности течения, а именно: аскетизм и недовольство своим положением, желание противостоять угнетению свободы, экономическим и неэкономическим притеснениям, стремление вернуть и сохранить архаичные устои, традиции жизни. Но теперь всё изменилось. Сам объект их столкновения вдруг изменил свою политику. Главная ошибка богомилов заключалась в том, что они не сопротивлялись самому строю, а хотели лишь улучшить своё положение. Как только им позволили активно развиваться, тут же отпала нужда вести борьбу, поскольку появилась возможность улучшать свое положение. От богомильства начинают отделяться отдельные части, которые утрачивают свою революционную активную сторону, и в конце - концов оказываются не в состоянии противостоять экономическим проблемам, не потерявших свою актуальность. Острые социальные противоречия, столь характерные для болгарского средневекового общества, на некоторое время теряют свою актуальность в период завоевания Болгарии турками. Был положен конец также произволу феодалов и самодержца, тесно связанного с церковью, произвол, против которого в течение столетий боролись богомилы и их сторонники. Чужеземный поработитель, огнем и мечом прошедший по стране, принес с собой новую религию, с точки зрения которой все христиане в одинаковой степени считались "неверными", и между ними не проводилось никакого различия. Перед лицом опасности должны были прекратиться все те разногласия и конфликты, в, атмосфере которых жил болгарский народ в предыдущие столетия и которые в той или иной степени находили свое выражение в различных формах богомильства. Классовая ненависть, разделявшая население, пропасть между боярами и высшим духовенством, с одной стороны, и закрепощенными крестьянами - с другой, - все это в данный период отошло на задний план, в результате возникших новых общественных категорий и коренных изменений в политическом, социальном и культурном положении страны.

Для богомильства, которое уже утратило свою прежнюю остроту, и жизненность, при этом сложились чрезвычайно неблагоприятные условия: оно не могло рассчитывать на поддержку со стороны той или иной группы болгарского населения. В период византийского владычества проповеди богомилов, как мы знаем, имели весьма большой успех, так как были, направлены против византийской православной церкви, главной идейной опоры власти эксплуататоров и самодержавия. Теперь, однако, поработитель болгарского народа не принадлежал к православной церкви - Болгарию завоевали мусульмане, вследствие чего борьба против православной церкви теряла всякий смысл. Кроме того, представители высшего духовенства и монашества, против которых в первую очередь выступали богомилы и их приверженцы, уже не принадлежали в данный момент к привилегированному классу, принимавшему участие в управлении. Чувство отвращения и ненависти к церкви, некогда наполнявшее сердце обездоленного народа, мало-помалу исчезало, с изменением социальной и политической действительности изменились и идейно-религиозные настроения людей.

Следовательно, в связи с переломом, наступившим в жизни болгарского государства после завоевания его турками, источники богомильства иссякли. Этот перелом уничтожил те экономические и культурные факторы, под влиянием которых богомильство крепло и развивалось. С начала XV века, то есть с первых лет турецкого ига, в Болгарии почти не встречается никаких упоминаний о богомильстве. Конечно, следы богомильства не могли полностью исчезнуть. Наследием богомилов являются дошедшие до наших дней многочисленные легенды и апокрифы, проникнутые дуалистическим мировоззрением. Следы богомильства сохранились также в географических названиях населенных пунктов, преимущественно в Македонии Некоторое время продолжали существовать сторонники дуалистического мировоззрения, прежде всего фракийские павликиане, позднее переселившиеся в северную Болгарию и перешедшие в католицизм, а также македонские богомилы - кудугеры и торбеши2. Это были, однако, представители "традиционного сектантства" с их неизменной, застывшей системой богословских взглядов. Подобные секты были далеки от реальной жизни.

Заключение

Итак, эпоха турецкого ига похоронила богомильство, лишив его той исторической основы, на которой оно развивалось. Пришедшие на смену новые системы и идейные течения положили конец средневековому суеверию и господству религиозной мысли и окончательно лишили богомильство, как религиозную систему, способную вдохновлять людей на борьбу и увлекать их за собой, всякого значения. Иными словами, закат богомильства был обусловлен не только специфическими местными условиями, сложившимися в Болгарии с начала XV века. Огромные эпохальные изменения, характерные для развития всего европейского мира в последующие столетия, вызвали к жизни совершенно новые экономические условия, дали новое направление культурному развитию народа; эта новая обстановка не была благоприятной для развития прежнего еретического, в частности богомильского, движения. Вследствие этого, когда в Болгарии снова стали усиливаться социальные противоречия, когда классовое расслоение приняло значительные размеры, о прежнем богомильстве уже никто не вспоминал.

Список литературы

1. Ангелов Д. "Происхождение и сущность богомильства" 1945г.

2. Георгиев Е., "Пресвитер Казьма на Болгарском соборе против богомильства" 1941г.

3. Иеанов Йорд, "Богомильские книги и легенды". София 1925

4. Залатарски В. "История", т. II

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.