p align="left">Мытарства избегают только души тех кто умер в пасхальную неделю или перед праздником Вознесения - они идут прямо в рай, какими бы грешными они ни были, потому что в это время ворота в Рай стоят открытыми. Считалось, что душа, достигшая ворот загробного мира, должна некоторое время охранять их, стоять у ворот «того» света, пока её не сменит душа другого покойника. Мир мёртвых и мир, живых в народном сознании имели свои постоянные признаки. Это два прямо противоположных друг другу мира, так же как жизнь и смерть. В поверьях и мифах мир живых людей всегда связан с правой стороной, с востоком или югом, то есть с солнечными сторонами света. Мир мёртвых, напротив, связан с левой стороной и помещается на западе или севере - там, где солнце заходит или где его не бывает. Мир живых - это мир солнца и света, загробный мир - мир ночи и тьмы. Мир живых - это мир порядка. В нём есть время и календарь. В потустороннем мире нет ни времени, ни календаря, ни света, ни жизни. Там царит полная тишина - неслышно лая собака, крика петухов, людских голосов, звона колоколов. Народные поверья сохранили два типа представлений об «устройстве» потустороннего мира языческий и более поздний христианский. Согласно первым, мир делится на две части - мир живых и мир мёртвых, не разделённый на рай и ад, то есть обиталище душ как грешных, так и праведных. Ещё в XIX в. бытовали верования, что до Страшного суда все души обитают в одном тёмном месте - в некой «пустоши», которая находится между раем и адом. Они не терпят там мучений, но и не видят ни света, ни радостей - похожим образом древние греки представляли царство мёртвых Аид. Само представление о грехе как вине человека перед Богом появилась в сознание народа только после принятия христианства. Слово «грех» хотя и существовало в языческие времена, но имело другое значение - кривизны, неправильности, отступления от нормы. С языческой точки зрения, грешный - это не тот, кто виноват перед Богом, а тот неправильно ведёт себя, живёт не так как следует. Нарушение обрядовых и бытовых правил поведения приводит к нарушению гармонии между человеком и силами природы, а это грозит несчастьем не только самому нарушителю, но и общине, в которой он живёт. Христианское понятие греха - это личная ответственность человека за свои поступки, поэтому наказываются или вознаграждаются только те поступки, за которые он может и должен отвечать. Например, христианская церковь осуждает самоубийц и лишает их достойного погребения, потому что они по своей воле лишили себя дарованной Богом жизни. Но церковь не считает виноватым того, кто погиб в результате несчастного случая. С точки зрения язычника, смерть в результате самоубийства и смерть от несчастного случая - это одинаково неправильная смерть. И в том и в другом случаях человек не прожил положенный ему срок жизни, а значит, не может перейти в иной мир и становится «заложным» покойником, опасным для живых. В преданиях Смерть описывается чаще всего как старая женщина с большими зубами, костлявыми руками и ногами, в белом саване, с заступом, граблями, пилой и косой за плечами. Пилой она отпиливает умирающему человеку руки и ноги, а косой отсекает ему голову. По другим представлениям, с кончика её косы капает яд. Когда одна из ядовитых капель попадает на человека, он умирает. Другое предание рассказывает, что Смерть живёт в подземном мире, в собственном большом доме, где горит несметное количество свечей, каждая из них чья - то жизнь. Как только свеча гаснет, человек умирает. 2. Эволюция похоронного обряда Ритуал похоронного обряда изменялся с течением времени под влиянием многих факторов: условия жизни, общественный строй, религия, развитие науки и техники. Во времена первобытно - общинного строя умерших зачастую оставляли на съедения диким зверям, а иногда и живых стариков которые, по мнению общины, пережили свой век и должны умереть. Во времена язычества тело покойного обычно придавали огню, часто в месте с усопшим в костре сжигали его коня и жену. Важных и богатых людей племени хоронили в специальных могильных курганах, в месте с усопшим в могилу клали его оружие, доспехи, украшения, еду и предметы обихода, деньги. Иногда покойника клали в специально сделанную погребальную ладью и несли в ней к месту погребения. Древние славяне сжигали ладью в месте с покойником. После принятия Христианства на Руси многое поменялось в похоронном обряде. Сразу после смерти теперь покойника отпевали, т.е. читали над ним молитвы в течение одной ночи. Всех покойников стали хоронить в гробах, закапывая их в землю. Над могилой стали ставить христианский крест, со стороны ног покойного. В XX веке из за недостатка места для кладбищ, люди опять вспомнили о кремации. Для этого были построены специальные крематории, где после обычного обряда прощания с покойным его тело прямо в гробу отправляли в печь. После кремации тела, прах покойного выдавался родным в специальной, ритуально - стилизованной урне. Урну обычно хоронили на мемориале для кремированных покойников или на обычном кладбище, такая могила занимает на много меньше места, что очень важно в условиях современного многомиллионного города. Изменилось многое в проведении самого погребального обряда: не стало профессиональных плакальщиц, не исполняются традиционные ранее «плачи», поминальная трапеза раньше была без спиртного, а сейчас это обязательный ритуал - выпить за помин души. Забыто и давно не исполняется огромное количество ритуалов, которые прадедами выполнялись обязательно во время похорон. Это связанно с исчезновением в обществе многих предрассудков и верований, люди стали больше знать об окружающем их мире благодаря научным знаниям. Хотя вера в сверхъестественное осталась: в доме, где умер человек, закрывают зеркало тканью, боятся кладбищенской земли, считают плохим знаком, если на встречу по дороге попадается похоронная процессия. II. Похоронный обряд - его структура Так же, как родинный и свадебный, похоронный ритуал относится к «переходным» обрядам, выполняющимся по схеме «отчуждение-смерть-возрождение». В процессе ритуала все выполняемые действия над покойным можно условно развести по двум направлениям. Часть из них обеспечивает, по народным представлениям, безболезненный переход человека из этого мира в другой, именуемый тем светом. Другая часть ритуальных действий направлена на ограждение мира живых от мира мертвых, формирования определенной защиты от сил того света при помощи системы оберегов. Как и невеста в момент ритуальной смерти, покойник для живых людей должен сменить привычный облик, стать существом безличным, безымянным. Если новорожденного в мир людей вводил обряд имянаречения, то покойный наоборот должен не тратить и имя, и возраст, т.е. лишиться всякой индивидуальности. Поэтому в плачах и причитаниях, как правило, упоминание имени умершего всячески избегается. Текст, излагается либо от первого лица - от самого умершего, либо обращение к нему выражено в безличной форме. Все ритуальные действия над телом умершего направлены на естественный и плавный переход человека в мир иной. Погребальный обряд в своем развертывании проходит несколько этапов: - обмывание (с целью смыть следы жизни) после омовения покойного обряжают в одежду мёртвых - неношеную одежду, не соприкасавшуюся с живым телом, потом его кладут на лавку или в гроб, глаза покойника закрывают медными монетами, чтобы покойник не смог причинить вред живым своим взглядом, так же покойному связывают руки и ноги; - сбор всех членов общины перед выносом гроба из дома (если кто-то отсутствует, необходимо вслух объяснить его отсутствие, чтобы не навлечь на этого человека беду); - вынос гроба с телом, который сопровождается причитанием всех женщин (если покойник считается опасным - умершим не своей смертью - его могут выносить через окно, чтобы он не нашел обратной дороги); вынос покойника из дома сопровождается действиями, имеющими двойной смысл, вместе с гробом из дома удаляют всё, что затронуто смертью и не подлежит очищению, например в минской области выливают всю находящуюся в доме воду; - захоронение тела (перед опусканием в могилу все прощаются с покойным, в могилу бросают горсть земли, иногда деньги, проходит служба священника); - ритуальная трапеза - причитания уже запрещены. Поминальная трапеза важна как ритуал перераспределения общей доли: умершему, полагается своя доля (стакан водки, накрытый куском хлеба), живым членам общины - своя. Интересно, что правило обращения с едой также отличаются от обычных : мясо едят руками, хлеб ломают. - дни поминовения - 3, 6, 9, 20, 40 - дней и год со дня смерти. После приезда с кладбища обязательно моют дом, готовят баню, а так же стирают всё постельное бельё после покойника. Все перечисленные этапы в той или иной степени сопровождают голошения, плачем, причитания, вытьё. В ритуале причитания и плачи наделены значением обрядовой речи - обычная разговорная речь или плач слезами рассматриваются как молчание. Все диалоги благодарения хозяйки после поминального обеда оформляются именно как причетная речь с её характерным интонированием. Это интонирование не всегда имеет определенные музыкальные контуры. Чаще всего оно представляет собой декламационный поток, зафиксированный несколькими постоянными по высоте звуками. Каждая местная песенная традиция имеет всего одну - две причетные мелодии, на которые поются самые разнообразные тексты похоронных причитаний. Все эти приемы и средства традиционного исполнения плача делают его определенным «знаком» этого обряда. Заключение В заключении, проанализировав всю информацию, связанную с похоронным обрядом, можно сделать следующие выводы о роли похоронного обряда в жизни человека, и о его культурном значении. Похоронный обряд и непосредственно связанный с ним комплекс представлений о жизни и смерти, доле, предках занимают очень важное место в ритуально-мифологической жизни нашего народа. Такая особая важность похоронного комплекса объясняется несколькими причинами. Во-первых, это последний ритуал в жизни человека; во-вторых, именно в нём жизнь и смерть соприкасаются и пересекаются, как в ни какой другой ситуации. Ситуация похорон, это нарушение соответствия между социальным и биологическим состоянием человека. Для того чтобы человек стал мёртвым в социальном смысле, необходимо совершить специальное преобразование, которое, и есть смысл похоронного обряда. Как и невеста в момент ритуальной смерти, покойник для живых людей должен сменить привычный облик, стать существом безличным. По своей сути переход человека в разряд предков есть процесс обратный, таким ритуалам, как родины, свадьба. Как видно, из всего выше сказанного, все ритуальные действия на телом умершего направлены на плавный и естественный переход человека в мир иной. Похоронный обряд - включает в себя целый пласт народной культуры, верований, поверий, песенного фольклора. Многое в ритуале похорон пересекается или находит отражение в свадебном обряде и обряде имянаречения. Ритуал похорон включает в себя не только функцию определения покойного в мир иной, но и защиту мира живых от проникновения в него потусторонних сил из мира мёртвых. Для этого в похоронном ритуале существует целая система оберегов созданная народным творчеством. Которая так же занимает значительное место в культуре русского народа. Итак, похоронный обряд строится согласно единым принципам «ритуала перехода». В основе этой единой модели для всех семейно-бытовых обрядов лежат два универсальных для традиционного мифологического сознания противопоставления: жизнь/смерть и свой/чужой. Похоронный обряд это целая система ритуалов, верований и представлений о жизни и смерти нашего народа, выраженная в народных приметах, поверьях, сказаниях, мифах и песенном творчестве. Библиографический список: 1. Белякова Г.С. Славянская мифология / М., 1995 г. 2. Левкиевская Е. Мифы русского народа / М., 2000 г. 3. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / 1986 г. 4. Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество / изд. Академия, М., 2005 г. 5.Великорус в своих песнях, обрядах обычаях / под ред. П.В. Шейна. - М., 1988 г.
Страницы: 1, 2
|