Понимание богопознания в древнем мире
42 ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ И ПРОЦЕССА БОГОПОЗНАНИЯ, НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, В ДОХРИСТИАНСКУЮ ЭПОХУ (ДОПИСЬМЕННЫЙ ПЕРИОД)СодержаниеГлава I. Теоретическая часть - I.1 Сведения из христианской апологетики
- I.2 Православное учение о богопознании
- I.3 Вопрос антропогенеза
- I.4 Основные концепции в религиоведении
- I.5 Социально-когнитивная теория
Глава II. Древнее общество - II.1 Ашельская археологическая культура
- II.2 Археологическая культура мустье
- II.3 Археологические культуры верхнего палеолита
- II.4 Религиозные представления раннего неолита
Глава III. Этические представления древнего человека Заключение Список источников и использованной литературы Введение В связи с большим распространением оккультизма и псевдорелигиозных систем за последнее столетие, интересно рассмотреть духовные искания древнего человечества. Есть ли свидетельства подтверждающие теорию прамонотеизма, или все начиналось с магии, по цепочке: фетишизм, анимизм, сабеизм, и т. д. Выражаясь словами Гильберта Честертона: «…идет ли дело о всепоглощающем суеверии или же о Божественной надежде» Честертон Гильберт К. Вечный человек. - М.: Лепта - Пресс, 2003. С.17.. Объект исследования - религиозные воззрения древнего человека палеолита, мезолита, начала неолита. Цель исследования - показать сущность и способы богопознания в рамках первобытного монотеизма; вторичность магизма, как результат процесса десакрализации, профанизации бытия. Метод исследования - реконструкция древнейших религиозных воззрений по археологическим данным, и их интерпретация в субъективно-мировоззренческом аспекте. Задачи исследования. а) Определить, в предметную область, каких дисциплин входит рассматриваемая в работе проблема. б) Изложить учение Церкви о сущности и процессе богопознания до пришествия Господа Иисуса Христа. в) Кратко рассмотреть основные концепции в религиоведении. Выявить те направления, которые являются для нас приемлемыми, в изучении объекта исследования. г) Выявить, объективные причины, самой возможности понимания, сущности религиозных явлений в дописьменную эпоху. д) Реконструировать религиозные представления древнего человека. е) Охарактеризовать этические представления древних. ж) Сделать обобщающее заключение. Основные имеющиеся исследования по данной проблематике. Большую роль, в раскрытии темы исследования, сыграла книга профессора МГИМО Андрея Борисовича Зубова «История религии», а также его монография «Победа над «последним врагом»». Ценная информация о методах исследования в археологии палеолита содержится в книге, доктора исторических наук Павла Владимировича Волкова «Потомки Адама». Святоотеческое видение проблемы освещено в книге иеромонаха Серафима (Роуза). Замечательная по апологетической остроте и убедительности работа Гильберта К. Честертона «Вечный человек». Глава I. Теоретическая часть I.1 Сведения из христианской апологетики Прежде чем перейти к основной части, необходимо заметить, что тема работы входит в предметную область нескольких разделов апологетики. Исторический раздел включает вопросы происхождения религии и ее видов, христианства, разных форм мистицизма и т. д. и понимания сущности этих явлений. Важной частью исторической апологетики является вопрос о происхождении религии и критический анализ различных атеистических гипотез относительно этого вопроса («изобретения религии», натуралистической, анимистической, социальной, антропотеистической и др.). Философский раздел своим предметом имеет, прежде всего, соответствующее раскрытие и обоснование тех положений христианской веры, которые являются общими или смежными с философией, и в этом качестве проблемными как для богословия, так и для философии. А также богословское осмысление и оценку многих вопросов онтологии, гносеологии, антропологии, эсхатологии. К области богословской апологетики относится рассмотрение вопросов: догматических; в их сопоставлении с нехристианскими аналогами других религий и религиозных течений; теодицеи (согласования Божественной любви и существования вечных мучений, происхождения зла, свободы личности и промысла Бога); духовно-нравственных (понимание христианских основ духовной жизни в сравнении с нехристианскими) В настоящее время тематика богословской апологетики отнесена к предмету основного богословия.. Проблема познания (гносеология), и в первую очередь богопознания, его условий, критериев, цели и средств, является центральной как для христианского богословия, так и для философии. Следует заметить, что до сих пор в отечественной научной среде господствует убеждение в истинности материалистической диалектики. Только она, способна раскрывать содержание моментов познания, устанавливать их взаимосвязь и роль в ходе постижения истины. Сознание вторично по отношению к материи, являясь функциональным свойством высокоорганизованной материальной системы Дубровский Д. И. Психика и мозг // Мозг и сознание. Сб. ст. Философского общ-ва СССР. - М.: 1990. С.4.. В основе движущей силы познания, таким образом, лежит необходимость практического изменения материального мира, то есть бытовой утилитаризм. Как следствие вышесказанного, подавляющее большинство отечественной литературы по антропологии, религиоведению, малоценны. Написанные с позиции диамата книги, имеют своей конечной целью лишь его обоснование. Действенная критика подобных изданий, может лежать только в философской плоскости, поэтому остается за рамками этой работы. I.2 Православное учение о богопознании Текст Священного Писания повествует о том, как изгнанные из Рая прародители на горьком опыте поняли, что значит для человека общение с Богом. Теперь человек должен искать Бога. До пришествия на землю Господа Иисуса Христа, возможности человека в богопознании были весьма ограничены. Большинству древних людей было доступно, лишь то, что Господь открывал им естественным путем. Естественное богопознание. Для христианина, который верует в то, что весь мир сотворен творческим Божественным Словом, вселенная открывается как Откровение вечных божественных идей. Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. В общем это есть не что иное как естественная реакция человеческой души, которая, по словам Тертуллиана, по природе своей является "христианкой". В Священном Писании можно найти много свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения. Например, (Пс. 18, 2): "Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь"; (Прем. 13, 1-2): "подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника"; Рим. 1, 20: "вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы". Св. Иоанн Дамаскин в первой книге "Точного изложения Православной веры" говорит: "и самое создание мира, его сохранение и управление возвещают величие Божества" "... и самый состав, сохранение и управление тварей показывает нам, что есть Бог, Который все это сотворил, содержит и обо всем промышляет" Цит. по Олег Давыденков, иерей. Догматическое богословие: курс лекций ч.I и II .- М.: ПСТБИ, 1997. С.66.. Такое познание Бога через рассматривание творений называется путем космологического умозаключения, когда человек через созерцание и познание тварного космоса восходит к уразумению того, что этот мир имеет Творца и Промыслителя. Самопознание. Человек может придти к выводу о существовании Бога не только через изучение природы. Это можно сделать также и через познание самого себя. Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что "познание в том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого" Там же. С.67.. Все три основных силы человеческой души свидетельствуют нам о существовании Бога. Уму человеческому является прирожденной мысль о Существе совершеннейшем и бесконечном. Что касается воли -- то это голос совести в человеке и нравственный закон, который ощущает в себе человек. В области сердечной жизни, или в чувствах -- это врожденное стремление к блаженству. Причем, здравый ум и нравственный закон говорят человеку, что блаженство может быть только следствием добродетельной жизни, в то время, как грешники достойны осуждения. Святитель Василий Великий в своем толковании на слова книги Второзакония (Втор. 15, 9) "Внемли себе", говорит: "Если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя"Василий Великий, святитель. Творения. Часть IV, репринт - М.: Паломник, 1993. С. 43.. Возможности естественного богопознания не следует переоценивать. Это лишь начальный и весьма ограниченный способ богопознания. Такое богопознание может привести нас только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге как о Творце и Промыслителе вселенной. После грехопадения естественное богопознание отягощено еще и тем, что отношения между человеком и окружающим его миром исказились, и человек далеко не всегда созерцает в мире красоту и гармонию, к тому же и сами познавательные способности человека после грехопадения ослабели и помрачились. Выше естественного богопознания, для первых людей, является познание из первоевангилия (Быт. 3 .15-19). Сверхъестественное богопознание. Богопознанием в подлинном смысле слова, может называться только сверхъестественное богопознание. Оно дается человеку только в опыте, при непосредственном наитии Святого Духа. Святоотеческая традиция усматривают в сверхъестественном богопознании две ступени. Первая ступень характерна для Ветхого Завета, дохристианского человечества. Это Откровение в некоторых внешних образах, например, такие образы, как "Неопалимая Купина", лестница, которую видел в видении патриарх Иаков и др. Эти образы имеют для человека воспитательное значение. Второй уровень богопознания (богопознания в подлинном смысле) до пришествия Христова были не доступны. I.3 Вопрос антропогенеза Исследуя сущность и способы богопознания древних людей, нельзя обойти один важный вопрос, каков будет наш мировоззренческий подход к проблеме происхождения человека. В христианской апологетике обозначились следующие точки зрения. 1) Телеологический подход, согласующий эволюционную теорию происхождения видов с повествованиями Шестоднева. 2) Позиция креационистов протестантов, доказывающих строгую историчность первых шести глав Библии. 3) Креационизм Креационизм как мировоззрение - понятен, это позиция большинства верующих христиан, но креационизм как наука, занятая поисками следов творения - весьма сомнителен. См. Неделько В. И., и др. Эволюционизм с точки зрения точных наук. // Православное осмысление творения мира. Выпуск 2. - М.: Шестодневъ, 2006. С.205., свидетельствующий о промыслительном действии Бога в истории мира на основании Святоотеческого Предания, но не признающий эволюцию Эволюционизм, широкое определение, исторически необратимый, неповторяющийся и не воспроизводимый процесс развития как неживой, так и живой природы. как универсальный безличностный принцип, посредством которого Господь творит мир и человека. Две первые точки зрения в контексте православного богословия имеют существенные изъяны. Эволюционный телеологизм невозможно согласовать с православным учением о первородном грехе; этот подход вступает в противоречие с христианской танатологией; допущение эволюции тела логически ведет к исключению его из образа Божия и, как следствие, к антропологическому дуализму Шестоднев против эволюции. Сб. ст. под ред. Сысоева Д. - М.: Паломник, 2000. С145. . Протестанты ставят перед собой целью, укрепление веры научными фактами, но это подменяет веру знанием, а свободу выбора - необходимостью. В православной апологетики этот подход неприемлем. Отвергая Священное Предание по словам отца Серафима Роуза: «…фундаменталисты не знают как толковать Писание. Они говорят, например, что книга Бытия должна пониматься «буквально», что является невозможным. Святые Отцы говорят нам о том, что является буквальным, а что нет» Серафим (Роуз), иеромонах. Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди. - Платина, Калифорния - М.: Братство Преподобного Германа Аляскинского, Валаамское Общество Америки, 2004. С.296.. Позиция протестантов показывает боязнь человека усомниться в своей вере из-за своего непонимания фактов истории, которые есть свидетельства промысла Бога о людях. Православный подход позволяет здраво и непредвзято подойти к рассмотрению проблемы движущих сил в историческом процессе. В качестве частных выражений этого вопроса в данной работе будет рассмотрена проблема, высказанная в современном религиоведении Это утверждение не касается лишь Церкви Христовой. В противовес протестанской историографии: «Церковная история не рассматривается как упадок». См. Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Репринт. - Вильнюс: Без изд., 1991. С.382., о том, что: «исторический процесс есть путь постепенной десакрализации, "профанизации" бытия, достигшей своего апогея в современную эпоху» Воробьев С. М. К вопросу о христианском осмыслении истории // Приглашение к истории. Сб. статей. - М.: ПСТБи, 2003. С.53. .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|