реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности отношения человека и абсолюта в религиозной системе иудаизма (на материале анализа текста "Тора. Книга Бытия")

реферат
p align="left">Бог - это проявление Абсолюта во всех религиях. Это высшее духовное существо, не требующее для своего существования никаких условий. Бог не определенного имеет материального и телесного воплощения, существует вне времени и вне пространства. Бог - создатель всего мира, всего живого на земле. Он обладает высочайшим разумом. Бог является объектом поклонения, притяжения неразумных людей. В религиозных верованиях, имеющих объектом поклонения нескольких богов, в каждом из богов проявляется Абсолют. Бог отличается от Абсолюта тем, что всегда имеет предельную форму. Бог - это всегда личность. Он имеет определенные качества, характеристики. Но речь идет о бесконечном, а не о конечном, тленном. Бог понимается как высшая личность, выше всех недостатков.

Как было отмечено, по отношению к Абсолюту и Богу применяют качество бесконечности.

Связь абсолютного и относительного понимается по-разному, в зависимости от трактовок их пространственно-временного существования и характера взаимопроникновения. При истолковании абсолютного как уже реализованной бесконечности и достигнутого чистого совершенства оно описывается как самодовлеющая сущность, вечная, ничем не ограничиваемая и сама себе непосредственно создавшая место (абсолютное пространство, эфир); тогда абсолютное самозаконно (автономно), трансцендентно, непостижимо и всецело противоположно миру отношений. Соответственно, мир отношений и человеческое познание оказываются лишенными моментов абсолютного, описываются в духе релятивизма.

По А.А. Грицанову, абсолютное и относительное - противоположные по смыслу сопряженные философские категории. Абсолютное - безусловное, независимое, безотносительное, самостоятельное, непреложное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобъемлющее. Относительное (релятивное) - временное, зависящее от тех или иных условий и обстоятельств, и, следовательно, изменчивое; обуславливаемое системой отсчета и оценок, а потому несовершенное и преходящее, характеризует явление в его отношениях и связях с другими явлениями и в зависимости от них. Абсолютное и относительное выражают в своей взаимосвязи меру проявления безусловного в условном, вечного во временном, совершенного в несовершенном и т.д.

Бог - это проявление Абсолюта, а, значит, он является совершенным, неограниченным, бесконечным, т.е. абсолютным началом. Относительное - противоположное абсолютному - начало представляет собой человек - несовершенный, конечный, несвободный (т.е. привязанный к земле, вынужденный здесь жить).

Таким образом, Абсолют - это творческое первоначало всего сущего, единое, непрерывное и бесконечное. Это нечто нематериальное, не имеющее конкретной формы. Он находится вне времени, вне пространства.

1.3 Понятие «человек»

Понятие «человек» рассматривалось неоднократно. Множество исследователей определяют в человеке единство таких основных модусов, как тело, душа и Дух. Тело здесь рассматривается и как элемент природы (биологические особенности), и как чувственная составляющая (смех, слезы и т.д.). Душа может пониматься как жизненный центр тела, а также как нечто индивидуализирующее человека в обществе. Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею «человечности».

Человек - фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку человек - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. В рамках истории философии человек традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и Дух.

Человек является самым совершенным существом на Земле. Только человек способен на осуществление связи с Абсолютным началом. Но эта связь может возникнуть лишь с человеком, который пребывает в единстве трех его составляющих - телесной оболочки, души и Духа.

1.4 Понятие «отношение»

Отношение - философская категория, характеризующая взаимосвязь элементов определенной системы. Диалектический материализм исходит из того, что отношение носит объективный и универсальный характер. В мире существуют только вещи, их свойства и отношения, которые находятся в бесконечных связях с другими вещами и свойствами. Отношение может выступать в роли свойства или признака вещей. Вещь, взятая в разных отношениях, выявляет различные свойства. Таким образом, свойства определяются отношением, последнее включает в себя проявление свойств.

Отношение - это взаимоотнесение, сближение, приобщение двух предметов друг к другу. Отношение имеется между абсолютным и относительным, а, значит, между Богом и человеком верующим.

Связь - взаимообусловленное существование явлений, разделенных в пространстве или во времени.

Связь - средство приобщения предметов друг к другу, способ пребывания одного в другом, разных в их единстве; форма бытия много в едином.

В религии осуществляется восстановление той связи между человеком и Абсолютом, которая в следствие каких-то причин теряется между ними. Являясь несовершенным, человек стремится к отношению с Абсолютом.

Выводы Параграфа

Рассмотрев основные теоретические понятия, универсальные в своем роде для любой религии, мы смогли создать картину религиозной системы с ее элементами и способами их взаимодействия.

Основополагающими элементами для любой религиозной системы являются элементы «Абсолют» и «Человек». С одной стороны, понятия являются противопоставленными друг другу: Абсолют наделяется качествами бесконечности, идеальности и первоначальности, он является первоосновой. Человек по отношению к Абсолюту относителен, конечен, неидеален и условен. Несовершенный человек стремится вернуться к совершенному Абсолюту, восстановить связь. Основой, способом восстановления связи служит религия.

2. «ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ СИСТЕМЫ ИУДАИЗМ»

Задачей данного параграфа является выявить основные особенности религиозной системы иудаизм, и их выраженность в священном тексте «Тора. Книга Бытия»

Иудаизм - первая и древнейшая монотеистическая религия. В узком смысле иудаизм - еврейская религия, в широком - вся еврейская цивилизация. Он оказал влияние на такие религии, как христианство и ислам, но так и остался вероучением сравнительно малого числа людей. Евреи, ведущие свое происхождение от полумифического предка Евра, - древнейший народ, современники исчезнувших цивилизаций Шумера, Аккада и Вавилона.

2.1 История возникновения и развитие религиозной системы иудаизма

Характерной чертой иудаизма, отличающего его от национальных религий других народов, является монотеизм - вера в Единого Бога. На основе иудаизма зародились две мировые религии: христианство и ислам. Еврейская религия - одна из самых ярких культурных традиций. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения). В иврите -- священном языке евреев -- понятие «иудаизм» отсутствует. В иврите нет слова, которое означало бы религию. Наиболее близким по смыслу является слово «даат» («познание», «знание»), которое относится к области законов или обычаев. Оно употребляется в раввинистических писаниях, когда речь идет, например, о требовании, чтобы замужняя женщина, выходя из дому, покрывала голову (Ктубот, 7:6). Этот обычай тем не менее связан с религией, и в раввинистическом комментарии к книге Есфирь (8:17) слово «даат» четко трактуется как «вероисповедание» (Мегилла, 12а). Слово «иудаизм» стало широко употребляться только в XIX веке, когда появилась необходимость отличать его последователей от христиан и мусульман. Как многие другие термины иудейский религии в английском языке (такие, как «Библия», «синагога», «Пятикнижие», «пророк», «филактерия»), слово «иудаизм» пришло от говорящих по-гречески иудеев. Это слово вошло в употребление незадолго до начала нашей эры и в первые века нашей эры, чтобы различать иудейское от неиудейского. Греческое слово «иудаизм» появляется во второй книге Маккавеев (2:21, 8:1, 14:38) и в Послании к Галатам апостола Павла (1:13--14). В иврите эквивалентом его является слово «йагадут» -- существительное, производное от «иегуди», «иудей». Оно изредка попадается в средневековой литературе и не имеет аналогов ни в Библии, ни в раввинистической литературе. И все-таки нечто, предполагающее иудейство, и в том числе иудейскую веру, появляется в Библии, снова в книге Есфирь (8:17). Здесь имеется термин «митъягадим», означающий «становятся иудеями». Есть также слово «идишкайт» (из языка идиш), смысл которого включает одновременно и принадлежность к народу, и веру.

Фарисеи (или паруш, т.е. «отделившиеся») начинали разрабатывать учение о грядущем приходе Мессии - Спасителя. Но фарисеи считали, что он спасет только правоверных евреев. Они были еще более ортодоксальны, чем саддукеи, и призывали ревностно соблюдать все установления религии. Среди фарисеев насчитывалось много писцов и раввинов. Близкой к фарисеям является секта книжников - «ученых людей», знатоков очень древних законов и разработчиков множества новых.

Фарисеям противостояла партия (секта) ессеев (от греч. - «благочестивые»). Они верили в загробную жизнь и ждали прихода Мессии, понимая его как спасителя всех людей, независимо от их национальной принадлежности и веры. Ессеи жили общинами и отвергали богатство.

Таким образом, Иудаизм - это отражение истории древних иудеев, это вся еврейская цивилизация. Религия у иудеев очень тесно переплетается с историей. Веря в то, что находятся под покровительством Бога, опираясь на положение о том, что Бог выделил еврейский народ из всех остальных, заключив с ним завет, иудеи с радостью принимали удачу в обретении новых земель. Являясь очень религиозными, они стойко выдерживали напасти и неудачи, веря в то, что заслужили их и теперь их постигла кара Господня. Но, испытав многие влияния, религия иудаизма до сих пор живет и у нее много последователей, хотя появились различные течения, имеющие свое своеобразие.

2.2 Основные положения религиозной системы иудаизм

Основу иудейской веры составляет убеждение в том, что мир есть творение Бога. К тому же в ней присутствует некая телеология, т.е. движение вселенной к определенной цели, где Бог направляет ее сообразно с неким замыслом. Считается еще, что Бог воздействует на каждого человека через душу.

По мнению историков, этого единственного Бога евреи называли именем Яхве («Сущий», «Существующий»). Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибо если люди того далёкого времени знали имя Бога, то сегодняшнее поколение людей по определённой исторической причине Его имени не знает.

Одной из основных канонических книг в иудаизме признается Танах (Ветхий Завет Библии), важнейшей частью которого является Тора или Пятикнижие Моше (Моисея). В III веке н. э. иудейскими богословами были написаны комментарии к Торе, получившие название Мишна (повторение закона). Затем была составлена еще одна книга - Гмара, назначение которой - углубленное комментирование Мишны. Мишна и Гмара вместе составляют Талмуд. Тора и Талмуд регламентируют все стороны жизни религиозного еврея, в том числе и те, которые в других религиях обычно считают относящимися к сфере этики, морали, гражданского и уголовного права.

В Талмуде различают галаху и агаду, которые переплетаются друг с другом. Галаха - это закон, касающийся релегиозной, семейной, гражданской жизни. Агада определяет духовные основы иудаизма. Чтение Талмуда почитается как весьма ответственное занятие, разрешаемое только самим евреям. В трактате "Синедрион" говорится: "Нееврей, изучающий Талмуд, заслуживает смерти".

Особое место в иудейской общине занимает коганим (единственное число - коген). По еврейской традиции, лица, носящие фамилию Коген (Коган, Кохен, Коэн, Кон), являются потомками (по отцовской линии) первосвященника Аарона, т.е.своего рода жреческой кастой. Во времена Иерусалимского Храма коганим кроме исполнения свое главной функции - ведения службы в храме - были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями. Однако с течением времени духовное руководство еврейского народа перешло к пророкам, а затем к мудрецам и раввинам. Деятельность коганим была ограничена, в основном, службой в храме. После разрушения храма в 70 г. н.э. они лишились возможности исполнять и эту обязанность. В настоящее время коганим обязаны проводить обряд выкупа первенцев и благословлять народ в синагоге.

Целью всего культа становится не покаяние и общение с Богом, как это было в Ветхом Завете. Невозможность приносить жертвы в Храме после его разрушения, приводит к переосмыслению значения жертвы - жертва в иудаизме начинает пониматься не как прямое средство умилостивить Бога, но как освящение авторитетом религии обыденных житейских актов.

Собрание книг Ветхого Завета в один состав совершалось постепенно, по мере появления самых священных книг.

В первом веке н. э. несомненно существовали и были известны все ветхозаветные книги. Несомненно и то, что все Канонические книги Ветхого Завета составляли одно целое задолго до Рождества Христова. Указание на состав Канона и деление ветхозаветных книг на три отдела мы замечаем у Иисуса, сына Сирахова (за 220 лет до н.э.). Перевод (270 лет до н.э.) служит явным доказательством, что все ветхозаветные канонические книги еврейские и неканонические греческие входили в один состав, так как они находятся в этом переводе.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.