реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности еврейского религиозного права

реферат

Особенности еврейского религиозного права

3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственная классическая академия имени Маймонида»

Факультет филологический

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Введение в иудаизм»

на тему: «Особенности еврейского религиозного права»

Автор реферата: студентка 2 курса

Е.А. Мочунова

Преподаватель: Ц.Р. Зайчик

Москва - 2006

История еврейского права насчитывает более трёх тысячелетий, и истоки его сродни другим правовым системам древнего Востока - древнеаккадского города - государства Эшнуанна (1900 г. до н.э.), Ассирии (1400 - 1110 гг. до н.э.), Хеттского государства (1400 - 1300 гг. до н.э.), Ново - вавилонского царства (VI в. до н.э.).

Но во всех этих законодательствах уцелели лишь отдельные фрагменты, иногда более значительные, иногда весьма скудные - в зависимости от удач тех или иных археологических раскопок. Когда древние народы лишились государственного суверенитета, их правовые системы постепенно теряли свою силу и исчезали. В то же время еврейское право продолжало существовать и развиваться как самобытное и независимое и после того, как еврейский народ лишился независимости, а такое положение существовало на протяжении почти всей его истории.

Два фактора способствовали этому. Первый - наличие крепкой внутренней дисциплины в еврейских общинах, стремившихся осуществлять и развивать судебную автономию. Второй фактор был сугубо внешним: власти готовы были признать внутреннюю автономию еврейских общин. Им было разрешено иметь свои судебные учреждения, школы, синагоги, дома для престарелых, органы самоуправления и т.п. За предоставление этих прав и проявление терпимости к чужеземцам, еврейские общины обязаны были выплачивать властям солидные налоги. Кроме этого каждый член общины нёс в индивидуальном порядке определённые обязанности перед государством, в котором проживал - платил налоги, участвовал в его защите от внешних врагов, молился за благополучие властей. Все эти обязанности вытекали из широко известного принципа, установленного еврейскими мудрецами (талмудистами) - «Дина демалхута - дина» (государственный закон имеет силу религиозного постановления, и он обязателен и для евреев). Таким образом, основной особенностью еврейского права является его неотъемлемая связь с религией. На этом принципе и основывается религиозно - правовая система иудаизма.

Сам термин еврейского права рассматривается как один из возможных переводов с иврита выражения «мишпат иври» (йшбт ифщо), где первое слово имеет значение «суд», «правосудие», «закон», «обычай» и т.д. и используется для обозначения той части религиозных текстов, которая касается взаимоотношений человека с обществом и человека с государством.

Еврейское право прошло огромный путь от своего создания до сегодняшних дней. Чтобы понять пути развития еврейского права, следует остановиться на двух основных моментах, определяющих его сущность. Во-первых, развитие еврейского права во все периоды, даже после изгнания народа из его страны, не было следствием абстрактного теоретизирования и изучением Торы как самоцели, а явилось результатом того, что это право было живым, действующим, применяемым в повседневной практике. Понятно, что после разрушения Иерусалимского Храма проблемы ритуальной чистоты, жертвоприношений и храмовой службы изучались только теоретически, так как не имели практического значения. Но все другие части религиозного права, включая взаимоотношения человека и Всевышнего, человека со своими ближними, человека и общества, продолжали относиться к практическим «мицвот» (заповеди), действующим в повседневной жизни. Второй момент, вытекающий из первого, - постоянное и непрерывное развитие еврейского права.

Еврейское право существовало и применялось в повседневной жизни, несмотря на то, что народ был изгнан из своего государства. Этому способствовали два фактора. Первый - внутренний, в основе которого - сущность и характер еврейского права и его роль в духовной и культурной жизни народа. Второй фактор - внешний, и он обусловлен государственно-правовым восприятием понятий власти и судопроизводства.

Внутренний фактор - основа характера еврейского права, которое является религиозным и национальным. Религиозным, так как в соответствии с основами еврейской веры, источник еврейского права - Божественное Откровение. И так же, как жизненная сила и непреложность религиозных установлений, определяющих своё отношение к Творцу, таких, как молитвы, соблюдение Субботы и праздников, законы кошерности, не пострадали оттого, что народ оказался в изгнании, жизнеспособность законов, определяющих отношения между людьми, между личностью и коллективом, и касающиеся торговли, труда, материального ущерба, уголовного права и т.п., полностью сохранилась и продолжала развиваться в диаспоре в рамках еврейской автономной общины. И в тех, и в других - в чисто религиозных установлений и в сугубо юридических - еврейская мысль находит решение всех проблем в едином источнике в Торе.

Таким образом, изучая Тору и религиозное право, евреи заучивали и основы юридических прав. Это послужило основой для формирования определённых принципов: так же еврей обязан соблюдать сугубо «религиозные» предписания, дабы не согрешить, он должен строжайшим образом придерживаться и «юридических» законов иудаизма, ибо нарушение их - не менее тяжкий проступок. Религиозный характер и тех, и тех и других с особой силой подчеркнут на высокой ступени еврейских ценностей - в письменной Торе.

Имея ярко выраженный религиозный характер, еврейское право было в то же время сугубо национальным, и его развитие связано исключительно с творчеством сынов еврейского народа. Этим еврейское право отличается от других религиозно-правовых систем, которые создавались и развивались не представителями одного народа, а приверженцами данных конфессий разных наций.

Еврейский народ во всех диаспорах рассматривал еврейское право как свое национальное достояние и как главную и существенную часть своей культуры. И так как еврейский народ, находясь на чужбине, в изгнании, продолжал существовать как нация, а не как религиозная секта, он нуждался в постоянном и непрерывном развитии своего права - важной национальной ценности, в которой ярко проявлялась его сущность.

Еврейское религиозное право феномен не только в области юриспруденции, но и сточки зрения религии. В нём гармонично сосуществуют важнейшие религиозные принципы с гражданской моралью. Наверное, поэтому его часто называют библейским правом, или религиозным правом. Под ним понимают содержащиеся в библии нормы, которые регулируют социальные отношения и социальный строй.

И этого можно сделать вывод, что всё еврейское право основано на библейских текстах, при изучении которых из общего принципа, делаются частные практические выводы, применяемые в конкретных жизненных условиях. На этом основании можно проследить некую историю развития еврейского религиозного права: в первые века новой эры в раввинистических кругах было канонизовано Пятикнижие. Названное «Торой», что можно одновременно перевести и как Закон и как Учение. Этот текст превратился в своего рода конституцию еврейского народа. Однако, несмотря на то, 4 из 5 книг Торы (кроме книги Бытие), в самом деле полны различных заповедей и постановлений, не так уж просто, а зачастую практически невозможно из их формулировок сделать заключение о способе их исполнения.

Действительно, различные заповеди и постановления в Торе имеют различные варианты трактовки. В первые века нашей эры заповеди действительно соблюдались по-разному. Так, содержащаяся в книге Второзаконие заповедь «Не вари козлёнка в молоке матери его», на большей части Земли Израиля понимались как запрет на смешивание мясных и молочных продуктов при изготовлении пищи. В Галилее же традиционно готовили птицу в молочном соусе, считая, что заповедь касается лишь мяса рогатого скота. А Филон Александрийский понимал эту заповедь буквально, то есть только в отношении мяса козлёнка.

Таким образом, из-за различий в толковании в иудаизме сразу после канонизации Пятикнижия стали развиваться механизмы, позволяющие правильно трактовать заповеди. Эти механизмы получили название «Галаха».

Сам термин «Галаха» имеет несколько значений. В самом широком и наиболее распространенном смысле слово «Галаха» - это нормативная часть Устного Учения, т.е. Талмуда. Галаха охватывает все указания Талмуда, все законы и правила, определяющие отношения между Богом и людьми и людей между собой.

Таким образом, законодательная функция Галахи имеет непререкаемое авторитетное обоснование ее установлений, все их можно распределить на несколько основных групп. Тематически установления Галахи сгруппированы в 6 разделах Мишны, породившей всю последующую галахическую литературу: «Посевы» - законы, относящиеся к земледелию и отражающие, в основном жизнь еврейского народа на земле Израиля; «Праздник» - о праздниках, постах и памятных днях; «Женщины» - о семейной жизни; «Ущербы» - гражданское и уголовное судебное право; «Святыни» - о ритуалах, связанных с Храмом; «Чистота» - о ритуальной чистоте. Одни галахические установления издавна являются лишь материалом для теоретического изучения, как, например законы храмовых жертвоприношений, знание которых, согласно традиции, понадобится при даровании Господом Третьего Храма в мессианскую эпоху. Другие, имеющие также, казалось бы, лишь историческую и традиционную ценность, в некоторый момент приобрели новую актуальность: например, с возникновением государства Израиль и возвращением евреев к сельскохозяйственным занятиям вновь вступила в действие часть законов о земледелии. Третьи были, и продолжают оставаться важными для евреев в любые времена и на любой территории: например, законы о праздниках, а также о разрешённой и запрещённой пище и способах её приготовления, называемые законами кашрута.

Галаха стала основой еврейского религиозного права. Одна из важнейших причин ее существования и постоянного обновления состоит в противоречии между неизменным по самой своей природе каноном (Торой) и историческим развитием, в результате которого человек и народ оказываются в новых ситуациях, требующих осмысления с точки зрения законов иудаизма. Галаха позволяет приспосабливаться к новым условиям жизни, не противореча основному религиозному закону, она постоянно проверяется в свете современной действительности. Таким образом, Галаха в своей основе имеет основы законов Торы, но в то же время она неразрывно связана с реальностью. Именно это позволяет еврейскому праву существовать столь долгое время, сохраняя свою первоначальную сущность.

Библиографический список использованной литературы.

Вук Г. Это Б-г мой. - Иерусалим: Шамир, 1993. - 478 с.

Еврейская энциклопедия / Сост. А. Гаркави, Л. Каценельсона. - Т.12. - М.: «ТЕРРА»-«TERRA», 1991.

Краткая еврейская энциклопедия / Сост. И. Орен, Н. Прат. - Т.6. - Иерусалим: Еврейский университет в Иерусалиме, 1992.

Элон М. Еврейское право. - Иерусалим: «АМАНА», 1989. - 334 с.


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.