реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основные христианские конфессии

реферат
ем не менее, ни одна религия не может отказаться от решения финансовых вопросов, хотя бы потому, что необходимо обеспечить работу ее учреждения. Тем не менее, отношение к материальной части жизни человека в рассматриваемых христианских течениях отличается друг от друга.

Православная церковь, не отвергая материального начала в человеке, видит это начало в единстве с началом невещественным, духовным. "Русская православная церковь пустила в обращение концепцию "социальной нейтральности". Суть этой концепции такова. Первая цель христианства - спасение и благо души, из которых потом вырастают и земные блага. Есть два пути, ведущие к этой цели: один путь внешний, другой внутренний. Первый состоит в обнародовании законов, в правительственных распоряжениях, в решении всех политических, экономических и нравственный вопросов на основании известных положений. Второй путь - перемен ума и сердца. Этот путь не под силам людям, его избрал Христос, свидетельствуя тем самым о своей божественной сущности.

Христос не затрагивал в своей евангельской проповеди вопросов политики, права, экономики. Христос обращал свое основное внимание на душу человека, на внутреннего человека, из которого потом уже рождается и внешний человек, то есть подданный, гражданин, семьянин, член общества и т.д.

Основная идея католической религии заключается в ее рационализации жизни. Очевидно, что "она должна была оказать существенное содействие капиталистическому мышлению, которое ведь само по себе, является рациональным, направленным к цели. Идея наживы наряду с экономическим рационализмом означает ведь, в сущности, не что иное, как применение жизненных правил, вообще предписывавшихся религией, к сфере хозяйственной жизни" [6. С.183]. "Какие бы причины ни повели самопроизвольно к образованию экономического рационализма, не может быть сомнений в том, что он нашел могучую поддержку в вероучении церкви, которая во всей жизни стремилась к тому же самому, что капиталистический дух должен был осуществить в хозяйственной жизни" [6. С.184].

Протестантизм стремился утвердиться в качестве религии человека, целиком отдавшегося своим "мирским" обязанностям и заботам. Взгляд на труд как на социально унизительное, хотя и практически необходимое занятие, которое должно быть уделом социальных низов, в протестантском богословие изменился на взгляд о труде как на достойном и славном средстве прославления и утверждения Бога через Его творение, которое еще более увеличивает человеческое благополучие. Не случайно те регионы Европы, которые приняли протестантизм, вскоре оказались экономически процветающими - таковым оказалось неожиданное следствие нового религиозного значения, придаваемого труду. М. Вебер в своих трудах возвеличивает мирской труд человека, рассматривая его как несение своего креста, как непосредственное служение Богу. Эта же основная тенденция протестантизма может быть прослежена и в его трактовке отношения человека к Богу, в понимании самой веры, в истолковании первородного греха. Жизнь человеческая в этом мире рассматривается как судьба, предначертанная Богом человеку. "Человек не смеет уклоняться от жизни "в мире" [4. С.43].

"Протоиерей А. Смирнов писал в статье "Солнце правды и любви": "Как смотреть на общественное неравенство людей? Как должны быть распределены в обществе материальные блага? Позволительна ли собственность? Надо ли стремиться к материальному уравнению членов общества? Как смотреть на рабство? Нормально ли ограничивать деятельность женщин семьей?". Прямых ответов на поставленные вопросы в евангелии просто не найти. Тем не менее оценочная составляющая бытовой жизни человека, материальной стороны просто не может не существовать. "Уже в Евангелии мы можем найти некоторые намеки на экономическую теорию, то есть на осмысление экономики и на позиционирование христианства в этом экономическом мире, то есть что это такое, как нам это понять и как нам себя в нем вести" [7.].

"Католики находятся полностью на уровне новой современной либеральной доктрины, рассуждая о том, что все должно быть морально и нравственно. А то, что касается православия, я бы не стал утверждать, что мы резко противоречим тому, что видим в протестантизме. Очень много разговоров идет о том, что православие в принципе неспособно создать благополучный экономический мир. Вот протестанты - да, они сумели создать американскую модель. Я не вижу там серьезного благополучия. Если на улицу страшно выйти, потому что там стреляют, это не есть благополучие. А то, что стреляют, - это проекция наших экономических отношений. Значит, в доктрине есть некоторый изъян, который приводит к тому, что на улицах стреляют. Значит, не так уж чиста доктрина. Я имею в виду кальвинистскую доктрину, которая называется "Дух протестантизма". Современная протестантская экономика вышла не из Лютера, он был далек от экономики, она вышла из Кальвина. Он на эту тему рассуждал, на эту тему думал, специально обучал свою общину экономной бережливости и так далее. Из него произошла доктрина о том, что материальное богатство есть благословение Божие. Это не его идея на самом деле, она до него сто раз высказывалась святыми отцами. Он просто эту идею применил так, что это есть зримое Божье благословение. Человек праведен, раз у него есть зримое материальное богатство. А поскольку спасутся абсолютно все, потому что они верой только спасаются, делами не надо, веруешь - спасешься, не веруешь - не спасешься" [7.].

"В принципе нигде христианство не говорит о том, что экономика - вещь неприемлемая, нигде оно не говорит о том, что прибыль получать не надо. Христианство начинает оценивать факт, а факт начинается с того момента, когда человеческая воля придает процессу какое-то направление движения.

Вопрос заключается в том, как используется эта прибыль. "Если вы получаете прибыль и расходуете ее не только на себя, но и на некие социальные нужды, на нужды всего общества, по-разному, пусть это будут нужды какой-нибудь больной старушки или общества в целом, - вот это правильное использование того богатства, которое Бог вам дал" [7.].

И православие, и католичество, и протестантизм сохраняют основные догматы христианства, прежде всего - представления о сотворении мира, о былом совершенстве человека в "естественном состоянии", в каком он вышел из рук творца. Проведенный анализ в форме сравнения православной и католической, католической и протестантской конфессий, наглядно показал на сколько одна вера - христианство может трактоваться по разному. Именно это разногласие и послужило историческому разделению конфессий.

Целью первой главы было рассмотреть каждую из трех христианских конфессий, углубляясь в вопрос о происхождении и смысле человеческой жизни, а так же отношению к экономической составляющей жизни человека. Это удалось по средствам глубокого изучения религиозной литературы. В первую очередь частично была решена поставленная проблема, обозначенную в качестве вопроса о том, каким образом христианские конфессии влияют на экономическую, культурную и нравственную составляющие жизни человека. Более детальному рассмотрению экономической составляющей в современном обществе посвящена вторая глава. Но общий вывод может звучать следующим образом: Общая позиция в отношении материальной стороны жизнедеятельности человека не является ни протестантской, ни католической, ни православной - она общехристианская. А вот "выводы, которые из нее делаются, те результаты, к которым она на деле приводит, - это уже то осмысление, которое свободная человеческая воля дает тем или иным основным постулатам христианской веры" [7.].

В целом, учитывая то, что протестантизм внес существенные изменения в организацию церкви и вообще церковную жизнь и деятельность, что не могло не отразиться на воспитании прихожан и верующих, то неудивительны не отличия, в особенности с православной церковью и ее учениями. Протестантизм не столько обращает внимание на "добрые дела", сколько акцентирует внимание на вопросе верует человек, погруженный "мирскими" заботами, или не верует. Следовательно религия не требует от верующего отрешения от мира во имя приобщения к Богу. Католичество и православие во взглядах близко по отношению взаимодействия человека и Бога. Оно проявляется в первую очередь в "добрых делах" и посредничеству церкви, заступничеству святых. Но существует большая разница в том, что буржуазный "склад" католической церкви и с ее высокой степенью рационализма влияет на обыденную жизнь человека, особенно касающуюся материальной ее составляющей. Православие в этом плане более консервативно и в большей степени придает значение внутренней - духовной и внешней - "мирской" жизни человека.

Глава 2. Современная христианская церковь о труде и богатстве в жизни человека

Вторая глава посвящена рассмотрению вопроса, связанного с экономической составляющей жизни человека, а именно отношению церкви к вопросу накопления богатства. Очевидно, что в доктринах исследуемых в работе христианских конфессий отношение сильно отличается друг от друга. Этому может свидетельствовать экономическое положение стран, в которых распространено то или иное течение, к примеру сильная американская модель и практически повсеместное распространение протестантских церквей. Так же показательным может служить то, как непосредственно выглядит место, куда приходят верующие люди - церковь, будь то православный храм, католический костел или протестантская кирха.

Очевидно, что ни одна религия не может отказаться от решения финансовых вопросов, хотя бы потому, что необходимо обеспечить работу ее учреждения. Так же очевидно, что существует и оценка церкви по отношению к экономической составляющей жизни человека. То, что существуют расхождения, сложившиеся в течении долгого исторического пути, связанные с разным трактованием евангелии и вообще расхождений в доктрине, об этом было изложено в первой главе, теоретической части. Но о том, как именно обстоит ситуация в современном мире, в котором, пожалуй, все взаимоотношения в обществе "пропитаны" экономической сущностью, ни в какой литературе, даже периодических изданиях, не встретишь. Именно поэтому целесообразно было провести исследование, путем проведения интервью со священнослужителями протестантской, православной и католической церквей. Цель исследования направлена на выявление отношения современной церкви (православной, католической и протестантской) к труду, как основной составляющей жизнедеятельности человека. А так же на то, чтобы получить на то, чтобы получить ответ на главный заявленный вопрос: "Можно ли считать залогом благополучия страны то, какую религию она исповедует?". Это возможно лишь определив истинное отношение церкви к тем составляющим, которые создают "благополучие" - труд, деньги, богатство.

Первым опрошенным был Отец Андрей, наставник Томской католической церкви.

- Что такое труд?

- Труд - это призвание. К труду подходят по-разному. И многие воспринимают труд как зло и приговор за совершение первородного греха. Но это благодать, так как человек через труд выполняет свое призвание. Он становится хозяином земли. Человек сам совершенствуется благодаря работе и труду и его жизнь становится более легкой. Это способ реализовать себя.

Отец Андрей рекомендовал обратиться к труду Юанна Павла - II “Laborem ecsercens”, в переводе на русский язык "О человеческом труде".

- Богатство - это следствие труда человека?

- Естественно. Очень важно чтобы человек правильно воспринимал это богатство. И Иисус очень много говорил об этом в Евангелии." Богатым очень трудно войти в Царство Божье". Люди забывают о душе, о спасении, становятся эгоистичными и высокомерными. В Евангелии существует множество притч по этому поводу. Богатство - это опасно, но если человек делится с нищими и если он воспринимает это как дар Божий, то он может своим богатством воплощать любовь ближнему. Благотворительность - это правильное использование богатства.

- Значит, деньги развращают духовный мир человека?

- Его неправильное использование, да! В богатстве есть ответственность за его использование. Если оно помогает другим людям, значит человек на пути спасения.

- " На все воля Божья". Так ли это?

- Каждый человек свободен и это великий дар Господа, он выражает этим свою любовь к людям. Человек может делать выбор сам, даже если и совершает ошибки. Но Бог знает все о выборе, который делаем мы. Но он не ограничивает нас в самостоятельности принятия решений.

- Богатство и бедность - это тоже воля Божья?

- Есть нищета, бедность из-за вины самого человека. Большинство из них - это алкоголики, все свое имущество потеряла из-за своей пагубной страсти. И в этом нет вины Господа. В этом виноваты сами люди. Бог дал человеку разум, руки, мудрость и человек может это использовать во благо и зарабатывать честным трудом. Но многие этим не пользуются. Порой есть бедность независящая от человека. Но ведь есть общество, и оно должно помогать. Предприниматели, само государство, богатые должны помогать!" Мы спасаемся не в одиночку, мы спасаемся в обществе" - это слова Бога! Первые христиане имели все общее и никто из них не страдал. Бедность - это вызов для общества. Чтобы люди руководствовались сердцем и делились тем, что у них есть. Каждый человек может делать добро. Если людям чего-то не хватает в земной жизни, им обязательно воздастся в небесной. Но какой бы крайней нищета ни была бы, Бог никогда не позволит умереть с голоду.

- В современной экономической ситуации, чтобы прокормить семью, люди зачастую вынуждены открывают свое дело, создавать бизнес. Бизнес, это в первую очередь, средство зарабатывания денег, а деньги - это средства к существованию. Известно, что бизнес не всегда бывает честным. Получается, что человек, поступается своими принципами ради блага близких. Как по-вашему выглядит эта ситуация?

- Это самообман! В жизни можно и не обманывать. Мы, христиане призваны служить Богу. Можно занимать высокие посты, но ни в коем случае не должны обманывать. Нужно жить честно и по совести. В материальном плане, конечно человек может потерять, но в духовном плане никогда не потеряет!

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.