реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Образ Заратуштры в истории и в произведениях Ф. Ницше

реферат

Образ Заратуштры в истории и в произведениях Ф. Ницше

2

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет международных отношений

Кафедра культурологии

Образ Заратуштры в истории и в произведениях Ф.Ницше

Реферат

студента 1 курса

отделения культурологии

(специализация - гебраистика)

Пипетя Максима Александровича

Научный руководитель -

преп. М.Ю.Шода

Минск 2006

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Зороастризм в контексте мировых религий…………………..5

1.1 Истоки религии………………………………………………...5

1.2 Пантеон…………………………………………………………6

1.3 Священные тексты…………………………………………….7

1.4 Место культа в зороастризме………………………………....9

1.5 Концепция мироздания в зороастризме…………………….10

1.6 Зороастризм в современности……………………………….10

Глава 2. Образ Заратустры в историческом контексте………………..12

2.1 Можно ли считать Заратустру реальным историческим лицом?.............................................................................................................12

2.2 Происхождение имени Заратустры…....................................13

2.3 Жизнь и деятельность Заратустры………………………….14

Глава 3. Образ Заратустры в книге Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»………………………………………………………………………...19

Заключение………………………………………………………………22

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов………………………………………………………………......23 Введение

Пророк Зороастр жил в такой глубокой древ-ности, что сами его последователи забыли, когда и где это было…

Зороастр (Заратустра, Заратуштра), пророк из Древней Персии, основатель зороастризма - «древнейшей из мировых религий откро-вения», по словам М.Бойс - личность крайне неординарная, человек, овеянный легендами. Посредством своего фундаментального учения он оказал огромное влияние на мировую культуру, дал пищу для раз-мышления многочисленным философам и мыслителям на сотни лет вперёд. Казалось бы, о таком человеке должны быть написаны много-томные издания, в которых самым подробным образом описывалась бы его жизнь и деятельность.

Однако до сих пор сведения о великом пророке, которыми мы на данный момент располагаем, противоречивы и скудны: нам неиз-вестно его происхождение, как неизвестно время и место его рожде-ния. Мифами и легендами обросла его жизнь. Даже имя пророка раз-ные исследователи толкуют по-разному. А если быть честным до конца, то со стопроцентной уверенностью никто не может сказать, яв-ляется ли Зороастр реальным историческим лицом, а не легендой. Эту мысль высказывает также Р.Фрай: «Можно попытаться выстроить в ряд свидетельства источников и заключить, что с его именем связана деятельность нескольких лиц или что его нельзя отнести к определён-ному периоду. Действительно, заслуживающих доверия сведений о пророке и времени его жизни почти нет». [1, с.49]

Это же мнение высказывает ряд других исследователей, напри-мер Дж. Хиннелс, С.Н.Соколов и другие.

Безусловно, данная проблема уже давно вызывает интерес у многих учёных.

Как уже упоминалось ранее, влияние идей Зороастра на мысли-телей последующих поколений колоссально. Учение древнего про-рока нашло своё отражение в работах многих философов, среди кото-рых не последнее место занимает Фридрих Ницше, гениальный не-мецкий мыслитель XIX века. Находясь под властью чар древнего мудреца, во многом отождествляя себя с ним и взяв за основу мысль о вечном возвращении, которая на тот момент царила в творчестве ве-ликого философа, Ницше, одинокий и забытый, слабый и болезнен-ный физически, создаёт поистине фундаментальный труд, жемчужину своего творчества - книгу «Так говорил Заратустра». В ней Заратустра предстаёт перед нами как реформатор, идущий по пути становления сверхчеловека.

Так благодаря Ницше, создавшего эту величественную поэму, образ великого мудреца вторично вошёл в историю мировой филосо-фии.

Однако, несмотря на скудность наших знаний о жизни древнего мудреца, нельзя не заметить, что образ Заратустры в книге Ницше ко-ренным образом отличается от имеющихся у нас реальных историче-ских данных. Другими словами, Ницше в своей работе интерпретиро-вал образ мудреца, наделив его чертами, которые соответствовали бы личному представлению философа о Зороастре и не противоречили бы его концепции вечного возрождения. Таким образом, Ницше устами великого пророка преподносит нам свои идеи, подкрепляя их непоко-лебимым авторитетом Заратустры.

Следует отметить, что Ницше не ошибся в выборе персонажа. В самом деле, ведь о Заратустре известно не так много; это позволяло Ницше искажать образ мудреца, подстраивать его под себя так, как ему представлялось удобным. Однако Ницше и не собирался приво-дить нам описание жизни древнего пророка на основе реальных исто-рических фактов, ему просто нужно было приковать внимание чита-теля с первой страницы своей книги, погрузить его в невероятную и загадочную атмосферу древнего мира. Достоверность же описывае-мых в книге событий отходила на второй план.

Здесь мы, собственно, и подошли к основной цели данной ра-боты, которая заключается в следующем: сопоставить образ Заратуш-тры как реальной исторической личности и как главного действую-щего лица произведения Ф.Ницше «Так говорил Заратустра».

Для достижения данной цели были поставлены следующие за-дачи:

· Выявить основные черты Заратустры как исторического деятеля, опираясь на имеющиеся научные данные;

· Рассмотреть зороастризм как результат деятельности Зара-тустры в контексте религий мирового масштаба;

· Раскрыть основные черты Заратустры в представлении Ф.Ницше;

· Сравнить два полученных образа, выявить их сходства и различия.

В ходе нашего исследования мы будем опираться на работы та-ких учёных, как М.Бойс, З.Косидовский, Р.Фрай, Дж. Хиннелс, С.Н.Соколов, а также на вышеупомянутое произведение Ф.Ницше.

В Заключении будут проведены основные итоги данного иссле-дования.

Глава 1. Зороастризм в контексте мировых религий

«Их религия была религией горных вершин, храмом служил им небесный свод, центром их жертвопри-ношений являлся огонь, взятый из обычного домаш-него очага…»

Дж. Хиннелс

Очевидно, что невозможно полностью раскрыть образ Заратуш-тры, не рассмотрев результат его деятельности, плод всей его жизни, а именно учение великого мудреца - зороастризм. Поэтому вкратце рассмотрим основные черты этой религии.

1.1 Истоки религии

Для начала разберёмся с её названием. В.А.Кулаков приводит следующие варианты названий этой религии: маздаизм (по главному богу, наиболее древнее ее название), авестизм (по названию священ-ного писания - Авесты), зороастризм (по имени ее пророка и основа-теля, Зороастра), огнепоклонство (по характерным особенностям ее обрядов), парсизм (от «парсы» - название ее современных последова-телей в Индии). Также одно из направлений зороастризма называется митраизм, по имени главного божества - Митры.

Зороастризм зародился, по данным различных источников, в Юго-западном Иране или на западном побережье Индии. Однако не все исследователи придерживаются данной точки зрения. Например, как полагает известная английская исследовательница Мери Бойс, «исходя из со-держания и языка сложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что пророк Зороастр жил в азиатских степях, к востоку от Волги».

Временные рамки возникновения зороастризма достаточно чётко определены. Одни исследователи приводят дату 1500 лет до н.э., другие полагают, что зарождение зороастризма произошло ок. 1 тыс. до н.э.

Первыми последователями зороастризма принято считать одну из групп индоевропейских племён; учёные называют её индоиран-ской. Сами себя эти племена называли ариями (арийцами), «благо-родными». Земли их обитания в древности представляли собой, по словам А.М.Прохорова, «"огромный котел", в котором кипела, а за-частую выплескивалась через край сложная, противоречивая и богатая национальная, духовная и политическая жизнь». [4, с.285]

О самом создателе зороастризма - Зороастре - мы поговорим подробнее в Главе 2 данной работы, а сейчас остановимся на божест-вах, составляющих зороастрийский пантеон.

1.2 Пантеон

С.Н.Соколов при систематизации божеств зороастрийцев счёл нужным разделить их на две группы: «Божества одной группы назы-вались дайва (древнеинд. дэва), а другой - асура (авест. ахура, древ-неинд. асура). В одних и тех же племенах могли почитаться и дайвы и асуры или же почитались только, скажем, дайвы, а асуры становились враждебными, или наоборот». [2, с.6]

Такое чёткое разделение божеств на две противостоящие группы - добрые, созидательные боги, олицетворяющие доброе, светлое начало (агуры, ахуры), и злые, разрушительные демоны (дэвы) - является ха-рактерной чертой зороастризма и называется дуализмом. Исходя из этого, можно назвать зороастризм типичной дуалистической рели-гией, в которой отсутствуют промежуточные состояния и «полутона» и всё делится на две части - добро и зло.

Во главе добрых богов стоял Ахура-Мазда (Ормазд в пехлевий-ском варианте и Ормузд - в древнегреческом). Имя бога в переводе означает "Господь Премудрый" или “Владыка Мудрости”. В религии древних персов всё время подчеркивается, что Ахура-Мазда - жрец, молитвенник, духовное начало, что коренным образом отличает её от остальных древних мифологий, где верховным богом был громовер-жец, воин (Зевс, Индра, Перун). Иногда Ахура-Мазда изображался в виде совершенного человека-царя с крыльями птицы, перья которой символизировали солнечные лучи. Однако какого-либо определенного изображения Ахура-Мазды, как и других богов, у древних персов не было.

Вообще для персидской религии характерны свои особенные черты, не встречающиеся больше ни в каких верованиях. Например, божества зороастрийцев олицетворяют собой абстрактные начала, та-кие как мысль, справедливость, воля, смирение, здоровье, совершен-ство, бессмертие и т.д. Этот факт представляет загадку для исследова-телей, так как в остальных мифологических религиях боги обычно связаны с силами природы, олицетворяют небо, землю и т.п., им также присущи антропоморфные (как у шумеров) и зооморфные (как у древних египтян) черты. По этому поводу Дж.Хиннелс пишет сле-дующее: «Они [индо-иранцы] не представляли своих богов в челове-ческом облике, а видели их в окружающих человека понятиях - боги Правды и Гостеприимства, боги Договора и Победы. Их демоны были такими же абстрактными: Ярость и Алчность, Ложь и Нерешитель-ность. Мир был полон духов, которых людям следовало опасаться и которым следовало делать щедрые приношения, чтобы они не разо-злились». [5,с. 80]

Ахура-Мазда с помощью Спента-Майнью (Святого Духа) со-творил шесть божеств - «бессмертных святых». Это были Воху-Мана (Бахман) -- покровитель скота и одновременно Добрая Мысль, Аша Вахишта (Ордибехешт) -- покровитель огня и Праведность, Хшатра Варья (Шахривар) -- покровитель металла и Избранная Власть, Спента Армаити -- покровитель Земли и Благочестие, Хаурватат (Хордад) -- покровитель воды и Целостность, Амертат (Мордад) -- покровитель растений и Бессмертие. Кроме того, у Ахура-Мазды были божества-спутники: Митра, Апам Напати (Варуна) -- Внук вод, Сраоши -- Послушание, Внимание и Дисциплина, и Аши -- богиня Судьбы. Все эти боги под предводительством Ахура-Мазды стреми-лись к победе сил добра над силами зла.

Что же касается злых божеств, то в их главе стоял антипод Ахура-Мазды - Ангра-Майнью, олицетворявший собой всё тёмное и нечистое: грехи, чародейство, смерть, болезни, старость, зиму, пус-тыни... Согласно представлениям древних персов, он действует через свое воинство - дэвов. Именно он расколол единый мир на два начала - доброе и злое. Какого-либо изображения демонов зла в древнепер-сидской религии не было; они считались бесплотными. Злые силы жили, как считали персы, где-то на севере (откуда приходит холод и мрак) или в "бездне", в преисподней. Ангра-Майнью насылал на лю-дей 9999 болезней, лечение которых рассматривалось как изгнание злых сил. Он насылал на людей также и смерть, которая, согласно зо-роастризму, являлась победой злых сил, и чем праведнее был умер-ший при жизни, тем большей была победа. Это очень важная черта религиозных взглядов персов, которая нашла своё отражение в их по-гребальном обряде.

В свиту Ангра-Майнью входят злые духи, колдуны, злые вла-стители, которые наносят вред четырём стихиям природы: огню, земле, воде, небосводу. Помимо этого, в них также выражены худшие человеческие качества: зависть, лень, ложь и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.