p align="left">ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе работы были рассмотрены образы Бога и Дьявола в их каноническом изображении, а также в контексте изменяющейся культуры, так же была рассмотрена современная культурно-религиозная обстановка. По полученным данным необходимо сделать следующие выводы. На протяжении веков и тысячелетий религия и искусство были тесно взаимосвязаны. В самый ранний период развития человеческого общества искусство было органично вплетено в синкретическое мифологическое мировосприятие и связано с магическим действием. Позднее, когда искусство выделилось в особую сферу культуры, оно находилось в сильной зависимости от религии. Большая часть истории искусства - это история религиозного искусства. Напротив, весьма часто функционирование современного искусства предполагается в контексте полностью секуляризованной культуры, что не вполне верно. Культура является секуляризованной лишь в том смысле, что традиционные религиозные институты уже практически не оказывают на нее влияния, но ведь "вечные" мировоззренческие и целеполагающие вопросы никуда не исчезают, и на них пытаются ответить не только религия, но и наука, и искусство. Именно между XIX и XX веками, по крайней мере, в Европе и Америке, обозначился определенный перелом в мироощущении людей и их отношении к действительности. Бурно развивались наука и техника, материальное производство, общественная жизнь, происходило ослабление религиозного сознания, менялись и другие стороны человеческого бытия, что, как в зеркале, конкретно и зримо отражалось в искусстве. Словно предвещая новый этап его развития, уже к концу прошлого века, в качестве реакции на критический реализм и натурализм предшествующей эпохи, творческая интеллигенция Европы переболела недолгой, но острой болезнью так называемого декадентства (от фр. decadence -- упадок). Впервые появившись во Франции, декадентские настроения безнадежности, неприятия жизни, крайнего индивидуализма затронули значительную часть художников многих направлений и видов искусств, но прежде всего -- поэтов. В разных странах подобное состояние духа проявлялось в разное время. Религиозное возрождение, как начала, так и конца ХХ века имеет мало общего с возрождением традиционных, исторических религий. Получают широкое распространение оккультные, магические практики, вообще устойчивый интерес к потустороннему. ХХ век оставил после себя множество мифов, один из которых заключался в том, что прошедшее столетие явило век секуляризированного сознания. На протяжении двух тысячелетий Библия была Книгой Книг для европейского искусства, а в последние несколько столетий - для искусства всего мира. Обращение к Библии для художников было возможностью в иносказательной, притчевой форме рассказать о своем времени и одновременно выразить надежды, попытаться найти вечные и весомые ответы на вопросы, которые новейшая история ставила перед ними. Много веков изображая Иисуса в образе Царя, художники открывали Библию в его руках на разных страницах, и по текстам, которым внимали художники, их произведения можно датировать не менее точно, чем по манере изображения. В ХХ веке казалось, что искусство в своих интересах далеко ушло от тем Книги Книг. Но, несмотря на научные заключения о ее содержании, как совокупности разновременных текстов, как хранилища мифов, несмотря на массовое равнодушие к ее вести, Библия продолжала волновать величайших мастеров искусства прошлого столетия, для кого-то становясь залогом возрождения религиозного сознания, для кого-то - источником поэтических видений. И каждый, обращаясь к библейским текстам, прикасался к многовековой традиции воплощения вечных сюжетов. В настоящее время каждый по-своему видит Бога и Дьявола, хотя стоит отметить, что образы Дьявола (чертей, бесов, панов) имеют немного расхождений и довольно каноничны, в отличие от образа Бога. В современном мире прослеживается связь живописи и с другими видами искусств, например с литературой. Например, Марк Шагал (1887-1985) иллюстрировал Гомера и «Сказки тысячи и одной ночи», Н.В. Гоголя и Ж. Лафонтена. В 1956 году в Париже увидела свет иллюстрированная им Библия. Священное Писание иллюстрировал и сюрреалист, творец кошмарных фантасмагорий Сальвадор Дали (1904-1989). Созданный им том поражал колоссальными размерами и роскошью отделки. Конец ХХ столетия был ознаменован появлением компьютерной графики, возможности и преимущества которой безграничны. Компьютер позволил значительно облегчить, упростить и удешевить создание новых шрифтов. Однако новейшие электронные технологии на первых порах привели к снижению уровня оформительского мастерства. Особенно этому подвержен жанр фэнтези, в котором значительную роль играет компьютерная графика. Стоит так же заметить, что значительная часть компьютерных игр щедро использует оккультно-мистическую символику, а персонаж в дьявольской личине становится центральным во многих играх. Многие современные художники, разрабатывающие христианскую тематику, являются лишь подражателями мастеров прошлого (в том числе - мастеров авангарда и модернизма), явно ориентируясь на коммерческий успех. Но даже в этом случае довольно часто в канонические сюжеты включаются инородные оккультно-мистические элементы. Скорее всего, это объясняется тем, что собственно церковное, Богослужебное искусство отделено от светского. Но и религиозная внецерковная живопись испытывает влияние со стороны современной культуры, в том числе - новой религиозности. Интерес к духовному (в частности, к религиозному) в искусстве ХХ в. несомненен. Современное искусство постепенно избавляется от своей "чувственности", не столько обращаясь к религиозным сюжетам, сколько стремясь преодолеть материальность и детерминированность этого мира "изнутри". Массовая культура фактически является новым религиозным культом со своими Богами, героями, жрецами, ритуалами и, конечно же, адептами, со священным трепетом взирающими на телеэкраны. Безусловно, медиакультура - важнейшая часть современной массовой на почве которой вырастает новое религиозное сознание. Кино, телевидение, видео, системы мультимедиа, используя различные религиозные символы и смыслы, влияют на картину мира современного человека. С точки зрения традиционного религиозного сознания, медиарелигиозность - это грубая подделка под вечные божественные ценности, а то и «религия Антихриста». В современном кинематографе зачастую затрагивается тема религиозности, рассказывается о культах, присутствует большой элемент магии. В настоящее время много фильмов, причем сатана является в человеческом облике, но это всего лишь внешняя оболочка, которая в кульминационный момент сбрасывается, и мы можем видеть истинный образ дьявола, который изображен еще в средневековой живописи. Как и в кинематографе, сети интернет, архитектуре, так и в живописи к XX веку многое меняется, хотя образы Иисуса выполняются в более каноничном виде, нежели образы Бога-отца. Так же существует большая разница между работами художников XX и XXI века. На современных выставках (последние 5 лет) художники представляли отдаленные от канона образы Христа, Бога, Дьявола. На выставках была дана возможность представить себя Христом (что говорит об эгоизме нашего общества), также можно было попытаться разглядеть образ Бога-сына в инсталляции с рыбой, которой отрубают голову. В последнем случае Иисус показывается через вполне устойчивый символ, но в то же время в совершенно ином облике. Может подобно Ницше, который когда-то сказал о том, что мы убили Бога, автор хотел показать, что мы до сих пор убиваем Христа, убиваем религиозность. Можно сказать, что если в современном обществе есть спрос на «популяризованного» Христа, то соответственно есть и предложение. С одной стороны человек все более упрощает образы Бога и Дьявола, а с другой все более их усложняет и все дальше отходит от канонических изображений. Но в то же время, например плакат под логотипом «Coca Cola»: «This is my blood» на котором изображен Иисус, как поп- герой, выступает как бы в укор самому себе, ведь под этим плакатом подразумевается упрек потребителям, доверяющих коммерческой рекламе, в том, что для нее товары типа «Кока-колы» заменили собой святыню, логотипы известных фирм превратились в сакральные тексты, а само потребление материальных благ - в подобие сакрального таинства. Если рассматривать образы наиболее каноничные, можно отметить работы Сальвадора Дали, отчасти Ренато Гуттузо, Марка Шагала. У этих художников сам лик Христа немногим отличен от канонического изображения, но в то же время кардинально меняется расположение образа на картине, а также обстановка вокруг него (хотя «Гиперкубическое тело» Сальвадора Дали каноничным не в коей мере назвать нельзя). Дьявол в современной культуре изображается со многими атрибутами, присущими ему еще с древних времен, это и рога, копыта, длинные хвосты. уродливые морды и все это с обилием шерсти. Образ дьявола наиболее часто встречается в жанре фэнтези, а так же в компьютерных играх, в обоих случаях существует масса вариаций на тему Сатаны и его приспешников, они могут наделяться какими-либо атрибутами, будь то магическое умение или лишняя пара рогов, но выявить образ Дьявола всегда можно с легкостью. В современной массовой культуре дьявол иногда не изображается напрямую, а лишь подразумевается, например, под пороками, под какой бы то не было распущенностью и падением нравов в современном мире. Особенность жанра фэнтези состоит в том, что даже положительные персонажи наделяются демоническими чертами. Как Бога, так и Дьявола художник XX века может изобразить в виде набора символов, графических фигур, примером тому могу послужить картины Макса Эрнста и Паула Клее. В современном мире для изображения Бога, Дьявола нет никаких границ, современная культура позволяет нам самим выбирать, как мы видим эти образы, а средства массовой информации доносят наши «шедевры» к огромному кругу зрителей, к массе, которая уже решает признать тебя как великого художника, либо отвергнуть. В настоящее время, кроме устоявшихся образов, Бога может олицетворять абсолютно любой объект. Кто-то считает, что это зеркало, кто-то, что треугольник, иные усматривают Бога в музыке. Так, например, символическое изображение Христа, как рыбы дошло и до наших дней, но довольно в преобразованном виде, теперь это не просто рисунок на стене, а целая инсталляция поражающая своей реалистичностью. За многие века меняется и образ Господа, и его восприятие, так например, в Византии - Бог - вседержитель, во времена готики - страдающий мессия, в эпоху возрождения - идеал красоты и величия. В искусстве 20 века, такой определенности нет, может быть каждому, что мы имеем слишком много свободы и не умеем ей правильно распоряжаться. Выявить какие-либо черты характерные черты в изображении Бога в современном мире достаточно сложно, чаще всего подразумевая Бога - изображают Иисуса, и в этих картинах мы всегда сможем различить его лик (если конечно автор хотел этого). В 20 веке приходят такие направления как экспрессионизм, кубизм, сюрреализм. В каждом из этих направлений, носивших абсолютно светский характер, были художники, обращавшиеся к образу Христа. И у каждого из них Его образ не связан с предыдущей традицией, словно в Новое время каждый хотел иметь своего Христа. У Поля Гогена Христос мужиковатый и грубый, как бретонский крестьянин. У Сальвадора Дали Христос вполне гармоничен, но весь антураж его картин похож на кошмарный сон, в котором распадается в воздухе, словно от взрыва, крест («Гиперкубическое тело») или растворяются, как в кислотной среде, стены дома («Тайная вечеря»). Христос у Марка Шагала -- это еврей, гибнущий в огне холокоста, принимая на Себя все страдания человечества. Канонические изображения претерпели уже множество изменений, это и отход от идеи Христа, как композиционного центра, и радикальная смена окружающей обстановки Иисуса, она больше не вызывает умиротворения, а подталкивает на действия. Уже к концу 20 века, к началу 21 становится сложно выделить какие-то общие черты в изображении Бога. И живопись и скульптура и кинематограф представляют нам массу различных образов, символов, своих ассоциаций, через которые пытаются показать нам Бога, каждый своего. В мае 1982 года в Ватикане был образован Папский совет по делам культуры. Цель его - способствовать продуктивному диалогу Церкви с культурой, ориентировать культуру на поиски истины и истинных ценностей. Политика католической церкви заключается в желании вернуть Церкви былую славу покровительницы художников и искусства. Церковь отстаивает представление о том, что от Средневековья до наших дней религиозные ценности продолжают оставаться источником художественного творчества. С этой целью в Ватикане был создан Музей современного искусства. Основой музейной коллекции стали произведения с выставки современного религиозного искусства, организованной в 1973 году в Сикстинской капелле. В экспозиции были представлены произведения наиболее известных мастеров XX века: П. Гогена, А. Матисса, М. Шагала, Р. Гуттузо, Ф. Лете, П. Пикассо, С. Дали и других. В современной живописи и графике отчетливо просматриваются два направления в развитии религиозной тематики. Одно из них - обращение к религиозному сюжету как к первоисточнику в авторской интерпретации и стилистики другое направление представляют художники, которые включают в композицию своих произведений уже известные образы искусства: иконы, памятники архитектуры и пластики, соединяя их со своим видением сюжета и вводя каноническое изображение святых. Произведения на религиозную тематику широко экспонируются на современных выставках, активно входят в быт. Обращение художников к вечным темам, сюжетам и образам, возможно, является своеобразным поиском точки опоры в современном мире. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1) Ангелы в искусстве: Европейские художники/Сост. Э. Сандалова. - М.: Издательский дом «Крон пресс», 1997.-71с. 2) Антонова Ольга Абрамовна. Католицизм и искусство XX век. - М.: Мысль, 1985. - 175с. 3) Антонова Ольга Абрамовна. Современное зарубежное искусство о христианском гуманизме. - М.: Знание,1989. - 60с. 4) Батракова Светлана Петровна. Искусство и утопия. - М.: Наука, 1990. - 300с. 5) Бернен С.. Мифологические и религиозные мотивы в европейской живописи. - СПб.: Академический проект,2000. - 300с. 6) Библейские и мифологические сюжеты/Сост. Гвоздкова и др. - М.: Русское энциклопедическое товарищество,2002. - 32с. 7) Гентфюрер - Триер, Анна. Кубизм. М.: Арт-Родник,2005. - 65с. 8) Гибсон, Ян. Безумная жизнь Сальвадора Дали. - М.: Арт-Родник,1998. - 734с. 9) Дешарн Роберт и Никола. Сальвадор Дали. Пер. Серафима Савич. - М.: Эдита,1994. - 85с. 10) Дзери, Федерико. Сальвадор Дали. М.: Белый город,1998. - 48с. 11) Европейская живопись XII - XX веков. Энциклопедический словарь/Сост.Т.С. Воронина и др. М.: Nota Bene,1999. - 527с. 12) Живопись и кино: 1924 - 1991/Сост. Ж. Брето - Скира и др. М.: Музей кино,1994. - 48с. 13) Западное искусство XX век./Сост. Б. И. Зингерман. СПб.: Дмитрий Буланин,1999. - 218с. 14) Камминг, Роберт. Живопись. М.: Слово,1999. - 104с. 15) Керист, Хуан Эдуардо. Словарь символов М.: RELF - book,1994. - 603с. 16) Ковальский Н.А. Европа, культура, христианство//Свободная мысль,1995. - №6. 17) Кристиан, Джон. Символисты и декаденты. М.: Искусство,2000. - 40с. 18) Лобковиц Н. Христианство и культура // Вопросы философии,1993. - №3. 19) Майнапар Александр Евгеньевич. Новый завет в искусстве. М.: Крон - Пресс,1998. - 349с. 20) Мерфи, Ричард. Мир Сезанна. М.: Терра - Книжный клуб,1998. - 191с. 21) Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: Сов. энциклопедия,1992. - 1390с. 22) Одинцов М.И. Государство и церковь. М.: Знание,1991. - 90с. 23) Писманик М.Г. Религия в истории и культуре.- Пермь: Книжный мир, 1995.- 304 с. 24) Разлогов К. Боги и дьяволы в зеркале экрана. - М. Политиздат 1987 г. - 224 с. 25) Сандулов Ю. Дьявол. Исторический и культурный феномен. - СПб.: Лань, 1997. - 192 с. 26) Ульрих Бишофф. Макс Эрнст. Пер. Е.Г. Лейтес.-М.:Арт-Родник,2005. - 62с. 27) Фетисов Игорь Викторович. Западноевропейская живопись XX века. М.: Изобразительное искусство,1998. - 63с. 28) Ходаковский Евгений. Немецкая живопись. СПб.: Аврора,2002. - 286с. 29) Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон - пресс,1997. - 656с. 30) Шеваль, Дени. Пауль Клее. М.: Слово/Slovo, 1995. - 96с. 31) Шедевры искусства 20 века/Пер. с англ. Е.С. Гордон.- М.: АСТ-ЛДТ, 1996. - 511с. 32) Энциклопедический словарь живописи/Под ред. М.Лаклотта. М.: Терра,1997. - 1134с. 33) Энциклопедия живописи/Под ред. Н.А. Борисовской. М.: АСТ Трилистник,1997. - 521с. 34) Якимович Александр Клавдианович. Восстановление модернизма. М.: Галарт: Олма-пресс,2001. - 174с. 35) Якимович Александр Клавдианович. Магическая вселенная. М.: Галарт,1995. - 168с. Электронные ресурсы 1) Библия. Режим доступа:http//www.RussianBible.net 2) Виртуальный музей живописи, скульптуры, архитектуры, фотоискусства. Макс Эрнст. - Режим доступа: http//smallbay.ru 3) Господь-Вседержитель. - Режим доступа: http//www.ikona.info/siteslink/php 4)Гуттузо Ренато. Биография, история жизни, творчество, писатели. Режим доступа: http//www.tonnel.ru 5) Жизнь и влияние Блаватской. - Режим доступа http//www theosophy.ru 6)Изображение Христа. Режим доступа: http//www.web know.ru 6) Иисус в Европейском искусстве. - Режим доступа: http//www.gazetaprotestant.ru 7) Искусствоведческая экспертиза экспонатов выставки «Осторожно религия». - Режим доступа http//www.kolokol.ru 8) Марк Захарович Шагал. - Режим доступа: http//www.peoples.ru 9) Михаил Шемякин. Биография. - Режим доступа: http//www.biogs.ru 10) Мэй любовь и воля. Библиотека. Экзистенциональная психотерапия. - Режим доступа: http//www.psyinst.ru 11) Наше наследие. - Режим доступа:http//www.nasledie.ru 12) Новые известия - У каждого свой Бог. - Режим доступа: http//www/newizv.ru 13)Паул Клее. - Режим доступа http//www theosophy.ru 14) Фонтана Лючио. Биография. - Режим доступа: http//www.krugosvet.ru 15) Эзопедия: Дьявол.- Режим доступа http//www.esopedia.ru 16) Boris Vallejo Pages . - Режим доступа: http//www. Vallejo.spb.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|