реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Образ героя в мифологии древних кельтов (на примере ирландских саг)

реферат
p align="left">В третьей главе на примере одного героя рассматриваются основные моменты жизни великих, а также указываются характеристики, которыми должен обладать воин.

Глава 1. Семья в жизни героя

Зачастую родителями у «великих мужей» ирландских саг были волшебные существа из Племен богини Дану, этим объяснялась невероятная сила, красота, храбрость и удачливость воина. С самого своего рождения он выделен среди остальной массы королевства, ему предопределено совершить множество подвигов. Однако божественное происхождение одного из родителей не являлось обязательным условием для рождения будущего непобедимого и неустрашимого героя. Так, король Улада Конхобар был зачат смертными и воспитан ими же, хотя являлся одним из великих героев своего времени.

В идеале после рождения мальчик воспитывался отцом и матерью (если оба смертные), готовясь стать преемником отца, воином и государственным мужем. Отец героя обязательно занимал высокое положение в обществе, был приближенным к королю, советником и могучим воином.

Иногда мальчик рос не с родителями, и причин этому могло быть несколько. Например, если отец ребенка был сидом, то сын воспитывался среди людей смертной матерью. Еще один вариант: сразу после появления на свет героя отец и мать были убиты. Тогда ребенка на воспитание мог взять любой из приближенных к королю аристократов (это считалось делом чести - не дать мальчику погибнуть), разумеется, с согласия правителя, или же друиды. Если после смерти отца мать ребенка вновь «брали в жены», мальчика так же могли отдать на воспитание друидам. Основные функции родителей - помочь ребенку выжить, женить его, сохранить и, по возможности, умножить его будущее наследство. Профессия ребенка предопределена с самого рождения - он, как и его отец (опекун), будет великим и могучим воином. Роль родителей в воспитании и образовании ребенка была невелика, чаще всего этот аспект жизни героя обеспечивал король, назначая мальчику учителей и приглашая в свою резиденцию, где паренек обучался вместе со своими сверстниками. С этого момента в жизни героя фигура родителей редко появляется на страницах саг. Исключением является ситуация, когда сын и отец вместе служат при дворе короля, но в этом случае их отношения трансформируются из «отцовско-сыновних» в «соратническо-партнерские».

Военному искусству, знаниям жрецов и другим необходимым знаниям ребенка начинали обучать в семь лет. Совершеннолетним же он становился только тогда, когда «брал в руки меч мужа». Решение о том, что пришло время для инициации, принимал один из его наставников. Он посылал юношу к королю, и, если правитель был согласен с решением учителя, молодой человек выбирал себе оружие среди предоставленного ему королем.

Одним из самых важных этапов в жизни героя являлась женитьба. Считалось, что в своих потомках великий может возродиться. Умереть неженатым и бездетным - значит полностью прекратить свое существование, без надежды на реинкарнацию. К холостым мужчинам относились с недоверием, и в первую очередь соратники героев, опасаясь за свою честь. Ведь, будучи свободным, герой является потенциальным соблазнителем их жен и дочерей: «Задумались тогда улады, как быть им с Кухулином, ибо уж слишком любили его их жены и дочери, а юноша в то время еще не выбрал себе жену. Решили они, что надо найти девушку, к которой посватался бы Кухулин, ибо думали улады, что, имея добрую и заботливую жену, не станет он соблазнять их дочерей и женщин»1 Кельтские мифы: Валлийские сказания. Ирландские сказания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aquavitae.narod.ru/irelandbiblio/emer.htm, свободный..

Будущая жена должна была быть красивой, мудрой и невинной, умело вести хозяйство, хорошо петь и говорить. Красота имела первоочередное значение, так, в саге «Сватовство к Луайне и смерть Атирне» девушка умерла от стыда и позора, когда отвергнутые ею поэты изуродовали ее лицо, спев глам дицин (песнь поношения, от которой на лице возникали волдыри).

Вопрос о сватовстве решают отец девушки и будущий муж, мнение невесты не имеет веса. В сагах встречаются ситуации, когда девушка, не соглашаясь с выбором отца, сбегает из дома со своим возлюбленным. Например, в саге «Преследование Диармайда и Грайне» юная Грайне, просватанная за престарелого Финна, влюбляется в прекрасного фения Диармайда и сбегает с ним1 Преследование Диармайда и Грайне // Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Том 8. Исландские саги. Ирландский эпос. М.,1973. . Влюбленные скрываются от погони у Мак Ока, бога любви и юности у ирландцев. Примечательно, что погоню устраивает не отец девушки, а сам жених, Финн. Виновным за преступление считается Диармайд, укравший девушку и тем самым нанесший ощутимый удар по чести обманутого жениха. Финн прощает влюбленных, но несколько лет спустя подстраивает смерть соперника, сознательно не донеся до смертельно раненого Диармайда целебную воду, и берет в жены Грейне. Эта сага, посвященная теме любви, повлияет на создание легенды о Тристане и Изольде.

Выкуп назначает сама невеста или ее отец: герой должен совершить ряд подвигов, чтобы доказать, что он достоин своей будущей жены. Например, в саге «Сватовство к Эмер» Кухулину велено поразить сто воинов у каждого брода от Ат Скене Менд до Банкуинг Бреа Фейдельма; убить двадцать семь мужчин с одного удара, да так, чтобы три из них остались в живых.

Обязанности жены «великого мужа» - вести хозяйство и рожать детей. Прав у женщин, разумеется, было меньше, чем у мужчин, ведь они не являлись воинами, не защищали свое королевство, не добывали еду. Более того, для женщины неестественно браться за оружие в каких бы то ни было обстоятельствах, это прерогатива мужчин. Так, в саге «Болезнь Кухулина» Фанд, любовница Кухулина, увидев жену последнего Эмер с оружием в руках, говорит : « Подобны свирепым воинам, устремляющимся в бой, эти прекрасные женщины. Вижу я, это - Эмер, дочь Форгала. Изменила она свой пол и нрав»Кельтские мифы: Валлийские сказания. Ирландские сказания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aquavitae.narod.ru/irelandbiblio/emer.htm, свободный.. Изменила свой пол - значит, взяв оружие в руки, занявшись неженским делом, а именно войной, временно стала мужчиной. Идеал женского образа - потрясающей красоты женщина с голубыми глазами и светлыми волосами, умная, добрая, «чистая», покорная и хозяйственная. Она обязательно достойна своего мужа, являясь практически идеальной женщиной, женой, подругой, матерью и помошницей.

В то время как жена занимается хозяйством и растит потомство, супруг обеспечивает семью, а именно : охотится, воюет ( колоссальный источник доходов в виде трофеев), защищает свой дом.

Большую часть жизни герой проводит в походах, совершая великие подвиги. Видятся они редко, следствием являются частые измены. Впрочем, эта тема затрагивалась только в контексте походов и деяний героя, поэтому в сагах мы встречаем упоминания лишь о мужских прелюбодеяниях. Насколько в преданиях огромна актуальность темы женитьбы, настолько же тема супружеских отношений была неактуальна.

Сложно сказать, любили ли супруги друг друга. В современном понимании этого слова, конечно же, нет. Тем не менее упоминания о высоких чувствах встречаются неоднократно, например, в саге « Сватовство к Эмер» : «… Честью своей и жизнью клянусь,- сказала Эмер,- что полюбила я Кухулина…» Там же. . Но, с другой стороны, проявлений любви зафиксировано мало, одним из них является ревность жены, когда она узнает об измене мужа. Но в большей степени супруга гневается, чем ревнует, досадуя на то, что своим поведением изменник позорит ее перед соседями.

Муж редко вмешивается в дела жены, в то время как та часто оказывает помощь своему супругу.

Безусловно, семья была патриархальной, ее главой являлся мужчина, именно отцовское имя или имя мужа чаще всего использовались для идентификации человека, как то: «Фергус, сын Ройга», «Сетанта, сын Суалтама», «Сохт, сын Фитала», «Эмер, жена Кухулина». Но случались и варианты: «Конхобар, сын Несс (Несс - мать Конхобара, королева Улада). Для героя женщина не являлась лишь обязательным условием для продолжения рода. В зависимости от того, насколько высок ее статус в глазах мужа, она могла последним даже манипулировать, заставляя его выполнять свои прихоти. Супруга у героя могла быть только одна, во всяком случае, в сагах мы не встречаем упоминание о нескольких женах сразу у одного человека. Не исключено, что это является результатом «цензуры» христианских монахов.

Статус женщин в ирландской мифологии довольно высок. Медб, супруга короля Коннахта Айлиля, если не единолично, то, по крайней мере, наравне с мужем правит страной. Герои обучаются у женщин не только мудрости, но и искусству военных действий. Так, в саге «Сватовство к Эмер» Кухулин обучается всем боевым приемам у двух королев - Скатах и Айфе.

Рождение детей мало что меняет в жизни великого. Именно он дает ребенку имя, но, точно так же, как и его родители (опекуны) когда-то, он практически не обращает внимания на ребенка. Сын героя-предводителя служит отцу наравне с другими воинами, родитель совершенно никак его не выделяет, и без уточняющих фраз, например, «его сын, Ойсин», определить, что перед нами фигурирует отпрыск короля, практически невозможно.

Хотелось бы сказать, что на протяжении всей жизни героя семья не являлась одной из главных ценностей великого. Жены сменяли одна другую, отношения с детьми не представляли особого интереса, встречи с родителями происходили редко. Ничего не менялось и в старости, до которой, впрочем, герой доживал редко.

Глава 2. Отношения с богами и самый важный аспект жизни «великого»

Прежде чем начать разговор о взаимоотношениях героев и богов из Племен Богини Дану, следует выяснить, не являлись ли для кельтов сами герои божественными существами?

Ведь в мифах, несмотря на официальное почитание Туата Де Дананн, установленное королем Ирландии Эремоном, наиболее ранние цари и герои древней страны обращались со своими богами свободно, если не сказать фамильярно. Так, верховный король Эрин (древнее название Ирландии) Эохайд считался наиболее подходящим поклонником для богини Этайн и смог отвергнуть притязательства бога Мидира. А современники Эохайда, например, король Ольстера Конхобар и его верный вассал Кухулин, оказывались неоднократно вовлеченными в любовные интриги и военные подвиги сидов.

Все персонажи времени правления Конхобара, по утверждению ирландских преданий, жили в самом начале христианской эры. Однако большинство исследователей считают, что это позднейшие интерполяции христианских монахов; на самом деле легендарными персонажами кельтских мифов являются не реальные люди, а боги. Были ли правитель Конхобар и его воины, Финн и фении реальными людьми, жившими в глубокой древности, или же богами, со временем утратившими свой божественный статус? На этот вопрос нельзя дать точного ответа, но, обратившись к преданиям, мы видим, что, даже если они были людьми, в жилах большинства из них текла кровь Племен Богини Дану. Например, Кухулин, величайший герой Ольстера, с материнской стороны был внуком Дагды (бог грозы, молнии и дождей, хозяин котла изобилия), а отцом его, по преданию, был сам Луг Длинные Руки (бог солнца). Не менее высокое и знатное происхождение имели и все прочие центральные персонажи.

Теперь нетрудно понять, почему «не только сыны богов благосклонно взирали на дочерей смертных и находили их прекрасными и достойными своей любви, но и бессмертные богини не отличались излишней гордыней и нередко заключали браки со смертными мужами» Кельтская мифология: Энциклопедия. М., 2002. С. 171..

Возникает и еще один вопрос: как простые смертные, Сыновья Миля, смогли не только победить Туата Де Дананн, но и заставить их уйти в потусторонний мир? «Побежденные и разгромленные, боги уныло скрылись в подземном царстве, оставив землю во владение захватчикам» Кельтская мифология: энциклопедия. М, 2003. С. 131..

Скорее всего, изначально Сыновья также являлись божествами и обладали сверхъестественной силой. Однако монахи, записывавшие данные предания, были осведомлены о том, что пишут «настоящую историю» Ирландии. Они не могли допустить даже намеков на божественное происхождение жителей Эрин. Результатом явилась очередная «корректировка» событий и особенно персонажей, в них участвовавших.

Итак, герои являлись полубожественными существами, и вполне естественно, что они общались с богами практически на равных. Они женились на них. Например, Ойсин, сын великого героя Финна, стал мужем богини Ниав и уехал в Страну Юных, туда, где обитали изгнанные сиды.По преданиям, женой короля Ирландии Эохайда была Сида по имени Мрнгфинд.

Они ослушивались их. Так, Кухулин не только отказался от помощи Морриган, великой богини войны, но и смог победить ее в саге «Похищение быка из Куальгне».

Они дружили с ними. Морриган просила Кухулина исцелить ее раны, и великий герой согласился, после чего богиня подружилась с ним и стала помогать ему во всем. За предсказаниями, помощью и советами обращались прежде всего к друидам, поэтам и бардам. В преданиях нет упоминаний о жертвоприношениях богам или о каких-либо ритуалах, свидетельствующих о почитании героями Туата Де Дананн.

В целом герои и боги общались друг с другом на равных, первые едва ли не превосходили по силе и могуществу вторых, храбро сражаясь с врагами на поле боя.

Основным и главным занятием в жизни героя являлась война, будучи способом защиты, источником богатства, показателем величия, возможностью проявить наилучшие качества. Герой - прежде всего воин, храбрец, образец мужества, силы и отваги. Мифы рассказывались друидами в первую очередь для короля и его воинства. Подвиги, свершаемые великими и невозможные в реальности, должны были служить стимулом к определенному роду действий, героическая смерть персонажей на поле боя - способом преодоления страха. Нужно было пробудить чувство презрения к смерти, одновременно поощряя ратные подвиги. Военные действия и великие воины, фигурировавшие в сагах, являлись образцом для подражания.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.