реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Области и направления изучения религий

реферат
p align="left">Религиоведение сделалось одним из важнейших разделов и инструментов материализма и атеизма именно в Новое время (так называемый воинствующий материализм). Поэтому можно сказать, что светское религиоведение формируется с XIX века. Хотя те или иные сведения о вероучениях - теологические, эзотерические, оккультно-мистические, философские, исторические, психологические, правовые, социологические и др. - собирались с древнейших времен.

Предметом современного религиоведения, как уже отмечалось ранее, стали преимущественно внешние закономерности возникновения, развития и деятельности религий, их формирования в истории общества, взаимозависимости религий и культур. Ставя себя как бы вне религий, веры и духовности, светское религиоведение исследует их на уровне общества, групп, семьи и личности, не выходя на метауровень сверхбытия.

Религиоведение, в силу специфики предмета своего исследования, изучает закономерности, относящиеся к миру, обществу и человеку, и, поэтому, является комплексной дисциплиной. Это вытекает из коренных свойств религий. Дело в том, что конкретный выбор той или иной религии определяет стратегическую позицию, мотивацию и поведение людей в широком спектре права, закона, власти, свободы, обязанности, гражданственности, патриотизма, справедливости, счастья, добра, совести, красоты и т.п.

Оттого, для оправдания тех или иных своих установок, а также исходя из объективных потребностей научного поиска, религиоведение вбирает в себя знания многих теоретических и прикладных наук. В ней можно обнаружить элементы философии, социологии и истории, культурологии, этики, эстетики, психологии, лингвистики, политологии, права, этнологии, медицины, археологии и т.п. Отсюда, религиоведение имеет сложное содержание, строение и структуру.

Все научные школы религиоведения и теологии в качестве одних из ключевых своих категорий по необходимости рассматривают «трансцендентность» (все, выходящее, перешагивающее за пределы), а также «имманентность» (пребывающее внутри, свойство, внутренне присущее пред-мету). Кроме того, они различают понятия «трансцендентное» (все, выходящее за пределы возможного опыта) и «трансцендентальное» (априорные формы познания и сознания). Даже откровенно материалистические течения в светском религиоведении не могут обойтись без рассмотрения этих применяемых всеми религиями понятий.

И в светском, и в конфессиональном религиоведении существуют разные направления. К главным из них светские религиоведы относят: философию, феноменологию, социологию, психологию, историю и культурологию религий.

Философия религии служит, наряду с феноменологией, единственной методологической основой светского материалистического религиоведения, так как пытается разрабатывать его наиболее общие взгляды и позиции, тем не менее, пренебрегая объективностью духовных явлений и духовности как таковых. Философия всегда интересовалась религией. В свою очередь, развитые религии активно используют достижения философии для более точного описания своей веры. Созревание философии религии, как указывают отечественные религиоведы, происходит с XVII-XIX вв. усилиями нидерландского философа Б. Спинозы (†1677), английского философа Д. Юма (†1776), французского философа П.А. Гольбаха (†1789), немецкого философа И. Канта (†1804), немецкого протестанского теолога и философа Ф. Шлейермахера (†1834), немецких философов И.Г. Фихте (†1814), Ф.В.И. Шеллинга (†1854), Г.В.Ф. Гегеля (†1831), Л.А. Фейербаха (†1872), К. Маркса (†1883), Ф. Энгельса (†1895), Э. Гартмана (†1906), голландского теолога и историка религии К.П. Тиле (†1902), датского теолога и философа С. Кьеркегора (†1855), русского философа В.С. Соловьева (†1900) и др.

Симптоматично, что многочисленные, глубокие, талантливые и яркие представители традиционных созидательных религий, специалисты по философии религии (особенно священнослужители) как бы неведомы для некоторых светских религиоведов. В этом, в частности, наглядно проявляется реальное отсутствие «нейтральности» в их научной и духовно-нрав-ст-венной позиции.

Упомянем в связи с этим, согласно исторической последовательности, некоторых крупнейших православных философов религии, большинство которых причислено христианской Церковью к лику святых: I век - апостол Иоанн Богослов, Климент Римский; II век. - Игнатий Антиохийский, Иустин Философ, Ириней Лионский; III век. - Ипполит Римский, Киприан Карфагенский; IV век - Макарий Египетский, Афанасий Великий, Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Григорий Нисский; V век - Кирилл Александрийский, Августин, Нил Синайский; VI век - Авва Дорофей, Григорий Двоеслов, Варсонофий Великий; VII век. - Софроний, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник, Андрей Критский; VIII век - Исаак Сирин, Иоанн Дамаскин; IX и X века - Федор Студит, Фотий Константинопольский; XI век - Симеон Новый Богослов; XII век - Феофилакт Болгарский, Петр Дамаскин; XIII век - Фиолипт Филадельфийский; XIV век - Григорий Синаит, Григорий Палама, Нил Квасила; XV век - Симеон Солунский, Марк Ефесский, Нил Сорский; XVI век - Максим Грек; XVII век - Дмитрий Ростовский; XVIII век - Паисий Величковский; XIX век.- Платон и Филарет Московские, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадский, Амвросий Оптинский…

Среди многочисленных отечественных представителей философии религии отметим: М. Ломоносова (†1765), св. Тихона Задонского (†1783), Г. Сковороду (†1794), М. Сперанского (†1834), Н. Гоголя (†1852), Ф. Голубинского (†1854), П. Чадаева (†1856), архиеп. Иннокентия Борисова (†1857), И. Киреевского (†1856), А. Хомякова (†1860), Н. Пирогова (†1881), Ф. Достоевского (†1881), К. Леонтьева (†1891), В. Кудрявцева-Платонова (†1891), архиеп. Никанора Бровковича (†1890), Н. Федорова (†1903), С. Трубецкого (†1905), Л. Толстова (†1910), В. Розанова (†1919), Е. Трубецкого (†1920), М. Тареева (†1934), митр. Антония Храповицкого (†1934), В. Несмелова (†1937), П. Флоренского (†1937), Л. Шестова (†1938), Д. Мережковского (†1940), С. Булгакова (†1944), Н. Бердяева (†1948), С. Франка (†1950), В. Зеньковского (†1962), И. Ильина (†1954), Г. Флоровского, И. Мейендорфа, Н. Лосского (†1965), А. Лосева (†1988)…

В XX веке представители различных философских школ активизируют изучение религии. Толкования религий практически всегда осуществляются религиоведами, исходя из какого-либо доминирующего в их кругах учения - материализма, натурализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской антропологии, персонализма, неотомизма, синергетики, информациологики и т. п.

Объективно в современном религиоведении, как справедливо отмечают сами ученые, имеются проблемные направления, напрямую относящиеся к философии религии:

- особенности попыток философского осмысления религии, философские методы изучения религии и др., а также статус философии религии в общей системе религиозных и иных знаний;

- особенности и структура религиоведческого знания, закономерности его развития, место религиоведения в ряду других наук;

- сущность религии, подходы к ее определению, философское определение религии;

- онтологические основы религии в бытии мира, человечества, этноса, человека и т. д., гносеологические предпосылки религии;

- гносеология и религиозное сознание;

- различные религиозные мировоззрения и верования, понятия, представления, суждения, высказывания, структуры умозаключений, язык религий, учения об объекте поклонения, соотношения этих учений с иными взглядами на основы мира, познания, морали, права и т. д.;

- специфика и содержание религиозной философии - религиозная метафизика и онтология, эпистемология, историософия, антропология, право, этика и др.

Необходимо отметить, что современная материалистическая и эзотерическая философия религии иногда претендует на мировоззренческую и методологическую функции не только в познании различных внешних сторон религий, но даже в попытках вскрытия и объяснения их сущности.

Феноменология религии складывается в XX веке. В ней заметно влияние, например, англо- и франкоязычного философа, историка и оккультиста М. Элиаде (†1986), немецкого философа Э. Гуссерля (†1938) и экзистенциализм немецкого философа М. Хайдеггера (†1976), представителей конфессиональных наук.

Это направление религиоведения наиболее близко подходит к духовным сущностным основам религии. Центральными понятиями феноменологии религии представляются «священное» в отличие от «профанного». Она с точки зрения религиозных значений, мифов и смыслов пытается понять религии, получить их систематическое описание и классификации. В светской феноменологии религии сильно воздействие оккультно-мистичес-ких взглядов на религию, обычно с принижением знаний и опыта традиционных созидательных вероучений. В конфессиональном религиоведении феноменология религии практически сливается с богословием.

Материалистическая и эзотерическая психология религии возникает в конце XIX - начале XX вв. Как обычно, исследователи, открыто принадлежащие к традиционным созидательным религиям, в этой науке упоминаются редко. В этом направлении религиоведения используются общепсихологический и социально-психологический способы изучения религии. Оно ищет психологические закономерности возникновения, развития и действия религиозных явлений, их воздействие на внерелигиозную жизнь личности, групп, общества.

Это направление светского религиоведения базируется на гипотетическом предположении о якобы единственно психологических основах религии. Поэтому, а также исходя из своей специализации, психологию религий интересуют преимущественно психологические аспекты религиозных проявлений. Она изучает специфику религиозно-психоло-ги-чес-ких явлений, присущих личности и группе; опирается на внешние проявления религиозно-психологического опыта. Наряду со стандартными научными технологиями ее представители разрабатывают свои методики исследований религиозности, в том числе с использованием в экспериментах над людьми психотропных и наркотических веществ. Полученным результатам зачастую придается всеобъемлющий характер.

Психологические процессы исследуются, исходя из принадлежности людей к определенным общественным системам, классам, слоям, этносам, демографическим и профессиональным группам, религиозным объединениям. Для трактовок религиозных явлений привлекаются психологические гипотезы и направления - бихевиоризм, гештальт-психология, интеракционизм, теория поля, психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм), когнитивизм, гуманистическая психология, психология самости, трансперсонализм, культурно-историческая теория и теория деятельности. Здесь изучается (но, неизбежно, односторонне, как психологический феномен) теоретический и практический опыт самих религий, в первую очередь эзотерических экстатических направлений.

Материалистическая и эзотерическая социология религии, как отмечают религиоведы, возникает в середине XIX века. Основали социологию религии немецкий социолог, историк, философ М. Вебер (†1920), французский социолог, философ Э. Дюркгейм (†1917), немецкий философ, социолог Г. Зиммель (†1918), немецкий теолог и философ Э. Трельч (†1923). Опять же, православные, исламские и буддийские ученые в этой области светского религиоведения обычно как бы не замечаются. Главным предметом светской материалистической социологии религии является религия как часть общества, общественные основы религии, общественные закономерности; ее возникновение, развитие и функционирование; ее элементы и структура, место, функции и роль в обществе; ее влияние на социальные структуры; специфика обратного влияния последних на рели-гию. В состав материалистической и эзотерической социологии религии входят, прежде всего, описание общественно важных характеристик религии, основных факторов, влияющих на нее в обществе. Это направление религиоведения разрабатывает собственные методики социологических исследований религий (зачастую позволяющие целенаправленно получать «заказные» нужные результаты, например, о религиозной ситуации в России).

Современная история религии критически наследовала многочисленные летописные сведения о религиях. Однако материалистическая и эзотерическая трактовка истории религий в основном базируется на исследованиях, проводившихся с Нового времени. Среди многих историков религий здесь можно отметить православного богослова и историка А.В. Карташова (†1960). Как обычно, исторические исследования, выполненные принадлежащими к традиционным созидательным религиям учеными и священнослужителями, материалистические религиоведы игнорируют.

История религии изучает внешние факты, имеющие отношение к историческому происхождению религии, так называемые ранние формы верований и культов, изменение этнокультурного и иного фона религий, собирает историческую информацию о ранее существовавших и нынешних религиях. Исследования проводятся в рамках всеобщей истории, истории конкретных религий, конфессий или деноминаций, сект, страноведческой истории; привлекается археология и этнография. Религии обычно рассматриваются в контексте развития экономических, социально-политических, государственно-правовых, нравственных и других отношений, истории культуры в целом. Однако внутренняя духовная история религий, весь драматизм духовных исканий, достижений и ошибок, духовной борьбы практически полностью остаются за рамками светского религиоведения.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.