реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Мораль и религия

реферат
p align="left">16. Несоблюдение поста в месяц Рамадан: "O тe, кoтopыe yвepoвaли! Пpeдпиcaн вaм пocт, тaк жe кaк oн пpeдпиcaн тeм, ктo был дo вac, - мoжeт быть, вы бyдeтe бoгoбoязнeнны!" (Коран, 2: 179).

Необходимость регулирования вновь возникающих отношений вызвала становление в VIII-IX веках исламской юриспруденции - фикха ("глубокое понимание", "постижение"). Основными источниками правовых решений оставались Коран и Сунна, по определению содержащие ответы на все вопросы. Постепенно для "извлечения" этих ответов были выработаны методы рационального анализа, среди которых наиболее употребительными были иджма - согласное мнение авторитетных лиц и кийас - вывод, суждение по аналогии. Таким образом, если шариат - это собственно система права, система норм, всесторонне регулирующая жизнь мусульманина, то фикх - система правоведения, "наука о праве", одной из задач которой является поиск ответов на вопросы, рождаемые практикой правоприменения.

Так как иджма и кийас предоставляют возможность для самых разных решений, то, во избежание греховных нововведений (бида), право их применения было предоставлено только муджтахидам, известным своим благочестивым усердием (иджтихад) мусульманским ученым-законоведам. В X столетии был достигнут молчаливый консенсус относительно недопустимости появления новых толков с собственной системой вывода правовых решений, что обязывало каждого факиха (богослова-законоведа) следовать учению определенного мазхаба.

Помимо указанных мусульманское право имеет и дополнительные источники. Прежде всего это местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признаются правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также адаты - обычаи народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права. Еще одним дополнительным источником права служат фетвы - решения муфтиев по отдельным вопросам, фирманы - указы и распоряжения халифов, а также кануны - законы, устанавливаемые исламским государством. Так, например, статья 48 "Основ системы власти", принятых в 1992 году в Саудовской Аравии, гласит, что "Суды обязаны применять нормы шариата при рассмотрении ими дел в соответствии с Кораном и Сунной, а также законами, декретированными правителем на основе Корана и Сунны".

5. Законодательное обеспечение свободы совести в Украине

Свобода совести является одной из фундаментальных общечеловеческих ценностей и неотъемлемым атрибутом демократического общества. Именно поэтому вопросам обеспечения конституционных гарантий прав человека, свободы мировоззрения и вероисповедания принадлежит одно из главных мест в государственной политике Украины. Свобода совести проявляет себя как внутренняя способность личности оценивать, осмысливать различные мировоззренческие парадигмы, без какого-либо внешнего силового принуждения, только по велению собственной совести самоопределяться в отношении их, действовать, осуществлять поступки, творчески самореализоваться в системе координат своего мировоззренческого выбора. Данное определение трактует понятие свободы совести в наиболее философском познании.

Исторически в практическом и научном употреблении понятие "свобода совести" конституировалась как категория права в ходе буржуазных революций XVIII-XIX вв. Теоретически оно было обосновано в работах идеологов буржуазии - П. Бейля, Ж. Мелье, Т. Гоббса, А. Коллинза, Дж. Локка. Правовой аспект свободы совести характеризует совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в процессе практической реализации личностью своего права на свободу совести. Однако право не может регулировать процесс мировоззренческого выбора. Государство не дает и не "дарит" права на свободу совести, оно лишь очерчивает правовое пространство, в котором, например, верующий человек имел бы возможность свободной самореализации согласно выбору своей совести.

Свобода совести в религиеведении рассматривается как синтезирующая категория, имеющая свою структуру, раскрывает свое содержание через осмысление целого ряда понятий, в частности: "веротерпимость", "свобода религии", "свобода вероисповедания", "свобода в религии". "Свобода религии" означает свободу выбора религии, свободу вероисповедания и отправления религиозного культа. "Свобода вероисповедания" - вид индивидуальной свободы, предполагающий правовые возможности свободного следования той или иной религии, свободного отправления религиозного культа, свободной смены своих религиозных предпочтений. "Свобода церкви" - тип социальной свободы, отображающий степень автономности, независимости внутреннего устройства, структуры управления религиозного объединения, его правовой статус, возможности реализации задач, ради которых оно создавалось.

Фундаментальным, необходимым условием утверждения ненасилия в вопросах веры является толерантность ("терпимость"). Определяющими принципами толерантности являются: признание равенства, суверенности, свободы религии и убеждений субъектов коммуникации; признание права субъектов коммуникации на собственное понимание истины, на жизненную и интеллектуальную позицию, религиозные ориентиры и ценности; безусловный отказ от монополии на истину, открытость и уважение к инаковости.

Реализация права на свободу совести тесно связана с развитием общества, государства и их отношением к мировоззренческим ориентациям человека. Проблема совести всегда разрешалась в зависимости от потребностей и задач, стоящих в конкретный исторический период перед обществом, от уровня его развития, от интересов господствующих слоев, а иногда и от личностных предпочтений правителей. Вторая половина ХХ ст. - важнейший этап в провозглашении прав человека, в развертывании широкого движения за них в мировом сообществе. В формировании новой идеологии прав человека, когда декларирование на международном уровне основных прав и принятие соответствующих концепций слилось в один набирающий силу процесс, высокие стандарты в области прав человека, касающиеся свободы совести и религий, закреплены в Конституции Украины 1996 г. Согласно статьи 35 Конституции "каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять лично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность. Осуществление этого права может быть ограничено законом лишь в интересах общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей. Церковь и религиозные организации на Украине отделены от государства, а школа - от церкви. Ни одна религия не может быть признана государством как обязательная. Никто не может быть освобожден от своих обязанностей перед государством или отказываться от исполнения законов, мотивируя это религиозными убеждениями. В случае, когда исполнение воинского долга противоречит религиозным убеждениям гражданина, исполнение этого долга должно быть заменено альтернативной (невоинской) службой".

В целом законодательство Украины о свободе совести и религиозных организаций является системой связанных между собой нормативных актов, которыми регулируются государственно-церковные отношения. Государственно-церковные отношения также регулируются указами и распоряжениями Президента Украины, постановлениями Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины. Одним из основных законодательных актов, регулирующих вопросы свободы совести, является Закон Украины "О свободе совести и религиозные организации". Основными задачами данного Закона являются: гарантия права на свободу совести граждан Украины; обеспечение социальной справедливости, равенства, защиты прав и законных интересов граждан независимо от их отношения к религии; признание обязанностей государства в отношении религиозных организаций; определение обязательств религиозных организаций перед государством и обществом; преодоление негативных последствий государственной политики в отношении религии и церкви; гарантия благоприятных условий для развития общественной морали и гуманизма, гражданского единения и сотрудничества людей независимо от их мировоззрения или веры. В статье 3 данного Закона о праве на свободу совести заявлено, что "это право включает свободу иметь, принимать или менять религию или убеждения по своему выбору и свободу единолично или вместе с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы, открыто выражать и свободно распространять свои религиозные или атеистические убеждения. Никто не может устанавливать обязательных убеждений и мировоззрения. Никто не имеет права требовать от священнослужителей сведений, полученных ими при исповеди верующих". В статье 4 утверждается равноправие граждан независимо от их отношения к религии. В отношении религиозных организаций в статье 5 заявляется об отношении церкви от государства; "государство не вмешивается в осуществляемую в рамках закона деятельность религиозных организаций, не финансирует деятельность каких-либо организаций, созданных по принципу отношения к религии. Все религии, вероисповедания и религиозные организации являются равными перед законом. Религиозные организации не исполняют государственных функций. Религиозные организации не принимают участия в деятельности политических партий и не представляют политическим партиям финансовую поддержку". В статье 6 заявляется об отделении школы от церкви (религиозных организаций) и светском характере государственного образования. "Доступ к разным видам и уровням образования предоставляется гражданам независимо от их отношения к религии. Граждане могут изучать религиозное вероучение и получать религиозное образование индивидуально или вместе с другими, свободно избирая язык обучения". Второй раздел Закона определяет, какие организации признаются религиозными, устанавливают порядок их регистрации, реорганизации и условий ликвидации. В статье 16 определяются условия прекращения деятельности религиозных организаций в судебном порядке: "объединение обрядовой или проповеднической деятельности религиозной организации с посягательством на жизнь, здоровье, свободу и достоинство личности; систематическое нарушение религиозной организацией установленного законодательством порядка проведения публичных религиозных мероприятий (богослужений, обрядов, церемоний, походов и т.д.); принуждение граждан к невыполнению своих конституционных обязанностей или к действиям, которые сопровождаются грубым нарушением общественного порядка или посягательством на права и имущество государственных, общественных или религиозных организаций". Третий раздел Закона определяет имущественное положение религиозных организаций. Четвертый раздел определяет права религиозных организаций, связанных со свободой вероисповедания. Раздел пятый регламентирует трудовую деятельность в религиозных организациях, а шестой раздел Закона говорит о государственных органах и контроле за соблюдением законодательства, о свободе совести.

Украина, заявив о приоритете прав человека, обязалась соотнести свои правовые стандарты с требованием международных правовых актов. Важнейшими из них являются: "Общая декларация прав человека" (1948), "Конвенция о защите прав и основных свобод человека" (1950), "Международный акт о гражданских и политических правах" (1966), "Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений" (1981) и т.д. В этих документах утверждается право каждого человека "на свободу мысли, совести, религии и убеждений", кроме того, закладываются правовые основы для развития и поддержки экуменического движения, о чем идет речь в "Парламентской Ассамблее Совета Европы" (1999): "поощрять диалог между религиями, обеспечивая возможности для выражения, обсуждения и встреч между представителями разных религий; расширять и укреплять партнерские отношения между религиозными общинами и организациями; продолжить создание условий для общеевропейской встречи представителей различных религий".

Заключение

Религия возникла гораздо позднее чем, появилась мораль, поэтому она никоим образом не может служить прародительницей нравственности. Причем мораль, не есть застывшая форма, она меняется вместе с развитием общества. Определенные производственные отношения формируют и свою мораль. С каждой новой общественно-политической формацией возникала и новая соответствующая ей нравственность. Первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная и т.д. Рабовладелец, аристократ, капиталист проповедовали совершенно разную мораль.

Именно экономические отношение порождали собственные моральные нормы. Европейские колонисты и миссионеры, сталкиваясь с народами находящимися в доклассовом обществе, отмечали, что у этих племен не было обмана. Ложь родилась вместе с появлением классового общества.

Иудаизм как религия является составной частью современной государственной политики, она не отделена от государства и играет важную роль в сферах общественной и личной жизни - от рождения человека до его похорон. Иудаизм сыграл значительную роль в самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное в душе верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства, что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь, означало смерть: наложение херема - отлучения от синагоги и от еврейства - рассматривалось как самое страшное наказание.

УГКЦ отсчитывает свою историю со времени крещения Руси князем Владимиром в 988 году, когда была основана Киевская митрополия византийского обряда в каноническом подчинении Константинопольскому патриархату. В то время раскола Церкви на католическую и православную еще не было, поэтому Киевский митрополит пребывал в церковном общении также и с Римским престолом. Впоследствии, после раскола 1054 года, Киевская митрополия разорвала общение с Римом. Но, несмотря на формальный разрыв, киевские иерархи продолжали сохранять церковные отношения с латинянами. Так, посланники с Руси принимали участие в соборах западной Церкви в Лионе (1245) и Констанце (1418). Сам киевский митрополит Исидор был одним из инициаторов Флорентийской унии в 1439 году. В результате таковой, Киевская митрополия восстановила единство с Римской церковью и оставалась верной Флорентийскому собору вплоть до Брестской унии, когда в 1596 Киевская митрополия Константинопольского Патриархата целиком переподчинилась Римскому патриарху и воссоединилась с Римско-католической церковью. Условия Унии предусматривали при сохранении православными верующими и духовенством своих традиционных обрядов и церковнославянского языка богослужений, признание власти Папы Римского и католических догматов.

Для ислама характерно нормативное регулирование всей жизни человека - начиная от его рождения и до смерти. Это регулирование осуществляется с помощью шариата. Шариат - это совокупность юридических норм, нравственных принципов и правил поведения мусульманина.

Главными частями шариата являются Коран и Сунна, которые дополнены постановлениями первых четырех праведных халифов, сочинениями религиозных авторитетов, их трудами по фикху (мусульманскому праву) и практикой шариатских судов.

Причем шариат детализирует каждую норму права до мельчайших подробностей. Так, например, существуют правила питания: запрещено есть мясо павших животных и птиц, свинину, а также мясо любого животного, при закалывании которого обращались с молитвой не к Аллаху, а какому-либо другому божеству. Имеются правила ритуального омовения, правила совершения намаза, соблюдения поста и т.п. В шариате действуют детально разработанные системы уголовного и гражданского права и процесса.

Свобода совести является одной из фундаментальных общечеловеческих ценностей и неотъемлемым атрибутом демократического общества. Именно поэтому вопросам обеспечения конституционных гарантий прав человека, свободы мировоззрения и вероисповедания принадлежит одно из главных мест в государственной политике Украины. Свобода совести проявляет себя как внутренняя способность личности оценивать, осмысливать различные мировоззренческие парадигмы, без какого-либо внешнего силового принуждения, только по велению собственной совести самоопределяться в отношении их, действовать, осуществлять поступки, творчески самореализоваться в системе координат своего мировоззренческого выбора. Данное определение трактует понятие свободы совести в наиболее философском познании.

Список литературы

1. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003. С.116-117.

2. Али - заде А.А. (Абдулла Али). Основные грехи в исламе [http://mukmin. narod.ru/osgreh.html] .

3. Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституции. М., 2001. С.16.

4. И. Телушкин. Еврейский мир. М. 1992

5. С.М. Пилкингтон. Иудаизм. М. 1999.

6. Тайна Израиля. СПб. 1993.

7. Религии народов современной России. М. 1999. Статьи Иудаизм в России, Иудаизм и сионизм, Иудаистские обряды и ритуалы, Хасидизм, Реформистский иудаизм.

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.