реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Мировая религия Христианство: от истоков до наших дней

реферат
p align="left"> Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах.

В начале IV века христианство становится государственной религией Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привилегированной частью которой становится епископат. Складывавшаяся церковная организация, возглав-ляемая влиятельными епископами, постоянно под-держивавшими между собой связь, собиравши-мися на свои съезды (соборы), вырастала в круп-ную политическую силу в Римской империи. Импе-раторская власть, почувствовав в ней опасную соперницу, попыталась в условиях ожесточенной классовой борьбы в период кризиса в III веке уничтожить её.

Император Деций (249--251 гг.) начал пресле-дования христиан. Его правление отличается первым повсеместным гонением на христиан. Оно по своим масштабам превзошло все гонения, которые были раньше.

Преследования продолжались при Валериане (253-- 260 гг.). Он издал указ, по которому все без исключения служители христианской церкви предавались смерти. Однако этот указ не предусматривал никаких наказаний для лиц низшего состояния, то есть для основной массы верующих.

Гонения значительно усили-лись при Диоклетиане (284--305 гг.). Они отличались от прочих гонений тем, что им было дано указание сжигать книги Священного Писания. Гонения при нем приняли широкий государственный размах.

Преследования не сломили христианскую церковную организацию, а их безрезультатность показала, что новая религия имеет значительную массовую базу. По ме-ре того как императорская власть познавала сущ-ность христианской идеологии, характер и значе-ние церковной деятельности, она все более убежда-лась в том, что христианство является силой, которая, способна освятить власть правителей, обеспечить покорность народных масс. Поэтому империя по-степенно переходит от попыток сломить казавшуюся ей опасной церковную организацию к политике, имевшей целью поставить эту организацию себе на службу.

В начале IV века, когда развернулась оже-сточённая борьба за императорскую власть, значе-ние христианской церкви ещё более возросло. Это учёл император Константин I, который перешёл к по-литике опоры на церковь. В 313 году он издал эдикт, которым отменил все декреты Диоклетиана, против христиан. Христианство было объявлено офи-циально дозволенной религией, а имущество, ранее конфискованное в пользу казны, было возвращено церкви. В этом же году было официально возвещено о соединении христианской церкви с римским государством, церковь стала государственной организацией, руководимой императором. Без его ведома не решался ни один церковный вопрос. Таким образом, было положено начало превращения христианства в государственную религию; в мировой империи утверждалась мировая религия. Импера-тором в 325 году был созван первый «Вселенский собор» (Никейский), состоявший из представителей цер-ковных верхов. Этот собор осудил как ересь уче-ние Ария о том, что Христос ниже бога-отца. На соборе был выработан «Символ веры» -- краткое изложение основных догм хри-стианской религии. На соборе же был оформлен союз церкви с императорской властью. Церковь признала императора своим главой, представителем Христа на Земле. Вскоре после смерти Константина (в 337 году), отличавшегося крайней жестокостью, за-пятнавшего себя множеством убийств, в т.ч. убий-ством своего сына, жены и многих родственников, церковь объявила его святым. Сам Константин при жизни не порывал и с язычеством.

Попытка при одном из преемников Константина -- императоре Юлиане (361 -- 363 гг.), получившем у христиан прозвище «Отступника», вернуться к языче-ству успеха не имела: время древних религий антич-ного мира безвозвратно прошло.

Император Фео-досий I (379--395 гг.) приказал закрыть языческие храмы. Христианская церковь ополчилась не только против языческой религии, но и против науки, которая тоже была объявлена языческой, против научного знания. Одним из первых мучеников науки, далё-кой предшественницей учёных, погибших на кострах инквизиции, была женщина-ученый Ипатия, рас-терзанная в 415 году на улицах Александрии (Египет). Безжалостно уничтожалась «языческие» рукописи, погибли многие произведения древнего искусства.

Ожесточенная борьба велась со всеми инако-мыслящими и внутри христианской церкви. Во II в. еретиками были объявлены «докеты», которые учили, что Христос только казался человеком, что он был не богочеловеком, а богом. Это течение, открыто выступившее против господствующего направления, несмотря на то, что было осуждено, долго сохранялось в христианстве. Оно было в особенности опасно церкви, т. к., подрывая основы культа, который был сосредоточен главным образом на событиях «земной жизни» Христа, вело к отрица-нию церковной организации. Впоследствии учение докетов стало основой монофизитских ересей, которые получили распространение в коптской (Египет) и эфиопской церквях. Еретиками были признаны во II в. и сторонники видного церковного деятеля Маркиона, призывавшего новую религию смелее рвать с библейскими традициями. На рубеже II-III вв. были осуждены монтанисты, выступившие против всевластия епископов; сложившаяся к этому вре-мени церковная иерархия ужо прочно держала в своих руках власть в христианских общинах, монтанистской оппозиции не удалось изменить уста-новившиеся порядки. Одновременно церковь окон-чательно покончила с проповедниками, пророками, апостолами. Епископы выдвинули учение, согласно которому «апостолами» могут называться лишь непо-средственные ученики Христа. В этот период были особенно в ходу и усердно разрабатывались мифы о том, что апостолы передали епископам свою власть. Тем не менее, оппозиция епископату долго еще про-должает сказываться в различных течениях, при-званных еретическими (например, у донатистов). Демо-кратическая оппозиция церкви особенно явственно проявляется на рубеже II-III вв., в движении агонистиков. Распространившееся в начале IV в. манихейство, впитав многие элементы раннехристианских представлений и признав Христа лишь одним из посланников бога на земле, факти-чески представляло собой уже самостоятельную ре-лигию. С этой религией христианская церковь всту-пила в ожесточённую борьбу. Все эти религиозные течения и общины сторонников «еретических» вероучений становились прибежищем тех, кто был недоволен официальной церковью, её политикой и идеологией, а главное - освящавшимся ей социаль-ным и политическим строем. В этом и состояло значение таких еретических течений.

С отделением «клира» от «мирян» все более услож-няется и развивается культ -- обряды, богослуже-ние, выполняемые клиром и служащие для укреп-ления его власти. Христианское богослужение приобретает вид совре-менной православной службы. Примерно с IV века в христианстве начинает распространиться вера в различного рода святых, большинство которых явилось прямыми преемниками богов древних ре-лигий. Так, «святой Николай» фактически занял место древнего бога морей и мореходства, появились святые -- покровители скота, земледелия и т.д. Христианский пантеон, уже насчитывавший Бога-отца, богиню-мать, Бога-сына и духа святого, по-полнился теперь многочисленными полубогами, свя-тыми, угодниками, мучениками, а также заимство-ванным из иудаизма почитанием духов (ангелов, архангелов, серафимов, херувимов и др.).

В IV веке резко изменился характер христианского аскетизма. Если и ранее некоторые люди, приняв христианство, стремились уйти из признаваемого ими греховным мира и начать праведную жизнь на лоне при-роды, то теперь такие поселении христиан-аскетов всё больше приобретают хозяйственное значение: они располагают земельными угодьями, члены церковной общины под руководством клира выпол-няют различные хозяйственные работы. Разоряющееся крестьянство, особенно в Египте, устремляется в такие церковные общины. В IV веке настоятели египетских монастырей в дошедших до нас письменных поучениях разра-батывают не только культовые вопросы, но и настав-ляют своих подчиненных в различных хозяйствен-ных делах. Так зарождаются монастыри или скиты. Вскоре монастыри появляются и в западных церков-ных организациях. В руках руководителей церкви монастыри являются важным средством усиления их экономического и политического, влияния в государстве.

В VI веке христианская церковь предложила ввести новую эру летосчисления -- от появления новой религии. В 525 году римский монах Дионисий Малый вычислил дату рождения Христа и предложил установить счёт годов «от рождества Христова». Эта эра, однако, долго не прививалась.

В течение первых пяти веков христианская церковь демонстрировала поразительный рост. Численно она выросла с 4.000 последователей после воскрешения Иисуса до 43.4 миллионов формальных сторонников, что в начале VI века составило 22.4 процента населения земного шара. Географически она распространилась от своей начальной точки в Палестине во все концы Римской империи и за ее пределы. Хотя в тех, конкретных условиях были факторы, способствовавшие росту, тем не менее, наблюдалось и огромное сопротивление. Религиозное, культурное и политическое противодействие достигали пика в периоды уничтожительных гонений. Богословские расхождения и юридические противоречия были разрушительны внутри христианской общины и сбивали с толку людей за ее пределами. Наступали и периоды расслабляющей апатии и поглощенности земными делами. Тем не менее, рост продолжался. Несмотря на сопротивление и неудачи, христиане продолжали вести миссионерскую деятельность и способствовали распространению влияния церкви. Различными путями и по разным причинам им удавалось приводить людей к Иисусу Христу. Распространение христианства в Европе повсеместно влекло за собой развитие письменности, а с нею вместе были воспри-няты некоторые элементы античной культуры. Хри-стианизация знаменовала становление феодальной государственности, усиление борьбы с родовыми пережитками.

До V века распространение христианства происходило в основном в географических границах Римской империи, а также в сфере ее влияния - Армении, Эфиопии, Сирии. Во второй половине I тысячелетия христианство распространилось среди германских и славянских народов, позднее - в XIII - XIV веках - среди прибалтийских народов. К XIV веку христианство практически полностью завоевало Европу, и, начиная с этого времени, стало распространяться за пределами Европы, главным образом за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

Итак, христианство зародилось на Ближнем Востоке и на самых ранних этапах появилось также в Северной Африке. В Х1Х и начале ХХ века произошло заметное оживление миссионерского движения, в результате христианская церковь укоренилась на всех континентах и существует практически во всех странах. К концу XX века число приверженцев христианства во всем мире превышает один миллиард, из них около половины проживает в Европе. Более половины христиан - католики, около трети - протестанты, остальные - православные и приверженцы других восточных церквей.

Христианская вера продолжает распространяться, однако центр тяжести быстро смещается: из Европы и (в меньшей степени) США в Африку, Азию и Латинскую Америку. В связи с демографическими тенденциями в этих странах некоторые исследователи предполагают, что церковь ХХI века будет представлена все более молодыми, энергичными и бедными людьми, не принадлежащими к белой расе.

Расхождение между западной и восточной церквями в VI веке.

В шестом веке наметилось расхождение между западной и восточной христианскими церквями. Можно сказать, что, начиная с шестого века, восточная церковь (т. е. четыре восточных патриархата) законсервировались в своем отступлении от первохристианства. Пройдя путь удаления от первохристианства в течение второго-пятого веков, восточная церковь на этом в основном остановилась. Но западная церковь пошла дальше по пути удаления от первохристианства. Постепенный переход всего западного духовенства к целибату (безбрачию) явился первым серьезным шагом к расхождению между западной и восточной церквями, явился дальнейшим шагом к удалению западной церкви от первохристианства.

Вслед за первым шагом последовали и другие шаги. В западной церкви все больше и больше стало практиковаться насильственное побуждение к принятию христианства. Факты насильственного зачисления в христианство имели место и в восточной церкви, но особенно большой размах они приняли в западной церкви. Именно здесь более непримиримо стали относиться к инакомыслящим.

Еще в конце четвертого века римский император Феодосий впервые произнес роковое слово «инквизиция». Это слово латинского происхождения в переводе на русский язык означает «расследование». «Инквизиторы веры», учрежденные Феодосием, в то время занимались расследованием дел, так называемой, манихейской секты. В шестом веке слово «инквизиция» в западной церкви стало часто фигурировать при разборе разных внутрицерковных дел.

До 13 века инквизиционными полномочиями обладали все епископы западной церкви. В 13 веке инквизиция выделилось в особое учреждение при папе римском Иннокентии III, и затем она стала фигурировать как особое учреждение при последующих папах. Многие видные ученые и мыслители, а также многие верные служители Христа в дальнейшем стали жертвами инквизиции.

Говоря о христианстве в шестом веке, следует отметить и такую существенную деталь. В первые века все последователи Христа именовались только христианами, это было их единственное название. «Христианские общины», «христианская церковь», и других названий не существовало. В четвертом веке уже в некоторых официальных церковных бумагах к наименованию «христианская церковь» стали прибавлять слова «католическая», т. е. всемирная, и «ортодоксальная», т. е. православная (правильно славящая Бога). В шестом веке, когда западный патриархат христианской церкви расширил свои границы по всей Европе, западные епископы стали делать особый упор на наименование «католическая», подчеркивая этим всемирный характер возглавляемой ими церкви. Хотя в шестом веке еще не было официального разделения церкви, но, говоря о западном патриархате христианской церкви, мы можем его вполне определенно называть католической церковью, т. к. в дальнейшем это наименование стало официальным наименованием этой церкви до сего дня.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.