реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Мир культуры Ислама

реферат
p align="left">Важную роль в зодчестве мусульманского Востока играл орнамент. В известной степени орнамент компенсировал исламский запрет на изображение живого существа, но в то же время он являлся важным средством выражения художественного содержания. Первоначально в арабском орнаменте преобладали растительные элементы, что является заимствованием из классической античности. Впоследствии распространение получил линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многоконечных звезд. Таким образом, появился новый тип орнаментальной композиции - арабеска, позволившая украшать как культовые, так и светские постройки. Зодчие Ближнего Востока в разработке арабески достигли высочайшего мастерства. Бесчисленное множество композиций, которое можно обнаружить как на внешних стенах, так и внутри мусульманских построек свидетельствует о том, что при создании очередного арабескового орнамента мастер руководствовался логически-строгим и математически выверенным узором и полетом своей фантазии, которые в рамках дозволенного исламом отнюдь не кажутся ограниченными.

Второй тип орнамента - эпиграфический, связан с арабской каллиграфией, приоритетным видом искусства в исламе. Эпиграфические надписи или целые фризы, вводимые зодчими в убранство своих построек, несли смысловую нагрузку, которую можно сравнить с иконописью в христианских храмах. В 14-15 вв. в Магрибе уже практически каждая культовая постройка, словно сеткой, покрывалась тончайшим арабесковым узором. Орнамент, надписи, сталактитовые карнизы образуют изящные динамические композиции, свидетельствующие об утонченной роскоши. Практически каждый дециметр поверхности украшен резьбой, узором стилизованных растительных или геометрических мотивов.

Набор декоративных форм и особое значение орнамента придавали мусульманским культовым зданиям нарядный и праздничный вид. Иногда орнамент красочным ковром покрывал порталы, стены или своды арок. Широкое применение в исламском зодчестве получили сталактиты, которыми обычно заполняли своды или ниши. Их появление связано с конструктивным приемом, который архитекторы использовали, когда необходимо было перейти от прямых углов к кругу (например, поставить купол на прямоугольное основание). Византийские зодчие разработали этот переход через применение «паруса», исламские архитекторы стали в основном использовать сталактиты.

3. Суфийская поэзия XI-XIV в.в.

Суфизм (также суфийский ислам или тасаввуф (араб. КХжЭээ), предположительно от арабского «суф» (араб. ХжЭээ) - шерсть) Шариат (араб. ФСнЪЙээ) - неукоснительное исполнение законов мусульманской религии. - религиозно-мистическое течение в исламе. Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов, обеспечивающих возможность непосредственного общения человека с Богом. Суфии называют это познанием истины. В суфийской терминологии «Суфий - это влюбленный в Истину, тот, кто посредством Любви и Преданности движется к Истине и Совершенству». Движение к Истине с помощью Любви и Преданности к Богу суфии называют тарикатом или Путем к Богу.

Суфизм - это путь очищения души (нафс) от скверных качеств и привития похвальных качеств духу (рух). Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника»), уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество.

Такой муршид (суфийский шейх, устар.) является частью цепочки шейхов, которая восходит к Пророку. Тот, у которого нет иджаза от своего шейха на наставление мюридов, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму (тассаввуфу, тарикату).

Всё противоречащее Шариату не является суфизмом, об этом писал выдающийся суфийский шейх Имам Раббани (Ахмад Сирхинди, Ахмад Фарук) в «Мактубат» («Письмена»).

Существующие со средних веков суфийские братства - ордена различались выбором своего пути мистического познания, пути движения к истине. В этих суфийских братствах новичок, ученик (мюрид), должен был пройти весь путь к истине под руководством наставника (мюршида). Как пишет Дж.С. Тримингем: «Наставники утверждают, что в каждом человеке заложены возможности освобождения от своего «Я» и соединение с богом, но находятся они в скрытом, дремлющем состоянии и не могут быть высвобождены без наставлений учителя, за исключением случаев, когда бог дарует способность особого одарения».

Отличительными особенностями в суфизме являются:

1) Проповедь бедности - факр.

2) Утверждение призрачности (аш-шабах) окружающего мира.

3) Отказ от мирского, отшельничество - зухд.

4) Безмолвная молитва - таффакур.

5) Полагание на волю Аллаха - таввакуль.

6) Аллегорическое толкование Корана - та'виль.

Суфийская литература - это совокупность разноязычных прозаических и стихотворных произведений, выражающих и проповедующих идеи мусульманского мистицизма - суфизма. Бертельс Е. Э., Избранные труды, т. 2, Суфизм и суфийская литература. - М.: Просвещение, 2005. - С. 34

Суфийская литература включает в себя разнообразные и относительно устойчивые жанровые формы: комментарии мистические содержания к Корану; религиозно-философские и этические трактаты: «Воскрешение знаний о вере» крупнейшего теоретика суфизма аль-Газали (умер в 1111); словари суфийских символич. терминов; агиографических производных двоякого типа: свод жизнеописаний суфийских шейхов за несколько веков, как например «Украшение святых» Абу Нуайма аль-Исфахани, «Разряды суфиев» Абу Абдуррахмана ас-Сулами (941-1021) - на арабском языке, сочинения того же названия Абдаллаха Ансари (1006-1089), «Памятка святых» Фарид-ад-дина Аттара (1119_год смерти неизвестен), «Дуновения дружбы из чертогов святости» Абдуррахмана Джами (1414-1092). Петрушевский И.П., Ислам в Иране в VII-XV вв. - М.: Нигма, 2007. - С. 112

Всем суфийским произведения свойственна насыщенность художественными элементами, прежде всего новеллическими, однако наибольшую художественную ценность представляет суфийская поэзия; увлечению суфизмом отдали дань крупнейшие поэты, и значение их творчества гораздо шире суфизма как такового; основным связующим звеном между агиографической литературой и собственно поэзией является суфийская терминология.

Суфизм разработал тончайшую градацию любовной страсти (amor dei) к Абсолюту-божеству (Истине), отражавшую всю гамму чувств реальной земной любви в целой системе сублимированных категорий между двумя полюсами - «разлукой» и «свиданием» («отречение», «надежда», «обожание», «неуверенность», «любование», «отчаяние», «самоуничижение», «соитие», «экстаз» и т.д.).

Вдохновенное поэтическое выражение суфийских метафор, символов и мотивов в образах живых человеческих переживаний придавало произведениям наиболее выдающихся суфийских поэтов особое обаяние суггестивности, психологической глубины и гуманистической идеализации порывов и потенций человеческой личности, что и определило высокое идейно-художественное значение лучших поэтических образцов суфийской литературы, в которой разработана целая система символичной поэтики. В ней нередко происходило по законам поэтической метафоричности двойное переосмысление: сначала натуралистичные образы осмысливались как метафоры абстрактных суфийских понятий, но затем эти метафоры вновь могли восприниматься читателем уже как высокое поэтичное выражение отнюдь не мистических, а идеализированных, высокогуманных понятий возвышенной любви или дружбы, свободы человеческого духа и, наконец, обожествления совершенной личности. Ярким образцом подобной, намеренной, «двойной метафоры» может служить символичный образ самосожжения мотылька, влюбленного в свечу. Использование этого образа передает не мистическую идею физического уничтожения в процессе растворения в божестве («фана»), а служит в памяти потомства выражением идеи 277 бессмертия человека, идущего на героическую гибель во имя своего идеала. Весьма непосредственный и типический пример двупланности суфийской поэзии - первое, согласно легенде, суфийское рубаи на фарси, приписываемое Абу Язиду (Баязиду) Бистами и выражающее 4 ступени познания гностиком (ариф) божества:

О, любовь к Тебе сразила и познавшего (арифа) и невежду,

Страсть к Тебе лишила доброго имени,

Влечение к красным устам твоим вывело прочь

Из кельи Баязида Бистамийского. Бертельс Е. Э., Избранные труды, т. 3, Суфизм и суфийская литература. - М.: Просвещение, 2005. - С. 164

Первый крупный представитель суфийской литературы на арабском языке - Омар ибн аль-Фарид (1182-1235), в творчестве которого преобладали пантеистические мотивы. Разработка законченной пантеистической системы принадлежит Ибн аль-Араби (1165-1240) («Геммы мудрости» - «Фусус аль-хикам»), писавшему стихи и сыгравшему огромную роль в развитии суфийской литературы во всех странах ислама. Суфийская поэзия восходит к исполнявшимся на собраниях суфиев в Хорасане народным любовным песням в сопровождении музыки и танцевальных ритмичных движений.

На этой основе создавались мистические иносказательные любовные четверостишия-рубаи, приписываемые выдающимся суфийским наставникам - шейхам Абу Язиду Бистами, Абу Саиду ибн Аби-ль-Хайру Мейхенскому (умер в 1049), Ибн Бакуйе (Баба Кухи, 11 в.), Баба Тахеру Орьяну (11 в.). К начальному периоду суфийской поэзии относится также творчество Абдаллаха Ансари из Герата, обогатившего суфийскую поэзию рифмованной прозой и ранней формой газели. Классические образцы поэзии созданы (в эпических и лирических жанрах) великими суфийскими поэтами 12-13 вв. Санаи (умер в 1141), Аттаром и Джалалиддином Руми (1207-1273). С 13 в. почти все поэты отдают дань суфийским мотивам в своих стихах, причем у многих это выражается лишь во внешнем суфийствовании, за которым кроется выражение самых различных идей - от религиозной ортодоксии до подлинного свободомыслия и даже неверия. Наиболее видные представители суфийской литературы 13-14 вв.: Абу Хамид Аухададдин Кермани (умер в 1298); азербайджанцы - Аухади Марагаи Исфахани (умер в 1338) и Махмуд Шабустари (умер в 1320), автор стихотворений катехизиса по суфийской символике «Розарий тайны»; хамаданец Фахраддин Ибрахим Ираки (умер в 1289), автор экстатической поэмы «Книга влюбленных» и газелей; Афзаладдин Мухаммед Каши (Баба Афзал), автор прозаических трактатов и четверостиший; поэт Мухаммед Ширин Магриби (умер в 1406), бесконечно варьировавший в своих касыдах пантеистич. идеи Ибн аль-Араби.

Заключение

Ислам - удивительно рациональная религия, обращенная к человеческому разуму, исключительно для пользы его совершенствования и устранения противоречий между духовной и физической природой человека. Это вероучение не является неопределенной, аморфной религией, довольствующейся лишь отчужденными от реальной жизни рекомендациями быть добрыми, хорошими и морально устойчивыми. В своем содержании эта религия утверждает логику здравого смысла, предписывая справедливость во всех сферах жизни в форме высшего закона всем людям Земли, о чем прямо указано в Коране: «Ныне ваша религия обрела законный вид. Я завершил свое благо для вас. Ислам будет вашей религией» (Св. Коран, 5:3).

Ислам оказал и оказывает значительное влияние на общественное и политическую жизнь разных стран и народов, проявляясь в различных сферах человеческой жизни, определяя моральные и духовные ценности. Эти нравственные ценности оказывают значительное влияние, так как этика ислама, воздействуя на образ жизни народов, исповедующих ислам, всесторонне отражается на их психологии, менталитете и жизненных представлениях.

Трагедия человека в странах с современными режимами состоит в том, что во многих странах разнообразные области жизни не объединяются в единое целое. В них атеистическое, религиозное, научное, психологическое, материальное и духовное сознание противоборствуют друг с другом. Исламу удалось внести в концепцию о человеческой жизни ясность, целостность и гармонию. В 58-ми мусульманских странах земного шара население живет в рамках традиционных, пронесенных через столетия общественных структур. Честность, верность, стыдливость, справедливость - вечные моральные ценности, являющиеся незыблемыми устоями жизни этих народов Коран явился тем сводом морально-нравственных уложений, который породил, сформировал и дал необозримо долгую жизнь государственному формированию, не имевшему претендентов в истории.

Философ Бертран Рассел писал: «Превосходство Востока было не только военным. Наука, философия, поэзия и все виды искусства процветали в мире Мухаммеда, тогда как Европа была погружена в варварство. Европейцы с их непростительной узостью взглядов называют этот период «темным веком», но только в Европе он был «темным», фактически только в христианской Европе, так как Испания, которая была исламской, имела блестящую культуру». Массэ А. Ислам: Очерк истории / Пер.с франц. Н.Луцкой, Н.Кобриной. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2007. - С. 65

Таким образом, ислам сочетает в себе основные человеческие добродетели, почитаемые и уважаемые каждым народом. Он создал эффективную систему законов этики, дозволенного и запретного. Нормативы благополучной жизни личности и общества считаются морально положительными - добром, а приносящие обществу вред поступки причисляются к аморальным - ко злу. В своем стремлении уклониться от формализма, ислам связывает этические ценности с любовью к Аллаху и к людям.

Библиографический список

1. Ахмед А. Перекрестки ислама // Родина. - 2009. - 10. - С. 18-21.

2. Валиев Р. Что такое мир ислама? // Вокруг света. - 2005. - 11. - С. 136-150.

3. Гуревич П.С. Культурология. - 4_е изд., перераб. И доп. - М.: Гардарики, 2006. - 280 с.

4. Бертельс Е.Э., Избранные труды, т. 3, Суфизм и суфийская литература. - М.: Просвещение, 2005. - С. 164

5. Григорян С.Н., Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока, М., 1966;

6. Иванов В.Г. История этики средних веков. - СПб.: Питер, 2002. - 302 с.

7. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - 2_е изд., доп. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 286 с.

8. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

9. Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм // Вопросы истории. - 2007. - 1. - С. 32-41.

10. Массэ А. Ислам: Очерк истории / Пер.с франц. Н. Луцкой, Н. Кобриной. - 3_е изд. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 191 с.

11. Мирзахмедов А. Феномен ислама // Социс. - 2008. - 3. - С. 93-95.

12. Петрушевский И.П., Ислам в Иране в VII-XV вв. - М.: Нигма, 2007. - 265 с.

13. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. - М.: Наука, 2006. - 219 с., ил.

14. Толпыкина Т.В., Толпыкин В.Е. Культурология. - М.: Гардарики, 2005. - 380 с.

15. Википедия. - http://ru.wikipedia.org/wiki

16. Фундаментальная электронная библиотека. Литература и фольклор. - http://feb-web.ru

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.