реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Мифология и религия Древнего Египта

реферат

Мифология и религия Древнего Египта

Содержание

Введение

1. Культура Древнего Египта

1.1 Географические и хронологические границы

1.2 Социальная основа культуры Древнего Египта

1.3 Феномен пирамид

1.4 Особенности духовной культуры

1.5 Эллинистический Египет

2. Религия Древнего Египта

3. Египетская мифология

Заключение

Используемая литература

1. Культура Древнего Египта

1.1 Географические и хронологические границы

Осью древнеегипетской культуры и цивилизации стала величайшая река Северной Африки - Нил. Жизнь была сосредоточена по берегам Нила на протяжении тысячи километров - вплоть до нынешней границы с Суданом, до порогов, делавших с этого места несудоходным. В "ширину" же жизнь простиралась не более чем на 20 - 30 км, охватывая не более 3 - 4 %, территории Египта. Эта картина не слишком изменилась и по сей день. О значении Нила в жизни Египта говорит такой курьезный факт. Когда египтяне стали переплывать Средиземное море, добираясь до Европы, они были удивлены не тем, что и там кипит жизнь, что есть горы и реки, но тем, что "реки текут вспять" (с Севера на Юг, в противоположность Нилу).

До того места, куда разливающийся из года в год воды Нила приносили ил, земля была черной и плодородной. Поэтому народ Египта так и называл свою страну - Кеме, что значит Черная. Реальная граница причудливо извивающейся линией проходила там, где кончалась черная земля. За нею начинался суровый мир песчаных и каменных пустынь, Красная страна - Дезире. Правда, и эти земли не были совершенно пустынны. На запад от долины Нила, возле оазисов, пасли свои стада кочевые племена ливийцев, на восток - семитов. Кеме также состоял из двух частей, Верхнего Египта и Нижнего Египта. Верхний Египет простирался от первого водопада до первого ответвления дельты, а Нижний - представлял собой разрезанную речными рукавами заболоченную местность и, хотя ни один из рукавов не превышал 150 км, по величине он примерно равнялся Верхнему Египту. Вместе Верхний Египет и Нижний Египет занимали территорию, равную лишь половине сегодняшней Венгрии. Тем не менее, на территории Древнего Египта кормилось огромное количество людей. И в тогдашнем еще малонаселенном мире Египет был, во всяком случае, наиболее густонаселенной страной.

Справиться с непростыми природными условиями можно было, только объединив усилия. Кто не рыл каналы, не носил землю, не возводил насыпи, был обречен. Поэтому в Египте сложилась форма добровольно-принудительного труда, сравнимого с рабским. Она была применена впоследствии и на строительстве пирамид, которое вменялось огромному количеству людей как трудовая повинность.

Сохраненная в записях история Древнего Египта включает в себя шесть периодов:

Раннее царство (3000 - 2800 гг. до н.э.)

Древнее царство (2800 - 2250 гг. до н.э.)

Среднее царство (2050 - 1700 гг. до н.э.)

Новое царство (1580 - 1070 гг. до н.э.)

Поздний период (1070 - 332 гг. до н.э.)

Греко-римский период (332г. до н.э. - 395 г. н.э.)

Между Древним и Средним царствами, а также между Средним и Новым были два периода распада, а после раздела Римской империи в 395 г. на Восточную и Западную, Египет стал провинцией Византии. В 638 - 642 гг. он был завоеван арабами, которые и поныне населяют его территорию, мало что имея общего с исконным населением Египта. Таким образом, история Древнего Египта длится, в сущности, до начала христианской эры. Часть доарабского населения Египта приняла христианство. Их потомки, известные под названием копты, живут в основном в городах Верхнего Египта, а также в других странах Ближнего Востока. В Каире и сейчас действует храм, где можно посетить коптскую службу, послушать коптские духовные песнопения.

1.2 Социальная основа культуры Древнего Египта

"Своеобразие восточной истории лучше всего постигается через сравнение восточных и западных государств, способов их происхождения и их отношения к человеческой индивидуальности и свободе... В восточной истории потребность в государстве возникла раньше, чем стали обнаруживать себя ростки внешних проявлений свободы и индивидуальности человека" Культурология. Курс лекций/Авт. и сост. Радугин А.А. М., 1997. С. 116.

В Египте (как и в Двуречье) можно было выжить, лишь практикуя орошаемое земледелие и постоянно создавая общественные запасы зерна на случай неурожая и весьма частых стихийных бедствий. Целенаправленное накопление запасов и их рачительное использование были немыслимы без жесткого администратирования. Таким образом, ответом на вызов природы в Древнем Египте (как в других цивилизациях Древнего Востока) явилась такая форма государственного устройств, которая известна под названием восточная деспотия.

В условиях Древнего Египта природа была и кормилицей, и карающим мечом. Только такой могла быть и государственная власть. Любая восточная деспотия управляется огромным количеством государственных чиновников, а налаженная бесперебойная работа бюрократического аппарата цементируется безраздельной, буквально божественной властью верховного правителя. В Египте таким был фараон (от египт. пер-о - большой дом; судя по всему, такое же происхождение имеет и слово пирамида).

Если в западной цивилизации государство в той или иной степени зависело от общества, подотчетно ему, то в восточных деспотиях даже формально свободные люди являлись государственными рабами. Даже возвысившись по службе, подданный такого государства оставался бесправным рабом правителя, а точнее - всей тоталитарной системы. Здесь верховный властитель почитался не за личные качества (мужество, ум), а как воплощение Бога на земле. Власть передавалась только внутри династии, и не случайно в истории Древнего Египта так много правителей с психическими и физическими отклонениями. Правда, это вовсе не значило, что на власть никто не мог покушаться. "Величество ушло", - говорили в Египте, когда фараон в силу тех или иных обстоятельств утраивал свое могущество. Так, известна история о том, как 110-летний кудесник предсказал фараону Хеопсу конец его династии. Фараон хотел добыть свиток, содержащий тайные сведения и хранившийся в городе бога Солнца - Ра. Лишь старый чародей Джеди знал, где находится помещение под названием "Привлекающий к ответу" с кремниевым сундуком, содержащим заветный свиток. Однако Джеди не подчинился приказу фараона принести его. Это было грозным знаком. Джеди же остался ненаказанным, более того, он предсказал, что после сына Хеопса трон унаследует тот из трех близнецов, рожденных женой жреца от бога Ра, который первым появится на свет: сил Хеопса не хватило даже на сохранение трона для своего внука.

В этой мистической истории просматривается и важная роль жрецов, посредников между божественной природой и человеческой общиной. Будучи столпами власти фараона, хранителями знаний, они могли в силу особенностей своего положения держать в подчинении невежественный и не допускаемый к образованию народ, они же нередко свергали фараонов.

1.3 Феномен пирамид

Уникальными памятниками древнеегипетской культуры и цивилизации являются пирамиды. Это не просто усыпальницы фараона, но и символ государственной мощи - особенно если учесть, что они сооружались при жизни фараона в течение многих лет. На их строительство принудительно направлялись десятки (порой сотни) тысяч "государственных рабов", использовались и рабы, захваченные в плен. Участие в постройке пирамид представлялось как религиозная обязанность, попытки же уклонения от нее жесточайшим образом карались.

Согласно вероучениям египетских жрецов, всякий человек обретал бессмертие, если полностью соблюдался ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались, а просто заворачивались в циновки и опускались во рвы. Древнейшая из египетских пирамид была возведена около 5 тыс. лет назад для фараона Джосера, который считался открывателем камня как строительного материала. Строитель пирамид, Имхотеп, также был обожествлен как "первый после царя, управитель великого дворца, покровитель плотников и писцов". Самая же грандиозная пирамида Хуфу (Хеопса), высотой почти 147 м, и занимающая площадь пять гектаров. Она сложена из 2300 тыс. гигантских камней весом по 2-3 т, столь плотно пригнанных, что между ними невозможно просунуть даже иглу. Немногим уступает ей (143,5 м) пирамида Хаффы (Хефрена). Греческий историк Геродот сообщал, что гробницу Хуфу сооружали в течение 20 лет около 100 тыс. человек одновременно, сменяясь каждые три месяца. Огромное количество рабочих погибало, но это не могло задержать строительство. Можно только попытаться представить себе, какие успехи могли быть достигнуты, если бы столь колоссальные усилия и средства были направлены на строительство дорог и каналов, а не на хранение мумий.

Египетские пирамиды считались одним из "семи чудес света". Начиная со II тыс. до н.э. их стали строить не из камня, а из кирпича - это было проще и менее разорительно, но такие размеры не могли уже быть достигнуты. Вовсе было прекращено строительство пирамид к началу I тыс. до н.э. Для усыпальниц фараонов отводились теперь хитроумные тайники-лабиринты, имелись они и в самих пирамидах. Они стоили жизни многим грабителям, но все равно не могли их остановить, так же как и грозные боги. Подавляющее большинство пирамид ныне разграблено, потому столь знаменита далеко не самая богатая, но зато чудом сохранившаяся усыпальница Тутанхамона (1351 - 1342 гг. до н.э.), раскопанная в 1922 г. Х. Картером. Известно, что практически все участники его экспедиции (кроме него самого) вскоре погибли, вероятно от ядов, скопившихся в склепе, наверняка такая же участь (божья кара) постигла и большинство грабителей. Удивительные открытия в пирамидах продолжаются до сих пор, привлекая новейшие технические средства (в том числе создаваемые специально для этих исследований).

1.4 Особенности духовной культуры

Вероятно, наиболее специфической особенностью египетской культуры был своеобразный культ смерти. Вся египетская культура пронизана протестом против смерти и одновременно приготовлением к ней (проникнутым верой в обретение бессмертия).

Буквально во всех древних мифологиях и религиях присутствует вера в бессмертие, искупление, воскресение и т.д., но, ни одна культура не пронизана в такой степени подготовкой к смерти. Мумифицирование позволяло сохранить тело, в которое могло вернуться душа, а мощные стены пирамид должны были обеспечить им покой; погребенные в пирамидах рабы, утварь были одинаково необходимы в жизни: как до смерти, так и после нее. Сами пирамиды возводились не в насыщенной влагой долине Нила, а на краю соседних с нею пустынь.

Сохранился и по сей день, привлекая туристов со всего мира, некрополь, Город Мертвых, расположенный западнее древней столицы, Мемфиса (Мен Нофера). Древние египтяне называли его просто Западным городом, а находившихся здесь называли не мертвыми, а утомившимися. Город мертвых в итоге занял территорию, превышающую любой город живых, простираясь на 60 км. Само название Мемфис - Мен Нофер происходит от имени первого фараона, Мена. Согласно преданию, собственные псы загнали однажды Мену в озеро Мерида, где бы он и погиб, если бы его не взял в пасть крокодил. В этом месте Мена основал город и велел почитать крокодилов. Считается, что именно Мена заложил единую столицу Верхнего и Нижнего Египта. Вначале ее называли Белыми Стенами, позже она получила более возвышенное название: Весы Двух Стран, Жизнь Двух Стран, Непреходящая Красота (Мен Нофер), Дворец Души Птаха - Хет-Ка-Птах. Мен Нофер стало звучать у греков как Мемфис, а название Хет-Ка-Птах трансформировалось а Айгуптос (Египет).

В египетской культуре постоянно просматривается причудливое сочетание "первобытности" со сложным мировосприятием, отличающим "высокоразвитую цивилизацию" Павлова О. И. Культура Древнего Египта // Древние цивилизации. М., 1989. С.45.. О. Шпенглер, исследуя прасимволы различных культур, считал таковым для египетской культуры дорогу. Египетская душа ступает по заданному раз и навсегда направлению: "мощные стены храмов, торжественные ряды статуй, длинные ленты рельефов и рисунков, изображающих шеренги смотрящих и идущих в одном направлении фигур, аллеи сфинксов - все это подчеркивает идею дороги. Пирамида - гигантский треугольник стрелки, указывающий конец пути" Кармин А.С Культурология. СПб., 2001. С. 749. Шпенглер видит здесь выражение "отважной души".

Общий дух египетской культуры определяет ее мифологию, религию, искусство. Египетская душа наиболее естественно выражает себя языком камня, и не случайно базисом искусства выступает архитектура. Египетская архитектура лишена, каких бы то ни было декоративных, чисто "украшательских" элементов. А египетская статуя представляет собой как бы отдалившийся от стены рельеф и установлена всегда так, чтобы смотрелось спереди. Столь же характерно дух египетской культуры выражен и в живописи. В отдельных рисунках, помещенных рядом друг с другом, одно и то же явление растягивалось по плоскости. Было бы упрощением объяснить это лишь незнанием законов перспективы - здесь опять налицо прасимвол дороги. Гегель считал, что своеобразным символом египетского духа может считаться сфинкс: "Человеческая голова, выглядывающая из тела животного, изображает дух, который начинает возвышаться над природой, вырываться из нее и уже свободнее смотреть вокруг себя, однако не вполне освобождается от оков... Чело духа еще как бы стянуто железным обручем, так что он не может дойти до самосознания своей сущности и мысли, но порождает это самосознание лишь как задачу, как загадку, относящуюся к самому себе" Гегель Г.Ф. Соч., М., Л., 1935. Т. VIII. Философия истории. С. 186.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.