p align="left">В конце VI и в V тысячелетии до н. э. появились первые поселенцы и на территории Южной Месопотамии. По наиболее типичному поселению этого времени Эль-Убейд их чаще всего называют убаидцами, иногда -- протошумерийцами. В начале IV тысячелетия до н.э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения, хотя точное время появления шумеров в долине Тигра и Евфрата пока установить трудно. Постепенно они заняли значительную территорию Месопотамии от Персидского залива на юге до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата на севере. Вопрос об их происхождении и родственных связях шумерского языка вызывали и продолжает вызывать острые дискуссии. Наряду с ранее высказанными мнениями Б. Грозного о приходе шумеров с севера и Г. Чайлда об их приходе с востока, из Элама, появляются предположения о приходе шумеров из Средней Азии (по сходству керамики, найденной в Северо-Восточном Иране и Уруке), из Индии, из западных областей Индокитая (по предполагаемому родству шумерского языка с тибето-бирманскими языками) и др. Шумеры смешались с теми этническими группами Северной Месопотамии, которые продвинулись в свое время на юг, вступили в контакт с убаидским населением, заимствовав у него ряд топонимических названий, достижений из области хозяйства, некоторые религиозные верования и др. Высказывались предположения о родстве шумерского языка со многими языками мира вплоть до тюркских и даже малайско-полинезийских языков. Но в настоящее время нет достаточных оснований для отнесения шумерского языка к той или иной известной языковой семье. В северной части Месопотамии начиная с первой половины III тысячелетия до н.э., а возможно и ранее, жили семиты. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии, Сирийской степи и Аравии. Язык семитских племен, поселившихся в долине Тигра и Евфрата, назывался аккадским и имел несколько диалектов. В Южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском диалекте, а к северу, в средней части долины Тигра, -- на ассирийском. В течение нескольких веков семиты сосуществовали с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тысячелетия до н. э. заняли всю Месопотамию. В результате аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. К началу II тысячелетия до н. э. шумерский был уже мертвым языком. Лишь в глухих болотах нижнего течения Тигра и Евфрата он смог выжить до середины II тысячелетия до н. э., но затем и там его место занял аккадский. Однако язык религии и в определенной степени науки шумерский язык продолжал существовать и изучаться в школах до I в. до н. э. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с семитами, но сохранили свою религию и культуру, которые у них лишь с небольшими изменениями заимствовали аккадцы. В конце III тысячелетия до н. э. в Месопотамию из Сирийской степи начали проникать скотоводческие племена семитского происхождения. Аккадцы называли эти западносемитские племена амореями. По-аккадски Амурру означало «Сирия», а также и «запад» вообще, и среди этих кочевников было много племен, говоривших на различных, но близких друг к другу диалектах. Часть этих племен аккадцы называли сутиями (в переводе--«кочевники»). В конце III - первой половине I I тысячелетия до н. э. амореям удалось осесть в Месопотамии и создать ряд государств. С древнейших времен на севере Месопотамии жили хурритские племена, по-видимому являвшиеся автохтонными жителями Северной Месопотамии, Северной Сирии и Армянского нагорья. В Северной Месопотамии хурриты создали свое государство однако в нем наличествовали и какие-то индоевропейские этнические элементы. По языку и происхождению хурриты были близкими родственниками урартских племен, живших на Армянском нагорье. В III -- II тысячелетиях до н. э. шумеры и аккадцы называли страну и племена хурритов Субарту (отсюда происходит и этническое название субареи). В отдельных районах Армянского нагорья хурриты жили еще в VI--V вв. до н. э. С III тысячелетия до н. э. в Северо-Восточной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до озера Урмии, жили полукочевые племена кутиев (или гутиев), этническое происхождение которых пока остается загадкой, а язык отличается от шумерского, семитских или индоевропейских языков; возможно, он был родственным хурритскому. В конце ХХ I I I в. до н. э. кутии вторглись в Месопотамию и на целое столетие установили там свое господство. Лишь в конце ХХII в. до н. э. их власть была свергнута, а сами они отброшены к верховьям Диялы, где продолжали жить еще в I тысячелетии до н. э. С конца III тысячелетия до н. э. в предгорьях Загроса к западу от кутиев жили часто вторгавшиеся в Месопотамию племена луллубеев, о происхождении и языковой принадлежности которых ничего определенного пока сказать нельзя. Не исключено, что они были родственны касситским племенам. Касситы с древнейших времен жили в Северо-Западном Иране, к северу от эламитов. Во второй четверти II тысячелетия до н. э. части касситских племен удалось утвердиться в долине реки Диялы и оттуда совершать набеги в глубь Месопотамии. В начале ХVI в. до н. э. они захватили одно из месопотамских государств -- Вавилонское -- и основали там касситскую династию. Касситы, осевшие в Вавилонии, были полностью ассимилированы местным населением и приняли его язык и культуру, в то время как касситские племена, оставшиеся на своей родине, сохранили родной язык, отличный от шумерского, семитских, хурритских и индоевропейских языков. Во второй половине I I тысячелетия до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь и далее в Северную Месопотамию двинулась обширная группа арамейских племен, которых аккадцы называли сначала ахламу, а позднее -- араму. В конце ХIII в. до н. э. арамеи создали в Западной Сирии и Юго-Западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тысячелетия до н. э. они почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии. Многочисленность арамейского населения и простота усвоения, по существу, алфавитного арамейского письма способствовали тому, что арамейский язык начал широко и прочно распространяться на этой территории. Начиная с IХ в. до н. э. в Южную Месопотамию стали вторгаться и оседать там родственные арамеям халдейские племена. 1.2 Социально-экономический, политический строй Шумеро-Аккадского царства «Для понимания структуры древнемесопотамского общества большое значение имеют вопросы собственности и, прежде всего, собственности на землю -- основную производительную базу архаичных государств.» Гуляев В. И. «Шумер. Вавилон. Ассирия»,с.160, М.:Алетейа,2004. На Ближнем Востоке III--II тыс. до н.э. представлены обычно два различных сектора экономики: государственный и общинно-частный. К государственному сектору относились обширные хозяйства царя и храмов. Хозяйство государственного сектора велось на земле, хотя и принадлежавшей первоначально общинам в целом, но очень рано вычленившейся и превратившейся в прямую собственность царя и храмов. Первоначально задачей подобных хозяйств было создание общинного обменного и страхового фонда, и лишь позже они превращаются в основном в источник дохода царя и царской бюрократии. В этих хозяйствах применялся труд лиц, лишенных собственности на средства производства в пределах данного хозяйства и эксплуатируемых путем внеэкономического принуждения. В состав государственного сектора экономики, помимо трудящихся, непосредственно создававших материальные блага, входили также царские служащие, профессиональные воины, мастера-ремесленники, чиновники. Многие из них могли практически достичь очень высокого положения в обществе, но пока они являлись только царскими служащими, они не обладали гражданским полноправием. Другой крупный сектор, противостоящий государственному, -- это сектор общинный, если рассматривать его с точки зрения собственности, или частный, если рассматривать его с точки зрения ведения хозяйства.. Собственность общин и их членов была вполне независима от собственности государства. Известно, что город на древнем Ближнем Востоке возникает и развивается из соседской общины. Следовательно, эволюция общины -- этой важнейшей социально-экономической ячейки всего архаического общества -- имеет существенное значение и для исследования истории города. Ниже приведены наиболее важные выводы отечественных ученых (и прежде всего, ИМ. Дьяконова) по поводу древневосточных общин. 1. Родоплеменная организация по мере развития производительных сил и разделения труда постепенно разлагается, распадаясь на домовые» (больше семейные) общины. 2. «Домовая» община -- это хозяйство большой семьи, составляющей патриархальный род или входящей в таковой как его часть. З. Однако, будучи недостаточно мощной единицей для самостоятельного существования на том уровне развития производства, «домовая» община входит, как правило, в более крупное общинное объединение, основанное на принципах соседства, в сельскую общину (шумерское уру, аккадское алу).. Любопытно, что в Шумере и город, и любой, даже самый маленький, населенный пункт также назывались «уру», подобно сельской общине. 4. «Домовая» община является обязательной хозяйственной формой существования патриархальной семьи (или рода) и поэтому существует столько же времени, сколько и патриархальная семья (род), в том числе, и даже главным образом, в классовом обществе. 5. «Домовая» община владела своими средствами производства, и власть в ней осуществлял патриарх -- глава дома; но право собственности на землю осуществляла только сельская община. Это выражалось, во-первых, в регулярных переделах наделов земли внутри общины и, во-вторых, в участии представителей домовых общин во всех сделках по поводу земли. 6. Соседская (сельская) община управлялась собранием глав больших семейств (общин). Впрочем, общинное самоуправление в условиях классового общества (и даже еще раньше) обычно видоизменяется в тон на правлении, что существует совет старейшин, в который чаще всего входят уже не все главы домовых общин, а лишь главы наиболее богатых родов (родовая знать). Наряду с советом существует общее собрание всех свободных, носящих оружие. Оно, впрочем, играет обычно довольно пассивную роль при совете старейшин, поскольку большинство воинов находится в патриархальной зависимости от родовой знати. 7. Государство первоначально возникает в пределах общины или тесно связанных между собой общин. Сначала оно продолжает по форме управляться так, как община управлялась и раньше, -- советом старейшин при участии народного собрания совместно с выборными вождем-жрецом и вождем-военачальником. Со временем военачальник постепенно узурпирует должность жреца и превращается в единовластного правителя, царя. 8. «Древняя сельская или городская община (это лишь формы одной организации) есть прежде всего гражданская организация полноправных свободных» Гуляев В. И. «Шумер. Вавилон. Ассирия»,с.162, М.:Алетейа,2004.. Что касается классового деления шумерского общества, то население типичного «нома» можно разделить на три основные группы, или класса: класс людей, владеющих средствами производства, но не занятых производительным трудом и эксплуатирующих труд других; класс людей, владеющих средствами производства и занятых производительным трудом; класс людей, не владеющих средствами производства, но занятых производительным трудом. К первому классу относятся крупная знать (шумерск. саг-суг), высшее жречество и администрация общины (члены совета старейшин). Эти люди обладали в порядке семейно-общинного или родового, а отчасти и индивидуального владения десятками и сотнями гектаров общинной земли, эксплуатируя клиентов и рабов. Особо следует отметить правителя (энси, лугаля)постепенно захватывающего и храмовые земли. Второй класс составляли свободные граждане (дляIII-- IIтыс. до н.э. в основном крестьянство) -- члены домашних и территориальных общин, непосредственно и лично участвующие в производстве и обладающие всеми гражданскими правами. Свободные общинники выделяли из своих рядов как представителей господствующего класса, так и обедневших и разорившихся людей, пополнявших класс эксплуатируемых. И.М. Дьяконов считает, что эта часть населения в целом эксплуатации не подвергалась, а только платила обычные налоги и участвовала в общественных работах и повинностях. К третьему классу относятся древние подневольные люди рабского типа, куда, помимо собственно рабов, входили патриархально-зависимые лица (младшие родичи, клиенты), должники, царские работники. Это класс, лишенный собственности на средства производства и эксплуатируемый внеэкономическим путем. Для более глубокого понимания сути экономических и социальных процессов в Месопотамии III тыс, до н.э. интересно ознакомиться с материалами периода III династии Ура финальной эпохи в истории Шумера. Первый властитель нового государства -- Ур-Намму (2112?--2094/93 гг. до н.э.) начал с организации ирригационных работ, в которых так нуждалась только что пережившая тяжелый кризис страна. Были построены новые мелиоративные и оросительные каналы в Уре, Эреду, Ниппуре и Лагаше. Однако подлинным создателем экономической и государственной системы шумерского царства стал его сын -- Шульги (2093--2046 гг. до н.э.). «Для царей новой династии -- III династии Ура, -- отмечает И.М. Дьяконов, -- консолидация деспотической монархии облегчалась не только тем, что страна нуждалась в восстановлении и упорядочении оросительной системы, но и рядом исторических обстоятельств, связанных с предшествующим владычеством Аккадской династии и господством кутиев... На пути нового государства уже не стояли традиционные олигархические порядки в отдельных ,,номах” и традиционные династии правителей: в большинстве случаев к моменту прихода к власти Ур-Намму здесь правили назначенные сверху чиновники, а внехрамовая общинная структура была настолько расшатана и сами общинники настолько разорены, что воссоздание твердой системы государственного хозяйства должно было казаться крайне желательным, ее воссоздание было не только экономической необходимостью для Возрождения страны; оно позволило бы обеспечить политическое и материальное благополучие для множества людей, которые могли надеяться на замещение должностей многочисленных администраторов, ремесленников или надзирателей царско-храмовых имений. Отсюда -- широкая поддержка, которой, несомненно, пользовались как Уту-хенгаль, так и Ур-Намму и Шульги» Дьяконов И.М. «Общественный строй и государство Древнего Шумера», с. 65..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|