реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Мифология и этика буддизма

реферат
p align="center">3. Учение Будды

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования - страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма и других индийских религий - это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин «сансара».

Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость. Таков закон кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях.

Этот закон составляет механизм сансары, который называется бхавачакра - «колесо жизни» (оно же круговорот бытия или круг сансары). Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев): неведение (авидья) обусловливает кармические импульсы (санскары); они формируют сознание (виджняна); сознание определяет характер нама-рупы - физического и психического облика человека; нама-рупа способствует формированию шести чувств (аятана) - зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса и воспринимающего ума. Восприятие (спарша) окружающего мира порождает само чувство (ведана), а затем желание (тришна), которое в свою очередь порождает привязанность (упадана) к тому, что чувствует и о чём мыслит человек. Привязанность приводит к хождению в существование (бхава), следствием чего является рождение (джати). А всякое рождение влечёт за собой старость и смерть

Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Цель буддиста - жить так, чтобы оставлять как можно меньше кармических следов. Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний.

«Нет уз у тех, у которых нет приятного или неприятного».

«Из привязанности рождается печаль, из привязанности рождается страх; у того, кто освободился от привязанности, нет печали, откуда возьмётся страх?» «Как дерево, хотя и вырванное, продолжает расти, если корень его не повреждён и крепок, так и страдание рождается снова и снова, если не искоренена склонность к желанию».

«Я всё победил, я всё знаю. Я отказался от всего, с уничтожением желаний я стал свободным. Учась у самого себя, кого назову я учителем?» Так сказано в «Дхаммападе».

Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, называется мокшей, а в буддизме - нирваной.

Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана - это смерть. Неверно. Нирвана - это покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей - всего того, что составляет жизнь обычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

Буддизм не относится ни к моно-теистическим (признающим единого Бога), ни к политеистическим (осно-ванным на вере во многих богов) рели-гиям. Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных су-ществ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.), но считает, что они тоже подчинены дей-ствию кармы и, несмотря на все свои

сверхъестественные силы, не могут самого главного -- избавиться от пере-воплощений. Только человек способен «встать на путь» и, последовательно меняя себя, искоренить причину пере-рождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родить-ся в человеческом облике. Только сре-ди людей могут появиться высшие ду-ховные существа: будды -- люди, дос-тигшие Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы -- те, кто откладывает уход в нир-вану ради помощи другим созданиям.

Может сложиться представление, что буддам и бодхисаттвам принадлежит в буддизме то же место, которое в других религиях занимают боги или единый Бог. Но это не совсем так. Будды не могут, как боги других религий, создавать мир, управлять стихиями; они, как правило, не могут карать грешников или награждать праведни-ков. Буддизм -- и в этом ещё одно его отличие от других религий -- не при-знает провидения и подчёркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий в неустанной сознательной работе над собой. Поэ-тому в «Дхаммападе» сказано: «Строи-тели каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы сми-ряют самих себя».

4. Дхарма - закон, истина, путь

Важнейшим для буддистов является понятие дхармы -- оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, кото-рую он открыл всем существам. «Дхар-ма» буквально означает «опора», то, что поддерживает». Слово «дхарма» оз-начает в буддизме моральную доброде-тель, прежде всего -- это моральные и духовные качества Будды, которым ве-рующие должны подражать. Кроме того, дхармы -- это конечные элемен-ты, на которые, с точки зрения будди-стов, разбивается поток существования.

В своей первой речи после Про-светления Будда сравнивает способно-сти разных людей к постижению Дхар-мы с разнообразием лотосов в пруду:

«И оглядев мир своим оком Просвет-лённого, Благословенный, преиспол-ненный сочувствия ко всем живым су-ществам, увидел существа, умственный взор которых лишь чуть запорошён пылью, и существа, чей умственный взор покрыт густым слоем пыли; уви-дел существа с острой восприимчиво-стью и с восприимчивостью вялой, су-щества, имеющие благоприятную фор-му, существа, легко поддающиеся вну-шению и трудно поддающиеся внуше-нию, а также увидел существа, пребы-вающие в страхе перед иным миром и в страхе перед грехом.

Подобно тому как в пруду, заросшем голубыми лотосами, или в пруду, заросшем белыми лотосами, одни лотосы, рождённые в воде, выросшие в воде, не поднимаются над водой, другие, рождённые в воде, выросшие в воде, стоят вровень с поверхностью воды, а третьи, рождённые в воде, выросшие в воде, поднявшись над водой, стоят так, что вода их не касается»

Будда, как никто иной, понимал, что люди от рождения не похожи друг на друга и нельзя к ним подхо-дить с одной и той же меркой: одним Дхарму нужно долго растолковывать, другие поймут её на лету, третьим по-требуется привести множество примеров, четвёртых придётся учить йоге и т. п. Не существует единого, универ-сального свода буддийского веро-учения, пригодного для всех. Нет уни-версальной формулы Дхармы на все случаи жизни; есть Дхарма, изложен-ная с учётом индивидуальных особен-ностей каждой группы верующих. По-этому буддийское учение может быть выражено высоким учёным стилем и простой народной речью, в стихах и в прозе, изображено на священной диаграмме (мандале) и на красочной картине.

Разные цели преследуют и буд-дийские проповеди. Высшей целью всегда остаётся нирвана, но достичь её трудно -- это под силу лишь самым упорным и одарённым. Для простых людей, не способных на значитель-ные духовные усилия в нынешнем своём состоянии, промежуточным этапом может стать воплощение в лучших условиях или возрождение на небесах какого-нибудь будды, с помо-щью которого они в дальнейшем до-стигнут нирваны.

5. Четыре благородные истины

Проповедь своего учения Будда на-чал с «четырёх благородных истин»:

о страдании и причине страдания, об устранении причины страдания и о пути к прекращению страданий. Обращаясь к ученикам (бхикшу), он говорил: «А вот, бхикшу, благая истина о том, что существует стра-дание. Рождение -- страдание, ста-рость -- страдание, болезнь -- стра-дание, смерть -- страдание; соеди-нение с тем, что неприятно, -- стра-дание; разъединение с тем, что при-ятно, -- страдание; когда нет возмож-ности достичь желаемого -- это тоже страдание.

А вот, бхикшу, благая истина о том, что страдание имеет свою при-чину. Это жажда, ведущая к перерож-дениям, связанная с наслаждением и страстью, находящая удовольствие то в одном, то в другом. Жажда бывает трёх видов: жажда чувственных удо-вольствий, жажда перерождений, жажда существования.

А вот, бхикшу, благая истина о том, что страдание может быть унич-тожено. Это уничтожение жажды и полное уничтожение страсти, отказ от них, отречение от них, освобожде-ние от них, отвращение от них.

А вот, бхикшу, благая истина о том, что существует путь, ведущий к уничтожению страдания».

Согласно первой истине, всё су-ществование человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге приводят к страда-нию, поскольку они связаны с «разъ-единением с приятным». Хотя страда-ние универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоя-нием человека, поскольку имеет свою причину -- желание или жажду удо-вольствий, -- которая лежит в основе привязанности людей к существова-нию в этом мире. Такова вторая бла-городная истина.

Пессимизм первых двух благо-родных истин преодолевается благо-даря следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, по-скольку она порождена самим челове-ком, подвластна его воле и может быть им же и устранена -- чтобы по-ложить конец страданиям и разоча-рованиям, надо прекратить испыты-вать желания.

О том, как достичь этого, гово-рит четвёртая истина, указывающая восьмеричный благородный путь:

"Этот благой восьмеричный путь та-ков: правильные взгляды, правиль-ные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение».

Таким образом, восьмеричный путь включает три основных упражнения в нравственности, созерцании и мудрости: культуру поведения (правильные мысль, слово, дей-ствие), культуру медитации (пра-вильные осознание и сосредоточе-ние) и культуру мудрости (правиль-ные взгляды).

Культура поведения -- это пять (или десять) основных заповедей (панчашила); не убей, не бери чу-жого, не лги, не пьянствуй, не прелю-бодействуй; а также добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т. п.

Культура медитации -- это сис-тема упражнений, ведущих к достиже-нию внутреннего умиротворения, от-странённости от мира и обузданию страстей.

Культура мудрости -- знание че-тырёх благородных истин.

Из всех четырёх благородных истин именно восьмеричный бла-городный путь составляет главное своеобразие буддизма. Будда не просто говорит о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь свободы и сам стать буддой. Всё это очень отличается от других известных религий -- ни одно религиозное учение не признаёт, что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным существом.

Встав на этот путь, можно прий-ти к высшей цели человека -- выхо-ду из круговорота перерождений (сансары), а значит, к прекращению страданий и достижению состояния освобождения -- оно и есть нирвана. Следование только моральным заповедям приносит лишь временное облегчение.

Четыре благородные истины во многом напоминают принципы ле-чения: история болезни, диагноз, признание возможности выздоров-ления, рецепт лечения. Не случайно буддийские тексты сравнивают Буд-ду с врачевателем, который занят не общими рассуждениями, а практическим излечением людей от духовных страданий. И своих по-следователей Будда призывает посто-янно работать над собой во имя спасения, а не тратить время на раз-глагольствования о предметах, кото-рых они не знают по собственному

опыту. Он сравнивает любителя от-влечённых разговоров с глупцом, который вместо того, чтобы позво-лить вытащить попавшую в него стрелу, начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала сделана и т. п.

Другими важными положениями учения Будды являются три характе-ристики бытия (трилакшана): стра-дание (духкха), изменчивость (анитья) и отсутствие неизменной души (анатман), а также учение о взаимо-зависимом возникновении всех ве-щей (пратитъя самутпада).

В мире нет ничего вечного -- вся-кое существование имеет начало и ко-нец, а раз так, то не может быть и не-изменной души. Человек состоит из пяти скандх: телесного (рупа), ощуще-ний (ведана), распознавания (санджня), кармических импульсов (санскар) и сознания (виджняна). После смерти большая часть скандх разрушается.

Существует мнение, согласно которому этика Будды принципиально безличностна. Оно по меньшей мере односторонне. Действительно, восхождение к нирване означает погружение в абсолютно безличное, внутренне нерасчленённое состояние. В этом заключается спасение человека. Однако осуществляется оно исключительно в результате усилий самого человека, на основе его свободного индивидуального выбора. Всё определяется мерой добродетельности намерений и поступков индивида, обнаруживаемых, правда, во всей совокупности предшествующих рождений. Поскольку нравственная судьба человека полностью подконтрольна ему самому и возможности его спасения не ограничены ничем, кроме его собственных грехов и ошибок, то по этому признаку этику Будды вполне можно квалифицировать как этику личности. Как полагает Будда, человек, чтобы утвердиться в качестве нравственной личности, должен победить самого себя как обособленного эмпирического индивида. В этом смысле его можно упрекнуть в том, что он предельно этизирует понятие личности.

Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели. При этом нравственность интересует Будду прежде всего в её практически действенном выражении, как путь спасения. Вопросы её философско-доктринального обоснования он оставляет в стороне. Точно так же в учении Будды крайне слабо выражен религиозный элемент. Правда, ученики Будды были организованы в монашеские общины. Община (сангха) наряду с учителем и учением - одно из трёх прибежищ буддиста. Однако сама община цементировалась во времена Будды общностью духовно-нравственных стремлений и соответствующего образа жизни; составленный им устав общины основывается на прецедентах. Буддизм в его первоначальном содержании не был отгорожен от мира ни философским, ни религиозным панцирем. Это предопределило его удивительную пластичность, способность к изменениям и ассимиляции. На почве разнообразных философских и исторических традиций буддизм стал быстро видоизменяться, он разделился на ряд течений, из которых наиболее значительными стали северный буддизм (махаяна, что переводится как «большая колесница») и южный буддизм (хинаяна, «малая колесница»). Одновременно происходило обожествление образа Будды, превращение буддизма в религиозное мировоззрение и практику. В таком виде он дошёл наших дней. Буддизм имеет сегодня сотни миллионов приверженцев и является очень заметным, значимым элементом в религиозно-культурном многообразии современного мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

А.А. Гусейнов. Великие моралисты. Москва 1995г.

А.А. Гусейнов. Этика.// Вопросы философии.1999г. №8

3. Основы этических знаний. Уч-к для ВУЗОВ.

4. Этика

5. Энциклопедия. Религии мира. Том 6. Часть первая. М: «Аванта+», 1996г.

6. Словарь по этике. Под ред. Кона. М: 1981г.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.