реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Ложность и противоречия псевдохристианских культов

реферат

Ложность и противоречия псевдохристианских культов

- 49 -

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая работа

Учебная дисциплина: ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

Тема: ЛОЖНОСТЬ ДОКТРИН ПСЕВДОХРИСТИАНСКИХ КУЛЬТОВ - АНАЛИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ

г. Одесса 2008г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА НАУЧНЫХ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТ»

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1.1 Ересь

1.2 Секта

1.3 Культ

1.4 Новое религиозное движение

Раздел 2. ЧЕТЫРЕ ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КУЛЬТА

2.1 Популярный подход

2.2 Психологический подход

2.3 Социологический подход

2.4 Богословский подход

Раздел 3. ГРУППА С ДОКТРИНАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ

Раздел 4. ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ

Раздел 5. КАТЕГОРИИ КУЛЬТОВ

ГЛАВА 2. ПСЕВДОХРИСТИАНСКИЕ КУЛЬТЫ - АНАЛИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Раздел 1. СПОРНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТОВ: ОТКРОВЕНИЯ, ВИДЕНИЯ, ПРОРОЧЕСТВА, ГОЛОСА, «ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИНЫ» И «НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ»

1.1 Культ мормонства

1.2 Церковь Адвентистов Седьмого Дня

1.3 Церковь единения

1.4 «Путь международный»

1.5 «Церковь Живого Слова»

1.6 Свидетели Иеговы

1.7 «Вселенская Церковь Божия»

Раздел 2. ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ПСЕВДОХРИСТИАНСКИХ КУЛЬТОВ СОВРЕМЕННОСТИ

2.1 Неприятие учения о Святой Троице

2.2 Учения псевдохристианских культов о Христе

2.3 Отрицание исторической непрерывности существования Церкви Христа

2.4 Верховный авторитет основателей и лидеров культов

2.5 Авторитетность книг основателей культов

2.6 Нарушение прав человека и жестокое обращение с людьми

2.7 Крайности и преступления в половых отношениях

2.8 Эксплуатация рядовых членов и обогащение вождей

2.9 Обожествление человека

2.10 Методы привлечения новых членов и появление положительных лидеров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

ВВЕДЕНИЕ

Христиане в бывшем Советском Союзе долгие годы ждали благодатных перемен, когда им будет предоставлена свобода для повсеместной проповеди Евангелия, воспитательной работы среди детей и молодежи, а также благотворительной деятельности. Такие перемены начались в 1988 г., когда в СССР были освобождены заключенные за веру, открыто стали ввозиться Библии и другая духовная литература, христианам было разрешено проповедовать Благую весть Христа на улицах и в парках, в тюрьмах, больницах и других недоступных ранее местах.

С провозглашением политических и религиозных свобод, в странах СНГ возникли новые проблемы, которые связаны с появлением религиозных культов, групп и течений, проповедующих лжеучения, ведь свобода религии означает свободу деятельности для всех религий, в том числе и для малых независимых религиозных групп или культов. Их последователи стараются привлечь к себе как неверующих, так и христиан, в особенности молодежь. Некоторые из этих малых религиозных групп причисляют себя к христианской Церкви и не отвергают связи с христианством.

Ложные учения появляются как вне Церкви, так и внутри нее. Отвергая богодуховность Библии и уникальность личности Христа, Сына Божия и Спасителя мира, их приверженцы стараются увлечь за собою неутвержденных в Слове Божием христиан и неверующих, препятствуя их познанию Христа. Неудивительно, что часто в их сети попадают добрые и искренние люди.

Культы, учения и религии, на первый взгляд, достаточно разнообразны. Немало религиозных групп претендует на христианскую ортодоксальность. Есть разного рода приверженцы восточных религий и язычества. Есть движения, представляющие собой синтез христианства и восточных религий. Есть и такие, которые полностью отвергают все доброе, моральные устои и призывают к служению сатане.

Духовность становится модой, каждый пытается рассуждать о вере. Однако вера, духовность, религия - все это предметы слишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов. Сегодня часто рассуждают так: бездуховность и атеизм - это плохо, следовательно, любая вера и какая угодно духовность - это хорошо. Важно верить во что-то светлое и возвышенное, а различия между религиями принципиального значения не имеют. Но эти нехитрые рассуждения далеки от той глубины, которая была характерна для людей, действительно верующих и серьезно мыслящих. Не всякая “дорога к храму” ведет к Храму Истины, и не всякий приглашающий на “собрание по изучению Библии” приведет к Богу.

Предметом работы является проблема возникновения культов в христианской жизни.

В выборе объекта работы мы ограничили наше исследование рассмотрением псевдохристианских культов в свете Истинной Веры.

В соответствии с вышеизложенным, целью настоящей работы является:

· всестороннее рассмотрение такого социального и религиозного явления как «культ»,

· выявить различия между понятиями «культ», «секта», «ересь», «новые религиозные движения»,

· определить признаки и категории культа,

· сравнить ортодоксальный и культовые подходы в вопросах христианской веры.

Актуальность данной работы: Сегодня человеку предлагается широкий выбор различных духовных учений и практик от католицизма до учений самых одиозных и изуверских сект. Но чтобы сориентироваться в этом видимом многообразии духовных и псевдодуховных течений необходимо, чтобы человек обладал информацией о деятельности той или иной организации. В связи с этим и была выбрана эта тема.

Уровень религиозной информированности в нашей стране пока можно назвать катастрофически низким. И на этом фоне существующий закон о свободе вероисповедания дает свободу действий группам, которые сплошь и рядом нарушают права наших сограждан. Данная работа научной ценности не имеет, однако могла бы помочь найти истинный путь к Богу тем, кто заблудился в лабиринтах, выстроенных лжепророками и сектантами.

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРИЗНАКИ КУЛЬТА

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

На протяжении столетий люди использовали для обозначения «неправильных» религиозных групп самые разные термины. Именно это обстоятельство порождает первую проблему: разнородность понятий и определений. К сожалению, единого общепринятого определения культа, равно как и единой терминологии, не существует -- выбор тех или иных терминов и смысл, который в них вкладывается, как правило, определяется личными убеждениями автора.

Вторая проблема заключается в том, что с течением времени некоторые исторические термины обросли эмоциональными коннотациями, которые изначально не были им свойственны. Благодаря усилиям бульварной литературы и желтой прессы такие понятия, как «культ» или «секта», часто воспринимаются уже не как научные термины, а как бессмысленные ярлыки. Именно поэтому современные исследователи пытаются изобрести новую терминологию, тем самым еще больше увеличивая неразбериху в понятиях.

Тем не менее, разобраться в этой путанице можно и нужно -- для этого нам следует вернуться к изначальному, историческому смыслу основных понятий.

1.1 Ересь

В древнегреческом языке от глагола hairein («брать») произошли прилагательное hairetos («способный выбирать») и существительное hairesis («акт выбора»). Со временем существительное приобрело дополнительные значения «выбор», «направление», «философская или религиозная школа, секта». В иудейской культуре так называли религиозные или политические партии -- например фарисеев и саддукеев (Деян. 5:17; 15:5; 26:5). Именно в таком смысле иудеи называли христиан «назорейской ересью» (Деян. 24:5). Изначально это понятие носило вполне нейтральный, описательный характер.

Однако для христиан, которые верят в уникальность и абсолютную истинность учения Христа, любой выбор, любое отклонение является гибельной ошибкой. Именно поэтому апостол Петр говорит о «пагубных ересях», т. е. разрушительных выборах (2 Пет. 2:1), а апостол Павел ставит «ереси» в один ряд с волшебством и идолослужением (Гал. 5:20). Следуя примеру апостолов, ранняя Церковь стала использовать этот термин для обозначения группы христиан, отколовшихся от церкви вследствие своей приверженности тому или иному неортодоксальному учению, в отличие от термина «схизма» (раскол), который подразумевал обособление от Церкви вследствие отказа подчиняться определенному иерархическому авторитету [17]

Некоторые современные источники толкуют ересь как «сознательный отказ принимать богооткровенную истину и следование ошибочному учению» [18]. Однако это определение нуждается в некотором уточнении.

Как справедливо отмечает А.Л. Дворкин, слово еретик означает человека, делающего произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Термин этот по происхождению христианский, и, следовательно, для того чтобы стать еретиком в святоотеческом смысле этого слова, человек изначально должен был пребывать в истине [19].

Таким образом, ересь -- это новое учение, возникшее в рамках Церкви, но противоречащее ее традиционному богословию.

Поскольку в большинстве современных церквей (в особенности т. н. «свободных» или «внеденоминационных») границы вероучения весьма размыты, а исповедание веры подчас сводится к набору общих формул, четкая граница между ересью и ортодоксией стирается, и определение ереси зачастую основано на личных предубеждениях пастора или проповедника. Те же самые проблемы можно наблюдать и в некоторых деноминациях -- доктринальное единство настолько ослабло, что две церкви, входящие в одну и ту же конфессию или ассоциацию, могут на деле расходиться во взглядах на довольно серьезные вопросы.

1.2 Секта

Ни один термин, обозначающий неортодоксальную христианскую группу, не оброс в русской культуре таким количеством предрассудков и негативных ассоциаций, как слово «секта». Большинство наших соотечественников сразу представляют себе нечто мрачное, зловещее, тайное, связанное с похищением детей и кровавыми жертвоприношениями. Между тем, ничего зловеще-криминального в самом слове «секта» нет.

В классической латыни слово secta обозначало образ мышления, образ жизни, а также, в более конкретном смысле, политическую партию, которой человек поклялся в верности, или философскую школу, учение которой он принял. Этимологически с этим понятием не было связано никаких уничижительных коннотаций.

Этимология слова «секта» (лат. secta -- «партия», «школа», «фракция») не совсем ясна. Одни исследователи возводят его к причастию прошедшего времени от глагола secare («отрезать», «разделять»), другие -- от глагола sequi («следовать за кем-либо). Сектами обычно называли такие группы, которые отделялись от существующих религиозных сообществ. Кроме того, этот термин служил для обозначения таких групп, которые утверждали свою идентичность, не порывая связей с тем религиозным сообществом, к которому принадлежали [20].

1.3 Культ

С понятием «культ» в американском обществе связаны такие же эмоциональные проблемы, какие окружают понятие «секты» в Европе. Однако первоначальный смысл слова «культ» гораздо более нейтрален и никак не ассоциируется с еретическими учениями:

Наше понятие «культ» происходит от латинского слова cultus, производного от глагола colere («поклоняться или воздавать почести божеству»). Слово «культ» естественным образом обозначает некую религиозную группу людей, но это общее значение слишком широко для стоящей перед нами практической задачи.

Благодаря этой особенности, термин «культ» имеет особенно много толкований. Практически каждый исследователь изобретает свой собственный вариант определения.

Каким образом появился этот термин? Считается, что его ввел в употребление в 1912 году немецкий богослов, историк и социолог Эрнст Трёльч. Позже, в 1932 году, понятие «культ» приобрело тот смысл, в котором оно наиболее часто используется сегодня, когда американский социолог Говард Беккер приклеил ярлык «культов» к мелким и недолговечным группам -- он подчеркивал частный, личностный характер убеждений членов этих групп и аморфность их организационной структуры. Толкование Бекера было принято с энтузиамом, в результате чего социологи начали употреблять этот термин вне всякой связи с оригинальной трехчастной типологией религиозных откликов, разработанной Трёльчем; скорее, под «культом» стали понимать группу, убеждения и обычаи которой расходятся с позицией религиозной или светской ортодоксии, и которая отличается очень неопределенной организационной структурой.

В 1938 году американский христианин Ян Карел Ван-Баален впервые использовал слово культ в конкретном значении «псевдохристианское движение».

Несмотря на трудности с поиском точного определения «культа», этот термин все же остается наиболее предпочтительным для описания псевдохристианских групп. В отличие от термина «секта», практически все определения культа учитывают не только социологический, но и богословский аспект проблемы (убеждения людей). В отличие от термина «ересь», понятие «культ» достаточно широко, чтобы включать в себя и лжеучения, возникшие за пределами исторического христианского сообщества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.